Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-28145/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N 33-28145/2013


Судья Давидовская Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Бакулина А.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 22 января 2014 года апелляционную жалобу Администрации г. Дубны
на решение Дубненского городского суда Московской области от 19 сентября 2013 года по делу по заявлению Я.Л. об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и обязании выдать разрешение на строительство,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

установила:

Я.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Дубны, выразившиеся в отказе выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома и обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на участке <данные изъяты> Московской области на основании представленных документов.
В судебное заседание Я.Л. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представитель по доверенности Я.А. заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель администрации г. Дубна К. требования не признала.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 19 сентября 2013 года заявление Я.Л. удовлетворено.
Не согласившись с постановленным по делу решением, администрация г. Дубны обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Я.Л. является собственником земельного участка <данные изъяты> общей площадью 1136 кв. м, предназначенного для индивидуального жилищного строительства и недостроенного индивидуальный жилой дом, площадью застройки 180,9 кв. м.
Усматривается, что земельный участок площадью 1136 кв. м в пос. Ла-Кросс был предоставлен решением исполкома Дубненского городского Совета народных депутатов Московской области от 27.09.1991 года N 472/20 С.А. под строительство индивидуального жилого дома. При этом С.А. обязан вести строительство дома по проекту, согласованному с гл. архитектором города и контролирующими службами, после проведения ТИЗ "Ла-Кросс" соответствующей инженерной подготовки участка и получения разрешения на строительство в ППО Архитектуры и Градостроительства.
Согласно условиям Типового Договора возведения индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, ПТО ГХ исполкома Дубненского Совета народных депутатов приняло на себя обязательств построить на предоставленном С.А. земельном участке кирпичный 4-комнатный жилой дом с мансардой, площадью 362,5 кв. м в том числе жилой 85,91 кв. м (л.д. 91).
07.10.2004 года С.А. продал С.В. и С.Н. земельный участок площадью 1136 кв. м и расположенный на нем не завершенный строительством жилой дом общей площадью застройки 180,9 кв. м.
Согласно описанию не завершенного строительством объекта, ООН имел площадь застройки 180,9 кв. м, подвальный этаж, первый, второй и мансардный этажи.
В дальнейшем указанные объекты С.В. и С.Н. проданы 21.09.2006 года на основании договора купли-продажи покупателю ООО "СТАРЛАЙТ", которое на основании договора купли-продажи от 19 августа 2010 года произвело их отчуждение покупателю Я.Л.
На основании заявления Я.Л. в связи с ее намерением разместить на участке многоквартирный сблокированный дом распоряжением администрации г. Дубны N 704-Р от 17.11.2010 г. изменен разрешенный вид использования указанного участка на "размещение сблокированного жилого дома с квартирами на одну семью до 3 этажей".
Из материалов дела следует, что 22.02.2011 г. заявитель обратилась в администрацию г. Дубны с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию недостроенного восьмиквартирного жилого дома. К заявлению был приложен эскизный проект переустройства восьмиквартирного жилого дома по <данные изъяты>.
Проектом первого этажа предусмотрено 2 входа с лестничной площадки:
Слева от лестничной площадки в отдельное помещение, из которого двери ведут с совмещенный санузел и кухню, а также в гостиную, а из нее - в спальню.
Справа от лестничной площадки вход в прихожую, из которой двери ведут в кухню, из обоих помещений указаны входы в совмещенный санузел. Из прихожей, кроме того, указан вход в гостиную, из нее - в спальню, а также отдельный выход на улицу (л.д. 58).
Мансардный этаж с лестничной площадки имеет 2 входа: в жилую комнату и санузел, а также в помещение прихожей, из которой имеются указаны входы в санузел, а также на кухню и жилую комнату (л.д. 61).
05.03.2011 г. администрацией г. Дубна отказано в выдаче разрешения на реконструкцию незавершенного строительством дома, поскольку представленный проект реконструкции дома не соответствует измененному виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно Акту обследования незавершенного строительством жилого дома на земельном участке <данные изъяты> от 19.05.2011 года, жилой дом имел 3 этажа + мансарда и чердак, общей площадью 181 кв. м. Имелся фундамент, стены кирпичные, кровля, лестницы, окна, двери наружные, наружная отделка. Полы, внутренняя отделка, частично внутренние двери отсутствуют. Горячее, холодное водоснабжение, отопление, канализация, газоснабжение - отсутствуют. Имелось электроснабжение.
