Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2008 N 06АП-А73/2008-2/2348 ПО ДЕЛУ N А73-3998/2008-90АП

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2008 г. N 06АП-А73/2008-2/2348


Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Паршина В.А., представитель по доверенности от 01.01.2008 N ДЭК-20/59Д; Соловьева Т.В., представитель по доверенности от 29.04.2008 N ДЭК-20-15/888Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Абашева Н.Г., представитель по доверенности от 13.03.2008 N 01.0-2028;
- от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам": не явился;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 10.06.2008
по делу N А73-3998/2008-90АП
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление, административный орган, Управление Роспотребнадзора) от 18.04.2008 N 1353 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (КоАП РФ).
ОАО "ДЭК" не согласно с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы и настаивали на ее удовлетворении.
Представитель Управления Роспотребнадзора доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить оспариваемый судебный акт без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, но своего представителя для участия в нем не направило.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
На основании заявления гражданина Кречетова В.В. от 06.02.2008 за входящим N К-113 и в соответствии с распоряжением от 20.02.2008 N 400 специалистом отдела защиты прав потребителей в 15 часов 00 минут 05.03.2008 проведены мероприятия по контролю соблюдения ОАО "ДЭК" законодательства о защите прав потребителей по адресу г. Хабаровск, ул. Слободская, 12. Мероприятиями контроля, результаты которых отражены в акте от 05.03.2008 б/н установлено, что приборы учета электроэнергии (электросчетчики), установленные в доме N 15 по улице Служебная в г. Хабаровске находятся на балансе ОАО "ДЭК". Согласно ответу заместителя начальника Хабаровского отделения от 29.02.2008 на запрос от 27.02.2008 в подъезде дома N 15 для квартиры N 48 установлен электросчетчик типа СО2М, госпроверка которого проводилась в 1967 году. Данный вид электросчетчиков имеет класс точности 2,5 и исключен Госстандартом России из реестра средств измерений для коммерческих расчетов, их метрологическая поверка запрещена, комплектующие детали отсутствуют. ОАО "ДЭК" представило контрольный лист обхода по квартире N 48, из которого следует, что с 24.04.2007 в счетчике отсутствует пломба ЭНС.
Согласно докладной начальника расчетно-кассового центра N 5 от 22.02.2008 расчет стоимости за потребленную электроэнергию по квартире N 15 дома 48 по ул. Служебная осуществляется по среднему нормативу с 01.04.2007, поскольку у абонента отсутствует пломба ЭНС. Абонент отказывается от установки прибора учета.
В момент проверки ОАО "ДЭК" не представило документы, подтверждающие вручение уведомления или предупреждения, предписания о замене электросчетчика гражданину Кречетову В.В., не представлен акт о несоответствии техническим параметрам установленного прибора учета электроэнергии. Должностные лица ОАО "ДЭК", зная о неисправности прибора учета электроэнергии, не приняли мер к его замене.
Кроме того, проверкой установлено, что в доме N 15 по ул. Служебной плата за электроэнергию взимается по нормативу в 39 квартирах с января 2001 года, в одной квартире с декабря 2005 года, а также в двух квартирах с апреля 2007 года ввиду того, что счетчики находятся в ненадлежащем техническом состоянии. На момент проверки сумма задолженности за электроэнергию гражданина Кречетова В.В. по квартире N 48 составила 2721 руб. 60 коп.
На момент проверки ОАО "ДЭК" представило документ наряд задание N 21 на установку прибора учета электрической энергии по адресу Служебная, 15.
Определением от 05.03.2008 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 14.7 КоАП РФ.
18.03.2008 в адрес ОАО "ДЭК" направлено уведомление о необходимости законному представителю 24.03.2008 явиться в Управление Роспотребнадзора к 10 часам 00 минутам для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено ОАО "ДЭК" 19.03.2008.
26.03.2008 в адрес ОАО "ДЭК" направлено уведомление о необходимости законному представителю явиться 28.03.2008 в Управление Роспотребнадзора к 10 часам 00 минутам для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено обществом 26.03.2008.
28.03.2008 административным органом, в отсутствие законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 1353, которым ОАО "ДЭК" вменено совершение административного правонарушения по статье 14.7 КоАП РФ.
Определением от 31.03.2008 N 1353 дата рассмотрения дела об административном правонарушении назначена на 11.04.2008 в 14 часов 00 минут.
