Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Афониной Н.П.,
Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зарубиной Н.Е.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.04.2014 г. по делу N А64-7976/2013 (судья Т.В. Егорова) по иску открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386) в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка к Комсомольскому сельсовету Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1066820000720, ИНН 6820022098) о возврате 45 987 руб. 76 коп. неосновательного обогащения,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка (далее - ОАО "Славянка", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Комсомольскому сельсовету Тамбовского района Тамбовской области (далее - Комсомольский с/с, ответчик) о взыскании за счет казны муниципального образования неосновательного обогащения в сумме 42 002 руб. 75 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2012 г. по 06.12.2013 в сумме 3 420 руб. 81 коп. (с учетом уточнений, заявленных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом первой инстанции).
Решением от 30.04.2014 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, Комсомольский с/с обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, истцом в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих фактически понесенные расходы и доказательства оплаты этих расходов.
В дополнениях Комсомольский с/с считал, что само по себе обязательство из неосновательного обогащения не возникло.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ОАО "Славянка" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве истец ссылался на то, что у Администрации МО Комсомольский с/с право собственности возникло с 22.09.2012 г.
Также ОАО "Славянка" ссылалось на то, что документами, представленными в материалы дела, подтвержден факт несения расходов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. От Комсомольского с/с поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.
В материалах дела имеются доказательства извещения участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" осуществляло в период с 01.11.2010 г. по 31.12.2012 г. управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я, д. N 2, N 4, N 11 на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 г. N 1-УЖФ и технических соглашений от 01.10.2010 г. N 18, N 19, N 20 о приеме-передаче общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков на техническое обслуживание.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области" ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны РФ передало администрации муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области объекты недвижимого имущества военного городка N 22, в том числе многоквартирные жилые дома N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области, о чем составлен передаточный акт от 12.10.2012 г.
Указанные жилые дома числятся в перечне передаваемого недвижимого имущества к передаточному акту от 12.10.2012 г. за реестровыми номерами В12680003364, В12680003349, В12680003347. С момента подписания передаточного акта, т.е. с 12.10.2012 г. у муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области возникла обязанность по содержанию данного имущества.
Согласно исковому заявлению в указанных многоквартирных домах в октябре - ноябре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26, 32; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1,9, 11, 14, 15, 16, 22. В указанных многоквартирных домах в декабре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1,9, 11, 14, 15, 16, 22.
За период с 12.10.2012 г. по 31.12.2012 г. филиалом "Воронежский" ОАО "Славянка" понесены затраты на содержание указанных жилых помещений многоквартирных домов (по содержанию и ремонту, отоплению) в общей сумме 42 002 руб. 75 коп., что подтверждается договором на теплоснабжение от 15.03.2012 г. N 409-02-00-00-003, платежным поручением от 24.01.2013 г. N 542, авизо от 27.12.2013 г. N 79.02.01/2013-5395.
Согласно исковому заявлению, размер затрат истца рассчитан исходя из общей площади пустующих квартир в многоквартирных жилых домах и нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, тарифов на отопление и содержание и ремонт жилого помещения.
19.11.2012 г. собственники жилых помещений многоквартирного дома N 11 в д. Малиновка 1-я в лице Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области провели общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания от 19.11.2012 г.), по результатам которого избрали иной способ управления многоквартирным домом - посредством управления иной управляющей компании ООО "Жилком" Управляющая компания. 20.11.2012 и 21.11.2012 собственники жилых помещений многоквартирных домов N 2 и N 4 в д. Малиновка 1-я в лице Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области провели общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома (протоколы общих собраний от 20.11.2012 г. и 21.11.2012 г.), по результатам которых также избрали иной способ управления многоквартирным домом - посредством управления управляющей компании ООО "Жилком" Управляющая компания.
Новая управляющая компания приступила к управлению многоквартирными домами с 01.01.2013 г., что подтверждается письмом ООО "Жилком" Управляющая компания от 14.12.2012 г. N 12.
