Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация": не явился;
- от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе: Бутакова Е.С., представитель по доверенности от 12.01.2009 N 090-86;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация"
на решение от 30.04.2009
по делу N А73-4983/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация"
к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе
о признании незаконным постановления административного органа
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация" (далее - ООО "МСО", общество, общество с ограниченной ответственностью, заявитель, предприятие) о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе (далее - территориальный отдел Роспотребнадзора Хабаровского края в Верхнебуреинском районе, административный орган) от 09.04.2009 N 41, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что ненормативный акт административного органа соответствует действующим нормам материального права, принят в соответствии с компетенцией и соответствует фактическим обстоятельствам по делу.
Общество ограниченной ответственностью не согласно с решением суда первой инстанции. В апелляционной жалобе оно просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новый, которым удовлетворить заявленные требования.
В основание апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции не приняты во внимание все обстоятельства по делу, что привело к принятию ошибочного решения.
О времени и месте судебного заседания ООО "МСО" извещено надлежащим образом, однако представитель предприятия в судебное заседание не явился. Обществом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, обоснованное невозможностью прибыть. Ходатайство заявителя оставлено апелляционным судом без удовлетворения в соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как не содержащее обоснования причин неявки.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы отклонил как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
01 ноября 2008 года между ООО "Межпоселенческая сбытовая организация" и администрацией рабочего поселка Чегдомын заключен договор управления многоквартирными домами.
Согласно предмету договора, общество, наряду с другими обязанностями, приняло на себя обязательство по предоставлению коммунальных услуг и осуществлению надлежащего содержания и управления многоквартирными домами.
3 апреля 2009 года территориальным отделом Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе Хабаровского края проведены внеплановые мероприятия по контролю ООО "Межпоселенческая сбытовая организация" по соблюдению санитарных и технических норм (правил) при проведении сбора и вывоза твердых бытовых отходов жилищного фонда в поселке Чегдомын.
При этом установлено следующее:
- - в районе домов по ул. Софийская N 4, 4б, 4в, 6, 10, 12 установлено 5 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. Площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники оборудована без специального ограждения. Уборка территории в радиусе 10 метров вокруг мусоросборников не обеспечена. В районе домов по ул. Софийская N 3а, ул. Заводская N 8, 8а, 10, 10а установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, уборка территории в радиусе 5 метров вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Заводская N 17, 17а, 17б, 17в установлено 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка в радиусе 1 метра вокруг мусоросборников не обеспечена (скопление твердых бытовых отходов, коробок);
- - в районе домов по ул. Пионерской N 17, 19 установлено 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов. Площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка территории в радиусе 3 метров вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе ул. Центральная дома N 17, 19 установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка территории в радиусе 3 метров вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Парковая N 13 и 15 установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка территории в радиусе 1 метра вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Парковая, 11, ул. 60 лет Октября, 5 установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов. Площадка с водонепроницаемым покрытием не оборудована. Уборка территории в радиусе 5 - 8 метров не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Шоссейная, N 29 и 34 установлен один контейнер для сбора твердых бытовых отходов. Площадка для с водонепроницаемым покрытием под мусоросборник не оборудована. Уборка территории в радиусе 2 - 3 метров вокруг мусоросборника не обеспечена.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
7 апреля 2009 года выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении N 41, составленном в присутствии представителя общества, действующего по доверенности от 11.01.2009 N 02.
9 апреля 2009 года постановлением N 41 общество с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб., за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "МСО" обратилось за судебной защитой. В основание заявления общество указало, что подразделение Роспотребнадзора вышло за пределы предоставленной компетенции, так как рассмотрение дел по административному правонарушению, предусмотренному статьей 6.3 КоАП РФ, возложено на главного санитарного врача района. Кроме того, внешнее благоустройство включает в себя ограждение площадок для контейнеров-мусоросборников, то есть ограждение уже оборудованной площадки с водонепроницаемым покрытием, однако эти площадки в районе домов, где проходили контрольные мероприятия, отсутствуют. Договором управления многоквартирными домами от 01.11.2008 N 8 не предусмотрено оборудование обществом мест сбора твердых бытовых отходов.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьей 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пришел к выводу, что управляющая компания обязана выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека.
