Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А41-656/14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А41-656/14


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ДомСервис" - Писарева Ю.Ю. представитель по доверенности от 09 января 2014 года <...>,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от Закрытого акционерного общества "Воскресенские тепловые сети" - не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-656/14, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению Закрытого акционерного общества "УК" ДомСервис" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09 декабря 2013 года N 795/2, с участием третьих лиц - Закрытого акционерного общества "Воскресенские тепловые сети", Администрация Воскресенского муниципального района Московской области,

установил:

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "ДомСервис" (далее - Общество, ЗАО "УК "ДомСервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Рошаль, Воскресенскому, Егорьевскому, Шатурскому районах) (далее - административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09 декабря 2013 года N 795/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Закрытое акционерное общество "Воскресенские тепловые сети" и Администрация Воскресенского муниципального района МО (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года заявленные ЗАО "УК "ДомСервис" требования удовлетворены (л.д. 120 - 124).
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела (л.д. 129 - 131).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Роспотребнадзора по МО, Закрытого акционерного общества "Воскресенские тепловые сети" и Администрации Воскресенского муниципального района МО, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ЗАО "УК "ДомСервис" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ЗАО "УК "ДомСервис", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "УК" ДомСервис" является управляющей организацией по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Энгельса, д. 6, согласно договора управления.
Административным органом 26 ноября 2013 года, на основании распоряжения от 20 ноября 2013 года N 514-2 (л.д. 50 - 52) по обращению граждан от 14 ноября 2013 года N 2559/532/1, в отношении ЗАО "УК" ДомСервис" проведена проверка по адресу: Московская область, ул. Андерсена, д. 3, в ходе которой произведен отбор образцов (проб) для проведения исследований (испытаний), зафиксированный в акте отбора образцов от 26 ноября 2013 года (л.д. 57).
Согласно протоколам лабораторных исследований от 28 ноября 2013 года N 10469, N 10468, N 10467 ЗАО "УК "ДомСервис", по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Энгельса, д. 6, допустило нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, температура горячей воды составила 44 °C при норме 60 - 75 °C, чем допустило нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (л.д. 59 - 64).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверке от 02 декабря 2013 года (л.д. 53 - 55).
По данному факту должностным лицом Роспотребнадзора по МО в присутствии представителя управляющей компании составлен протокол от 02 декабря 2013 года об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ (л.д. 66 - 68).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа в отношении ЗАО "УК "ДомСервис" вынесено постановление от 09 декабря 2013 года N 795/2 о привлечении общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 рублей (л.д. 100 - 101).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, ЗАО "УК "ДомСервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ЗАО "УК "ДомСервис" состава вмененного административного правонарушения.
Данный вывод суда первой инстанции является неправильным по следующим основаниям.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
Объектом правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Объективная сторона правонарушения заключается в противоправных действиях или бездействии, выраженных в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что санитарные правила нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Как определено в статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Названным Федеральным законом предусмотрены общие требования к питьевой воде и системам водоснабжения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены в СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе в системах горячего водоснабжения - в Изменении, введенном в действие с 01 сентября 2009 года.
Пунктом 3 Правил от 23 мая 2006 года N 307 установлено, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе управляющая организация, признается исполнителем коммунальной услуги.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными правилами и договором (подпункт "б" пункта 49 Правил от 23 мая 2006 года N 307).
Одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается (пункт 6 раздела 2 Приложения N 1 к Правилам от 23 мая 2006 года N 307).
Из содержания изложенных выше норм следует, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, отвечающее требованиям санитарных правил и являющееся безопасным для жизни и здоровья потребителя.
В нарушение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, которым внесены изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды, предоставляемой ЗАО "УК "ДомСервис" потребителям, составила 44 °C при том, что норма составляет 60 - 75 °C.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункты 1.1, 1.2, 2.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Указанные правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд.
Из содержания изложенных выше норм следует, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, отвечающее требованиям санитарных правил и являющееся безопасным для жизни и здоровья потребителя.
В нарушение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, которым внесены изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды, предоставляемой управляющей компанией потребителям, составила 44 °C, тогда как норма составляет 60 - 75 °C.
Следовательно, нарушение обществом указанных выше санитарных норм, выразившихся в несоответствии температурного режима горячей воды, установлено подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и, по существу, представителем управляющей компании в судебном заседании апелляционного суда не оспаривалось.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управляющей компании сослался на то, что вода, поступающая от ресурсоснабжающей организации, уже не соответствовала санитарным нормам, то есть несоответствие подаваемой потребителям горячей воды санитарным нормам не обеспечено ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем ЗАО "УК "ДомСервис" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, обязанность по обеспечению надлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг возлагается на управляющую компанию, и именно заявитель несет ответственность за ненадлежащее качество горячей и холодной воды.
Несоответствие подаваемой воды санитарным нормам и требованиям подтверждается материалами дела.
Имеющаяся в материалах дела переписка ЗАО "УК "ДомСервис" с ресурсоснабжающей организацией не освобождает заявителя от административной ответственности и не свидетельствует о принятии необходимых мер по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении заявления ЗАО "УК "ДомСервис" следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2014 года по делу N А41-656/14 отменить.
В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "ДомСервис" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области по делу об административном правонарушении от 09 декабря 2013 года N 795/2 - отказать.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)