Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: Осипова Ю.Б., доверенность от 18.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарвей" (рег. N 07АП-1925/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2015 года (судья Серафимович Е.П.) по делу N А27-22874/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово (ОГРН 1064205113136)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гарвей", г. Юрга (ОГРН 1144230000463)
о взыскании 120 274, 24 руб. неосновательного обогащения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭК") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарвей" (далее - ООО "Гарвей") о взыскании 120 274 руб. 24 коп. неосновательного обогащения.
Дело рассмотрено судом в соответствии со статьей 226 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ООО "Гарвей" в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование указывает, что поскольку ООО "ГАРВЕЙ" приступило к управлению многоквартирными домами с 01.11.2014 и на момент начала управления все дома были оснащены общедомовыми приборами учета электроэнергии, введенные в эксплуатацию в октябре 2012 года, то у ответчика обязанности согласно статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ, п/п "и", "к" пункта 11 Правил N 491 по оснащению общедомовыми приборами учета не возникли. В материалы дела не представлены доказательства, судом не выяснено, кому были переданы установленные приборы учета; не установлено принимались ли собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении общедомовых приборов в состав общего имущества. Судом не выяснено кем, где и когда установлены приборы учета; отсутствуют акты выполненных работ; невозможно установить начало течения срока исковой давности.
ООО "КЭК" в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в октябре 2012 года введены в эксплуатацию общедомовые электросчетчики в жилых многоквартирных домах по адресам: ул. Достоевского, 12; пр. Победы 7, 9а, 11, 23, 25, 27, 29; ул. Кирова 17, 19, 21; ул. Комсомольская, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11; ул. Московская 12, 14, 16, 30, 35, 36, 40; ул. Павлова 15, 16; ул. Строительная 22, 22а, 24.
Управляющей организацией данными многоквартирными домами с 01.11.2014 является ООО "Гарвей".
Письмом исх. N 2019/10 от 18.11.2014 ОАО "КЭК" направило в адрес ООО "Гарвей" уведомление с приложением счета на оплату, расчета сумма задолженности за установку ОДПУ, перечень установленных ОДПУ, калькуляцию ОДПУ.
Получив уведомление в ту же дату, ответчик отказал в возмещении понесенных расходов по установке приборов учета, что явилось основанием для обращения истца с иском о взыскании понесенных расходов.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности задолженности.
Апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Судом учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, согласно которой в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий и решений собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Поскольку до настоящего времени собственники квартир спорных домов не возместили расходы истца на установку общедомовых приборов учета в обслуживаемых ответчиком домах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "Гарвей" в пользу ООО "КЭК" 120 274 руб. 24 коп., составляющих сумму невозмещенных расходов по установке общедомовых приборов учета.
То обстоятельство, что собственники помещений частично возместили расходы на установку приборов учета, не может освобождать ответчика от обязанности возместить оставшиеся неоплаченными расходы истца. Норма части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, предусматривающая возможность возмещения расходов энергоснабжающих и сетевых компаний на установку приборов учета непосредственно собственниками многоквартирных домов, не прекращает обязанности управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых ресурсов и по оплате соответствующих работ.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности размера расходов не нашел своего подтверждения. Факт несения расходов на установку общедомовых приборов учета и их размер подтверждены совокупностью представленных доказательств, а именно: калькуляцией стоимости установки общедомовых приборов учета (т. 1, л.д. 51-54), актами ввода электросчетчиков в эксплуатацию (т. 1, л.д. 13-47).
