Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11445/2015

Требование: О признании недействительными решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома и протоколов в форме заочного голосования.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что в результате проверки коллективных обращений собственников многоквартирных домов выявлены существенные нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания собственников.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N 33-11445/2015


Судья Варенышева М.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Шмелева А.Л.,
судей Хапаевой С.Б., Мадатовой Н.А.,
при секретаре П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года апелляционную жалобу ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Чеховского городского суда Московской области от 29 января 2015 года по делу по искам ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" к Ф., М.Л., К.Е., М.Р., ООО УК "Губернский", Министерству обороны РФ, Департаменту жилья и жилищной политики г. Москвы о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома и протоколов в форме заочного голосования.
Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,
объяснения представителя ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" П.Д., судебная коллегия

установила:

ГУ МО "ГЖИ МО" обратилось в суд с исками к Ф., М.Л., К.Е., М.Р., ООО "УК "Губернский", Министерству Обороны РФ, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>, проведенных в форме заочного голосования, оформленных протоколами от 13.09.2010, о выборе способа управления многоквартирными домами. В обоснование требований истец указал, что в результате проверки коллективного обращений собственников многоквартирных домов выявлены существенные нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания собственников, предусмотренных ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ, по вопросу принятия решения о выборе способа управления и управляющей компании, влекущие недействительность таких решений.
Представители ГУ МО "ГЖИ МО" П.Т., К.Т. исковые требования поддержали.
Ф., М.Л., К.Е., М.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ООО "УК "Губернский" Ч. возражала против удовлетворения исковых требований.
3-е лицо - представитель Администрации Чеховского муниципального района Московской области Б. поддержала исковые требования.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 29 января 2015 года с учетом определения суда от 06 апреля 2015 года об исправлении описки в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока исковой давности, недоказанности уважительности причин пропуска срока, заявленного ответчиком ходатайства о применении последствий пропуска срока, а также недоказанности обстоятельств отсутствия кворума на общем собрании и несущественности иных нарушений.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку он не основан на материалах дела и правильном применении норм материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения.
По мнению суда, истцом пропущен как сокращенный шестимесячный срок для обжалования решения общего собрания, предусмотренный ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, так общий в три года.
Данный вывод суда является неверным.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований этого Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Таким образом, право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений.
Жилищным кодексом РФ срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
В данном случае, такая проверка проведена ГУ МО "ГЖИ МО" с 06.02.2014 по 14.02.2014, в суд истец обратился 21.04.2014, что свидетельствует о предъявлении иска с соблюдением установленного законом срока.
В соответствии с постановлением Правительства МО от 02.07.2013 N 485/27 государственный жилищный надзор на территории МО осуществляется Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Вышеназванным постановлением утвержден Порядок осуществления государственного жилищного надзора на территории МО и Положение о ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Согласно п. 7 ч. 22 данного Порядка истец проверяет правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья, решения о выборе управляющей организации, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, в соответствии со ст. 162 ЖК РФ проверяет правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом, а также проверяет правомерность утверждения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме условий договора управления и его заключения.
Установлено, что 17.01.2014 истцу поступило коллективное обращение собственников помещений микрорайона "Губернский" по вопросу нарушения ООО "УК "Губернский" действующего законодательства, в том числе, и по вопросу правомерности выбора ООО "УК "Губернский" управляющей организацией многоквартирных домов N 4, 9, 11, 17, расположенных по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Земская.
