Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Дачного некоммерческого партнерства "Новый поселок" Попова К.В. по доверенности от 19 июля 2013 года
от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Кебедова Д.М. по доверенности от 17 июля 2013 года
рассмотрев 19 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Дачного некоммерческого партнерства "Новый поселок"
на решение от 25 декабря 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 11 марта 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.
по делу N А40-99332/13
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Новый поселок" (ОГРН 1035008869928)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконными решения, предписания
третьи лица Замятина Л.Б., Куликова Ю.В., Шевчук А.К., Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области
установил:
Дачное некоммерческое партнерство "Новый поселок" (далее - ДНП "Новый поселок") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения, предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России) от 20 мая 2013 года по делу N 05-15/60-12.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Замятина Л.Б., Куликова Ю.В., Шевчук А.К., Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ДНП "Новый поселок" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ДНП "Новый поселок" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Московского областного УФАС России возражал против ее удовлетворения.
Представители Замятиной Л.Б., Куликовой Ю.В., Шевчук А.К., Администрации, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в адрес Московского областного УФАС России поступили обращения граждан Куликовой Ю.В., Замятиной Л.Б., Шевчука А.К. с жалобой на действия ДНП "Новый поселок" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов указанных граждан, путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Решением Общего Собрания ДНП "Новый поселок" установлены следующие платежи за коммунальные ресурсы: платеж за один кубический метр воды, забираемой на водопотребление внутри домовладения - 144 рублей в месяц; платеж за один кубический метр воды, забираемой на полив участка - 37 рублей, в месяц; платеж за один кубический метр отходов, сбрасываемых в систему канализации в объеме водопотребления внутри домовладения - 180 рублей в месяц.
ДНП "Новый поселок" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению не только членам ДНП, но и третьим лицам, не являющимся членами данного ДНП.
На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Московским областным УФАС России возбуждено дело N 05-15/60-12 по признакам нарушения ДНП "Новый поселок" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов граждан Куликовой Ю.В., Замятиной Л.Б., Шевчука А.К., и прочих потребителей, не являющихся членами ДНП "Новый поселок", путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
По результатам рассмотрения дела N 05-15/60-12 антимонопольным органом вынесено решение от 20 мая 2013 года, в соответствии с которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ДНП "Новый поселок" выдано предписание от 20 мая 2013 года N 05/АА/5165 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного вида товара, запрещено совершать действия (бездействие), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. В том числе такие действия, как установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов органы местного самоуправления утверждают тарифы организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов и пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, до 31 декабря 2012 года в сфере холодного водоснабжения подлежали регулированию тарифы на холодную воду.
С 01 января 2013 года регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что с момента подключения к инженерным сетям ДНП "Новый поселок" Куликова Ю.В. получала от ДНП "Новый поселок" коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения и ежемесячно вносила за них плату в ДНП "Новый поселок", что подтверждается платежными документами, имеющимися в материалах дела.
С момента подключения дома Замятиной Л.Б. к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения она получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый поселок" (Договор N А13-93 о порядке звания и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29 ноября 2003 года). Платежные документы, подтверждающие факт оплаты Замятиной Л.Б. услуг водоснабжения и водоотведения, представлены.
С момента подключения к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения заявитель получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый поселок" (Договор N А19-93 "О порядке пользования и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29 ноября 2003 года). Впоследствии, после выхода Шевчука А.К. из ДНП "Новый поселок" договор N А19-93 от 29 ноября 2003 года перезаключен под N А19-95 от 01 октября 2005 года с дополнительным соглашением от 25 мая 2010 года. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты Шевчуком А.К. услуг водоснабжения и водоотведения, представлены.
Таким образом, суды правомерно отклонили довод заявителя о недоказанности факта ежемесячной оплаты Куликовой, Замятиной, Шевчук водоснабжения и водоотведения.
Довод заявителя о том, что он не участвует в отношениях, связанных с водоснабжением и водоотведением с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в связи с чем статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147 "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) не применима, несостоятелен.
Как правильно указали суды, статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности, относящиеся к естественной монополии, к которым относится в деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В силу частей 1, 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06 мая 2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пунктом 2 которых установлено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения это - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из письма Администрации от 24 августа 2012 года N Кл-705, адресованного жителю пос. Андреевка Васильеву В.В. следует, что на территории муниципального образования городское поселение Андреевка услуги по водоснабжению и водоотведению предоставляются гражданам на основании договоров с организациями коммунального комплекса, обслуживающими и эксплуатирующими сети и объекты инженерной инфраструктуры.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Суды правильно посчитали, что ввиду того, что индивидуальные дома потребителей городского поселения Андреевка, не относящихся к членам ДНП "Новый поселок", технологически присоединены к системам водоснабжения и водоотведения ДНП "Новый поселок" в границах присоединенной сети, являлась единственным источником водоснабжения и водоотведения, занимает доминирующее положение в границах территории, охваченной присоединенной сетью, по которой осуществляется водоснабжение и водоотведение третьих лиц, суд обоснованно пришел к выводу об отнесении заявителя к субъектам естественной монополии.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года по делу N А40-99332/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2014 N Ф05-5675/2014 ПО ДЕЛУ N А40-99332/13
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А40-99332/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Дачного некоммерческого партнерства "Новый поселок" Попова К.В. по доверенности от 19 июля 2013 года
от ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Кебедова Д.М. по доверенности от 17 июля 2013 года
рассмотрев 19 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Дачного некоммерческого партнерства "Новый поселок"
на решение от 25 декабря 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 11 марта 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.
