Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10997/2014) ООО "УО "Теплостан" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2014 по делу N А21-8220/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "УО "Теплостан"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании недействительным представления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Теплостан", адрес: 232520, Калининградская область, г. Балтийск, ул. Ушакова, 21-30; ОГРН 1113926048455; ИНН 3901501985 (далее - ООО УК "Теплостан", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4; ОГРН 1023901020021; ИНН 3906042319 (далее - инспекция, ГЖИ) от 26.07.2013 N 610/М1994.
Решением от 05.02.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Теплостан" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у ГЖИ отсутствуют правовые основания для возложения на общество обязанностей, указанных в оспариваемом предписании, поскольку работы, предусмотренные предписанием административного органа, не входят в перечень услуг и работ по содержанию многоквартирного дома по условиям договора управления, возможность предоставления иных услуг предусмотрена только после решения общего собрания собственников помещений в доме. Также, ООО УК "Теплостан" указывает на то, что устранение нарушений в соответствии с оспариваемым предписанием требует проведения работ капитального характера, поскольку ранее проводимые обществом работы по устранению выявленных нарушений имели недолговечный результат.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании приказа руководителя инспекции от 18.07.2013 N 1384 (л.д. 65) и жалобы Мерекиной Т.В. от 12.07.2013 (л.д. 66), проживающей по адресу: г. Балтийск, ул. Садовая, д. 10, кв. 54, в отношении ООО УК "Теплостан" произведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами в ходе осуществления ООО УК "Теплостан" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом, находящимся по адресу: г. Балтийск, ул. Садовая, д. 10.
В ходе проверки установлены нарушения обществом обязательных требований жилищного законодательства, а именно: пункт 4.2.1.1, пункт 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки N 189ЗВВ от 25.07.2013 (л.д. 71-72). Проверка проводилась в присутствии технического директора ООО УК "Теплостан", подписавшего акт без возражений и замечаний.
26.07.2013 инспекцией выдано обществу предписание N 610/М1994 по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства, согласно которому, ООО УК "Теплостан" предписано выполнить ремонт наружных швов стеновых панелей и выполнить работы по влагозащите наружных стен в районе кв. 54 проверяемого дома в срок до 01.10.2013.
Предписание ГЖИ от 26.07.2013 N 610/М1994 обжаловано обществом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от упоминания в договоре соответствующих конкретных действий и инициативы собственника по принятию решений о мероприятиях по содержанию и ремонту общего имущества дома. Общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства, направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 10 Правил N 491, в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30-50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30-50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Факт нарушения пунктов 4.2.1.1 и 4.2.1.7 Правил N 170 подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 25.07.2013, подписанным техническим директором общества без замечаний и возражений.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Уставом ООО УК "Теплостан" от 25.12.2011 предусмотрено, что предметом деятельности Общества является обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирных домах, содержание и ремонт конструктивных элементов жилых зданий, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом от 28.05.2012, в соответствии с которым ООО УК "Теплостан" приняло на себя обязательства по управлению общим имуществом в доме, расположенным по адресу г. Балтийск, ул. Садовая, д. 10, в соответствии с условиями договора управления и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм (пункт 3.1.1 договора).
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Правилами N 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от упоминания в договоре соответствующих конкретных действий и инициативы собственника по принятию решений о мероприятиях по содержанию и ремонту общего имущества дома.
С учетом изложенных положений общество обязано исполнять принятые на себя обязательства по договору управления многоквартирным домом надлежащим образом, а также как управляющая компания, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан. При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о неправомерности возлагаемых на общество обязанностей в соответствии с оспариваемым предписанием отклоняются апелляционным судом как необоснованные. Аналогичные доводы заявлялись обществом в суде первой инстанции, им дана надлежащая и законная оценка.
Доводы ООО УК "Теплостан" о необходимости проведения работ капитального характера для устранения выявленных административным органом нарушений также отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Согласно Приложению N 7 к Правилам N 170 работы по герметизации стыков стен и фасадов являются работами, относящимися к текущему ремонту. Кроме того, в соответствии с приложением N 2 к МДК 2.04-2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда" работы по герметизация стыков элементов полносборных зданий, заделка выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей стен и фасадов зданий включены в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт). Таким образом, данные доводы апелляционной жалобы подлежат признанию несостоятельными.
