Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1175/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N 33-1175/2014


Судья: Зобова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.
судей Полуэктовой С.К., Нефедова О.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С. А*** Н*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 31 января 2014 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. А*** Н*** к Жилищно-строительному кооперативу "Орленок" о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Исковые требования Жилищно-строительного кооператива "Орленок" к С. А*** Н*** о взыскании задолженности по холодному водоснабжению и водоотведению, расходов по проведению проверки счетчиков удовлетворить.
Взыскать с С. А*** Н*** в пользу Жилищно-строительного кооператива "Орленок" задолженность по оплате холодного водоснабжения и водоотведения в размере 2 267 руб. 56 коп., расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения С., ее представителя А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ЖСК "Орленок" - Н., представителей третьего лица ООО "Центр измерений N 1" Л.С., Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, пояснения представителей третьего лица ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ульяновской области" Б.Е., Б.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с иском к ЖСК "Орленок" о признании действий по составлению акта незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Требования мотивировала тем, что проживает в кв. 183 д. *** по ул. *** г. Ульяновска. 18.10.2013 г. ООО "Центр измерений N 1" провело проверку прибора учета холодного водоснабжения в ее квартире. По результатам указанной проверки ЖСК "Орленок" составил акт, в соответствии с которым ей необходимо произвести замену прибора учета, оплатить ЖСК "Орленок" штраф в размере 300 руб. В свою очередь ЖСК "Орленок" произведет перерасчет коммунальных услуг по нормативу потребления. Согласно свидетельству ФБУ "Ульяновский ЦСМ" о поверке, прибор учета холодной воды в ее квартире исправлен.
ЖСК "Орленок" обратился в суд со встречным иском к С. о взыскании задолженности по холодному водоснабжению и водоотведению за период с 01.04.2013 г. по 31.12.2013 г. в сумме 2 267 руб. 56 коп., расходов по проведению проверки счетчиков в размере 300 руб., государственной пошлины в размере 400 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 8 500 руб., судебных расходов.
Требования мотивировал тем, что в связи с большой разницей между показаниями коллективного прибора учета и индивидуальных приборов учета правление ЖСК "Орленок" приняло решение о проверке индивидуальных приборов учета и 22.10.2013 г. заключил договор N *** с ООО "Центр измерений N 1" по измерению остаточной намагниченности приборов учета воды.
28.10.2013 г. при проверке индивидуальных приборов учета в квартире С. был установлен факт превышения уровня магнитного поля счетчика холодного водоснабжения. Учитывая несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, ЖСК "Орленок" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" произвело перерасчет потребленного коммунального ресурса за шесть месяцев, предшествующих факту выявления несанкционированного нарушения по нормативу потребления.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ "Ульяновский ЦСМ", ООО "Центр измерений N 1.
Рассмотрев требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе С. просит отменить решение суда. Полагает, что нормативными документами для определения пригодности счетчиков воды к применению являются ГОСТ Р 50601-93, МИ 1592-99, ГОСТ 6019-83, ГОСТ 8.156-83, в которых нет требований к счетчикам воды относительно воздействия внешних магнитных полей. Считает, что измерения на остаточную намагниченность проведены магнитометром - прибором, не предназначенным для подобных измерений в отношении счетчиков воды. Указывает на то, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам измерений, в соответствии с нормой ст. 5 ФЗ РФ "Об обеспечении единства измерений". Судом не установлен факт передачи в Федеральный информационный фонд методики по обеспечению единства измерений. Судом не учтено, что наличие и целостность пломб на приборе учета ХВС является показателем защиты от несанкционированного вмешательства. Суд не принял во внимание документ, свидетельствующий о том, что счетчик воды признан пригодным к применению до 28.11.2019 г. Судом не поставлен вопрос о назначении судебной экспертизы. Повторные замеры на остаточную намагниченность проведены без соблюдения времени назначенного судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ одним из оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела.
Материалами дела установлено, что 28.10.2013 года сотрудниками ООО "Центр измерений N 1" произведено измерение остаточной намагниченности приборов учета воды в квартире 183 дома *** по ул. *** в г. Ульяновске. По результатам проверки составлен акт N***, согласно которого у С. выявлено превышение заводского уровня намагниченности прибора учета воды, а именно: уровень магнитного поля счетчика воды СХВ-15 N*** составил 160 мкТл.
С учетом выявленных данных ЖСК "Орленок" составлен акт по перерасчету размера платы за коммунальные услуги ГВС И ХВС и возложил на С. обязанность произвести замену прибора учета ХВС, оплатить работы по проверке прибора учета в размере 300 руб.
Перерасчет размера оплаты ЖСК произведен в соответствии с нормативами потребления за 6 месяцев до проведения проверки прибора учета.
Не согласившись с указанным выше актом, С. обратилась в ФБУ "Ульяновский ЦСМ" с заявлением о проверке счетчика воды, который по результатам данной проверки признан пригодным для эксплуатации.
