Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы являются собственниками жилого помещения, которое признано аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лукьянова Ж.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Перовой Т.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ершовского района Саратовской области, действующего в интересах С.Н., З.З., З.А., С.А.,, к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о понуждении к предоставлению гражданам другого пригодного для проживания жилого помещения по апелляционной жалобе администрации Ершовского муниципального района Саратовской области на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 8 августа 2014 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Перовой Т.А., объяснения представителя администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Б., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Ершовского района Саратовской области, действующий в интересах С.Н., З.З., З.А., С.А., обратился в суд с иском к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о понуждении к предоставлению гражданам другого пригодного для проживания жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что С.Н. и З.З. в равных долях являются собственниками <адрес>. В указанной квартире также зарегистрированы по месту жительства и проживают З.А., С.А. Указанный жилой дом заключением межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Ершов от 29 августа 2011 г. признан аварийным и подлежащим сносу. Однако вопрос о предоставлении истцам жилого помещения не решен до настоящего времени.
Заместитель прокурора просил суд обязать администрацию Ершовского муниципального района Саратовской области предоставить С.Н., З.З., З.А., С.А. благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 46,1 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ершова.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 8 августа 2014 г. исковые требования удовлетворены, на администрацию Ершовского муниципального района Саратовской области возложена обязанность предоставить С.Н., З.З., З.А., С.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.
В апелляционной жалобе администрация Ершовского муниципального района Саратовской области просит решение суда первой инстанции изменить, указав срок предоставления истцам жилого помещения - 31 декабря 2015 г. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что <адрес> включен в областную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Следовательно, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным, следует осуществлять в соответствии с региональной адресной программой, которая предусматривает сроки переселения и объемы финансирования по каждому жилому дому. Срок отселения из аварийного дома истекает 31 декабря 2015 г. Таким образом, в решении суда должен быть указан срок для предоставления жилого помещения исходя из региональной адресной программы.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ершовского района Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Б. поддержала доводы жалобы, просила решение суда изменить, указав срок предоставления истцам жилого помещения - 31 декабря 2015 г.
Прокурор Медведева З.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, сведений о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для изменения или отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно ст. ст. 87, 89 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в ст. ст. 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ. Оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Статьей 32 ЖК РФ предусмотрены правила изъятия жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу.
По смыслу указанной правовой нормы признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основаниям для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. После чего в действие вступает процедура принудительного выкупа жилых помещений, предусмотренная частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20 и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при соблюдении предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственником жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники не выполнили требования о его сносе. Суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, так как из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции, С.Н., З.З. являются собственниками <адрес> в <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата>.
В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства и проживают С.Н., З.З., З.А. и С.А.
Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 29 августа 2011 г. многоквартирный дом N 2 по ул. Ремонтная г. Ершова Саратовской области признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального образования город Ершов Ершовского муниципального района Саратовской области N от <дата> указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, первому заместителю главы администрации муниципального образования <адрес> рекомендовано произвести выселение физических лиц, проживающих в указанном доме, в течение одного года с момента издания распоряжения в порядке, установленном действующим законодательством.
В материалах дела отсутствуют сведения об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Постановлением администрации муниципального образования город Ершов Ершовского муниципального района Саратовской области N 47 от 27 марта 2013 г. утверждена адресная программа муниципального образования город Ершов "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы". В перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению, включен жилой <адрес>.
Судебная коллегия отмечает, что поскольку жилой дом включен в региональную программу, то в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что С.Н. и З.З. являются собственниками жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеют право на предоставление им вне очереди другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд обоснованно учел положения ст. ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не указан срок, в который должно быть исполнено решение суда, с учетом срока, предусмотренного областной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах", является несостоятельным и не влечет изменение решения суда.
Пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от условий, предусмотренных адресными программами по переселению.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в соответствии с условиями программ по переселению.
