Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.09.2015 N 80-АПГ15-6

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. N 80-АПГ15-6


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 3 февраля 2015 г. N 06-37 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области" по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 1 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" Салиховой Е.С., представителей Министерства экономического развития Ульяновской области Артемьева Е.В. и Катрачевой С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" (далее - НП СРО "Симбирский дом") обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующими приказов Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. N 06-21 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области", от 26 января 2015 г. N 06-23 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, на территории Ульяновской области", от 3 февраля 2015 г. N 06-37 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области".
Определением Ульяновского областного суда от 6 мая 2015 г. требования НП СРО "Симбирский дом" о признании недействующими приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 3 февраля 2015 г. N 06-37 выделено в отдельное производство.
Решением Ульяновского областного суда от 28 мая 2015 г. приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 3 февраля 2015 г. N 06-37 признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство экономического развития Ульяновской области просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
В отзыве на апелляционную жалобу НП СРО "Симбирский дом", не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Министерством принят приказ от 3 февраля 2015 г. N 06-37 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области".
Указанным нормативным актом утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области (приложение N 1) и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области (приложение N 2), которые введены в действие с 1 марта 2015 г.
Как следует из пункта 3 приказа, указанные нормативы потребления коммунальных услуг определены с применением расчетного метода.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции установил, что при установлении нормативов регулирующий орган использовал расчетный метод, не обосновав надлежащим образом невозможность применения метода аналогов. Кроме того, суд первой инстанции указал также на нарушение порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг расчетным методом.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
На территории Ульяновской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П возложена на Министерство экономического развития Ульяновской области.
Таким образом, оспариваемый приказ издан Министерством в пределах его компетенции. Текст приказа официально опубликован 9 февраля 2015 г. в газете "Ульяновская правда", N 16 (23.657).
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Возражая против удовлетворения заявленного требования, регулирующий орган ссылался на то, что установление нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов исходя из представленных данных было невозможно в связи небольшим процентом оснащенности жилых домов приборами учета, и, как следствие - недостаточным объемом выборки.
Между тем, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил N 306.
Согласно пункту 31 Правил N 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
В силу пункта 32 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения N 1 к данным Правилам. Согласно формуле 2 приложения N 1 к Правилам N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объема выборки каждого типа многоквартирных домов или жилых домов.
Проанализировав документы, представленные Министерством в обоснование недостаточности выборки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правильность расчетов объема выборки не подтверждена, а представленные сведения не соотносятся ни с одной из категорий, которые предусмотрены таблицей 2 приложения N 2 к Правилам N 306, что исключает достоверность невозможности использования метода аналогов.
Обоснованно судом отклонены доводы Министерства экономического развития Ульяновской области о невозможности снятия показаний приборов учета первого и последнего числа отопительного периода, как это предусмотрено пунктом 37 Правил N 306 в редакции постановления Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380.
Окончание отопительного сезона само по себе не является препятствием к истребованию соответствующих архивных показаний приборов учета от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций по каждому типу домов, однако сведения о направлении соответствующих запросов регулирующим органом не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности применения расчетного метода при установлении нормативов. Доводы регулирующего органа о невозможности применения в данном случае метода аналогов не основаны на документах и соответствующих расчетах.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при использовании расчетного метода установления нормативов также нарушены требования федерального законодательства, поскольку в нарушение пункта 27 приложения N 1 к Правилам N 306 в расчетах использованы неактуальные сведения о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, и сведения об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, судом первой инстанции эти доводам дана надлежащая правовая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ульяновского областного суда от 1 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Ульяновской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)