Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
до перерыва в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
с участием после первого перерыва представителей товарищества собственников жилья "Игелек" - Рожко М.В. (доверенность от 29.11.2012), Гришина С.И. (доверенность от 01.09.2012), после второго перерыва - без участия их представителя,
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - после перерывов - не являлся; управление извещено,
Окриашвили Тимур Гиоргиевич - после перерывов - не являлся, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта - 01 апреля - 03 апреля 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Игелек"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-15800/2012 (судья Галиуллин Э.Р.),
принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Игелек" (ОГРН 1051641045720, ИНН 1660079915), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Окриашвили Тимур Гиоргиевич, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 17 мая 2012 года N 791/з по делу об административном правонарушении,
установил:
Товарищество собственников жилья "Игелек" (далее - заявитель, общество, ТСЖ "Игелек") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 N 791/з (т. 1 л.д. 3-5).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2012 в порядке ст. 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Окриашвили Т.Г. (т. 1 л.д. 90).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2013 по делу N А65-15800/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 79-83).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 88-95).
Роспотребнадзор и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Роспотребнадзора и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Игелек" поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя ТСЖ "Игелек", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Роспотребнадзор по Республике Татарстан поступило обращение потребителя Окриашвили Т.Г. (рег. от 05.04.2012 N О-1553-(0)-0) о нарушении прав потребителя в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
28.04.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Гизатуллиной Д.Р. при рассмотрении документов, представленных ТСЖ "Игелек" на основании запроса о предоставлении информации в виде факсограммы (исх. от 11.04.2012 N 793) в рамках ст. 41 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", с целью обеспечения защиты прав потребителей по обращению граждан, были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе рассмотрения документов, представленных ТСЖ "Игелек" на основании запроса, установлено нарушение порядка ценообразования, а именно:
ТСЖ "Игелек" допустило нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилого помещения кв. 185, д. 30В по ул. Ак. Губкина г. Казани за период с января 2011 по апрель 2011 и сентября 2011 по март 2012, а именно расчет платы за коммунальную услугу "отопление" производился ежемесячно по фактическому потреблению тепловой энергии, что не соответствует порядку расчета приведенному в п. 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, применяемого для многоквартирных домов, имеющих общедомовые приборы учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Также допущено нарушение установленного порядка ценообразования путем нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за июль 2011, а именно: расчет платы жителю кв. 185, д. 30В по ул. Ак. Губкина г. Казани производился по показаниям индивидуального прибора учета за горячее водоснабжение, что является нарушением п. п. 16, 17 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Допущено нарушение установленного порядка ценообразования, а именно в нарушение п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307: расчет платы за услугу "электроснабжение" ежемесячно жителю кв. 185, д. 30В по ул. Ак. Губкина г. Казани за период с апреля 2011 года по апрель 2012 года производился путем выставления расхода за содержание мест общего пользования распределенного не пропорционально потребленной электроэнергии.
По данному факту Роспотребнадзором составлен протокол об административном правонарушении от 05.05.2012 и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Роспотребнадзором вынесено постановление от 17.05.2012 N 791/3, в соответствии с которыми ТСЖ "Игелек" привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в сумме 100 000 руб. (т. 1 л.д. 14-15).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 791/3 по делу об административном правонарушении от 17.05.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статья 157 ЖК РФ гласит, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как видно из материалов дела, административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период с апреля 2011 по апрель 2012 жильцу кв. 185, д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани, а именно при анализе счетов-фактур, выставляемых к оплате за жилищно-коммунальные услуги установлено, что в счете за июль 2011 жильцу кв. 185 д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани произведено начисление по статьям "электроснабжение" и "электроснабжение мест общего пользования", при этом в остальных счетах-фактурах (с января 2011 по июнь 2011 и с августа 2011 по март 2012), представленных к оплате начисление производится только по статье "электроснабжение мест общего пользования", в отсутствие строки "электроснабжение" в счетах-фактурах, что свидетельствует о начислении по статье "электроснабжение мест общего пользования" не пропорционально потребленной электрической энергии, то есть при наличии расхода коммунального ресурса электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета электроэнергии - начисление по статье "электроснабжение мест общего пользования" производится пропорционально потребленной электрической энергии, определенной по индивидуальному прибору учета, при этом в отсутствии расхода по прибору учета начисление по строке "электроснабжение мест общего пользования" производилось.