То обстоятельство, что к управлению спорными многоквартирными жилыми домами ООО "Гарвей" приступило лишь в 2014 году, также не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку ответчиком по правилам части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что предыдущей управляющей организацией исполнена обязанность по компенсации расходов истца по установке приборов учета.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд соглашается.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Кемеровской области и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2015 года по делу N А27-22874/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 07АП-1925/2015 ПО ДЕЛУ N А27-22874/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N А27-22874/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: Осипова Ю.Б., доверенность от 18.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарвей" (рег. N 07АП-1925/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2015 года (судья Серафимович Е.П.) по делу N А27-22874/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово (ОГРН 1064205113136)
к обществу с ограниченной ответственностью "Гарвей", г. Юрга (ОГРН 1144230000463)
о взыскании 120 274, 24 руб. неосновательного обогащения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭК") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарвей" (далее - ООО "Гарвей") о взыскании 120 274 руб. 24 коп. неосновательного обогащения.
Дело рассмотрено судом в соответствии со статьей 226 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ООО "Гарвей" в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование указывает, что поскольку ООО "ГАРВЕЙ" приступило к управлению многоквартирными домами с 01.11.2014 и на момент начала управления все дома были оснащены общедомовыми приборами учета электроэнергии, введенные в эксплуатацию в октябре 2012 года, то у ответчика обязанности согласно статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ, п/п "и", "к" пункта 11 Правил N 491 по оснащению общедомовыми приборами учета не возникли. В материалы дела не представлены доказательства, судом не выяснено, кому были переданы установленные приборы учета; не установлено принимались ли собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении общедомовых приборов в состав общего имущества. Судом не выяснено кем, где и когда установлены приборы учета; отсутствуют акты выполненных работ; невозможно установить начало течения срока исковой давности.
ООО "КЭК" в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда просило оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
На основании части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в октябре 2012 года введены в эксплуатацию общедомовые электросчетчики в жилых многоквартирных домах по адресам: ул. Достоевского, 12; пр. Победы 7, 9а, 11, 23, 25, 27, 29; ул. Кирова 17, 19, 21; ул. Комсомольская, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11; ул. Московская 12, 14, 16, 30, 35, 36, 40; ул. Павлова 15, 16; ул. Строительная 22, 22а, 24.
Управляющей организацией данными многоквартирными домами с 01.11.2014 является ООО "Гарвей".
Письмом исх. N 2019/10 от 18.11.2014 ОАО "КЭК" направило в адрес ООО "Гарвей" уведомление с приложением счета на оплату, расчета сумма задолженности за установку ОДПУ, перечень установленных ОДПУ, калькуляцию ОДПУ.
Получив уведомление в ту же дату, ответчик отказал в возмещении понесенных расходов по установке приборов учета, что явилось основанием для обращения истца с иском о взыскании понесенных расходов.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности задолженности.
Апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Судом учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, согласно которой в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий и решений собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Поскольку до настоящего времени собственники квартир спорных домов не возместили расходы истца на установку общедомовых приборов учета в обслуживаемых ответчиком домах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "Гарвей" в пользу ООО "КЭК" 120 274 руб. 24 коп., составляющих сумму невозмещенных расходов по установке общедомовых приборов учета.
То обстоятельство, что собственники помещений частично возместили расходы на установку приборов учета, не может освобождать ответчика от обязанности возместить оставшиеся неоплаченными расходы истца. Норма части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, предусматривающая возможность возмещения расходов энергоснабжающих и сетевых компаний на установку приборов учета непосредственно собственниками многоквартирных домов, не прекращает обязанности управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых ресурсов и по оплате соответствующих работ.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности размера расходов не нашел своего подтверждения. Факт несения расходов на установку общедомовых приборов учета и их размер подтверждены совокупностью представленных доказательств, а именно: калькуляцией стоимости установки общедомовых приборов учета (т. 1, л.д. 51-54), актами ввода электросчетчиков в эксплуатацию (т. 1, л.д. 13-47).
То обстоятельство, что к управлению спорными многоквартирными жилыми домами ООО "Гарвей" приступило лишь в 2014 году, также не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку ответчиком по правилам части 1 статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что предыдущей управляющей организацией исполнена обязанность по компенсации расходов истца по установке приборов учета.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд соглашается.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Кемеровской области и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 февраля 2015 года по делу N А27-22874/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ШАТОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)