Кроме того, суд первой инстанции руководствовался Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что общество нарушило действующее санитарное законодательство Российской Федерации, что выразилось в том, что ООО "МСО" не оборудовало специальные ограждения на площадках под контейнеры-мусоросборники, не оборудовало площадки с водонепроницаемым покрытием под контейнеры-мусоросборники, на имеющихся площадках под вывоз мусора предприятие не обеспечило уборку территории.
Довод общества о том, что круг вопросов, по которым была проведена проверка, не входит в компетенцию территориального отдела Роспотребнадзора, суд первой инстанции отклонил, со ссылкой на пункт 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 15 сентября 2005 года N 569.
В основание апелляционной жалобы общество указало, что площадки для размещения контейнеров-мусоросборников, в районе домов, где проходили контрольные мероприятия, отсутствуют.
По мнению общества, размещение площадок для установки контейнеров, определяется при проектировании строительства жилых зданий, такая работа проведена не была и в настоящее время вопрос о размещении, создании таких площадок должен быть решен комиссионно, с участием районного архитектора, представителей санитарно-эпидемиологической, противопожарной служб и организации по обслуживанию жилищного фонда.
Контрольные мероприятия были проведены 03.04.2009 в отношении площадок для размещения контейнеров-мусоросборников, которые обществу переданы распоряжением администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" 06 апреля 2009 года. Общество указывает, что в его обязанности не входит очистка контейнерных площадок.
Кроме того, ООО "МСО" ссылается на то, что им заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Туран" (далее - ООО "Туран", подрядчик) договор подряда, которым предусмотрена обязанность подрядчика выполнять работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Поскольку ООО "Туран" работы выполнялись некачественно, ООО "МСО" неоднократно направляло ему предписания об устранении выявленных нарушений, в связи с неисполнением ООО "Туран" условий договора и предписаний, заявитель направил письмо подрядчику о расторжении договора. В связи с этим ООО "МСО" полагает, что им приняты все зависящие от общества меры для соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства.
Апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Доводы ООО "МСО" о том, что в его обязанности не входит уборка территории вокруг мусоросборников, оборудование площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, оборудование специальных ограждений на площадках под контейнеры-мусоросборники, подлежат отклонению.
Согласно договору управления многоквартирными домами от 01.11.2008 б/н, заключенному с администрацией городского поселения "рабочий поселок Чегдомын", ООО "МСО" является управляющей организацией домов, перечисленных в приложении N 1 к договору, в котором значатся и дома, в отношении которых административным органом проведена внеплановая проверка. При этом, пунктом 1.2 договора предусмотрено, что к общему имуществу домов относятся, в частности, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства домов, расположенные том же земельном участке, на котором находится соответствующий дом. Пунктом 3.1.1 договора от 01.11.2008 предусмотрено, что управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, указанные в приложении N 2, с учетом действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, правил пожарной безопасности и иных правовых актов. Приложением N 2 к договору управления многоквартирными домами предусмотрены работы по благоустройству площадок для контейнеров-мусоросборников, работы по уборке, погрузке и разгрузке бытовых отходов.
Статьей 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, контроль за выполнением графика удаления отходов, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений специальные площадки для размещения мусоросборников должны быть с водонепроницаемым покрытием.
Таким образом, в обязанности ООО "МСО" входит выполнение работ по оборудованию площадок под контейнеры-мусоросборники с водонепроницаемым покрытием, оборудование специальных ограждений на площадках под контейнеры-мусоросборники и обеспечение уборки территории вокруг мусоросборников.
Подлежат отклонению доводы общества об отсутствии обязанности по выполнению работ по оборудованию площадок под мусоросборники и уборке территории вокруг них, обоснованные тем, что площадки для размещения контейнеров-мусоросборников переданы ООО "МСО" распоряжением администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" 06.04.2009, тогда как контрольные мероприятия проведены 03.04.2009. Исследованным выше договором управления многоквартирными домами от 01.11.2008 б/н предусмотрена обязанность заявителя по содержанию общего имущества, к которому относятся площадки для мусоросборников, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и обязанность обустройства площадок для контейнеров-мусоросборников. Следовательно, названные обязанности возникли у ООО "МСО" с даты заключения договора управления многоквартирными домами от 01.11.2008 и принятия в управление многоквартирных домов (общего имущества).
