Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-12884/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. по делу N А60-12884/2014


Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А. Бикмухаметовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой М.С. по делу N А60-12884/2014 по иску Муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" (ИНН 6608002884)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" (ИНН 6674170306), третье лицо: ООО "ЕРЦ"
о взыскании 121 190 491 руб. 24 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Е.А. Билык, представитель по доверенности N 39 от 13.01.14 г., Е.Г. Апагаева, представитель по доверенности N 1324 от 07.04.14 г.
от ответчика: А.И. Блинова, представитель по доверенности от 31.07.14 г.,
от третьего лица: извещено, не явилось
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

МУП "Екатеринбургэнерго" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" о взыскании 121190491 руб. 24 коп., в том числе 118131727 руб. 79 коп. - суммы задолженности за отпущенную в период с сентября 2013 г. по декабрь 2013 г. тепловую энергию и теплоноситель по договору энергоснабжения N 5-2335 от 01.06.06 г. и 3058763 руб. 45 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.10.13 г. по 26.03.14 г., исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых, с продолжением начисления процентов, начиная с 27.03.14 г. по день фактической оплаты задолженности, исходя из ставки рефинансирования 8,25% годовых на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, приобщил к материалам дела копию доверенности на представителя.
Ответчик в предварительном судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает, представил в обоснование требований письменный отзыв на иск, в котором сослался на следующие обстоятельства, что истцом расчет объема потребления горячей воды в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, осуществлен без учета Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 г. N 354, расчет размера платы за горячее водоснабжение ненадлежащего качества истцом произведен без предусмотренного Правилами N 354 снижения платы за такую услугу, расчет общей суммы предъявления производится без учета превышения предельных установленных индексов оплаты гражданами оплаты гражданами оплаты коммунальных услуг.
Истец в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил 18.06.2014 г. в Арбитражный суд Свердловской области письменные возражения на отзыв ответчика, впоследствии 19.06.14 г. представил дополнительные возражения с приложением доказательств.
В судебном заседании истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уменьшении иска в части суммы долга до 72187539 руб. 15 коп. и об увеличении иска в части процентов за пользование чужими денежными средствами до 4874457 руб. 02 коп. за период с 16.10.13 г. по 20.06.14 г.
Заявленное истцом ходатайство судом рассмотрено и на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
С учетом заявленного ходатайства истец исковые требования поддержал, в судебном заседании предоставил дополнительные возражения относительно ИПУ.
Ответчик в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил 03.06.14 г, 19.06.2014 г. и 20.06.14 г. в материалы дела дополнительные доказательства по делу.
В судебном заседании ответчик пояснил, что не согласен с расчетом истца в отношении некачественного ресурса, также не согласен с применяемыми тарифами. Кроме того, ответчик указал на то, что не оспаривают сумму долга в размере 62532802 руб. 97 коп. и по процентам за пользование чужими денежными средствами в сумме 2680719 руб. 06 коп., предоставив в материалы дела расчет процентов за пользование чужими денежными средствами.
Третье лицо также 18.06.14 г. в материалы дела представили письменные пояснения и диск с документами.
В судебном заседании, третье лицо поддержало пояснения ответчика, приобщили копию доверенности на представителя третьего лица.
Кроме того, в судебном заседании, стороны с учетом обстоятельств дела заявили в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью окончательной проверки расчета, составленного ответчиком по ИПУ и для возможности урегулирования спора мирным путем.
Рассмотрев заявленное сторонами ходатайство, с учетом имеющихся и поступивших в материалах дела доказательств, суд счел необходимым заявленное сторонами ходатайство удовлетворить и рассмотрение дела отложить на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска в части суммы долга до 56759800 руб. 97 коп. и об увеличении иска в части процентов до 5165478 руб. 90 коп. за период с 16.10.2013 г. по 06.08.2014 г.
Ходатайство судом удовлетворено (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом заявленного ходатайства истец требования поддержал в полном объеме. Приобщил к материалам дела копию судебного акта по делу N А60-50027/13.
