Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 49379);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 49380);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24595/2013) ООО "УК РСУ 6" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-6855/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию управлению общим имуществом многоквартирного дома 6"
к Административно-технической инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию управлению общим имуществом многоквартирного дома 6" (236006, г. Калининград, ул. Дзержинского, д. 44, ОГРП 1083925037448, далее - ООО "УК РСУ 25", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции Калининградской области (236000, г. Калининград, Московский пр-т, д. 95, далее - Инспекция, административный орган) от 17.06.2013 N 2123 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК РСУ 6" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить по тем основаниям, что такие обстоятельства как отсутствие согласия собственников многоквартирных домов на установку урн возле подъездов их домов свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении. По мнению управляющей компании, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, которые должны за счет собственных средств обеспечить приобретение мусорных урн.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 04.07.2013 Административно-технической инспекцией Калининградской области проведена проверка соблюдения управляющей компанией - ООО "УК РСУ 6" Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346) на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Калининград, улицы: Яблочная, З.Космодемьянской, майора Козенкова, Дзержинского.
О проведении проверочных мероприятий обществу направлено уведомление от 01.07.2013 о необходимости обеспечения явки представителя проверяемой организации.
По результатам проверки государственным инспектором, с участием представителя общества, составлен акт от 04.07.2013 с фототаблицей (л.д. 20.79-100), в котором зафиксировано, что ООО "УК РСУ 6":
- - не установило урны у входа в подъезды домов N 6 по улице Яблочной; N 10, 11, 12,14 по улице майора Козенкова;
- - не обеспечило техническое содержание (отсутствует ограждение с трех сторон) и санитарное содержание контейнерной площадки у дома N 208 по улице З.Космодемьянской;
- - не приняло мер по регулярной уборке и систематическому наблюдению за санитарным состоянием придомовой территории дома N 74 "а" по улице Дзержинской (складированы порубочные остатки; у домов 11-11 "а" 13-23,10-12,14-18 по улице майора Козенкова (не окошена трава, не убран бытовой и крупногабаритный мусор).
07.08.2013 административным органом, с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 2123 по факту нарушения ООО "УК РСУ 65" пунктов 3.6.1;3.6.3; 3.6.3.6; 3.6.3.7; 3.6.6; 3.6.8,4.2.2; 4.5; 4.6 Правил N 346.
17.07.2013 должностным лицом Инспекции, с участием представителя общества, принято постановление N 2123 о привлечении ООО "УК РСУ 6" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в судебном порядке в связи с неправомерным привлечением его к административной ответственности, в отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого постановления, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, нарушение утвержденных правил санитарного содержания и благоустройства территорий, в том числе правил уборки территорий; правил строительства, установки, содержания архитектурных объектов малых форм; правил озеленения и содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования; правил размещения и эксплуатации знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, адресных указателей улиц, домов, зданий, сооружений и других знаково-информационных систем, не относящихся к наружной рекламе); правил содержания и эксплуатации дорожных покрытий и тротуаров, дорожных ограждений, знаков, светофоров, отсутствие или нарушение дорожной разметки; правил проведения дорожных и (или) ремонтно-восстановительных работ; содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (п. 1.1).
Данные Правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В силу пункта 3.6.6 п. п. "а" Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных - на центральных магистралях (территориях), - определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Согласно пункту 3.6.8 Правил N 346, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
1) регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой/территории;
2) производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку.
Согласно п. 3.6.3.6 Правил N 346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград". Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (3.6.3.7). Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что ООО "УК РСУ 6" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городе Калининграде по улицам: Яблочная (N 6-8), майора Козенкова (N 10, 11, 11а, 12, 13-23, 14-18), Дзержинского (N 74).
Совершение обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 04.07.2013 (с фототаблицей); списком многоквартирных домов находящихся в оперативном управлении компании ООО "УК РСУ 6"; договорами управления многоквартирными домами, протоколом об административном правонарушении N 2123 от 08.07.2013, из которых усматривается, что во время проверки урны отсутствовали у входа в подъезды домов N 6 по улице Яблочной; N 10, 11, 12, 14 по улице майора Козенкова; не убраны порубочные остатки (ветки) на придомовой территории многоквартирного дома N 74- а по улице Дзержинского; не произведен окос травы и не убран бытовой и крупногабаритный мусор с придомовой территории у домов N 11-11-а. 13-23, 1-12. 14-18 по улице майора Козенкова.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод заявителя о том, что управляющая компания не может являться субъектом данного правонарушения, так как урны для мусора изначально не были установлены возле подъездов домов, а часть урн была демонтирована по указанию администрации Московского района г. Калининграда, которая ранее занималась обслуживанием данного жилого фонда.