Как установлено административным органом в ходе внеплановых мероприятий по контролю, обществом не выполнены обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Факт нарушения ООО "МСО" санитарных норм подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.04.2009 N 41 (л.д. 69-70), актом от 03.04.2009 (л.д. 72-73), договором управления многоквартирным домом от 01.11.2008 б/н (л.д. 30-44). Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений по защите здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия человека. Объективная сторона правонарушения выразилась в том, что ООО "МСО" не обеспечило уборку территории вокруг мусоросборников обслуживаемых домов, не оборудовало площадки под мусоросборники водонепроницаемым покрытием, не оборудовало специальные ограждения на площадках под контейнеры-мусоросборники. Субъектом правонарушения является ООО "МСО". Субъективная сторона правонарушения выразилась в том, что общество, имея возможность для соблюдения действующих нормативных актов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не приняло все зависящие от него меры для этого. При этом доводы заявителя о принятии необходимых мер, что выразилось в направлении ООО "Туран" предписаний и расторжении договора с ним, не свидетельствуют о невиновности юридического лица, поскольку названные меры к положительному результату не привели, о чем свидетельствуют результаты проверки домов, управление которыми осуществляет ООО "МСО".
В ходе рассмотрения дела, апелляционным судом установлено, что постановление от 09.04.2009 N 41 принято административным органом в пределах полномочий, с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ и порядка привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. В связи с этим, уплаченная ООО "МСО" платежным поручением от 21.05.2009 N 089 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 апреля 2009 г. по делу N А73-4983/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация" госпошлину в сумме 1 000 руб. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2009 N 06АП-2320/2009 ПО ДЕЛУ N А73-4983/2009
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2009 г. N 06АП-2320/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация": не явился;
- от территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе: Бутакова Е.С., представитель по доверенности от 12.01.2009 N 090-86;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация"
на решение от 30.04.2009
по делу N А73-4983/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация"
к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе
о признании незаконным постановления административного органа
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация" (далее - ООО "МСО", общество, общество с ограниченной ответственностью, заявитель, предприятие) о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе (далее - территориальный отдел Роспотребнадзора Хабаровского края в Верхнебуреинском районе, административный орган) от 09.04.2009 N 41, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что ненормативный акт административного органа соответствует действующим нормам материального права, принят в соответствии с компетенцией и соответствует фактическим обстоятельствам по делу.
Общество ограниченной ответственностью не согласно с решением суда первой инстанции. В апелляционной жалобе оно просит отменить оспариваемый судебный акт и принять новый, которым удовлетворить заявленные требования.
В основание апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции не приняты во внимание все обстоятельства по делу, что привело к принятию ошибочного решения.
О времени и месте судебного заседания ООО "МСО" извещено надлежащим образом, однако представитель предприятия в судебное заседание не явился. Обществом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства, обоснованное невозможностью прибыть. Ходатайство заявителя оставлено апелляционным судом без удовлетворения в соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как не содержащее обоснования причин неявки.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы отклонил как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
01 ноября 2008 года между ООО "Межпоселенческая сбытовая организация" и администрацией рабочего поселка Чегдомын заключен договор управления многоквартирными домами.
Согласно предмету договора, общество, наряду с другими обязанностями, приняло на себя обязательство по предоставлению коммунальных услуг и осуществлению надлежащего содержания и управления многоквартирными домами.
3 апреля 2009 года территориальным отделом Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе Хабаровского края проведены внеплановые мероприятия по контролю ООО "Межпоселенческая сбытовая организация" по соблюдению санитарных и технических норм (правил) при проведении сбора и вывоза твердых бытовых отходов жилищного фонда в поселке Чегдомын.
