Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
при секретаре Исабеговой И.С.,
с участием прокурора Бисиркиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Неумывайченко Т.И. об оспаривании ряда положений Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области",
постановлением Законодательного Собрания Калужской области N 1096 от 22 октября 2008 года был принят и 01 ноября 2008 года Губернатором области подписан Закон Калужской области N 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области".
Данный нормативный акт в соответствии с положениями статьи 53 Закона Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" был опубликован в газете "Весть" от 07 ноября 2008 года N 397-398.
Указанный Закон Калужской области действует в редакции Законов Калужской области от 29 декабря 2008 года N 508-ОЗ, от 26 апреля 2013 года N 414-ОЗ, от 01 июля 2013 года N 442-ОЗ.
На момент рассмотрения настоящего дела абзацы 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ имеют следующее содержание.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме (далее - меры социальной поддержки) путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании и в размерах, определенных следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обратившись 26 июня 2013 года в суд с заявлением и уточнив при рассмотрении дела требования, Неумывайченко Т.И. просила признать недействующими и противоречащими нормативным правовым актам, действующим на федеральном уровне, абзацы 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ в части ограничения ее прав медицинского работника, работающего и проживающего в рабочем поселке (поселке городского типа) Калужской области, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, то есть в части, предполагающей ограничение ее прав на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Относительно оспариваемых нормативных положений со стороны заявителя приведены следующие доводы.
Указано, что положениями статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 предусматривалось право медицинских и фармацевтических работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством. Также указано, что данное право не было утрачено в связи с принятием в последующем Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель ссылается на то, что из положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что пролонгируются предусмотренные статьей 63 упомянутых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гарантии для медицинских работников, а для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предусмотрена обязанность при реализации их полномочий по установлению мер социальной поддержки для медицинских работников, которые были ранее установлены Российской Федерацией и действовали по состоянию на 31 декабря 2004 года. Ссылаясь на положения преамбулы, статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и статей 2, 6 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", заявитель указывает, что органы власти субъектов Российской Федерации обязаны были установить и до 01 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в рабочих поселках (поселках городского типа) и в сельской местности, осуществив переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий. По мнению заявителя, органы государственной власти Калужской области до 01 января 2005 года устранились и устранялись до 01 ноября 2008 года от исполнения обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в организациях здравоохранения и проживающих в рабочих поселках (поселках городского типа). Вышеназванные положения оспариваемого Закона Калужской области, как не предусматривающие порядок и форму компенсации расходов по оплате за жилое помещение с отоплением и освещением для медицинских работников, в том числе и принятых на работу после 01 января 2005 года, которые проживают и работают в организациях здравоохранения в рабочих поселках (поселках городского типа), не сохраняющие ранее гарантированных мер социальной поддержки для указанной группы граждан, нарушают, как указывает заявитель, ее права и противоречат нормативным установлениям, имеющим большую юридическую силу.
В судебное заседание Неумывайченко Т.И., извещавшаяся о месте и времени слушания дела, не явилась.
При рассмотрении дела в суде представитель заявителя по доверенности Байкалов З.А. просил заявление Неумывайченко Т.П. удовлетворить.
В судебном заседании представители Законодательного Собрания Калужской области Сорокин В.О. и Алексеева И.П., Губернатора Калужской области Афонькина Л.М., Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области Помозова Е.В. просили заявление Неумывайченко Т.П. оставить без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде в устных и письменных объяснениях со стороны представителей заинтересованных лиц были заявлены возражения на предъявленные требования, существо которых состоит в следующем.