В связи с указанными обстоятельствами с учетом передачи по передаточному акту недвижимого имущества военного городка N 22 от 12.10.2012 г., у муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области в период с 12.10.2012 по 31.12.2012 возникли обязательства перед ОАО "Славянка" по оплате содержания, ремонта, отопления многоквартирных домов N 2, N 4, N 11, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я, в части пустующих квартир, в общей сумме 42002,75 руб.
В целях досудебного урегулирования спора, 07.11.2013 г. ОАО "Славянка" направило в адрес администрации муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области письмо N 3561, с требованием возместить понесенные затраты на содержание жилых помещений.
Указанное письмо получено ответчиком 15.11.2013 г., что подтверждается уведомлением о вручении заказного отправления. Однако понесенные истцом затраты ответчиком не возмещены, письмо оставлено без ответа.
В связи с тем, что указанная денежная сумма не возмещена, истец, ссылаясь на неосновательное обогащение ответчика, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением, также начислив проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, пришел к выводу о том, что факт неосновательного обогащения был доказан истцом, а ответчик не представил доказательств оплаты денежных средств в адрес ОАО "Славянка".
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 г. N 1-УЖФ, технические соглашения от 01.10.2010 г. N 18, N 19, N 20 о приеме-передаче общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков на техническое обслуживание подтверждают, что ОАО "Славянка" осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я, д. N 2, N 4, N 11 с 01.11.2010 г.
Передача Министерством обороны РФ и принятие администрацией муниципального образования Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области объектов недвижимого имущества военного городка N 22, в том числе многоквартирных жилых домов N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области подтверждается подписанным представителями обеих сторон передаточным актом от 12.10.2012 г.
Перечень передаваемого Министерством обороны РФ недвижимого имущества администрации муниципального образования Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области сторонами не оспаривается (протокол судебного заседания от 21.04.2014 г.).
Протоколами общих собраний собственников помещений N 2, N 4, N 11 от 19.11.2012 г., от 20.11.2012 г. и 21.11.2012 г. подтверждается факт владения ответчиком жилыми домами N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области, поскольку на указанных собраниях присутствовали представители от Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, действующие на основании Приказа от 22.09.2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области".
В соответствии со списком многоквартирных домов перешедших в управление ООО "Жилком" Управляющая компания с 01.01.2013, письмом от 14.12.2012 г. N 12 ООО "Жилком" Управляющая компания приступило к управлению многоквартирными домами N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области с 01.01.2013 г., что подтверждает также и одновременное прекращение полномочий ОАО "Славянка" в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка" 01.01.2013 по управлению указанными многоквартирными домами.
Таким образом, исходя из изложенного, ОАО "Славянка" осуществляло управление многоквартирными домами N 2, N 4, N 11 расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я в период с 01.11.2010 г. по 31.12.2012 г.
В указанных многоквартирных домах в октябре - ноябре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26, 32; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1,9, 11, 14, 15, 16, 22. В указанных многоквартирных домах в декабре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1, 9, 11, 14, 15, 16, 22. Данный факт также сторонами не оспаривается.
За период с 12.10.2012 г. по 31.12.2012 г. филиалом "Воронежский" ОАО "Славянка" понесены затраты на содержание указанных жилых помещений многоквартирных домов (по содержанию и ремонту, отоплению) в общей сумме 42 002 руб. 75 коп.
Факт несения истцом расходов по содержанию, ремонту, отоплению указанных жилых помещений подтверждается платежным поручением от 24.01.2013 г. N 542, авизо от 27.12.2013 г. N 79.02.01/2013-5395, действующим в спорный период договором теплоснабжения от 15.03.2012 г. N 409-02-00-00-003, заключенным между ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" и ОАО "Славянка", согласно п. 1 которого ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" обязуется подавать ОАО "Славянка" через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ОАО "Славянка" обязуется принимать их и оплачивать.
Поставка тепловой энергии и теплоносителя согласно приложению N 1 к договору N 409-02-00-00-003 осуществлялась, в том числе и в жилые дома N 2, N 4, N 11 расположенные по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я.