Начисление платы по статье электроснабжение за освещение мест общего пользования производилось не пропорционально потребленной электроэнергии, что противоречит законодательству, а именно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), где указано, что при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии и полностью индивидуальными приборами учета начисление производится пропорционально потребленного коммунального ресурса.
Согласно подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
VD
___________ x Vi x Tky, (9 формула)
Pky3.i = Vn.p + Vn.n
где:
- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт.час.);
- Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт.час.);
- Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час.);
- Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час.);
- Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для электроснабжения - руб. /кВт.час.).
Освещение мест общего пользования, также выставлено отдельной строкой в счете-фактуре.
Потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования Министерство регионального развития РФ связывает с предоставлением коммунальной услуги.
Как следует из Письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг") должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Таким образом, ТСЖ "Игелек" производило расчет по статье "электроснабжение мест общего пользования" не пропорционально потребленного коммунального ресурса электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, что не соответствует порядку расчета платы, установленного Правительством РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что электроснабжение "МОП" должно быть заложено в статью "электроснабжение", в связи с данными разъяснениями Министерства регионального развития, указанными выше, а также порядком расчета платы, установленным Постановлением Правительства РФ, где из формул расчета платы по электроэнергии видно, что общедомовые расходы уже заложены в формулу и выставляются одной суммой к оплате за коммунальную услугу "электроснабжение".
Административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" в кв. 185, д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани за период с января 2011 по апрель 2011 и сентября 2011 по март 2012, а именно расчет платы за коммунальную услугу "отопление" производился ежемесячно по фактическому потреблению тепловой энергии, что не соответствует порядку расчета произведенному в п. 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, применяемого для многоквартирных домов, имеющих общедомовые приборы учета и при отсутствии индивидуальных приборов учет, по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Расчет должен осуществляться в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также на основании Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2001 N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение".
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i = Si x Vt x Tt, (7) где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Si
_____
Po2.i = Pk.пр x SD - Pfn.i, (8) где:
- Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Следовательно, объем тепловой энергии, потребленный жителями в предыдущем году, распределяется равными долями на 12 месяцев. В связи с данным обстоятельством размер платы ежемесячно в течение года не изменяется, что имеет существенное значение для жителей, имеющих небольшой достаток.
Потребитель как экономически слабая сторона в жилищных правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, в свою очередь ТСЖ "Игелек" при расчете платы за коммунальную услугу "отопление" по фактическим показаниям общедомового прибора учета тепла данный факт не учитывало, тем самым, поставив потребителя в затруднительное финансовое положение, так как в отопительный период начисления за "отопление" имеет большие суммы, а в летний период при отсутствии отопления - начисления не производятся.
Административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за июль 2011 жителю кв. 185, д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани, а именно: расчет производился по показаниям индивидуального прибора учета за горячее водоснабжение (водоподогрев) и выставления платы за холодную воду для нужд горячего водоснабжения, что является нарушением п. п. 16, 17 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Расход по прибору учета х Объем (расход) тепла по дому, определенный общедомовым прибором учета х Тариф на тепло (1169,26 руб.) + Тариф на хол. воду (14,69 руб.) = Сумма к оплате в месяц Объем (расход) воды по дому Тариф на подогрев х/в для нужд горячего водоснабжения 68,86 руб.
Тариф на горячую воду 83,55 руб.
Расход по прибору учета х Тариф на горяч. воду = Сумма к оплате в месяц (83,55 руб.)
Из вышеприведенного расчета и согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам видно, что тарифы на подогрев и на холодную воду для нужд горячего водоснабжения складываются и получается тариф на горячую воду.
