Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Лицо, в интересах которого подан иск, является собственником жилого дома, который попал в зону затопления. Ему была произведена выплата на проведение ремонта. После зимнего периода дом был признан непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Сенотрусовой И.В., Ющенко И.К.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2015 года гражданское дело по апелляционным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах З. к администрации города Хабаровска, краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" о признании права на получение меры социальной поддержки и по встречному иску краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" к З. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя министерства социальной защиты населения Хабаровского края С., представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т., объяснения прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился с иском в интересах З. к администрации города Хабаровска, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" о признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой по обращению З. проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о применении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения. В ходе проведенной проверки установлено, что З. является собственником жилого дома N, расположенного в городе <адрес>, который в результате наводнения 2013 года попал в зону затопления. Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации города Хабаровска от 20 сентября 2013 года N 3861, принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в соответствие с установленными требованиями. На основании данного заключения, постановления администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ и личного заявления З. последнему КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" произведена выплата на проведение капитального ремонта вышеуказанного дома, которая была использована по целевому назначению. После зимнего и весеннего периодов повторным заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N дом <адрес> признан непригодным для проживания. В удовлетворении заявления З. о включении его в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной в форме предоставления жилого помещения краевым государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" отказано в связи с тем, что он воспользовался правом на получение меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на проведение капитального ремонта. Полагает данный отказ незаконным, просит признать З. нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного, возложить обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" включить его в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" обратилось со встречным иском к З. о взыскании денежных средств, выплаченных ему на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>, ссылаясь на то, что меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Основанием для отказа истцу в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации явилось то, что он ранее воспользовался правом на получение мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Заявление З. о предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома N, поданное истцом в учреждение ДД.ММ.ГГГГ, было удовлетворено, и З. была произведена выплата денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденной площади указанного жилого помещения в размере <данные изъяты>. Поскольку меры социальной поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения, оснований для удовлетворения иска З. не имеется. Просит взыскать с З. денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>.
Определением суда от 10 октября 2014 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика министерство социальной защиты населения Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворены.
Постановлено признать З. нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого дома <адрес>, признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Возложить обязанность на краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" включить З. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, на предоставление меры социальной поддержки населения в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении встречного иска КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" к З. о взыскании денежных средств отказано.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что получение меры социальной поддержки дважды одним лицом противоречит правовой природе социальной поддержки, ведет к злоупотреблению правом и нарушает принцип равенства прав иных претендентов на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного. Кроме того, суд не принял во внимание доводы о том, что использование З. выделенных денежных средств в размере <данные изъяты> на проведение капитального ремонта поврежденной площади жилого помещения по целевому назначению должно подтверждаться актами выполненных работ по ремонту жилья, кассовыми чеками на приобретение строительных материалов, сметами и другими документами. В ходе судебного разбирательства З. не смог представить документов, подтверждающих проведение капитального ремонта в поврежденном жилом помещении.
В апелляционной жалобе представитель министерства социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцу уже была оказана мера социальной поддержки, в связи с чем вторичное предоставление мер социальной поддержки тому же лицу в отношении того же жилого помещения федеральными и краевыми нормативными правовыми актами не предусмотрено. Полагает, что меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" прокурор Индустриального района города Хабаровска просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 254, статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания, в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п. 2).
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации, либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ в судебном порядке.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 года N 569 - рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09 августа 2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Жилой дом <адрес>, принадлежащий на праве собственности З., включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно постановлению администрации города Хабаровска от 16 сентября 2013 года N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури".
Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, созданной в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 20 сентября 2013 года N 3861 "О создании городских межведомственных комиссий по признанию жилых домов частного жилищного фонда непригодными для проживания в связи с возникшей чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реке Амур", принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома <адрес>.
Согласно постановлению администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ, З. рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании жилого дома <адрес> и проведении капитального ремонта.
З. 23 ноября 2013 года обратился к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения и получил выплату в размере <данные изъяты> на проведение капитального ремонта дома <адрес>.
При повторном обследовании жилого дома <адрес> заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о несоответствии дома <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, указанный дом признан непригодным для проживания.
