Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Уваровой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22634/2014) ИП Гершкович Александра Валерьевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.07.2014 по делу N А42-5940/2013 (судья Е.Б.Кабикова), принятое
по заявлению ИП Гершкович Александра Валерьевича
к ИФНС России по г. Мурманску
третье лицо: Комитет имущественных отношений города Мурманска
о признании недействительным решения
установил:
Индивидуальный предприниматель Гершкович Александр Валерьевич (ОГРН 305519004800036) (далее - Предприниматель,) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ОГРН 1045100223850, адрес: 183038, город Мурманск, улица Комсомольская, дом 4) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 08.05.2013 N 19414/2/Земля о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет имущественных отношений города Мурманска.
Решением суда от 07.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что у него отсутствует право собственности на земельный участок, а также, что невозможно определить налоговую базу по земельному налогу. По мнению Предпринимателя, земельный участок не сформирован, объект налогообложения для исчисления земельного налога определить невозможно. Также податель жалобы не согласен с отказом суда в снижении налоговых санкций ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем 14.11.2012 налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, составлен акт от 28.02.2013 N 16534/2/Земля (т. 1, л.д. 60-61) и, с учетом представленных Предпринимателем возражений (т. 1, л.д. 68), принято решение N 19414/2/Земля от 08.05.2013 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 181 руб. 20 коп. и по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 2 120 руб. 80 коп. (т. 1, л.д. 16-19).
Указанным решением предпринимателю также доначислен земельный налог в сумме 10 604 руб. и пени по состоянию на 19.04.2013 в сумме 2 378 руб. 12 коп. (т. 1, л.д. 16-19).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области N 206 от 29.07.2013, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции от 08.05.2013 N 19414/2/Земля оставлено без изменения (т. 1, л.д. 24-27).
Предприниматель, не согласившись с принятым Инспекцией решением от 08.05.2013 N 19414/2/Земля, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности принятого налоговым органом решения.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Частями 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена обязанность государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в отношении земельных участков.
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица в том числе и с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичная позиция изложена в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, с 09.12.2003 Предприниматель является собственником нежилого помещения (часть здания - предприятия розничной торговли) в многоквартирном доме по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, дом 16, площадь помещения 55,5 кв. м; за период с 09.12.2003 по 19.10.2006 - на праве совместной собственности; с 19.10.2006 по 27.09.2012 - на праве долевой собственности, налогоплательщику принадлежала 1/2 доля; с 27.09.2012 - собственность (индивидуальная).
Кадастровым паспортом земельного участка подтверждается, что земельный участок под многоквартирным домом N 16, расположенный по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, поставлен на государственный кадастровый учет - 11.11.2003 с кадастровым номером 51:20:002049:16 и считается сформированным. (т. 2, л.д. 11). Кадастровый паспорт содержит сведения о возникшем в силу закона праве общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений данного многоквартирного дома.
В соответствии со сведениями, содержащимися в справке Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 51:20:0002049:16 под многоквартирным домом N 16, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, по состоянию на 01.01.2010 составила 17 851 904 руб. (т. 2, л.д. 15).
Согласно кадастровому паспорту здания, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, дом 16, общая площадь здания составляет 700,3 кв. м (т. 1, л.д. 55).
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу пункта 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Из содержания изложенных правовых норм следует, что сумма земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие налогоплательщику помещения в многоквартирных домах, должна быть исчислена как соответствующая налоговой ставке процентная доля кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, определенная пропорционально доле налогоплательщика в общей долевой собственности.
Материалами дела подтверждается, что в 2010 году ИП Гершкович А.В. являлся налогоплательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 51:20:002049:16, расположенному по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, дом 16.
Решением Совета Депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" определены ставки земельного налога. В отношении прочих земельных участков ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка (пункт 4.6.).
Следовательно, налоговым органом правомерно произведен расчет налоговой базы за 2010 год в размере 706 935 руб. (17 851 904 руб. х 0,0396), где 17 851 904 руб. - кадастровая стоимость, 0,0396 - доля налогоплательщика в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, сумма земельного налога составляет 10 604 руб. (706 935 руб. х 1,5%), что правомерно установлено налоговым органом в оспариваемом решении.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о правомерности доначисления Инспекцией земельного налога за 2010 год в сумме 10 604 руб., соответствующих ему пени в сумме 2 378 руб. 12 коп. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 2 120 руб. 80 коп.