Включение дома, в котором проживают истцы, в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2013-2015 годах, свидетельствует о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, проживание в которых угрожает жизни и здоровью граждан.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью. В таком случае суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Отсутствие свободного жилищного муниципального фонда не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных в ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 8 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.10.2014 N 33-6077
Требование: Об обязании предоставить пригодное для проживания жилое помещение.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы являются собственниками жилого помещения, которое признано аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. N 33-6077
Судья Лукьянова Ж.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Перовой Т.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ершовского района Саратовской области, действующего в интересах С.Н., З.З., З.А., С.А.,, к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о понуждении к предоставлению гражданам другого пригодного для проживания жилого помещения по апелляционной жалобе администрации Ершовского муниципального района Саратовской области на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 8 августа 2014 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Перовой Т.А., объяснения представителя администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Б., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Ершовского района Саратовской области, действующий в интересах С.Н., З.З., З.А., С.А., обратился в суд с иском к администрации Ершовского муниципального района Саратовской области о понуждении к предоставлению гражданам другого пригодного для проживания жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что С.Н. и З.З. в равных долях являются собственниками <адрес>. В указанной квартире также зарегистрированы по месту жительства и проживают З.А., С.А. Указанный жилой дом заключением межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Ершов от 29 августа 2011 г. признан аварийным и подлежащим сносу. Однако вопрос о предоставлении истцам жилого помещения не решен до настоящего времени.
Заместитель прокурора просил суд обязать администрацию Ершовского муниципального района Саратовской области предоставить С.Н., З.З., З.А., С.А. благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 46,1 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Ершова.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от 8 августа 2014 г. исковые требования удовлетворены, на администрацию Ершовского муниципального района Саратовской области возложена обязанность предоставить С.Н., З.З., З.А., С.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, состоящее из двух комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>.
В апелляционной жалобе администрация Ершовского муниципального района Саратовской области просит решение суда первой инстанции изменить, указав срок предоставления истцам жилого помещения - 31 декабря 2015 г. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что <адрес> включен в областную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Следовательно, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным, следует осуществлять в соответствии с региональной адресной программой, которая предусматривает сроки переселения и объемы финансирования по каждому жилому дому. Срок отселения из аварийного дома истекает 31 декабря 2015 г. Таким образом, в решении суда должен быть указан срок для предоставления жилого помещения исходя из региональной адресной программы.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ершовского района Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Ершовского муниципального района Саратовской области Б. поддержала доводы жалобы, просила решение суда изменить, указав срок предоставления истцам жилого помещения - 31 декабря 2015 г.
Прокурор Медведева З.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, сведений о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для изменения или отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно ст. ст. 87, 89 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в ст. ст. 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ. Оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Статьей 32 ЖК РФ предусмотрены правила изъятия жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу.
По смыслу указанной правовой нормы признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основаниям для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. После чего в действие вступает процедура принудительного выкупа жилых помещений, предусмотренная частями 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20 и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при соблюдении предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственником жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники не выполнили требования о его сносе. Суд не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, так как из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции, С.Н., З.З. являются собственниками <адрес> в <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата>.
В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства и проживают С.Н., З.З., З.А. и С.А.
Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 29 августа 2011 г. многоквартирный дом N 2 по ул. Ремонтная г. Ершова Саратовской области признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального образования город Ершов Ершовского муниципального района Саратовской области N от <дата> указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, первому заместителю главы администрации муниципального образования <адрес> рекомендовано произвести выселение физических лиц, проживающих в указанном доме, в течение одного года с момента издания распоряжения в порядке, установленном действующим законодательством.
В материалах дела отсутствуют сведения об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Постановлением администрации муниципального образования город Ершов Ершовского муниципального района Саратовской области N 47 от 27 марта 2013 г. утверждена адресная программа муниципального образования город Ершов "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы". В перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению, включен жилой <адрес>.
Судебная коллегия отмечает, что поскольку жилой дом включен в региональную программу, то в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что С.Н. и З.З. являются собственниками жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеют право на предоставление им вне очереди другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд обоснованно учел положения ст. ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не указан срок, в который должно быть исполнено решение суда, с учетом срока, предусмотренного областной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах", является несостоятельным и не влечет изменение решения суда.
Пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от условий, предусмотренных адресными программами по переселению.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в соответствии с условиями программ по переселению.
Включение дома, в котором проживают истцы, в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2013-2015 годах, свидетельствует о реализации органом местного самоуправления своих полномочий в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, и само по себе не исключает обязанность по отселению граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, проживание в которых угрожает жизни и здоровью граждан.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью. В таком случае суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Отсутствие свободного жилищного муниципального фонда не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению жилым помещением данной категории граждан.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных в ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 8 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)