Проведенной 06.02.2014 внеплановой выездной проверкой установлено, что в период с 28.08.2010 по 10.09.2010 по инициативе Ф., М.Л., К.Е., М.Р. проведены общие собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах в форме заочного голосования, результаты которых оформлены протоколами от 13.09.2010. На указанных собраниях приняты решения о выборе способа управления - управляющая компания; выбор управляющей организации - ООО "Управляющая компания "Губернский"; утвержден договор на управление многоквартирным домом и установлен срок его действия - пять лет.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентирован ст. 45 ЖК РФ в редакции, действующей на момент проведения оспариваемого собрания.
Согласно указанной норме общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
3. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Порядок голосования и подсчета голосов регулируется ст. 48 ЖК РФ.
Из представленных протоколов следует, что собрание проведено по инициативе собственников: Министерство обороны РФ, Администрация г. Чехова по домам N 9, 17, 11; Департамента жилья и жилищной политики г. Москва и Администрации г. Чехова по д. N 4. Вместе с тем, жилищной инспекцией в ходе проведенной проверки выявлено, что собрания проведены инициативной группой в составе Ф., М.Л., К.Е., М.Р., которые не являлись собственниками помещений в указанных домах. Данное обстоятельство подтверждается представленной копией уведомления в адрес начальника ФГ КЭУ "Подольской КЭЧ района" и руководителя Департамента Жилищной политики и жилищного фонда без ссылки на дату его направления и вручения.
Таким образом, доказательств инициирования проведения общего собрания собственниками указанных многоквартирных домов в материалы дела не представлено, так же как и сведений о самих собственниках помещений на момент проведения собрания с 28.08.2010 по 10.09.2010.
В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что собственники помещений были уведомлены в установленном законом порядке о проведении общих собраний.
В подтверждение голосования по домам N 9, 17, 11 представлены решения собственника помещений - Министерство обороны РФ за подписью начальника ФГ КЭУ "Подольская КЭЧ района", полномочия которого действовать от имени собственника ничем не подтверждены.
В силу подпункта 71 пункта 7 раздела II Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В подтверждение голосования по дому N 4 представлено решение в отношении собственности г. Москвы, подписанное представителем Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы И. со ссылкой на доверенность от 08.09.2010 N 156-д. Указанная доверенность в материалы дела не представлена, подпись лица в решения не заверена печатью организации.
Данные обстоятельства ставят под сомнение полномочность лиц, подписавших представленные решения от имени собственников помещений.
В подтверждение решения собственника муниципального имущества г. Чехова в дело представлено письмо Администрации Чеховского муниципального района от 30.09.2010 за N 1-57/6-1 на имя ООО "УК "Губернский", в котором указано о подтверждении решения о выборе счетной комиссии, выборе способе управления, выборе управляющей компании, утверждении договора на управление многоквартирном доме и срока его действия, месте хранения документов. Также в письме указано, Администрация действует как собственник доли квартир в домах 1, 2, 4, 5. 6, 13 по ул. Земская - 3,26%, домах 6, 9, 10, 11, 14, 15, 17, 21 - 5,63%. Вместе с тем в протоколах общих собраний по домам 4, 9, 11, 17 имеются ссылки на решения собственников другого муниципального образования - города Чехова, решения которого не представлены.
Таким образом, представленные решения собственников не соответствует требованиям ст. 47, 48 ЖК РФ - отсутствуют сведения о документах, подтверждающих право собственности на жилые помещения, позволяющих определить количество принявших участие в голосовании и полномочия лиц, их подписавших.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов N 4, 9, 11, 17 по ул. Земская, г. Чехова нарушены требования ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ. Допущенные нарушения созыва, проведения собраний и подсчета результатов голосования являются существенными, поскольку не позволяют определить количество собственников помещений в многоквартирных домах, принявших участие в голосовании по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом и управляющей компании, тем самым нарушены права собственников и иных лиц, владеющих помещениями на законных основаниях, для которых вопрос законности избрания управляющей компании является социально значимым.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Чеховского городского суда Московской области от 29 января 2015 года отменить, принять новое решение.
Иск ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" к Ф., М.Л., К.Е., М.Р., ООО УК "Губернский", Министерству обороны РФ, Департаменту жилья и жилищной политики г. Москвы о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома и протоколов в форме заочного голосования удовлетворить.
Признать недействительными решения общих собраний собственников помещений о выборе способа управления и управляющей компании ООО УК "Губернский" в отношении многоквартирных домов <данные изъяты> расположенных по адресу: <данные изъяты>, проведенных в форме заочного голосования, оформленных протоколами от 13.09.2010 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)