На основании Решения Совета Депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5.1.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Таким образом, предельный срок представления налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год - 01.02.2011.
В нарушение указанных положений налоговая декларация по земельному налогу за 2010 года представлена заявителем в налоговый орган 14.11.2012.
Следовательно, налоговый орган правомерно привлек Предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год в виде штрафа в сумме 3 181 руб. 20 коп.
Отказывая в удовлетворении заявления об уменьшении налоговых санкций в 10 раз, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В силу пункта 1 статьи 112 НК РФ к смягчающим ответственность обстоятельствам отнесены: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При применении санкций за налоговое правонарушение суд в соответствии со статьей 112 НК РФ должен установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, которые учитываются им в порядке, предусмотренном статьей 114 настоящего Кодекса.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
В качестве смягчающего ответственность обстоятельства Предприниматель ссылается на отсутствие у налогоплательщика на момент подачи декларации возможности определить налоговую базу и объект налогообложения по земельному налогу в связи с отсутствием информации по кадастровой стоимости земельного участка, площади здания по кадастровому паспорту и возможности бесплатного получения данной информации. Однако материалами дела подтверждается, что на дату представления налоговой декларации 14.11.2012 Предприниматель мог определить налоговую базу по земельному налогу, кадастровая стоимость на 01.01.2010 была определена, на кадастровый учет земельный участок поставлен в 2003 году.
Ссылка заявителя на отсутствие бесплатной информации о кадастровой стоимости земельного участка, площади здания по кадастровому паспорту, смягчающим обстоятельством не является.
Кроме того, налоговые санкции в сумме 2 120 руб. 80 коп. и в сумме 3 181 руб. 20 коп. не являются чрезмерными, являются разумными и соотносятся с минимальным размером штрафа, установленного статьей 119 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что решение Инспекции от 08.05.2013 N 19414/2/Земля является законным и обоснованным, а основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.2013 по делу N А13-10287/2012.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.07.2014 по делу N А42-5940/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А42-5940/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А42-5940/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Уваровой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22634/2014) ИП Гершкович Александра Валерьевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.07.2014 по делу N А42-5940/2013 (судья Е.Б.Кабикова), принятое
по заявлению ИП Гершкович Александра Валерьевича
к ИФНС России по г. Мурманску
третье лицо: Комитет имущественных отношений города Мурманска
о признании недействительным решения
установил:
Индивидуальный предприниматель Гершкович Александр Валерьевич (ОГРН 305519004800036) (далее - Предприниматель,) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ОГРН 1045100223850, адрес: 183038, город Мурманск, улица Комсомольская, дом 4) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 08.05.2013 N 19414/2/Земля о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет имущественных отношений города Мурманска.
Решением суда от 07.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что у него отсутствует право собственности на земельный участок, а также, что невозможно определить налоговую базу по земельному налогу. По мнению Предпринимателя, земельный участок не сформирован, объект налогообложения для исчисления земельного налога определить невозможно. Также податель жалобы не согласен с отказом суда в снижении налоговых санкций ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем 14.11.2012 налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, составлен акт от 28.02.2013 N 16534/2/Земля (т. 1, л.д. 60-61) и, с учетом представленных Предпринимателем возражений (т. 1, л.д. 68), принято решение N 19414/2/Земля от 08.05.2013 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 181 руб. 20 коп. и по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 2 120 руб. 80 коп. (т. 1, л.д. 16-19).
Указанным решением предпринимателю также доначислен земельный налог в сумме 10 604 руб. и пени по состоянию на 19.04.2013 в сумме 2 378 руб. 12 коп. (т. 1, л.д. 16-19).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области N 206 от 29.07.2013, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции от 08.05.2013 N 19414/2/Земля оставлено без изменения (т. 1, л.д. 24-27).
Предприниматель, не согласившись с принятым Инспекцией решением от 08.05.2013 N 19414/2/Земля, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности принятого налоговым органом решения.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Частями 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена обязанность государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в отношении земельных участков.