Как следует из материалов дела, ООО "УК РСУ 6" является организацией по обслуживанию жилищного фонда. Согласно Правилам N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (пункт 3.6.6. п. п. "а" Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (пункт 3.6.8., пп. 7 Правил). Каких-либо исключений указанные Правила не предусматривают.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов общество не отрицает, однако полагает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В рассматриваемом случае общество не указало на наличие непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюсти требования санитарной безопасности и на те меры, которые до осуществления проверки общество предпринимало для недопущения нарушений. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на виновное поведение общества.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности состава вмененного ООО "УК РСУ 6" правонарушения относительно привлечения к административной ответственности за отсутствие ограждения с трех сторон контейнерной площадки по улице З.Космодемьянской (2-8).
Пунктом 2.35 Правил N 346 предусмотрено, что объектами малых архитектурных форм и элементы внешнего благоустройства, являются в том числе контейнеры и контейнерные площадки.
В соответствии с Правилами N 346, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, несет их пользователь (п. 4.2, 4.2.2). Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для, сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (п. 4.4). Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев (п. 4.5). Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта (п. 4.6).
Согласно пункту 7.1 Правил N 346 установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка.
Таким образом, указанные Правила предполагают возможность привлечения к ответственности за отсутствие ограждения с трех сторон именно на контейнерных площадках, а не в местах сбора ТБО (КГО). При этом контейнерная площадка как объект малой архитектурной формы должна размещаться лишь с разрешения Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
Ссылка административного органа на то обстоятельство, что наличие контейнерных площадок подтверждается договором на оказание услуг по вывозу и приему на полигон отходов от 30.09.12 N 09-09-2012, является необоснованной, поскольку содержащиеся в договоре сведения о наличии контейнерных площадок не свидетельствует о том, что данные площадки соответствуют требованиям, предъявляемым к контейнерным площадкам по смыслу Правил.
Таким образом, в данном случае вывод административного органа о правомерности привлечения общества к ответственности по эпизоду отсутствия ограждения контейнерной площадки не подтверждается материалами административного дела. Однако исключение одного из эпизодов вменяемого обществу правонарушения не является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления в целом.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не установил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 октября 2013 года по делу N А21-6855/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию управлению общим имуществом многоквартирного дома 6" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6855/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А21-6855/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 49379);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 49380);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24595/2013) ООО "УК РСУ 6" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-6855/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию управлению общим имуществом многоквартирного дома 6"
к Административно-технической инспекции Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию управлению общим имуществом многоквартирного дома 6" (236006, г. Калининград, ул. Дзержинского, д. 44, ОГРП 1083925037448, далее - ООО "УК РСУ 25", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции Калининградской области (236000, г. Калининград, Московский пр-т, д. 95, далее - Инспекция, административный орган) от 17.06.2013 N 2123 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК РСУ 6" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить по тем основаниям, что такие обстоятельства как отсутствие согласия собственников многоквартирных домов на установку урн возле подъездов их домов свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом ему правонарушении. По мнению управляющей компании, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, которые должны за счет собственных средств обеспечить приобретение мусорных урн.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 04.07.2013 Административно-технической инспекцией Калининградской области проведена проверка соблюдения управляющей компанией - ООО "УК РСУ 6" Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила N 346) на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: город Калининград, улицы: Яблочная, З.Космодемьянской, майора Козенкова, Дзержинского.
О проведении проверочных мероприятий обществу направлено уведомление от 01.07.2013 о необходимости обеспечения явки представителя проверяемой организации.
По результатам проверки государственным инспектором, с участием представителя общества, составлен акт от 04.07.2013 с фототаблицей (л.д. 20.79-100), в котором зафиксировано, что ООО "УК РСУ 6":
- - не установило урны у входа в подъезды домов N 6 по улице Яблочной; N 10, 11, 12,14 по улице майора Козенкова;
- - не обеспечило техническое содержание (отсутствует ограждение с трех сторон) и санитарное содержание контейнерной площадки у дома N 208 по улице З.Космодемьянской;
- - не приняло мер по регулярной уборке и систематическому наблюдению за санитарным состоянием придомовой территории дома N 74 "а" по улице Дзержинской (складированы порубочные остатки; у домов 11-11 "а" 13-23,10-12,14-18 по улице майора Козенкова (не окошена трава, не убран бытовой и крупногабаритный мусор).
07.08.2013 административным органом, с участием представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 2123 по факту нарушения ООО "УК РСУ 65" пунктов 3.6.1;3.6.3; 3.6.3.6; 3.6.3.7; 3.6.6; 3.6.8,4.2.2; 4.5; 4.6 Правил N 346.
17.07.2013 должностным лицом Инспекции, с участием представителя общества, принято постановление N 2123 о привлечении ООО "УК РСУ 6" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в судебном порядке в связи с неправомерным привлечением его к административной ответственности, в отсутствие вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого постановления, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, нарушение утвержденных правил санитарного содержания и благоустройства территорий, в том числе правил уборки территорий; правил строительства, установки, содержания архитектурных объектов малых форм; правил озеленения и содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования; правил размещения и эксплуатации знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, адресных указателей улиц, домов, зданий, сооружений и других знаково-информационных систем, не относящихся к наружной рекламе); правил содержания и эксплуатации дорожных покрытий и тротуаров, дорожных ограждений, знаков, светофоров, отсутствие или нарушение дорожной разметки; правил проведения дорожных и (или) ремонтно-восстановительных работ; содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (п. 1.1).