Согласно представленному расчету, размер затрат истца в спорный период рассчитан исходя из общей площади пустующих квартир в многоквартирных жилых домах и нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, тарифов на отопление и содержание и ремонт жилого помещения и составляет 42 002 руб. 75 коп.
Тариф за коммунальные услуги по отоплению составляет 1 650 руб. 48 коп. /Гкал в соответствии с Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 09.12.2011 г. N 202-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" на территории Тамбовской области".
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах с централизованной системой отопления составляет 0,01499 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в соответствии с Решением Комсомольского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 12 декабря 2007 г. N 243.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется в соответствии с Решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2008 г. N 844 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" и составляет 7 руб. 37 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в отношении жилого дома N 11 и 7 руб. 68 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в отношении жилых домов N 2, N 4 в соответствии со степенью их благоустройства.
Собственный контррасчет ответчиком представлен не был.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик ссылался на положения статей 36, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 249, 1002, 1007 ГК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" и указал на то, что Министерство обороны РФ до фактического принятия на баланс ответчика жилого фонда военного городка N 22, являлось уполномоченным органом (собственником) и обязано было нести расходы по содержанию своего имущества, а ответчик указанные обязанности принимает на себя с момента принятия на баланс указанного имуществ, т.е. согласно справке от 04.03.2014 г. N 108, с 25.07.2013 г.
Данный довод был впоследствии повторен и в апелляционной жалобе.
Между тем, указанный довод не может быть признан состоятельным в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области" ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны РФ передало администрации муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области объекты недвижимого имущества военного городка N 22, в том числе многоквартирные жилые дома N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области, о чем составлен передаточный акт от 12.10.2012 г.
В соответствии с ч. 8. ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 ст. 3 указанного Федерального закона решение, в данном случае приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области" является основанием для: 1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; 2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, с учетом указанных норм, с момента принятия решения, т.е. с 22.09.2012 г. у Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области возникло право собственности на переданное по передаточному акту имущество, а, следовательно, и обязанность по содержанию указанного имущества.
Представленные ответчиком в обоснование возражений на иск акты о приеме-передаче здания (сооружения), выписка из реестра муниципальной собственности Комсомольского сельсовета относятся к бухгалтерским документам, необходимым для осуществления хозяйственных операций и ведения текущего бухгалтерского учета и не могут в силу закона являться основанием возникновения права.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также исполнение истцом обязательств по управлению многоквартирными домами N 2, N 4, N 11 расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я в период с 12.10.2012 г. по 31.12.2012 г. надлежащим образом, отсутствие доказательств возврата неосновательно приобретенного, требования по иску о взыскании с Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовская область неосновательного обогащения в сумме 42 002 руб. 75 коп. соответствуют обязательствам сторон.
Истцом также было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Подлежащие уплате ответчиком проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате на основании ст. 395 ГК РФ составляют согласно расчету по иску за период просрочки с 11.11.2012 г. по 06.12.2013 г., исходя из ставки рефинансирования 8,25%, с учетом уточнения иска, сумму в размере 3 420 руб. 81 коп.
Контррасчет суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком не представлены, документально не оспорены.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств послужила основанием для принятия законного и обоснованного решения по существу заявленного спора.
Довод ответчика о том, что истцом в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих фактически понесенные расходы и доказательства оплаты этих расходов, опровергается материалами дела, в частности платежным поручением от 24.01.2013 г. N 542, авизо от 27.12.2013 г. N 79.02.01/2013-5395, договором теплоснабжения от 15.03.2012 г. N 409-02-00-00-003.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Доказательств того, что истец указанные расходы не понес, ответчик в материалы дела не представил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.04.2014 г. по делу N А64-7976/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
Г.В.ВЛАДИМИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 ПО ДЕЛУ N А64-7976/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. по делу N А64-7976/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Афониной Н.П.,
Владимировой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зарубиной Н.Е.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.04.2014 г. по делу N А64-7976/2013 (судья Т.В. Егорова) по иску открытого акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386) в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка к Комсомольскому сельсовету Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1066820000720, ИНН 6820022098) о возврате 45 987 руб. 76 коп. неосновательного обогащения,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка (далее - ОАО "Славянка", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Комсомольскому сельсовету Тамбовского района Тамбовской области (далее - Комсомольский с/с, ответчик) о взыскании за счет казны муниципального образования неосновательного обогащения в сумме 42 002 руб. 75 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2012 г. по 06.12.2013 в сумме 3 420 руб. 81 коп. (с учетом уточнений, заявленных истцом в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом первой инстанции).