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица в том числе и с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Аналогичная позиция изложена в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, с 09.12.2003 Предприниматель является собственником нежилого помещения (часть здания - предприятия розничной торговли) в многоквартирном доме по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, дом 16, площадь помещения 55,5 кв. м; за период с 09.12.2003 по 19.10.2006 - на праве совместной собственности; с 19.10.2006 по 27.09.2012 - на праве долевой собственности, налогоплательщику принадлежала 1/2 доля; с 27.09.2012 - собственность (индивидуальная).
Кадастровым паспортом земельного участка подтверждается, что земельный участок под многоквартирным домом N 16, расположенный по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, поставлен на государственный кадастровый учет - 11.11.2003 с кадастровым номером 51:20:002049:16 и считается сформированным. (т. 2, л.д. 11). Кадастровый паспорт содержит сведения о возникшем в силу закона праве общей долевой собственности на земельный участок собственников помещений данного многоквартирного дома.
В соответствии со сведениями, содержащимися в справке Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 51:20:0002049:16 под многоквартирным домом N 16, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, по состоянию на 01.01.2010 составила 17 851 904 руб. (т. 2, л.д. 15).
Согласно кадастровому паспорту здания, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, дом 16, общая площадь здания составляет 700,3 кв. м (т. 1, л.д. 55).
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу пункта 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Из содержания изложенных правовых норм следует, что сумма земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие налогоплательщику помещения в многоквартирных домах, должна быть исчислена как соответствующая налоговой ставке процентная доля кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, определенная пропорционально доле налогоплательщика в общей долевой собственности.
Материалами дела подтверждается, что в 2010 году ИП Гершкович А.В. являлся налогоплательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 51:20:002049:16, расположенному по адресу: город Мурманск, улица Октябрьская, дом 16.
Решением Совета Депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" определены ставки земельного налога. В отношении прочих земельных участков ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка (пункт 4.6.).
Следовательно, налоговым органом правомерно произведен расчет налоговой базы за 2010 год в размере 706 935 руб. (17 851 904 руб. х 0,0396), где 17 851 904 руб. - кадастровая стоимость, 0,0396 - доля налогоплательщика в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, сумма земельного налога составляет 10 604 руб. (706 935 руб. х 1,5%), что правомерно установлено налоговым органом в оспариваемом решении.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о правомерности доначисления Инспекцией земельного налога за 2010 год в сумме 10 604 руб., соответствующих ему пени в сумме 2 378 руб. 12 коп. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 2 120 руб. 80 коп.
На основании Решения Совета Депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-159 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Мурманск" налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5.1.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Таким образом, предельный срок представления налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год - 01.02.2011.
В нарушение указанных положений налоговая декларация по земельному налогу за 2010 года представлена заявителем в налоговый орган 14.11.2012.
Следовательно, налоговый орган правомерно привлек Предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год в виде штрафа в сумме 3 181 руб. 20 коп.
Отказывая в удовлетворении заявления об уменьшении налоговых санкций в 10 раз, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В силу пункта 1 статьи 112 НК РФ к смягчающим ответственность обстоятельствам отнесены: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При применении санкций за налоговое правонарушение суд в соответствии со статьей 112 НК РФ должен установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, которые учитываются им в порядке, предусмотренном статьей 114 настоящего Кодекса.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
В качестве смягчающего ответственность обстоятельства Предприниматель ссылается на отсутствие у налогоплательщика на момент подачи декларации возможности определить налоговую базу и объект налогообложения по земельному налогу в связи с отсутствием информации по кадастровой стоимости земельного участка, площади здания по кадастровому паспорту и возможности бесплатного получения данной информации. Однако материалами дела подтверждается, что на дату представления налоговой декларации 14.11.2012 Предприниматель мог определить налоговую базу по земельному налогу, кадастровая стоимость на 01.01.2010 была определена, на кадастровый учет земельный участок поставлен в 2003 году.
Ссылка заявителя на отсутствие бесплатной информации о кадастровой стоимости земельного участка, площади здания по кадастровому паспорту, смягчающим обстоятельством не является.
Кроме того, налоговые санкции в сумме 2 120 руб. 80 коп. и в сумме 3 181 руб. 20 коп. не являются чрезмерными, являются разумными и соотносятся с минимальным размером штрафа, установленного статьей 119 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что решение Инспекции от 08.05.2013 N 19414/2/Земля является законным и обоснованным, а основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.2013 по делу N А13-10287/2012.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.07.2014 по делу N А42-5940/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)