Указано, что оспариваемый Закон Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ принят в целях обеспечения совершенствования системы социальной поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг; завершает переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в денежной форме. Возможность его принятия следует из положений части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт определяет форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Его статья 1, отдельные положения которой оспаривает заявитель, не регулирует вопросы возникновения правовых оснований и не устанавливает размеры компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для каких-либо граждан льготных категорий. Эти вопросы разрешены в других нормативных актах, перечень которых приводится, в частности, в названной статье 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года. По утверждениям представителей заинтересованных лиц, оспариваемые заявителем положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 упомянутого нормативного акта предусматривают денежную форму компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг: для предусмотренной в части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ категории лиц в рамках длящихся правоотношений, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых этим Федеральным законом нормах, а также для указанных в части 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В отношении граждан, получающих льготы по абзацу 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ в соответствии с положениями части 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в настоящее время в порядке, предусмотренном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 марта 2005 года N 243, органами власти субъекта предоставляются в органы власти федерального уровня сведения для целей бюджетного финансирования. Что касается доводов заявителя о нарушении ее прав оспариваемыми нормативными положениями, то представители заинтересованных лиц ссылались на то, что для нее, как для лица, вновь поступившего на работу в учреждение здравоохранения в 2011 году, вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежит разрешению на основании статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Полагали, что поскольку с момента трудоустройства и до 2011 года работа заявителя в учреждении здравоохранения не носила непрерывного характера, то и оспариваемые положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 вышеуказанного Закона Калужской области, связанные с формой социальной поддержки для граждан в рамках длящихся правоотношений, сами по себе прав заявителя не затрагивают и не нарушают. Представители заинтересованных лиц полагали, что вопрос о том, должны ли заявителю, как медицинскому работнику, предоставляться меры социальной поддержки при оплате жилья за отопление и освещение подлежит разрешению в порядке рассмотрения спора о праве в районном суде.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, а также заключение прокурора Бисиркиной И.И., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления, суд приходит к следующему.
Установлено, что заявитель Неумывайченко Т.И. проживает в поселке <...> Калужской области.
Данный поселок согласно "ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления" (утвержден постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года N 413) отнесен к категории поселков городского типа (код объекта административно-территориального деления - <...>).
Неумывайченко Т.И., согласно сведениям ее трудовой книжки имеющая среднее медицинское образование, работала в <...> гг. (уволена с <...> г.) в районной больнице в Дзержинском районе Калужской области. В <...> году вновь трудоустроилась в это учреждение здравоохранения.
Из приказа руководителя муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Дзержинского района" видно, что Неумывайченко Т.И. с <...> года занимает должность медсестры кабинета <...> районной больницы <...>. Данный кабинет располагается в МКДОУ детский сад <...> в поселке <...> Калужской области.
На основании постановления Правительства Калужской области от 26 декабря 2011 года N 700 муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Дзержинского района" было принято в собственность Калужской области.
Из полученной судом справки от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Дзержинского района" следует, что Неумывайченко Т.И. предоставлялись льготы в оплате за жилье в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг. и по 25 мая 2009 года.
Как видно из дела, в феврале 2013 года Неумывайченко Т.И. обратилась в отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" по вопросу предоставления ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как медицинскому работнику.
На данное обращение ей заведующей отделом социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" был дан ответ о том, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Законом Калужской области N 13-ОЗ установлены специалистам, работающим в сельской местности. Основания для предоставления их заявителю не усматриваются.
При рассмотрении дела в суд были представлены решение Дзержинского районного суда Калужской области от 22 мая 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 30 июля 2012 года. В этих судебных актах содержится вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Неумывайченко Т.И. к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади со ссылкой на то, что Неумывайченко Т.И., работая в поселке <...>, не относится к категории специалистов, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Калужской области N 13-ОЗ "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию".
Как видно из дела, заявитель, полагая, что у нее, как у медицинского работника, осуществляющего деятельность в поселке городского типа, имеется право на получение мер социальной поддержки по оплате расходов за жилое помещение по отоплению и освещению, при получении ранее отказа в признании за ней этого права на основании положений Закона Калужской области N 13-ОЗ, с целью добиться возможности реализации данного права обратилась в суд с рассматриваемым заявлением, оспаривая положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области".
Оснований для удовлетворения данного заявления не имеется ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет положения оспариваемого нормативного правового акта на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
По настоящему делу предметом такой проверки являются взаимосвязанные положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ.
Суд не соглашается с заявителем в том, что эти положения нарушают ее права, как медицинского работника, на получение мер социальной поддержки.