Ответчик в судебном заседании поддержал ранее заявленные возражения по качеству поставленного коммунального ресурса и расчетов (межтарифная разница). Предоставил контррасчет.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

установил:

Между истцом (правопреемником ЕМУП "Тепловые сети") и ответчиком заключен договор энергоснабжения N 5-2335 от 01.06.2006 (далее - договор N 5-2335 от 01.06.2006) в редакции протоколов разногласий и протоколов урегулирования разногласий, по условиям которого истец (энергоснабжающая организация) обязуется отпускать ответчику (абоненту) через присоединенную сеть на границе эксплуатационной ответственности тепловую энергию, теплоноситель и холодную воду на нужды горячего водоснабжения, а абонент обязуется принять на границе эксплуатационной ответственности и оплатить ЭСО принятую энергию и использованную воду, а также соблюдать предусмотренные договором режимы потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящегося на его балансе энергетических сетей, приборов и оборудования.
Согласно п. 8.1. договора, договор заключается с 01.06.2006 по 31.12.2006 и считается продленным на следующий календарный год и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.
Поскольку соответствующих заявлений со стороны обеих сторон сделано не было, то данный договор в настоящее время является действующим.
Объектами теплоснабжения в рамках договора N 5-2335 от 01.06.2006 являлись многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, получающие тепловую энергию от источников теплоснабжения: кот. Монтерская 3 (ТЭК Чкаловский), кот. ТЭЦ-19 Окраинная, 48, кот. Окружная 1 (ОАО ЗКИ), кот. ТЭЦ-19 Симферопольская, кот. ООО "Юг-Энергосервис", кот. ОАО "Стройпластполимер".
Положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Во исполнение условий вышеназванного договора в период с сентября по декабрь 2013 истцом ответчику была отпущена тепловая энергия и теплоноситель на нужды отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС), на оплату которых истцом выставлены счета-фактуры за указанный период на общую сумму 127528123 руб. 68 коп.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом объем тепловой энергии и теплоносителя, отпущенных ответчику в спорный период в отношении многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, определен истцом на основании показаний данных приборов учета тепловой энергии, установленных у потребителя, и зафиксированных в карточках регистрации параметров на узле учета потребителя тепловой энергии.
В отношении многоквартирных жилых домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, расчет количества и стоимости тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения произведен истцом, исходя из методики расчета, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), т.е. с учетом нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса и с учетом тарифов, утвержденных для истца постановлениями Региональной энергетической комиссией Свердловской области NN 207-ПК от 18.12.2012 г., 198-ПК от 29.11.2012 г., и Решения Екатеринбургской городской Думы N 61/13 от 24.09.2009 г. "Об установлении надбавки к тарифам для потребителей на услуги ЕМУП "Тепловые сети" на 2010 - 2013 годы".
Возражая против заявленных истцом требований, ответчик ссылается на неверное определение истцом количества и стоимости отпущенных в спорный период энергоресурсов, в связи с тем, что:
- - расчет объема потребления горячей воды в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, необоснованно осуществлен истцом без учета положений Правил N 354, предусматривающих определение количества коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный жилой дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, установленных у граждан;
- - расчет размера платы за горячее водоснабжение ненадлежащего качества произведен истцом без предусмотренного Правилами N 354 снижения платы;
- - расчет стоимости тепловой энергии и теплоносителя, отпущенных в спорный период, необоснованно произведен истцом без учета превышения предельных индексов оплаты гражданами коммунальных услуг.
На основании изложенного, по расчету ответчика в спорный период отпущено тепловой энергии на нужды отопления и ГВС на общую сумму 118737058 руб. 93 коп. С учетом произведенной оплаты в сумме 37396338 руб. 36 коп., задолженность по оплате спорных услуг, оказанных истцом, по мнению ответчика, составляет 80274583 руб. 27 коп. (сумма долга определена на момент предъявления данного иска в суд).
В процессе рассмотрения настоящего дела, истцом представлен скорректированный расчет задолженности. При этом истцом в полном объеме приняты во внимание показания индивидуальных (квартирных) приборов учета (далее - ИПУ), в связи, с чем произведено уменьшение размера задолженности на сумму 6412127 руб. 83 коп. руб. 63 коп., и произведен расчет снижения платы, ввиду ненадлежащего качества тепловой энергии, на общую сумму 134973 руб. 84 коп.