При этом ТСЖ "Игелек" производя расчет паты за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" делили данную услугу на две строки начислений - "водоподогрев", куда входило начисление за подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения и "холодное водоснабжение", куда входило начисление за холодную воду и холодную воду для нужд горячего водоснабжения, из чего следует, что фактически горячее водоснабжение делилось по начислениям на две строки - часть заложена в "водоподогрев", рассчитываемая в Гкал и переведенная в руб., а часть в "холодное водоснабжение", рассчитываемая в куб. м и переведенная в руб. Из чего следует, что при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (где горячее водоснабжение состоит из тарифа на водоподогрев и тарифа на холодную воду), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих, то есть тариф на горячее водоснабжение не может делиться на две строки начислений в счете-фактуре, таких как водоподогрев и холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения, заложенное в строку "холодное водоснабжение".
Не обеспечив соблюдение п. 16, 17 Правил ТСЖ "Игелек" нарушило порядок расчета в части начисления суммы платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период с апреля 2011 по апрель 2012 жильцу кв. 185, д. 30 В по ул. Ак. Губкина г. Казани.
Начисление платы по статье электроснабжение "МОП", освещение мест общего пользования производилось по 7 кВт на квартиру, что противоречит законодательству, а именно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, где указано, что при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии и полностью или частично индивидуальными приборами учета начисление производится пропорционально потребленного коммунального ресурса.
Освещение мест общего пользования, также выставлено отдельной строкой в счете-фактуре. Потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования Министерство регионального развития РФ связывает с предоставлением коммунальной услуги.
Как следует из Письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг") должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
При наличии приборов учета - начисление производится по показаниям приборов учета; при отсутствии приборов учета - начисление производится по нормативу расхода энергоресурса на 1 человека.
Таким образом, ТСЖ "Игелек" производило расчет по 7 кВт на квартиру, что не соответствует порядку расчета платы, установленного Правительством РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что электроснабжение "МОП" должно быть заложено в статью "электроснабжение", в связи с данными разъяснениями Министерства регионального развития, указанными выше, а также порядком расчета платы, установленным Постановлением Правительства РФ, где из формул расчета платы по электроэнергии видно, что общедомовые расходы уже заложены в формулу и выставляются одной суммой к оплате за коммунальную услугу "электроснабжение".
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, коммунальные ресурсы ("электрическая энергия") используется для предоставления "коммунальной услуги" ("электроснабжение") для жилых помещений, а "потребитель" использует данные "коммунальные услуги" для личных, семейных, домашних и иных нужд, в связи с этим любое другое потребление "коммунального ресурса" для нужд дома, ТСЖ не будет являться "коммунальной услугой", так как она не предоставляется для личного потребления, а используется для общих нужд собственников дома и тариф на данную услугу будет приниматься решением общего собрания собственников жильцов дома, согласно ЖК РФ, на основании следующего.
На основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Заявитель, указывая на то, что он не является исполнителем коммунальных услуг, неверно толкует нормы закона, поскольку электроснабжение для общего имущества в многоквартирном доме относится к перечню закрепленных нормативно-правовыми актами коммунальных услуг, и, поставляя данную услугу потребителям, заявитель выступает именно в качестве исполнителя данной услуги, и соответственно, обязан осуществлять начисление платы в соответствии с действующими нормами и правилами, и в том числе с применением Правил N 307.
Таким образом, производя начисление за коммунальную услугу - электроснабжение, заявитель формирует для потребителей цену, одной из составляющих которой является тариф на электрическую энергию, и производит расчеты с потребителями услуги, что, в свою очередь, и является порядком ценообразования для конкретной услуги.