Что касается мер такой поддержки для медицинских работников, то ранее Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, утратившие силу 01 января 2012 года, в статье 63 (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривали, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее были включены положения о том, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вступившим в силу с 01 января 2012 года Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, направленных на оказание медицинским работникам дополнительных гарантий и мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки действующим законодательством, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрены не только для медицинских работников, но и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В порядке реализации предоставленных федеральным законодательством полномочий был принят Закон Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области".
Сами по себе его взаимосвязанные положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1, предусматривающие предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании и в размерах, определенных Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя, как медицинского работника, претендующего на получение мер социальной поддержки.
Что касается положений статьи 153 и преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ, на которые имеется ссылка со стороны заявителя, то они подлежат применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 01 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Нормативное регулирование, предусматривающее предоставление гражданам в соответствии с положениями абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме, не свидетельствует о лишении граждан права на льготы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, и об ухудшении условий такого предоставления.
Ссылки при рассмотрении дела со стороны заявителя на положения статей 2 и 6 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Статьей 2 названного Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, в частности, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В силу статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ положения указанных, в том числе в статье 2 данного Федерального закона законодательных актов, об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
При толковании этих нормативных положений заявителем не учтено, что наделение в них субъектов Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для соответствующих категорий граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений. С учетом различий в предметах правового регулирования названного и оспариваемого нормативных актов суд не усматривает оснований согласиться с Неумывайченко Т.И. в том, что оспариваемые ею положения Закона Калужской области N 476-ОЗ были приняты в нарушение требований положений статей 2, 6 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ.
Что касается приводившихся в заявлении доводов со ссылкой на положения преамбулы и статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", то сами по себе эти доводы не дают оснований полагать о наличии повода для признания недействующими положений абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ, принятого в 2008 году.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
По результатам рассмотрения дела суд не находит каких-либо оснований для удовлетворения заявления Неумывайченко Т.П.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК Российской Федерации, суд
заявление Неумывайченко Т.Н. об оспаривании ряда положений Закона Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.08.2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2013 года
город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
при секретаре Исабеговой И.С.,
с участием прокурора Бисиркиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Неумывайченко Т.И. об оспаривании ряда положений Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области",
установил:
постановлением Законодательного Собрания Калужской области N 1096 от 22 октября 2008 года был принят и 01 ноября 2008 года Губернатором области подписан Закон Калужской области N 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области".
Данный нормативный акт в соответствии с положениями статьи 53 Закона Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" был опубликован в газете "Весть" от 07 ноября 2008 года N 397-398.
Указанный Закон Калужской области действует в редакции Законов Калужской области от 29 декабря 2008 года N 508-ОЗ, от 26 апреля 2013 года N 414-ОЗ, от 01 июля 2013 года N 442-ОЗ.
На момент рассмотрения настоящего дела абзацы 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ имеют следующее содержание.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме (далее - меры социальной поддержки) путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании и в размерах, определенных следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обратившись 26 июня 2013 года в суд с заявлением и уточнив при рассмотрении дела требования, Неумывайченко Т.И. просила признать недействующими и противоречащими нормативным правовым актам, действующим на федеральном уровне, абзацы 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ в части ограничения ее прав медицинского работника, работающего и проживающего в рабочем поселке (поселке городского типа) Калужской области, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, то есть в части, предполагающей ограничение ее прав на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Относительно оспариваемых нормативных положений со стороны заявителя приведены следующие доводы.
Указано, что положениями статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 предусматривалось право медицинских и фармацевтических работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством. Также указано, что данное право не было утрачено в связи с принятием в последующем Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель ссылается на то, что из положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что пролонгируются предусмотренные статьей 63 упомянутых Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гарантии для медицинских работников, а для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предусмотрена обязанность при реализации их полномочий по установлению мер социальной поддержки для медицинских работников, которые были ранее установлены Российской Федерацией и действовали по состоянию на 31 декабря 2004 года. Ссылаясь на положения преамбулы, статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и статей 2, 6 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", заявитель указывает, что органы власти субъектов Российской Федерации обязаны были установить и до 01 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в рабочих поселках (поселках городского типа) и в сельской местности, осуществив переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий. По мнению заявителя, органы государственной власти Калужской области до 01 января 2005 года устранились и устранялись до 01 ноября 2008 года от исполнения обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в организациях здравоохранения и проживающих в рабочих поселках (поселках городского типа). Вышеназванные положения оспариваемого Закона Калужской области, как не предусматривающие порядок и форму компенсации расходов по оплате за жилое помещение с отоплением и освещением для медицинских работников, в том числе и принятых на работу после 01 января 2005 года, которые проживают и работают в организациях здравоохранения в рабочих поселках (поселках городского типа), не сохраняющие ранее гарантированных мер социальной поддержки для указанной группы граждан, нарушают, как указывает заявитель, ее права и противоречат нормативным установлениям, имеющим большую юридическую силу.