по делу N А40-99332/13
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Новый поселок" (ОГРН 1035008869928)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконными решения, предписания
третьи лица Замятина Л.Б., Куликова Ю.В., Шевчук А.К., Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области
установил:
Дачное некоммерческое партнерство "Новый поселок" (далее - ДНП "Новый поселок") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения, предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России) от 20 мая 2013 года по делу N 05-15/60-12.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Замятина Л.Б., Куликова Ю.В., Шевчук А.К., Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ДНП "Новый поселок" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ДНП "Новый поселок" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Московского областного УФАС России возражал против ее удовлетворения.
Представители Замятиной Л.Б., Куликовой Ю.В., Шевчук А.К., Администрации, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в адрес Московского областного УФАС России поступили обращения граждан Куликовой Ю.В., Замятиной Л.Б., Шевчука А.К. с жалобой на действия ДНП "Новый поселок" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов указанных граждан, путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Решением Общего Собрания ДНП "Новый поселок" установлены следующие платежи за коммунальные ресурсы: платеж за один кубический метр воды, забираемой на водопотребление внутри домовладения - 144 рублей в месяц; платеж за один кубический метр воды, забираемой на полив участка - 37 рублей, в месяц; платеж за один кубический метр отходов, сбрасываемых в систему канализации в объеме водопотребления внутри домовладения - 180 рублей в месяц.
ДНП "Новый поселок" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению не только членам ДНП, но и третьим лицам, не являющимся членами данного ДНП.
На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Московским областным УФАС России возбуждено дело N 05-15/60-12 по признакам нарушения ДНП "Новый поселок" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов граждан Куликовой Ю.В., Замятиной Л.Б., Шевчука А.К., и прочих потребителей, не являющихся членами ДНП "Новый поселок", путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
По результатам рассмотрения дела N 05-15/60-12 антимонопольным органом вынесено решение от 20 мая 2013 года, в соответствии с которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ДНП "Новый поселок" выдано предписание от 20 мая 2013 года N 05/АА/5165 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного вида товара, запрещено совершать действия (бездействие), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. В том числе такие действия, как установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов органы местного самоуправления утверждают тарифы организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов и пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, до 31 декабря 2012 года в сфере холодного водоснабжения подлежали регулированию тарифы на холодную воду.
С 01 января 2013 года регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что с момента подключения к инженерным сетям ДНП "Новый поселок" Куликова Ю.В. получала от ДНП "Новый поселок" коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения и ежемесячно вносила за них плату в ДНП "Новый поселок", что подтверждается платежными документами, имеющимися в материалах дела.
С момента подключения дома Замятиной Л.Б. к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения она получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый поселок" (Договор N А13-93 о порядке звания и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29 ноября 2003 года). Платежные документы, подтверждающие факт оплаты Замятиной Л.Б. услуг водоснабжения и водоотведения, представлены.
С момента подключения к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения заявитель получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый поселок" (Договор N А19-93 "О порядке пользования и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29 ноября 2003 года). Впоследствии, после выхода Шевчука А.К. из ДНП "Новый поселок" договор N А19-93 от 29 ноября 2003 года перезаключен под N А19-95 от 01 октября 2005 года с дополнительным соглашением от 25 мая 2010 года. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты Шевчуком А.К. услуг водоснабжения и водоотведения, представлены.
Таким образом, суды правомерно отклонили довод заявителя о недоказанности факта ежемесячной оплаты Куликовой, Замятиной, Шевчук водоснабжения и водоотведения.
Довод заявителя о том, что он не участвует в отношениях, связанных с водоснабжением и водоотведением с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в связи с чем статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147 "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) не применима, несостоятелен.
Как правильно указали суды, статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности, относящиеся к естественной монополии, к которым относится в деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В силу частей 1, 5 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06 мая 2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пунктом 2 которых установлено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения это - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из письма Администрации от 24 августа 2012 года N Кл-705, адресованного жителю пос. Андреевка Васильеву В.В. следует, что на территории муниципального образования городское поселение Андреевка услуги по водоснабжению и водоотведению предоставляются гражданам на основании договоров с организациями коммунального комплекса, обслуживающими и эксплуатирующими сети и объекты инженерной инфраструктуры.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Суды правильно посчитали, что ввиду того, что индивидуальные дома потребителей городского поселения Андреевка, не относящихся к членам ДНП "Новый поселок", технологически присоединены к системам водоснабжения и водоотведения ДНП "Новый поселок" в границах присоединенной сети, являлась единственным источником водоснабжения и водоотведения, занимает доминирующее положение в границах территории, охваченной присоединенной сетью, по которой осуществляется водоснабжение и водоотведение третьих лиц, суд обоснованно пришел к выводу об отнесении заявителя к субъектам естественной монополии.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года по делу N А40-99332/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)