В заключении комиссии указано, что жилой дом не являлся блокированным, как заявлено в разрешенном виде использования земельного участка, строится без разрешения на строительство.
Указанный объект был внесен в реестр строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов на земельных участках, расположенных на территории садовых и дачных товариществ, коттеджных поселков и населенных пунктов в муниципальных образованиях Московской области, в котором отмечено, что в отношении данного объекта в виде трехэтажного дома с мансардой и чердаком, общей площадью 181 кв. м с реконструкцией на 8-ми этажный жилой дом проектная документация отсутствует, разрешение на строительство не выдавалось. Приняты меры административного воздействия, работы прекращены (л.д. 50).
В 2011 году по заявлению Я.Л. МОБТИ г. Дубны изготовлена топографическая съемка участка с нанесением зонирования пятна застройки индивидуального жилого дома на участке <данные изъяты>.
По заявлению Я.Л. изготовлен градостроительный план земельного участка КЛ50319000-ОРШ5, который утвержден постановлением администрации г. Дубны Московской области от 03.11.2011 года N 768-ПГ и 07.11.2011 года внесен в реестр градостроительной деятельности городского округа Дубна за N 25.
Согласно Градостроительному плану основными видами разрешенного использования являются:
- - отдельно стоящие индивидуальные дома на одну семью;
- - сблокированные жилые дома с квартирами на одну семью до 3 этажей.
На основании распоряжения администрации г. Дубны N 770-р от 18.09.2012 г. изменен разрешенный вид использования земельного участка на "индивидуальное жилищное строительство", поскольку Я.Л. решила достроить индивидуальный жилой дом. Соответствующие изменения внесены в базу государственного кадастра недвижимости.
Судом установлено, что 12.02.2013 г. заявитель получила свидетельство 50-АД N 969535 о праве собственности на земельный участок с разрешенным использованием "индивидуальное жилищное строительство".
14.02.2013 г. Я.Л. обратилась в администрацию г. Дубны с заявлением, в котором просила выдать разрешение на завершение строительства индивидуального жилого дома общей площадью 560 кв. м, расположенного по указанному адресу, приложив следующие документы:
- - свидетельство о собственности 50-АД N 969535;
- - градостроительный план земельного участка (К.050319000-СРШ5);
- - схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилого дома, изготовленного БТИ г. Дубна.
Письмом от 22.02.2013 г. администрация г. Дубна запросила проектную документацию на дом.
26.03.2013 г. Я.Л. обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на уч. <данные изъяты> приложив последний вариант планируемых поэтажных планов.
Согласно плану первого этажа, он предусматривает размещение слева от лестничной площадки вход в помещение, состоящее из общего помещения, из которого указаны входы в мастерскую, сауну с бассейном и в туалет, из которого указаны входы в ванную и сауну с бассейном.
Справа от лестничной площадки предусмотрен вход в прихожую с санузлом, а также в тренажерный зал. В качестве отдельного помещения указана котельная, примыкающая к дому со стороны бассейна, имеющая отдельный вход с улицы.
Третий этаж индивидуального дома в проекте имеет 2 входа с лестничной площадки - слева в промежуточное помещение, из которого указаны входы в санузел и детскую (спальню), а также в гостевую комнату. Справа от лестничной площадки предусмотрен вход в детскую игровую комнату, из которой указан вход в мансардное помещение.
Ответом администрации г. Дубны от 03.04.2013 г. заявителю указано на необходимость представить документы согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса.
12.04.2013 года, обратившись в администрацию, заявитель указала на незаконность данного требования, поскольку она собирается строить трехэтажный жилой дом с техподпольем, на который не требуется проектная документация и дополнительных согласований, кроме уже поданных документов согласно п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса.
18.04.2013 года проведено обследование незавершенного строительством жилого дома на земельном участке <данные изъяты>. Согласно Акту обследования, общая площадь застройки дома составляет 180,90 кв. м, количество этажей - 5: цокольный этаж, три этажа жилых помещений, мансардный этаж. Имеются фундамент, кирпичные стены, перекрытия, крыша, лестницы, окна. Полы отсутствуют. Двери наружные, внутренние частично отсутствуют. Имеется наружная отделка, внутренняя - отсутствует. Инженерное обеспечение - горячее, холодное водоснабжение, отопление, канализация, газоснабжение, электроснабжение в наличии. Дом газифицирован, котельная находится в пристройке без полов.
Цокольный этаж имеет высоту 2.05 м, без окон.