При этом установлено следующее:
- - в районе домов по ул. Софийская N 4, 4б, 4в, 6, 10, 12 установлено 5 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. Площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники оборудована без специального ограждения. Уборка территории в радиусе 10 метров вокруг мусоросборников не обеспечена. В районе домов по ул. Софийская N 3а, ул. Заводская N 8, 8а, 10, 10а установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, уборка территории в радиусе 5 метров вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Заводская N 17, 17а, 17б, 17в установлено 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка в радиусе 1 метра вокруг мусоросборников не обеспечена (скопление твердых бытовых отходов, коробок);
- - в районе домов по ул. Пионерской N 17, 19 установлено 2 контейнера для сбора твердых бытовых отходов. Площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка территории в радиусе 3 метров вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе ул. Центральная дома N 17, 19 установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка территории в радиусе 3 метров вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Парковая N 13 и 15 установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов, площадка с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники не оборудована. Уборка территории в радиусе 1 метра вокруг мусоросборников не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Парковая, 11, ул. 60 лет Октября, 5 установлено 3 контейнера для сбора твердых бытовых отходов. Площадка с водонепроницаемым покрытием не оборудована. Уборка территории в радиусе 5 - 8 метров не обеспечена;
- - в районе домов по ул. Шоссейная, N 29 и 34 установлен один контейнер для сбора твердых бытовых отходов. Площадка для с водонепроницаемым покрытием под мусоросборник не оборудована. Уборка территории в радиусе 2 - 3 метров вокруг мусоросборника не обеспечена.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
7 апреля 2009 года выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении N 41, составленном в присутствии представителя общества, действующего по доверенности от 11.01.2009 N 02.
9 апреля 2009 года постановлением N 41 общество с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб., за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "МСО" обратилось за судебной защитой. В основание заявления общество указало, что подразделение Роспотребнадзора вышло за пределы предоставленной компетенции, так как рассмотрение дел по административному правонарушению, предусмотренному статьей 6.3 КоАП РФ, возложено на главного санитарного врача района. Кроме того, внешнее благоустройство включает в себя ограждение площадок для контейнеров-мусоросборников, то есть ограждение уже оборудованной площадки с водонепроницаемым покрытием, однако эти площадки в районе домов, где проходили контрольные мероприятия, отсутствуют. Договором управления многоквартирными домами от 01.11.2008 N 8 не предусмотрено оборудование обществом мест сбора твердых бытовых отходов.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьей 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пришел к выводу, что управляющая компания обязана выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека.
Кроме того, суд первой инстанции руководствовался Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пунктом 11 названных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что общество нарушило действующее санитарное законодательство Российской Федерации, что выразилось в том, что ООО "МСО" не оборудовало специальные ограждения на площадках под контейнеры-мусоросборники, не оборудовало площадки с водонепроницаемым покрытием под контейнеры-мусоросборники, на имеющихся площадках под вывоз мусора предприятие не обеспечило уборку территории.
Довод общества о том, что круг вопросов, по которым была проведена проверка, не входит в компетенцию территориального отдела Роспотребнадзора, суд первой инстанции отклонил, со ссылкой на пункт 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 15 сентября 2005 года N 569.
В основание апелляционной жалобы общество указало, что площадки для размещения контейнеров-мусоросборников, в районе домов, где проходили контрольные мероприятия, отсутствуют.
По мнению общества, размещение площадок для установки контейнеров, определяется при проектировании строительства жилых зданий, такая работа проведена не была и в настоящее время вопрос о размещении, создании таких площадок должен быть решен комиссионно, с участием районного архитектора, представителей санитарно-эпидемиологической, противопожарной служб и организации по обслуживанию жилищного фонда.
Контрольные мероприятия были проведены 03.04.2009 в отношении площадок для размещения контейнеров-мусоросборников, которые обществу переданы распоряжением администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" 06 апреля 2009 года. Общество указывает, что в его обязанности не входит очистка контейнерных площадок.
Кроме того, ООО "МСО" ссылается на то, что им заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Туран" (далее - ООО "Туран", подрядчик) договор подряда, которым предусмотрена обязанность подрядчика выполнять работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Поскольку ООО "Туран" работы выполнялись некачественно, ООО "МСО" неоднократно направляло ему предписания об устранении выявленных нарушений, в связи с неисполнением ООО "Туран" условий договора и предписаний, заявитель направил письмо подрядчику о расторжении договора. В связи с этим ООО "МСО" полагает, что им приняты все зависящие от общества меры для соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства.
Апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Доводы ООО "МСО" о том, что в его обязанности не входит уборка территории вокруг мусоросборников, оборудование площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, оборудование специальных ограждений на площадках под контейнеры-мусоросборники, подлежат отклонению.
Согласно договору управления многоквартирными домами от 01.11.2008 б/н, заключенному с администрацией городского поселения "рабочий поселок Чегдомын", ООО "МСО" является управляющей организацией домов, перечисленных в приложении N 1 к договору, в котором значатся и дома, в отношении которых административным органом проведена внеплановая проверка. При этом, пунктом 1.2 договора предусмотрено, что к общему имуществу домов относятся, в частности, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства домов, расположенные том же земельном участке, на котором находится соответствующий дом. Пунктом 3.1.1 договора от 01.11.2008 предусмотрено, что управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, указанные в приложении N 2, с учетом действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, правил пожарной безопасности и иных правовых актов. Приложением N 2 к договору управления многоквартирными домами предусмотрены работы по благоустройству площадок для контейнеров-мусоросборников, работы по уборке, погрузке и разгрузке бытовых отходов.
Статьей 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, контроль за выполнением графика удаления отходов, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений специальные площадки для размещения мусоросборников должны быть с водонепроницаемым покрытием.
Таким образом, в обязанности ООО "МСО" входит выполнение работ по оборудованию площадок под контейнеры-мусоросборники с водонепроницаемым покрытием, оборудование специальных ограждений на площадках под контейнеры-мусоросборники и обеспечение уборки территории вокруг мусоросборников.
Подлежат отклонению доводы общества об отсутствии обязанности по выполнению работ по оборудованию площадок под мусоросборники и уборке территории вокруг них, обоснованные тем, что площадки для размещения контейнеров-мусоросборников переданы ООО "МСО" распоряжением администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" 06.04.2009, тогда как контрольные мероприятия проведены 03.04.2009. Исследованным выше договором управления многоквартирными домами от 01.11.2008 б/н предусмотрена обязанность заявителя по содержанию общего имущества, к которому относятся площадки для мусоросборников, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и обязанность обустройства площадок для контейнеров-мусоросборников. Следовательно, названные обязанности возникли у ООО "МСО" с даты заключения договора управления многоквартирными домами от 01.11.2008 и принятия в управление многоквартирных домов (общего имущества).
Как установлено административным органом в ходе внеплановых мероприятий по контролю, обществом не выполнены обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Факт нарушения ООО "МСО" санитарных норм подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.04.2009 N 41 (л.д. 69-70), актом от 03.04.2009 (л.д. 72-73), договором управления многоквартирным домом от 01.11.2008 б/н (л.д. 30-44). Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений по защите здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия человека. Объективная сторона правонарушения выразилась в том, что ООО "МСО" не обеспечило уборку территории вокруг мусоросборников обслуживаемых домов, не оборудовало площадки под мусоросборники водонепроницаемым покрытием, не оборудовало специальные ограждения на площадках под контейнеры-мусоросборники. Субъектом правонарушения является ООО "МСО". Субъективная сторона правонарушения выразилась в том, что общество, имея возможность для соблюдения действующих нормативных актов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не приняло все зависящие от него меры для этого. При этом доводы заявителя о принятии необходимых мер, что выразилось в направлении ООО "Туран" предписаний и расторжении договора с ним, не свидетельствуют о невиновности юридического лица, поскольку названные меры к положительному результату не привели, о чем свидетельствуют результаты проверки домов, управление которыми осуществляет ООО "МСО".
В ходе рассмотрения дела, апелляционным судом установлено, что постановление от 09.04.2009 N 41 принято административным органом в пределах полномочий, с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ и порядка привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. В связи с этим, уплаченная ООО "МСО" платежным поручением от 21.05.2009 N 089 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 апреля 2009 г. по делу N А73-4983/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Межпоселенческая сбытовая организация" госпошлину в сумме 1 000 руб. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)