Данные Правила устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В силу пункта 3.6.6 п. п. "а" Правил, на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, других общественных местах должны быть установлены урны для мусора, организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - у зданий жилищного фонда. Эскиз и цветовое решение урн, расположенных - на центральных магистралях (территориях), - определяется администрацией городского округа "Город Калининград". Расстояние между урнами должно быть не более 40 м на магистральных улицах (территориях) и не более 100 м - на второстепенных. Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Согласно пункту 3.6.8 Правил N 346, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
1) регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой/территории;
2) производить очистку дождевой и дренажной системы и гидросооружений на ней, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами. В границах земельного участка очистку дождеприемных колодцев производить еженедельно, а дождеприемных решеток - ежедневно;
5) надлежащее содержание, текущий и капитальный ремонт малых архитектурных форм;
7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку.
Согласно п. 3.6.3.6 Правил N 346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград". Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ (3.6.3.7). Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что ООО "УК РСУ 6" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городе Калининграде по улицам: Яблочная (N 6-8), майора Козенкова (N 10, 11, 11а, 12, 13-23, 14-18), Дзержинского (N 74).
Совершение обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 04.07.2013 (с фототаблицей); списком многоквартирных домов находящихся в оперативном управлении компании ООО "УК РСУ 6"; договорами управления многоквартирными домами, протоколом об административном правонарушении N 2123 от 08.07.2013, из которых усматривается, что во время проверки урны отсутствовали у входа в подъезды домов N 6 по улице Яблочной; N 10, 11, 12, 14 по улице майора Козенкова; не убраны порубочные остатки (ветки) на придомовой территории многоквартирного дома N 74- а по улице Дзержинского; не произведен окос травы и не убран бытовой и крупногабаритный мусор с придомовой территории у домов N 11-11-а. 13-23, 1-12. 14-18 по улице майора Козенкова.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод заявителя о том, что управляющая компания не может являться субъектом данного правонарушения, так как урны для мусора изначально не были установлены возле подъездов домов, а часть урн была демонтирована по указанию администрации Московского района г. Калининграда, которая ранее занималась обслуживанием данного жилого фонда.
Как следует из материалов дела, ООО "УК РСУ 6" является организацией по обслуживанию жилищного фонда. Согласно Правилам N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (пункт 3.6.6. п. п. "а" Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (пункт 3.6.8., пп. 7 Правил). Каких-либо исключений указанные Правила не предусматривают.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов общество не отрицает, однако полагает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
В рассматриваемом случае общество не указало на наличие непреодолимых препятствий, которые бы послужили причиной невозможности соблюсти требования санитарной безопасности и на те меры, которые до осуществления проверки общество предпринимало для недопущения нарушений. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на виновное поведение общества.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности состава вмененного ООО "УК РСУ 6" правонарушения относительно привлечения к административной ответственности за отсутствие ограждения с трех сторон контейнерной площадки по улице З.Космодемьянской (2-8).
Пунктом 2.35 Правил N 346 предусмотрено, что объектами малых архитектурных форм и элементы внешнего благоустройства, являются в том числе контейнеры и контейнерные площадки.
В соответствии с Правилами N 346, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, несет их пользователь (п. 4.2, 4.2.2). Размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для, сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (п. 4.4). Для сбора ТБО следует применять металлические и/или пластмассовые контейнеры. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены (для металлических), иметь маркировку с указанием реквизитов владельцев (п. 4.5). Контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта (п. 4.6).
Согласно пункту 7.1 Правил N 346 установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка.
Таким образом, указанные Правила предполагают возможность привлечения к ответственности за отсутствие ограждения с трех сторон именно на контейнерных площадках, а не в местах сбора ТБО (КГО). При этом контейнерная площадка как объект малой архитектурной формы должна размещаться лишь с разрешения Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
Ссылка административного органа на то обстоятельство, что наличие контейнерных площадок подтверждается договором на оказание услуг по вывозу и приему на полигон отходов от 30.09.12 N 09-09-2012, является необоснованной, поскольку содержащиеся в договоре сведения о наличии контейнерных площадок не свидетельствует о том, что данные площадки соответствуют требованиям, предъявляемым к контейнерным площадкам по смыслу Правил.
Таким образом, в данном случае вывод административного органа о правомерности привлечения общества к ответственности по эпизоду отсутствия ограждения контейнерной площадки не подтверждается материалами административного дела. Однако исключение одного из эпизодов вменяемого обществу правонарушения не является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления в целом.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не было выявлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления. Сроки привлечения к административной ответственности инспекцией соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не установил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 октября 2013 года по делу N А21-6855/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания по ремонту, содержанию управлению общим имуществом многоквартирного дома 6" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)