Решением от 30.04.2014 г. суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, Комсомольский с/с обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, истцом в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих фактически понесенные расходы и доказательства оплаты этих расходов.
В дополнениях Комсомольский с/с считал, что само по себе обязательство из неосновательного обогащения не возникло.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ОАО "Славянка" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве истец ссылался на то, что у Администрации МО Комсомольский с/с право собственности возникло с 22.09.2012 г.
Также ОАО "Славянка" ссылалось на то, что документами, представленными в материалы дела, подтвержден факт несения расходов.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. От Комсомольского с/с поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя.
В материалах дела имеются доказательства извещения участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" осуществляло в период с 01.11.2010 г. по 31.12.2012 г. управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я, д. N 2, N 4, N 11 на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 г. N 1-УЖФ и технических соглашений от 01.10.2010 г. N 18, N 19, N 20 о приеме-передаче общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков на техническое обслуживание.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области" ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны РФ передало администрации муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области объекты недвижимого имущества военного городка N 22, в том числе многоквартирные жилые дома N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области, о чем составлен передаточный акт от 12.10.2012 г.
Указанные жилые дома числятся в перечне передаваемого недвижимого имущества к передаточному акту от 12.10.2012 г. за реестровыми номерами В12680003364, В12680003349, В12680003347. С момента подписания передаточного акта, т.е. с 12.10.2012 г. у муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области возникла обязанность по содержанию данного имущества.
Согласно исковому заявлению в указанных многоквартирных домах в октябре - ноябре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26, 32; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1,9, 11, 14, 15, 16, 22. В указанных многоквартирных домах в декабре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1,9, 11, 14, 15, 16, 22.
За период с 12.10.2012 г. по 31.12.2012 г. филиалом "Воронежский" ОАО "Славянка" понесены затраты на содержание указанных жилых помещений многоквартирных домов (по содержанию и ремонту, отоплению) в общей сумме 42 002 руб. 75 коп., что подтверждается договором на теплоснабжение от 15.03.2012 г. N 409-02-00-00-003, платежным поручением от 24.01.2013 г. N 542, авизо от 27.12.2013 г. N 79.02.01/2013-5395.
Согласно исковому заявлению, размер затрат истца рассчитан исходя из общей площади пустующих квартир в многоквартирных жилых домах и нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, тарифов на отопление и содержание и ремонт жилого помещения.
19.11.2012 г. собственники жилых помещений многоквартирного дома N 11 в д. Малиновка 1-я в лице Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области провели общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания от 19.11.2012 г.), по результатам которого избрали иной способ управления многоквартирным домом - посредством управления иной управляющей компании ООО "Жилком" Управляющая компания. 20.11.2012 и 21.11.2012 собственники жилых помещений многоквартирных домов N 2 и N 4 в д. Малиновка 1-я в лице Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области провели общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома (протоколы общих собраний от 20.11.2012 г. и 21.11.2012 г.), по результатам которых также избрали иной способ управления многоквартирным домом - посредством управления управляющей компании ООО "Жилком" Управляющая компания.
Новая управляющая компания приступила к управлению многоквартирными домами с 01.01.2013 г., что подтверждается письмом ООО "Жилком" Управляющая компания от 14.12.2012 г. N 12.
В связи с указанными обстоятельствами с учетом передачи по передаточному акту недвижимого имущества военного городка N 22 от 12.10.2012 г., у муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области в период с 12.10.2012 по 31.12.2012 возникли обязательства перед ОАО "Славянка" по оплате содержания, ремонта, отопления многоквартирных домов N 2, N 4, N 11, расположенных по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я, в части пустующих квартир, в общей сумме 42002,75 руб.