В судебное заседание Неумывайченко Т.И., извещавшаяся о месте и времени слушания дела, не явилась.
При рассмотрении дела в суде представитель заявителя по доверенности Байкалов З.А. просил заявление Неумывайченко Т.П. удовлетворить.
В судебном заседании представители Законодательного Собрания Калужской области Сорокин В.О. и Алексеева И.П., Губернатора Калужской области Афонькина Л.М., Министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области Помозова Е.В. просили заявление Неумывайченко Т.П. оставить без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде в устных и письменных объяснениях со стороны представителей заинтересованных лиц были заявлены возражения на предъявленные требования, существо которых состоит в следующем.
Указано, что оспариваемый Закон Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ принят в целях обеспечения совершенствования системы социальной поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг; завершает переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам в денежной форме. Возможность его принятия следует из положений части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный нормативный правовой акт определяет форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Его статья 1, отдельные положения которой оспаривает заявитель, не регулирует вопросы возникновения правовых оснований и не устанавливает размеры компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для каких-либо граждан льготных категорий. Эти вопросы разрешены в других нормативных актах, перечень которых приводится, в частности, в названной статье 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года. По утверждениям представителей заинтересованных лиц, оспариваемые заявителем положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 упомянутого нормативного акта предусматривают денежную форму компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг: для предусмотренной в части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ категории лиц в рамках длящихся правоотношений, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых этим Федеральным законом нормах, а также для указанных в части 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В отношении граждан, получающих льготы по абзацу 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ в соответствии с положениями части 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в настоящее время в порядке, предусмотренном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 марта 2005 года N 243, органами власти субъекта предоставляются в органы власти федерального уровня сведения для целей бюджетного финансирования. Что касается доводов заявителя о нарушении ее прав оспариваемыми нормативными положениями, то представители заинтересованных лиц ссылались на то, что для нее, как для лица, вновь поступившего на работу в учреждение здравоохранения в 2011 году, вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежит разрешению на основании статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Полагали, что поскольку с момента трудоустройства и до 2011 года работа заявителя в учреждении здравоохранения не носила непрерывного характера, то и оспариваемые положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 вышеуказанного Закона Калужской области, связанные с формой социальной поддержки для граждан в рамках длящихся правоотношений, сами по себе прав заявителя не затрагивают и не нарушают. Представители заинтересованных лиц полагали, что вопрос о том, должны ли заявителю, как медицинскому работнику, предоставляться меры социальной поддержки при оплате жилья за отопление и освещение подлежит разрешению в порядке рассмотрения спора о праве в районном суде.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, а также заключение прокурора Бисиркиной И.И., полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления, суд приходит к следующему.
Установлено, что заявитель Неумывайченко Т.И. проживает в поселке <...> Калужской области.
Данный поселок согласно "ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления" (утвержден постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года N 413) отнесен к категории поселков городского типа (код объекта административно-территориального деления - <...>).
Неумывайченко Т.И., согласно сведениям ее трудовой книжки имеющая среднее медицинское образование, работала в <...> гг. (уволена с <...> г.) в районной больнице в Дзержинском районе Калужской области. В <...> году вновь трудоустроилась в это учреждение здравоохранения.
Из приказа руководителя муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Дзержинского района" видно, что Неумывайченко Т.И. с <...> года занимает должность медсестры кабинета <...> районной больницы <...>. Данный кабинет располагается в МКДОУ детский сад <...> в поселке <...> Калужской области.