Определением от 11.04.2008 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 14 часов 00 минут 18.04.2008. Определение получено ОАО "ДЭК" 11.04.2008.
18.04.2008 постановлением N 1353 Управление Роспотребнадзора установило, что общество нарушило пункты 10, 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, подпункты "г", "л" пункта 49 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, часть 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, что выразилось в том, что ОАО "ДЭК" не обеспечило надлежащее техническое состояние приборов учета электроэнергии, установленных по адресу г. Хабаровск, ул. Служебная, 15, в частности, прибор учета электроэнергии для квартиры N 48, в которой проживает гражданин Кречетов В.В., при этом плату за данную услугу взимало с потребителя в полном объеме. В связи с этим действия общества квалифицированы Управлением по статье 14.7 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что факт совершения обществом административного правонарушения установлен материалами дела.
Возражая против решения суда первой инстанции, общество привело в апелляционной жалобе следующие доводы.
Нормы статьи 14.7 КоАП РФ могут распространяться только на отношения между ОАО "ДЭК" и потребителями в части свойств, качества электрической энергии.
По мнению общества, исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут быть управляющая организация либо товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, специализированные организации и лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности на основании договоров возмездного оказания услуг. ОАО "ДЭК" является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет продажу коммунальных ресурсов, следовательно, оно не может быть исполнителем коммунальных услуг. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, общество указывает, что надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом обеспечивается соответствующей управляющей организацией.
Кроме того, общество считает, что не нарушало пункты 10, 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, поскольку названные Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и его нормы адресованы к собственнику либо балансодержателю жилого дома, а не к ресурсоснабжающей организации.
ОАО "ДЭК" не согласно с мнением Управления Роспотребнадзора, что общество нарушило статью 37 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку жалоб на количество и качество услуг не поступало.
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), определено понятие коммунальных услуг - деятельность исполнителя коммунальных услуг по, в том числе, электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Следовательно, перечень организаций, которые могут быть исполнителями коммунальных услуг, названным нормативным актом не ограничен только организациями, которые осуществляют управление многоквартирным домом, такой организацией может быть и юридическое лицо, производящее коммунальные ресурсы.
Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг дано понятие ресурсоснабжающей организации - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; потребителя - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а также внутридомовых инженерных систем - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Доказательства, что собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по ул. Служебная, 15 в г. Хабаровске избран способ управления названным домом в материалах дела отсутствуют. Из письма муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" от 15.05.2008 N 07/б/н (л.д. 104) следует, что названный дом не находится у него в управлении.
Кроме того, обществом не представлены доказательства заключения договора электроснабжения дома N 15 по ул. Служебная в г. Хабаровске с иной управляющей организацией.
Анализ изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае ОАО "ДЭК" продавая электрическую энергию в многоквартирный дом по ул. Служебная, 15, выступает ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Согласно статье 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Следовательно, гражданин Кречетов В.В., проживающий в квартире N 48 дома N 15 по ул. Служебная, потребляющий электрическую энергию, признается заключившим договор электроснабжения.
Актом от 05.03.2008 (л.д. 75-76) установлено, что приборы учета электроэнергии (электросчетчики), установленные в доме N 15 по ул. Служебная в г. Хабаровске, находятся на балансе ОАО "ДЭК", данная информация не опровергнута представителем общества ни в заседании суда первой инстанции, ни в заседании апелляционного суда.
Из писем Комитета по ценам и тарифам от 19.04.2007 N 2-1-12/1051, от 05.03.2007 N 2-1-12/709 (л.д. 102, 103) следует, что при формировании тарифов на электрическую энергию на 2007 год предусмотрены расходы на плановую замену однофазных приборов учета электрической энергии, предназначенных для расчетов с населением за потребленную энергию, и находящихся на балансе и обслуживании энергоснабжающей организации, в многоквартирных жилых домах, а также трехфазных счетчиков на вводах частного сектора в общей сумме 32,4 млн. руб. для "Хабаровскэнергосбыт" ОАО "Дальневосточная энергетическая компания". Данные затраты учтены в составе прибыли на развитие производства. В тарифах на электрическую энергию на 2006 год для ОАО "Хабаровскэнерго" расходы на замену приборов учета учитывались в составе статьи "вспомогательные материалы" и отдельной строкой не выделялись.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния электросчетчиков в доме N 15 по ул. Служебная в г. Хабаровске, и в частности по квартире N 48 в названном доме, лежит на ОАО "ДЭК" как на собственнике этих приборов учета.