Судом апелляционной инстанции нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Заявитель надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст. 4.5 КоАП РФ, оснований для применения ст. 2.9. КоАП РФ не имеются.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка апеллянта на Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 07.09.2011 по делу N 77-1062/2011, является необоснованной, так как не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-15800/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Игелек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А65-15800/2012
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А65-15800/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
до перерыва в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
с участием после первого перерыва представителей товарищества собственников жилья "Игелек" - Рожко М.В. (доверенность от 29.11.2012), Гришина С.И. (доверенность от 01.09.2012), после второго перерыва - без участия их представителя,
представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - после перерывов - не являлся; управление извещено,
Окриашвили Тимур Гиоргиевич - после перерывов - не являлся, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта - 01 апреля - 03 апреля 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Игелек"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-15800/2012 (судья Галиуллин Э.Р.),
принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Игелек" (ОГРН 1051641045720, ИНН 1660079915), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Окриашвили Тимур Гиоргиевич, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 17 мая 2012 года N 791/з по делу об административном правонарушении,
установил:
Товарищество собственников жилья "Игелек" (далее - заявитель, общество, ТСЖ "Игелек") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 N 791/з (т. 1 л.д. 3-5).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2012 в порядке ст. 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Окриашвили Т.Г. (т. 1 л.д. 90).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2013 по делу N А65-15800/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 79-83).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 88-95).
Роспотребнадзор и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Роспотребнадзора и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Игелек" поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя ТСЖ "Игелек", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Роспотребнадзор по Республике Татарстан поступило обращение потребителя Окриашвили Т.Г. (рег. от 05.04.2012 N О-1553-(0)-0) о нарушении прав потребителя в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
28.04.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела санитарно-эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Гизатуллиной Д.Р. при рассмотрении документов, представленных ТСЖ "Игелек" на основании запроса о предоставлении информации в виде факсограммы (исх. от 11.04.2012 N 793) в рамках ст. 41 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", с целью обеспечения защиты прав потребителей по обращению граждан, были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе рассмотрения документов, представленных ТСЖ "Игелек" на основании запроса, установлено нарушение порядка ценообразования, а именно:
ТСЖ "Игелек" допустило нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилого помещения кв. 185, д. 30В по ул. Ак. Губкина г. Казани за период с января 2011 по апрель 2011 и сентября 2011 по март 2012, а именно расчет платы за коммунальную услугу "отопление" производился ежемесячно по фактическому потреблению тепловой энергии, что не соответствует порядку расчета приведенному в п. 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, применяемого для многоквартирных домов, имеющих общедомовые приборы учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Также допущено нарушение установленного порядка ценообразования путем нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за июль 2011, а именно: расчет платы жителю кв. 185, д. 30В по ул. Ак. Губкина г. Казани производился по показаниям индивидуального прибора учета за горячее водоснабжение, что является нарушением п. п. 16, 17 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Допущено нарушение установленного порядка ценообразования, а именно в нарушение п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307: расчет платы за услугу "электроснабжение" ежемесячно жителю кв. 185, д. 30В по ул. Ак. Губкина г. Казани за период с апреля 2011 года по апрель 2012 года производился путем выставления расхода за содержание мест общего пользования распределенного не пропорционально потребленной электроэнергии.
По данному факту Роспотребнадзором составлен протокол об административном правонарушении от 05.05.2012 и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Роспотребнадзором вынесено постановление от 17.05.2012 N 791/3, в соответствии с которыми ТСЖ "Игелек" привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в сумме 100 000 руб. (т. 1 л.д. 14-15).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 791/3 по делу об административном правонарушении от 17.05.2012.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статья 157 ЖК РФ гласит, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как видно из материалов дела, административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период с апреля 2011 по апрель 2012 жильцу кв. 185, д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани, а именно при анализе счетов-фактур, выставляемых к оплате за жилищно-коммунальные услуги установлено, что в счете за июль 2011 жильцу кв. 185 д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани произведено начисление по статьям "электроснабжение" и "электроснабжение мест общего пользования", при этом в остальных счетах-фактурах (с января 2011 по июнь 2011 и с августа 2011 по март 2012), представленных к оплате начисление производится только по статье "электроснабжение мест общего пользования", в отсутствие строки "электроснабжение" в счетах-фактурах, что свидетельствует о начислении по статье "электроснабжение мест общего пользования" не пропорционально потребленной электрической энергии, то есть при наличии расхода коммунального ресурса электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета электроэнергии - начисление по статье "электроснабжение мест общего пользования" производится пропорционально потребленной электрической энергии, определенной по индивидуальному прибору учета, при этом в отсутствии расхода по прибору учета начисление по строке "электроснабжение мест общего пользования" производилось.