В целях досудебного урегулирования спора, 07.11.2013 г. ОАО "Славянка" направило в адрес администрации муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области письмо N 3561, с требованием возместить понесенные затраты на содержание жилых помещений.
Указанное письмо получено ответчиком 15.11.2013 г., что подтверждается уведомлением о вручении заказного отправления. Однако понесенные истцом затраты ответчиком не возмещены, письмо оставлено без ответа.
В связи с тем, что указанная денежная сумма не возмещена, истец, ссылаясь на неосновательное обогащение ответчика, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением, также начислив проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, пришел к выводу о том, что факт неосновательного обогащения был доказан истцом, а ответчик не представил доказательств оплаты денежных средств в адрес ОАО "Славянка".
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ от 02.08.2010 г. N 1-УЖФ, технические соглашения от 01.10.2010 г. N 18, N 19, N 20 о приеме-передаче общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков на техническое обслуживание подтверждают, что ОАО "Славянка" осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я, д. N 2, N 4, N 11 с 01.11.2010 г.
Передача Министерством обороны РФ и принятие администрацией муниципального образования Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области объектов недвижимого имущества военного городка N 22, в том числе многоквартирных жилых домов N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области подтверждается подписанным представителями обеих сторон передаточным актом от 12.10.2012 г.
Перечень передаваемого Министерством обороны РФ недвижимого имущества администрации муниципального образования Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области сторонами не оспаривается (протокол судебного заседания от 21.04.2014 г.).
Протоколами общих собраний собственников помещений N 2, N 4, N 11 от 19.11.2012 г., от 20.11.2012 г. и 21.11.2012 г. подтверждается факт владения ответчиком жилыми домами N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области, поскольку на указанных собраниях присутствовали представители от Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, действующие на основании Приказа от 22.09.2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области".
В соответствии со списком многоквартирных домов перешедших в управление ООО "Жилком" Управляющая компания с 01.01.2013, письмом от 14.12.2012 г. N 12 ООО "Жилком" Управляющая компания приступило к управлению многоквартирными домами N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области с 01.01.2013 г., что подтверждает также и одновременное прекращение полномочий ОАО "Славянка" в лице филиала "Воронежский" ОАО "Славянка" 01.01.2013 по управлению указанными многоквартирными домами.
Таким образом, исходя из изложенного, ОАО "Славянка" осуществляло управление многоквартирными домами N 2, N 4, N 11 расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я в период с 01.11.2010 г. по 31.12.2012 г.
В указанных многоквартирных домах в октябре - ноябре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26, 32; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1,9, 11, 14, 15, 16, 22. В указанных многоквартирных домах в декабре 2012 года имелись пустующие квартиры: в доме N 2 - квартиры NN 16, 23, 29; в жилом доме N 4 - квартиры NN 6, 10, 14, 21, 26; в жилом доме N 11 - квартиры NN 1, 9, 11, 14, 15, 16, 22. Данный факт также сторонами не оспаривается.
За период с 12.10.2012 г. по 31.12.2012 г. филиалом "Воронежский" ОАО "Славянка" понесены затраты на содержание указанных жилых помещений многоквартирных домов (по содержанию и ремонту, отоплению) в общей сумме 42 002 руб. 75 коп.
Факт несения истцом расходов по содержанию, ремонту, отоплению указанных жилых помещений подтверждается платежным поручением от 24.01.2013 г. N 542, авизо от 27.12.2013 г. N 79.02.01/2013-5395, действующим в спорный период договором теплоснабжения от 15.03.2012 г. N 409-02-00-00-003, заключенным между ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" и ОАО "Славянка", согласно п. 1 которого ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" обязуется подавать ОАО "Славянка" через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а ОАО "Славянка" обязуется принимать их и оплачивать.
Поставка тепловой энергии и теплоносителя согласно приложению N 1 к договору N 409-02-00-00-003 осуществлялась, в том числе и в жилые дома N 2, N 4, N 11 расположенные по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я.