На основании постановления Правительства Калужской области от 26 декабря 2011 года N 700 муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Дзержинского района" было принято в собственность Калужской области.
Из полученной судом справки от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Дзержинского района" следует, что Неумывайченко Т.И. предоставлялись льготы в оплате за жилье в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг. и по 25 мая 2009 года.
Как видно из дела, в феврале 2013 года Неумывайченко Т.И. обратилась в отдел социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" по вопросу предоставления ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как медицинскому работнику.
На данное обращение ей заведующей отделом социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" был дан ответ о том, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Законом Калужской области N 13-ОЗ установлены специалистам, работающим в сельской местности. Основания для предоставления их заявителю не усматриваются.
При рассмотрении дела в суд были представлены решение Дзержинского районного суда Калужской области от 22 мая 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 30 июля 2012 года. В этих судебных актах содержится вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Неумывайченко Т.И. к отделу социальной защиты населения администрации муниципального района "Дзержинский район" Калужской области о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади со ссылкой на то, что Неумывайченко Т.И., работая в поселке <...>, не относится к категории специалистов, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Калужской области N 13-ОЗ "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию".
Как видно из дела, заявитель, полагая, что у нее, как у медицинского работника, осуществляющего деятельность в поселке городского типа, имеется право на получение мер социальной поддержки по оплате расходов за жилое помещение по отоплению и освещению, при получении ранее отказа в признании за ней этого права на основании положений Закона Калужской области N 13-ОЗ, с целью добиться возможности реализации данного права обратилась в суд с рассматриваемым заявлением, оспаривая положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области".
Оснований для удовлетворения данного заявления не имеется ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет положения оспариваемого нормативного правового акта на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
По настоящему делу предметом такой проверки являются взаимосвязанные положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 01 ноября 2008 года N 476-ОЗ.
Суд не соглашается с заявителем в том, что эти положения нарушают ее права, как медицинского работника, на получение мер социальной поддержки.
Что касается мер такой поддержки для медицинских работников, то ранее Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, утратившие силу 01 января 2012 года, в статье 63 (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривали, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее были включены положения о том, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вступившим в силу с 01 января 2012 года Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает ряд механизмов, направленных на оказание медицинским работникам дополнительных гарантий и мер социальной поддержки.
Меры социальной поддержки действующим законодательством, в том числе и в жилищной сфере, предусмотрены не только для медицинских работников, но и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В порядке реализации предоставленных федеральным законодательством полномочий был принят Закон Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области".
Сами по себе его взаимосвязанные положения абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1, предусматривающие предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании и в размерах, определенных Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя, как медицинского работника, претендующего на получение мер социальной поддержки.
Что касается положений статьи 153 и преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ, на которые имеется ссылка со стороны заявителя, то они подлежат применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 01 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Нормативное регулирование, предусматривающее предоставление гражданам в соответствии с положениями абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме, не свидетельствует о лишении граждан права на льготы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, и об ухудшении условий такого предоставления.
Ссылки при рассмотрении дела со стороны заявителя на положения статей 2 и 6 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" также не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Статьей 2 названного Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, в частности, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В силу статьи 6 Федерального закона N 52-ФЗ положения указанных, в том числе в статье 2 данного Федерального закона законодательных актов, об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
При толковании этих нормативных положений заявителем не учтено, что наделение в них субъектов Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для соответствующих категорий граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений. С учетом различий в предметах правового регулирования названного и оспариваемого нормативных актов суд не усматривает оснований согласиться с Неумывайченко Т.И. в том, что оспариваемые ею положения Закона Калужской области N 476-ОЗ были приняты в нарушение требований положений статей 2, 6 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ.
Что касается приводившихся в заявлении доводов со ссылкой на положения преамбулы и статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", то сами по себе эти доводы не дают оснований полагать о наличии повода для признания недействующими положений абзацев 1 и 9 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области N 476-ОЗ, принятого в 2008 году.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
По результатам рассмотрения дела суд не находит каких-либо оснований для удовлетворения заявления Неумывайченко Т.П.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление Неумывайченко Т.Н. об оспаривании ряда положений Закона Калужской области N 476-ОЗ от 01 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)