Согласно представленному расчету и данных в суде пояснений по данному поводу, истец определяет долю снижения платы применительно к объемам теплоносителя за каждый час снижения температуры, зафиксированным прибором учета, в то время как ответчик определяет долю снижения платы применительно к ежемесячному размеру платы за тепловую энергию и теплоноситель, поставленных на нужды горячего водоснабжения.
Однако доводы ответчика о том, что долю снижения платы энергоресурсов необходимо рассчитывать от ежемесячного размера платы за тепловую энергию и теплоноситель, поставленных на нужды горячего водоснабжения, а не от объемов, зафиксированных прибором учета, основаны на ошибочном толковании методики снижения платы.
При этом суд исходил из следующего:
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) должна определяться в том числе и такая величина как среднечасовое и среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Среднечасовые и среднесуточные значения параметров теплоносителя определяются на основании показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
В срок, определенный договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя (пункт 9.6 Правил N Вк-4936).
С учетом изложенных требований Правил N 354 суд пришел к выводу о том, что для расчета стоимости некачественного коммунального ресурса необходимы почасовые показания температуры горячей воды.
Таким образом, суд принимает во - внимание расчет произведенного перерасчета в части снижения размера платы за тепловую энергию ненадлежащего качества, представленный истцом.
Доводы ответчика о том, что при расчете стоимости оказанных услуг подлежит применению предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги, судом также не принимаются во внимание.
Согласно пункту 13 Правил N 354, которые вступили в силу 01.09.2012, условия заключенных управляющей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В пункте 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренный статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (в редакции Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (в редакциях Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предельные индексы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Предельные индексы устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении названных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставленных льгот и субсидий (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
В случае если увеличение размера платы за услуги превышает установленные предельные индексы, размер платы граждан должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения об установлении предельных индексов (часть 6 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ).
Как установлено в части 8 статьи 6 данного Федерального закона, указанные положения о предельных индексах изменения размера платы граждан за коммунальные услуги действовали до 01.01.2012.
Принимая во внимание, что предметом рассматриваемых исковых требования является взыскание задолженности за период с сентября по декабрь 2013 года, оснований для применения при рассмотрении настоящего дела частей 1 - 7 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ не имеется.
В силу пункта 4 Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 (далее - Основы формирования предельных индексов) основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса.
Доступность для граждан платы за коммунальные услуги определяется на основе устанавливаемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации системы критериев доступности, в том числе перечисленных в пункте 5 названных Основ.
В соответствии с пунктом 6 Основ формирования предельных индексов расчет показателей критериев доступности осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 N СН-4251/5 разъясняется, что предельные индексы рассчитываются в сравнимых условиях, то есть при неизменном наборе и объемах услуг, оказываемых населению; рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную от утвержденных предельных индексов, однако рост совокупного платежа граждан в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации по сумме жилищных и коммунальных услуг не может превышать предельных индексов.
Таким образом, из системного толкования названных правовых норм следует, что предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги являются выраженными в процентах величинами, определяющими критерии доступности для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, ограничивающими увеличение тарифов на отдельные виды коммунальных услуг и направленными на пресечение необоснованного увеличения платы за коммунальные услуги населению.
В то же время предельные индексы не являются составляющей величиной, применяемой в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг при осуществлении расчетов за конкретный вид коммунального ресурса.
Пунктом 4 постановления Правительства Свердловской области от 25.04.2007 N 361-ПП предусмотрено, что изменение размера платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 156 и 157 ЖК РФ, не должно быть ниже минимальных и (или) выше максимальных индексов, устанавливаемых Региональной энергетической комиссией Свердловской области для каждого муниципального образования в Свердловской области на соответствующий период регулирования.
Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 27.10.2011 N 162-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 100% к уровню, сложившемуся в декабре 2011 г.; в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 115,0% к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года.
Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 100%, в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. в размере 115%.