Согласно представленному расчету, размер затрат истца в спорный период рассчитан исходя из общей площади пустующих квартир в многоквартирных жилых домах и нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, тарифов на отопление и содержание и ремонт жилого помещения и составляет 42 002 руб. 75 коп.
Тариф за коммунальные услуги по отоплению составляет 1 650 руб. 48 коп. /Гкал в соответствии с Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 09.12.2011 г. N 202-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую открытым акционерным обществом "Ремонтно-эксплуатационное управление" на территории Тамбовской области".
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах с централизованной системой отопления составляет 0,01499 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в соответствии с Решением Комсомольского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 12 декабря 2007 г. N 243.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется в соответствии с Решением Тамбовской городской Думы от 24.12.2008 г. N 844 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" и составляет 7 руб. 37 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в отношении жилого дома N 11 и 7 руб. 68 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц в отношении жилых домов N 2, N 4 в соответствии со степенью их благоустройства.
Собственный контррасчет ответчиком представлен не был.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик ссылался на положения статей 36, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 249, 1002, 1007 ГК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" и указал на то, что Министерство обороны РФ до фактического принятия на баланс ответчика жилого фонда военного городка N 22, являлось уполномоченным органом (собственником) и обязано было нести расходы по содержанию своего имущества, а ответчик указанные обязанности принимает на себя с момента принятия на баланс указанного имуществ, т.е. согласно справке от 04.03.2014 г. N 108, с 25.07.2013 г.
Данный довод был впоследствии повторен и в апелляционной жалобе.
Между тем, указанный довод не может быть признан состоятельным в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области" ФГКУ "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны РФ передало администрации муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области объекты недвижимого имущества военного городка N 22, в том числе многоквартирные жилые дома N 2, N 4, N 11 в д. Малиновка 1-я Тамбовского района Тамбовской области, о чем составлен передаточный акт от 12.10.2012 г.
В соответствии с ч. 8. ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 ст. 3 указанного Федерального закона решение, в данном случае приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2012 г. N 2926 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Комсомольский сельский совет Тамбовского района Тамбовской области" является основанием для: 1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; 2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, с учетом указанных норм, с момента принятия решения, т.е. с 22.09.2012 г. у Комсомольского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области возникло право собственности на переданное по передаточному акту имущество, а, следовательно, и обязанность по содержанию указанного имущества.
Представленные ответчиком в обоснование возражений на иск акты о приеме-передаче здания (сооружения), выписка из реестра муниципальной собственности Комсомольского сельсовета относятся к бухгалтерским документам, необходимым для осуществления хозяйственных операций и ведения текущего бухгалтерского учета и не могут в силу закона являться основанием возникновения права.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также исполнение истцом обязательств по управлению многоквартирными домами N 2, N 4, N 11 расположенными по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Малиновка 1-я в период с 12.10.2012 г. по 31.12.2012 г. надлежащим образом, отсутствие доказательств возврата неосновательно приобретенного, требования по иску о взыскании с Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Тамбовская область неосновательного обогащения в сумме 42 002 руб. 75 коп. соответствуют обязательствам сторон.
Истцом также было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Подлежащие уплате ответчиком проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате на основании ст. 395 ГК РФ составляют согласно расчету по иску за период просрочки с 11.11.2012 г. по 06.12.2013 г., исходя из ставки рефинансирования 8,25%, с учетом уточнения иска, сумму в размере 3 420 руб. 81 коп.
Контррасчет суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком не представлены, документально не оспорены.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств послужила основанием для принятия законного и обоснованного решения по существу заявленного спора.
Довод ответчика о том, что истцом в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих фактически понесенные расходы и доказательства оплаты этих расходов, опровергается материалами дела, в частности платежным поручением от 24.01.2013 г. N 542, авизо от 27.12.2013 г. N 79.02.01/2013-5395, договором теплоснабжения от 15.03.2012 г. N 409-02-00-00-003.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Доказательств того, что истец указанные расходы не понес, ответчик в материалы дела не представил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.04.2014 г. по делу N А64-7976/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
Г.В.ВЛАДИМИРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)