Первый этаж - с лестничной площадки имеется 2 входа в помещения:
- с левой стороны лестничной площадки помещение с санузлом, комнатой (кухня), гостиной, в которой находится газовая труба для установки газовой плиты, комната, отделка отсутствует, двери отсутствуют, отопительные радиаторы подключены;
- с правой стороны лестничной площадки - помещение, одна из комнат которого высотой > 3 метров (бывший гараж) с нестандартными окнами 400x600 мм, выведена газовая труба для установки газовой плиты, отделка отсутствует, отопительные радиаторы подключены; вторая комната - стандартная, имеет отдельный выход на улицу.
Второй этаж - с лестничной площадки имеются 2 входа в помещения:
- С левой стороны лестничной площадки помещение из трех комнат, в одной из них выведена газовая труба для подключения газовой плиты, двери, санузлы, отсутствуют, отопительные радиаторы подключены;
- С правой стороны лестничной площадки помещение из 2 комнат, без санузла, без дверей, без газовой разводки, с отопительными радиаторами, отделка отсутствует.
Третий этаж - с лестничной площадки имеются 2 входа в помещения:
- С левой стороны лестничной площадки помещение из 2 комнат, установлена металлическая дверь в одной, отделана, с газовой плитой, санузлом, с отопительными радиаторами, с мебелью, окна - стеклопакеты с занавесками;
- Справа от лестничной площадки помещение из 2 комнат, без санузла, без входной и межкомнатной двери, с отопительными радиаторами, отделка отсутствует.
Мансардный этаж - помещение с перегородками, без отделки, кровля утеплена (л.д. 55 - 57).
07.05.2013 г. Я.Л. был получено письмо администрации г. Дубна о том, что ей уже дан исчерпывающий ответ.
Суд первой инстанции установил, что 18.07.2013 г. заявитель обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействий администрации г. Дубны, 07.05.2013 г. ей стало известно о нарушении своих прав и свобод, следовательно Я.Л. обратилась в суд есть в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок.
В силу ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
(В ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ).
Положениями ст. 51 ГрК установлено следующее:
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.


9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Разрешая требования Я.Л., суд исходил из того, что поскольку Я.М. обратилась в администрацию г. Дубна с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, представила документы, предусмотренные п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также, учитывая, что в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок 50-АД N 969535 от 12 февраля 2013 г. вид разрешенного использования указан как - "индивидуальное жилищное строительство.
Доводы представителя Администрации г. Дубна, о том, что не завершенный строительством индивидуальный жилой дом, принадлежащий на праве собственности Я.Л. имеет признаки многоквартирности, суд отверг, поскольку в актах обследования указанного не завершенного строительством жилого дома, на которых основывает свои доводы представитель Администрации г. Дубна, не имеется вывода комиссии о его многоквартирности.
Кроме того, по мнению суда, в связи с изданием администрацией г. Дубны распоряжения N 770-р от 18.09.2012 г. об изменении разрешенного вида использования земельного участка, которым разрешенный вид использования с "размещения блокированного жилого дома с квартирами на одну семью до 3 этажей" был изменен на "индивидуальное жилищное строительство", администрация г. Дубна обязана была исключить данный объект из реестра индивидуальных жилых домов с признаками многоквартирности, однако, этого не сделала.
Между тем, суд не учел, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не влечет обязанности администрации г. Дубны по исключению данного объекта из Реестра индивидуальных домов с признаками многоквартирности.
Принимая во внимание, что в 2011 году заявитель представляла проекты поэтажных планов многоквартирного жилого дома, судебная коллегия считает обоснованным требование администрации г. Дубны о представлении проекта индивидуального жилого дома.
Согласно п. 6 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013), Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд не учел, что в акте обследования объекта по указанному адресу было указано на наличие на первом этаже на изолированное от других помещение, имеющее отдельный выход на улицу, помимо основного входа в дом. В связи с чем, по мнению суда, не имелось оснований для утверждения об отсутствии признаков многоквартирного дома в спорном объекте незавершенного строительства.
Более того, заявитель не представила доказательств тому, что ее правопредшественникам было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома в установленном на тот момент порядке.
Судебная коллегия полагает, что разрешение на реконструкцию может быть выдано лишь в отношении правомерно возведенного объекта.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, администрация г. Дубны обоснованно отказала заявителю в выдаче Я.Л. разрешения на строительство.
В связи с чем решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дубненского городского суда Московской области от 19 сентября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление Я.Л. об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и обязании выдать разрешение на строительство оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)