30.01.2014 г. сотрудниками "Центр измерений N 1" проведены повторные измерения остаточной намагниченности прибора учета воды СХВ-15 N*** о чем составлен акт, согласно которого уровень магнитного поля прибора составил 155 мкТл.
Основанием для удовлетворения требований ЖСК "Орленок" судом первой инстанции послужило установление превышение уровня магнитного поля и указание на непригодность к эксплуатации приборов учета воды после воздействия на них сторонним магнитным полем.
С приведенными выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Данные Правила устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 32 Правил предусмотрено права исполнителя не чаще 1 раза в 6 месяцев осуществлять проверку передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.
Следовательно, ЖСК "Орленок", как исполнитель услуг, вправе было провести проверку счетчика холодного водоснабжения в квартире потребителя С. и данные действия нельзя расценивать как незаконные и ущемляющие права С.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для признания законными действий ЖСК "Орленок" по составлению Акта N *** от 28.10.2013 ! года согласно которого на С. обязана в срок до 25.11.2013 года поменять счетчик ХВС, оплатить штраф в сумме 300 рублей и который явился основанием для перерасчета размера платы за холодное водоснабжение исходя из норматива.
При этом судебная коллегия руководствуется следующим.
В силу п. 80 Правил от 06.05.2011 N 354, (действующих на момент возникновения спорных правоотношений) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерения, выполняемые при осуществлении торговых и товарообменных операций, относятся к сфере государственного регулирования обеспечения измерений.
В соответствии со ст. 5 вышеназванного Федерального закона измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений.
Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Счетчики воды являются приборами учета энергетических ресурсов (ХВС, ГВС) и относятся к средствам измерения для осуществления взаимных расчетов между потребителем и управляющей компанией.
Нормативными документами для определения пригодности счетчиков воды к применению являются ГОСТ Р 50601-93 "Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия", МИ 1592-99 "Счетчики воды. Методика поверки", ГОСТ 6019-83 "Счетчики холодной воды крыльчатые. Общие технические условия", ГОСТ 8.156-83 "ГСИ. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки".
Проведение испытаний и измерений счетчиков воды на намагниченность указанными документами не предусмотрены. Информация о возможном намагничивании счетчиков или остаточной величине намагниченности отсутствует. Кроме того, в данных нормативных документах нет требований к счетчикам воды относительно воздействия внешних магнитных полей.
Согласно письма ООО Производственно - коммерческой фирмы "БЕТАР", производителя счетчиков воды, следует, что в зависимости от величины напряженности магнитного поля, создаваемого внешним постоянным магнитом в приборах учета - счетчиках воды типа СХВ, СГВ не имеющих антимагнитной защиты, могут происходить нарушения в работе - выход за пределы установленных стандартом характеристик: заданной погрешности и порога чувствительности (установленных в соответствии с классом прибора), вплоть до полной остановки прибора. Вместе с тем, в законодательстве и в государственных стандартах отсутствуют требования к антимагнитной защищенности счетчиков воды.
Согласно письма метрологической службы ОАО "Магнит" прибор МФ-24ФМ, которым произведены замеры в квартире С., может применяться для измерения остаточной намагниченности любых сплавов и ферромагнитных материалов. Использование данного прибора для измерения остаточной намагниченности приборов учета воды возможно при условии наличия методики контроля, в которой должны быть указаны точка контроля, расположение измерительного зонда и пороговая величина остаточного поля. Использование прибора на месте непосредственной эксплуатации водосчетчиков будет некорректно, поскольку в данном случае имеют место быть дополнительные случайные поля.
Учитывая изложенное, оснований считать показания счетчика в квартире С.недостоверными, заниженными, не соответствующими реальным объемам потребленной воды не имеется. Срок поверки данного счетчика не истек, счетчик соответствует техническим требованиям, предъявляемым к средствам измерений.
Согласно свидетельству поверки счетчика N ***13 от 28.11.2013 года, выданного Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ульяновской области" счетчик, установленный в квартире С., признан годным и допущен к эксплуатации до 28.11.2019 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции в данной части нельзя признать законным. В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом, судебная коллегия признает решение подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований С. и признании действий ЖСК "Орленок" по составлению акта, обязывающего произвести замену счетчика в квартире, незаконными.
Требования С. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку данные требования вытекают из требований материального характера.
С учетом вышеизложенного, учитывая обоснованность требований С., оснований для удовлетворения встречных исковых требований ЖСК "Орленок" о взыскании задолженности по оплате за холодное водоснабжение и водоотведение, рассчитанной по установленным нормативам, а не по показаниям счетчика, расходов, связанных с уплатой госпошлины, расходов по проведению проверки счетчиков и услуг представителя не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 31 января 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования С. А*** Н*** к ЖСК "Орленок" о признании действий незаконными удовлетворить частично.
Признать акт N*** от 28.10.2013 г. незаконным.
В остальной части иска С. А*** Н*** отказать.
В удовлетворении исковых требований ЖСК "Орленок" к С. А*** Н*** о взыскании задолженности по холодному водоснабжению и водоотведению, расходов по проведению проверки счетчиков, судебных расходов отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)