В соответствии с отзывом ответчика, представленном в ходе рассмотрения настоящего дела, обоснованность расчетов с применением предельных индексов ответчик подтверждает сведениями из расчетного центра.
Вместе с тем, указанные сведения носят информативный характер и не подтверждены первичными документами, при использовании которых можно определить порядок расчета и показатели, использованные при расчете.
Такие документы, из которых бы следовало, что разница между начислениями ресурсоснабжающей организации и исполнителем коммунальных услуг опосредована изменением тарифов, нормативов потребления услуг, объемов потребления населением коммунальных услуг, ответчиком не представлены.
Вместе с тем, в данном случае обязанность документально подтвердить доводы о необходимости удовлетворения требований истца в меньшей сумме, чем заявлено в иске, в соответствии с нормами ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на ответчике.
Таким образом, при условии отсутствия возражений сторон относительно применения в спорный период соответствующих тарифов на коммунальную услугу, нормативов потребления услуг населением и правомерность их применения при расчете задолженности, довод ответчика о завышении истцом стоимости оказанных услуг в спорный период в связи с применением предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги является необоснованным.
Кроме того, в целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы Свердловской областью принят Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги".
Указанный закон вступил в силу с 01.07.2013 и согласно п. 2 ст. 4 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области. Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 3 Закона).
Таким образом, при определении объема обязательств управляющих организаций - исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.
В целях фактической реализации Закона Свердловской области от 25 апреля 2013 года N 40-ОЗ постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены:
1) Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);
2) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);
3) Порядок распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (прилагается);
4) Порядок расчета корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, и корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании (прилагается).
Согласно п. 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Пунктом 5 приведенного Порядка предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов. Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году.
Утвержденный приведенным постановлением Правительства Свердловской области Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - субвенции).
Согласно п. 2 этого Порядка разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Свердловской области от 15 июля 2005 года N 70-ОЗ "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области", от 25 апреля 2013 года N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
В соответствии с п. 3 рассматриваемого Порядка предоставление субвенций осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - Закон).
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 4).
Согласно п. 6 Порядка предоставления субвенций, таковые перечисляются для осуществления расходов на предоставление гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - мера социальной поддержки).
Как следует из пояснений, данных представителем ответчика в судебном заседании, Управляющая компания воспользовалась своим правом на получение субсидии областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы, в том числе за спорный период.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что в сложившейся ситуации, у ответчика отсутствует право на снижение суммы долга на соответствующую межтарифную разницу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что ответчик не представил доказательств оплаты полученного коммунального ресурса в спорный период в полном объеме, требования истца, с учетом уточнения, в сумме 56759800 руб. 97 коп. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению за счет ответчика в соответствии со ст. ст. 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так как имела место просрочка исполнения денежного обязательства, истец правомерно обратился с требованием к ответчику о взыскании с последнего процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 16.10.2013 г. по 06.08.2014 г., что составляет 5165487 руб. 90 коп.
Расчет суммы процентов судом проверен, период просрочки определен верно.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца в данной части иска подлежат удовлетворению в полном объеме, т.е. в сумме 5165487 руб. 90 коп.
Кроме того, правомерным является и требование истца, начиная с 07.08.2014 г. продолжить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму задолженности по день фактической уплаты суммы основного долга.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску относятся на ответчика.
Поскольку п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта").
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" (ИНН 6674170306) в пользу МУП "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" (ИНН 6608002884) 56759800 руб. 97 коп. - сумму основного долга, 5165487 руб. 90 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.10.2013 г. по 06.08.2014 г., а начиная с 07.08.2014 г. начисление процентов продолжить на сумму 56759800 руб. 97 коп. до полного погашения задолженности исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых и 200000 руб. - в счет возмещения расходов по государственной пошлине по иску.
3. Взыскать с ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" (ИНН 6674170306) в пользу МУП "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" (ИНН 6608002884) проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.
4. Взыскать с ООО "Управляющая компания РЭМП УЖСК" (ИНН 6674170306) в пользу МУП "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" (ИНН 6608002884) проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму судебных расходов по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы судебных расходов.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Е.А.БИКМУХАМЕТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)