Судом апелляционной инстанции не установлено при проведении Инспекцией внеплановой выездной проверки нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являющихся в силу статьи 20 указанного закона основанием для признания недействительными результатов проверки.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 февраля 2014 года по делу N А21-8220/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Теплостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2014 ПО ДЕЛУ N А21-8220/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2014 г. по делу N А21-8220/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10997/2014) ООО "УО "Теплостан" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.02.2014 по делу N А21-8220/2013 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "УО "Теплостан"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о признании недействительным представления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Теплостан", адрес: 232520, Калининградская область, г. Балтийск, ул. Ушакова, 21-30; ОГРН 1113926048455; ИНН 3901501985 (далее - ООО УК "Теплостан", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции (Службы) Калининградской области, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4; ОГРН 1023901020021; ИНН 3906042319 (далее - инспекция, ГЖИ) от 26.07.2013 N 610/М1994.
Решением от 05.02.2014 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Теплостан" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у ГЖИ отсутствуют правовые основания для возложения на общество обязанностей, указанных в оспариваемом предписании, поскольку работы, предусмотренные предписанием административного органа, не входят в перечень услуг и работ по содержанию многоквартирного дома по условиям договора управления, возможность предоставления иных услуг предусмотрена только после решения общего собрания собственников помещений в доме. Также, ООО УК "Теплостан" указывает на то, что устранение нарушений в соответствии с оспариваемым предписанием требует проведения работ капитального характера, поскольку ранее проводимые обществом работы по устранению выявленных нарушений имели недолговечный результат.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании приказа руководителя инспекции от 18.07.2013 N 1384 (л.д. 65) и жалобы Мерекиной Т.В. от 12.07.2013 (л.д. 66), проживающей по адресу: г. Балтийск, ул. Садовая, д. 10, кв. 54, в отношении ООО УК "Теплостан" произведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами в ходе осуществления ООО УК "Теплостан" деятельности по управлению многоквартирным жилым домом, находящимся по адресу: г. Балтийск, ул. Садовая, д. 10.
В ходе проверки установлены нарушения обществом обязательных требований жилищного законодательства, а именно: пункт 4.2.1.1, пункт 4.2.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки N 189ЗВВ от 25.07.2013 (л.д. 71-72). Проверка проводилась в присутствии технического директора ООО УК "Теплостан", подписавшего акт без возражений и замечаний.
26.07.2013 инспекцией выдано обществу предписание N 610/М1994 по устранению выявленных нарушений жилищного законодательства, согласно которому, ООО УК "Теплостан" предписано выполнить ремонт наружных швов стеновых панелей и выполнить работы по влагозащите наружных стен в районе кв. 54 проверяемого дома в срок до 01.10.2013.
Предписание ГЖИ от 26.07.2013 N 610/М1994 обжаловано обществом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от упоминания в договоре соответствующих конкретных действий и инициативы собственника по принятию решений о мероприятиях по содержанию и ремонту общего имущества дома. Общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства, направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 10 Правил N 491, в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятыми обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30-50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30-50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Факт нарушения пунктов 4.2.1.1 и 4.2.1.7 Правил N 170 подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 25.07.2013, подписанным техническим директором общества без замечаний и возражений.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Уставом ООО УК "Теплостан" от 25.12.2011 предусмотрено, что предметом деятельности Общества является обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирных домах, содержание и ремонт конструктивных элементов жилых зданий, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом от 28.05.2012, в соответствии с которым ООО УК "Теплостан" приняло на себя обязательства по управлению общим имуществом в доме, расположенным по адресу г. Балтийск, ул. Садовая, д. 10, в соответствии с условиями договора управления и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм (пункт 3.1.1 договора).
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Правилами N 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действующее законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от упоминания в договоре соответствующих конкретных действий и инициативы собственника по принятию решений о мероприятиях по содержанию и ремонту общего имущества дома.
С учетом изложенных положений общество обязано исполнять принятые на себя обязательства по договору управления многоквартирным домом надлежащим образом, а также как управляющая компания, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан. При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о неправомерности возлагаемых на общество обязанностей в соответствии с оспариваемым предписанием отклоняются апелляционным судом как необоснованные. Аналогичные доводы заявлялись обществом в суде первой инстанции, им дана надлежащая и законная оценка.
Доводы ООО УК "Теплостан" о необходимости проведения работ капитального характера для устранения выявленных административным органом нарушений также отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Согласно Приложению N 7 к Правилам N 170 работы по герметизации стыков стен и фасадов являются работами, относящимися к текущему ремонту. Кроме того, в соответствии с приложением N 2 к МДК 2.04-2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда" работы по герметизация стыков элементов полносборных зданий, заделка выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей стен и фасадов зданий включены в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт). Таким образом, данные доводы апелляционной жалобы подлежат признанию несостоятельными.
Судом апелляционной инстанции не установлено при проведении Инспекцией внеплановой выездной проверки нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являющихся в силу статьи 20 указанного закона основанием для признания недействительными результатов проверки.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 февраля 2014 года по делу N А21-8220/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Теплостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)