Начисление платы по статье электроснабжение за освещение мест общего пользования производилось не пропорционально потребленной электроэнергии, что противоречит законодательству, а именно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам) (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), где указано, что при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии и полностью индивидуальными приборами учета начисление производится пропорционально потребленного коммунального ресурса.
Согласно подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
VD
___________ x Vi x Tky, (9 формула)
Pky3.i = Vn.p + Vn.n
где:
- VD - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт.час.);
- Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт.час.);
- Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час.);
- Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.час.);
- Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для электроснабжения - руб. /кВт.час.).
Освещение мест общего пользования, также выставлено отдельной строкой в счете-фактуре.
Потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования Министерство регионального развития РФ связывает с предоставлением коммунальной услуги.
Как следует из Письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг") должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Таким образом, ТСЖ "Игелек" производило расчет по статье "электроснабжение мест общего пользования" не пропорционально потребленного коммунального ресурса электроэнергии, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, что не соответствует порядку расчета платы, установленного Правительством РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что электроснабжение "МОП" должно быть заложено в статью "электроснабжение", в связи с данными разъяснениями Министерства регионального развития, указанными выше, а также порядком расчета платы, установленным Постановлением Правительства РФ, где из формул расчета платы по электроэнергии видно, что общедомовые расходы уже заложены в формулу и выставляются одной суммой к оплате за коммунальную услугу "электроснабжение".
Административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" в кв. 185, д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани за период с января 2011 по апрель 2011 и сентября 2011 по март 2012, а именно расчет платы за коммунальную услугу "отопление" производился ежемесячно по фактическому потреблению тепловой энергии, что не соответствует порядку расчета произведенному в п. 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, применяемого для многоквартирных домов, имеющих общедомовые приборы учета и при отсутствии индивидуальных приборов учет, по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Расчет должен осуществляться в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также на основании Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 07.06.2001 N 2777 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение".
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
Po.i = Si x Vt x Tt, (7) где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения N 2 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
Si
_____
Po2.i = Pk.пр x SD - Pfn.i, (8) где:
- Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Следовательно, объем тепловой энергии, потребленный жителями в предыдущем году, распределяется равными долями на 12 месяцев. В связи с данным обстоятельством размер платы ежемесячно в течение года не изменяется, что имеет существенное значение для жителей, имеющих небольшой достаток.
Потребитель как экономически слабая сторона в жилищных правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, в свою очередь ТСЖ "Игелек" при расчете платы за коммунальную услугу "отопление" по фактическим показаниям общедомового прибора учета тепла данный факт не учитывало, тем самым, поставив потребителя в затруднительное финансовое положение, так как в отопительный период начисления за "отопление" имеет большие суммы, а в летний период при отсутствии отопления - начисления не производятся.
Административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за июль 2011 жителю кв. 185, д. 30 "в" по ул. Ак. Губкина г. Казани, а именно: расчет производился по показаниям индивидуального прибора учета за горячее водоснабжение (водоподогрев) и выставления платы за холодную воду для нужд горячего водоснабжения, что является нарушением п. п. 16, 17 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Расход по прибору учета х Объем (расход) тепла по дому, определенный общедомовым прибором учета х Тариф на тепло (1169,26 руб.) + Тариф на хол. воду (14,69 руб.) = Сумма к оплате в месяц Объем (расход) воды по дому Тариф на подогрев х/в для нужд горячего водоснабжения 68,86 руб.
Тариф на горячую воду 83,55 руб.
Расход по прибору учета х Тариф на горяч. воду = Сумма к оплате в месяц (83,55 руб.)
Из вышеприведенного расчета и согласно п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам видно, что тарифы на подогрев и на холодную воду для нужд горячего водоснабжения складываются и получается тариф на горячую воду.