Суд первой инстанции установил, что ОАО "ДЭК" не заключен договор с иным исполнителем коммунальных услуг, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг, в связи с чем, общество приняло на себя функции по предъявлению к оплате платежных документов, сбор платежей за оказанные услуги энергоснабжения, замену устаревших и вышедших из строя электросчетчиков, изменения тарифа, по которому исчисляется оплата за электроэнергию. Названные выводы общество также не опровергло соответствующими доказательствами.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрены обязанности исполнителя, в частности подпунктом "г" установлена обязанность самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, подпунктом "л" предусмотрена обязанность исполнителя информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг.
Материалами административного производства подтверждается, что названные обязанности ОАО "ДЭК" исполнены не были (должностная инструкция контролера расчетно-кассового центра (л.д. 19-22), контрольный лист обхода (л.д. 23)).
В силу части 2 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, установленного статьей 14.7 КоАП РФ, образуют как в совокупности, так и каждое самостоятельно, следующие действия: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, а не только предоставление услуги ненадлежащего качества, как ошибочно полагает общество.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела (акт проверки от 05.03.2008) подтверждается, что прибор учета электрической энергии для квартиры N 48, в которой проживает гражданин Кречетов В.В., был установлен, однако ОАО "ДЭК" расчет платы за полученную электрическую энергию осуществляло исходя из нормативов потребления.
Протоколом об административном правонарушении от 28.03.2008 (л.д. 74), постановлением об административном правонарушении от 18.04.2008 N 1353 (л.д. 73) обществу вменено не предоставление услуги ненадлежащего качества, а необеспечение надлежащего технического состояния приборов учета электроэнергии, установленных по адресу г. Хабаровск, ул. Служебная, 15, а также, в частности, прибора учета электроэнергии для квартиры N 48, в которой проживает гражданин Кречетов В.В., несообщение гражданину Кречетову В.В. о несоответствии прибора учета электроэнергии установленным требованиям, вследствие чего плата за оказанные услуги взималась по нормативу, а не на основании показаний электросчетчика. В связи с названными обстоятельствами административный орган указал в постановлении от 18.04.2008, что ОАО "ДЭК" нарушило права гражданина Кречетова В.В. на получение услуги в полном объеме.
В рассматриваемом случае ОАО "ДЭК" допущено обмеривание - при наличии информации о том, что установленный для квартиры N 48 дома N 15 по улице Служебной, электросчетчик не соответствует техническим требованиям, обществом не приняты меры к извещению гражданина Кречетова В.В. об этом, и осуществляется взимание платы за предоставленную электрическую энергию по нормативу, а не по показаниям электросчетчика, в размере большем, чем это происходило бы при учете показаний электросчетчика при том, что в тариф за электрическую энергию на 2007 год предусмотрены расходы ОАО "ДЭК" на плановую замену однофазных приборов учета электрической энергии, предназначенных для расчетов с населением за потребленную энергию, и находящихся на балансе и обслуживании энергоснабжающей организации, в многоквартирных жилых домах, а также трехфазных счетчиков на вводах частного сектора в общей сумме 32,4 млн. руб.
Доказательства составления акта о несоответствии техническим требованиям прибора учета электрической энергии для квартиры N 48 в доме N 15 по ул. Служебной в г. Хабаровске, доказательства выдачи и вручения предупреждения, предписания, уведомления гражданину Кречетову В.В. с информацией о несоответствии прибора учета электроэнергии установленным требованиям ОАО "ДЭК" не представлены ни во время проверки, ни судам первой и апелляционной инстанции.
Статьей 37 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрен порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги). В частности установлено, что потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Имея электросчетчик, гражданин Кречетов В.В. вправе был рассчитывать на оплату полученной электрической энергии в соответствии с его показателями, а не по нормативу.
Поскольку ОАО "ДЭК" не принимало мер к установлению факта несоответствия электросчетчика в квартире N 48 дома N 15 по улице Служебной, техническим требованиям, не извещало гражданина Кречетова В.В. об этом, взимая плату с него по нормативу, административный орган и суд пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом статьи 37 названного закона, поскольку в рассматриваемом случае действиями общества нарушены права гражданина на получение услуги в полном объеме, и наличии в действиях ОАО "ДЭК" состава административного правонарушения, установленного статьей 14.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, апелляционный суд оснований к его отмене или изменению, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 июня 2008 года по делу N А73-3998/2008-90АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ

Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)