При этом ТСЖ "Игелек" производя расчет паты за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" делили данную услугу на две строки начислений - "водоподогрев", куда входило начисление за подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения и "холодное водоснабжение", куда входило начисление за холодную воду и холодную воду для нужд горячего водоснабжения, из чего следует, что фактически горячее водоснабжение делилось по начислениям на две строки - часть заложена в "водоподогрев", рассчитываемая в Гкал и переведенная в руб., а часть в "холодное водоснабжение", рассчитываемая в куб. м и переведенная в руб. Из чего следует, что при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (где горячее водоснабжение состоит из тарифа на водоподогрев и тарифа на холодную воду), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих, то есть тариф на горячее водоснабжение не может делиться на две строки начислений в счете-фактуре, таких как водоподогрев и холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения, заложенное в строку "холодное водоснабжение".
Не обеспечив соблюдение п. 16, 17 Правил ТСЖ "Игелек" нарушило порядок расчета в части начисления суммы платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение".
Административным органом вменяется ТСЖ "Игелек" нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу "электроснабжение" за период с апреля 2011 по апрель 2012 жильцу кв. 185, д. 30 В по ул. Ак. Губкина г. Казани.
Начисление платы по статье электроснабжение "МОП", освещение мест общего пользования производилось по 7 кВт на квартиру, что противоречит законодательству, а именно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, где указано, что при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета электроэнергии и полностью или частично индивидуальными приборами учета начисление производится пропорционально потребленного коммунального ресурса.
Освещение мест общего пользования, также выставлено отдельной строкой в счете-фактуре. Потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования Министерство регионального развития РФ связывает с предоставлением коммунальной услуги.
Как следует из Письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг") должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
При наличии приборов учета - начисление производится по показаниям приборов учета; при отсутствии приборов учета - начисление производится по нормативу расхода энергоресурса на 1 человека.
Таким образом, ТСЖ "Игелек" производило расчет по 7 кВт на квартиру, что не соответствует порядку расчета платы, установленного Правительством РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что электроснабжение "МОП" должно быть заложено в статью "электроснабжение", в связи с данными разъяснениями Министерства регионального развития, указанными выше, а также порядком расчета платы, установленным Постановлением Правительства РФ, где из формул расчета платы по электроэнергии видно, что общедомовые расходы уже заложены в формулу и выставляются одной суммой к оплате за коммунальную услугу "электроснабжение".
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, коммунальные ресурсы ("электрическая энергия") используется для предоставления "коммунальной услуги" ("электроснабжение") для жилых помещений, а "потребитель" использует данные "коммунальные услуги" для личных, семейных, домашних и иных нужд, в связи с этим любое другое потребление "коммунального ресурса" для нужд дома, ТСЖ не будет являться "коммунальной услугой", так как она не предоставляется для личного потребления, а используется для общих нужд собственников дома и тариф на данную услугу будет приниматься решением общего собрания собственников жильцов дома, согласно ЖК РФ, на основании следующего.
На основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Заявитель, указывая на то, что он не является исполнителем коммунальных услуг, неверно толкует нормы закона, поскольку электроснабжение для общего имущества в многоквартирном доме относится к перечню закрепленных нормативно-правовыми актами коммунальных услуг, и, поставляя данную услугу потребителям, заявитель выступает именно в качестве исполнителя данной услуги, и соответственно, обязан осуществлять начисление платы в соответствии с действующими нормами и правилами, и в том числе с применением Правил N 307.
Таким образом, производя начисление за коммунальную услугу - электроснабжение, заявитель формирует для потребителей цену, одной из составляющих которой является тариф на электрическую энергию, и производит расчеты с потребителями услуги, что, в свою очередь, и является порядком ценообразования для конкретной услуги.
Судом апелляционной инстанции нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Заявитель надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности для привлечения к административной ответственности установленного ст. 4.5 КоАП РФ, оснований для применения ст. 2.9. КоАП РФ не имеются.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка апеллянта на Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 07.09.2011 по делу N 77-1062/2011, является необоснованной, так как не опровергает правильность выводов суда первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-15800/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Игелек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)