З. обратился к КГКУ "Центр социальной поддержки населения города Хабаровска" с заявлением о включении в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" N от ДД.ММ.ГГГГ З. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Основанием отказа указан пункт 2.11 раздела 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, являющегося приложением N 15 к Постановлению Правительства Хабаровского края N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края" от 22 июня 2012 года, а именно то, что З. воспользовался правом на получение мер социальной поддержки, установленных Приложением N 17 указанного Постановления, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска, суд правильно исходил из того, что З., признанный в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющий другого жилья, пригодного для проживания, не был обеспечен жилым помещением по социальным и санитарным нормам.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", суд правильно пришел к выводу о том, что вследствие объективных обстоятельств, свидетельствующих о непригодности жилого дома для дальнейшего проживания, предоставление меры социальной поддержки в виде денежных средств на капитальный ремонт не достигло своей цели. Мера социальной поддержки фактически не была предоставлена, так как лицо, пострадавшее от наводнения, не восстановило свои жилищные права, в связи с чем нельзя утверждать, что мера социальной поддержки была предоставлена истцу и достигла своей цели. Между тем, жилой дом после проведения капитального ремонта по причинам, не зависящим от истца, а именно в связи с тем, что вследствие повреждения в результате осеннего наводнения фундамента жилого дома и его разрушения в результате низких зимних температур, стал непригодным для проживания.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания наличия злоупотребления правом со стороны З. либо его неосновательного обогащения, поскольку само по себе предоставление денежных средств для проведения капитального ремонта без достижения результата, в данном случае - приведение утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в соответствие с установленными требованиями, что отражено в постановлении администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, не является реализацией права гражданина на получение меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах З. к администрации города Хабаровска, краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" о признании права на получение меры социальной поддержки и по встречному иску краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" к З. о взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА
Судьи
И.В.СЕНОТРУСОВА
И.К.ЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-359/2015
Требование: О признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Лицо, в интересах которого подан иск, является собственником жилого дома, который попал в зону затопления. Ему была произведена выплата на проведение ремонта. После зимнего периода дом был признан непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N 33-359/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Сенотрусовой И.В., Ющенко И.К.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2015 года гражданское дело по апелляционным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", министерства социальной защиты населения Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах З. к администрации города Хабаровска, краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" о признании права на получение меры социальной поддержки и по встречному иску краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" к З. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения представителя министерства социальной защиты населения Хабаровского края С., представителя КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" Т., объяснения прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился с иском в интересах З. к администрации города Хабаровска, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" о признании права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой по обращению З. проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о применении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения. В ходе проведенной проверки установлено, что З. является собственником жилого дома N, расположенного в городе <адрес>, который в результате наводнения 2013 года попал в зону затопления. Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации города Хабаровска от 20 сентября 2013 года N 3861, принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в соответствие с установленными требованиями. На основании данного заключения, постановления администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ и личного заявления З. последнему КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" произведена выплата на проведение капитального ремонта вышеуказанного дома, которая была использована по целевому назначению. После зимнего и весеннего периодов повторным заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N дом <адрес> признан непригодным для проживания. В удовлетворении заявления З. о включении его в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной в форме предоставления жилого помещения краевым государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" отказано в связи с тем, что он воспользовался правом на получение меры социальной поддержки в виде денежной выплаты на проведение капитального ремонта. Полагает данный отказ незаконным, просит признать З. нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного, возложить обязанность на КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" включить его в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" обратилось со встречным иском к З. о взыскании денежных средств, выплаченных ему на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>, ссылаясь на то, что меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Основанием для отказа истцу в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации явилось то, что он ранее воспользовался правом на получение мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Заявление З. о предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома N, поданное истцом в учреждение ДД.ММ.ГГГГ, было удовлетворено, и З. была произведена выплата денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденной площади указанного жилого помещения в размере <данные изъяты>. Поскольку меры социальной поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения, оснований для удовлетворения иска З. не имеется. Просит взыскать с З. денежные средства, выплаченные на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере <данные изъяты>.
Определением суда от 10 октября 2014 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика министерство социальной защиты населения Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворены.
Постановлено признать З. нуждающимся в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения взамен утраченного жилого дома <адрес>, признанного непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года.
Возложить обязанность на краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" включить З. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, на предоставление меры социальной поддержки населения в форме предоставления жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении встречного иска КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" к З. о взыскании денежных средств отказано.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что получение меры социальной поддержки дважды одним лицом противоречит правовой природе социальной поддержки, ведет к злоупотреблению правом и нарушает принцип равенства прав иных претендентов на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения взамен утраченного. Кроме того, суд не принял во внимание доводы о том, что использование З. выделенных денежных средств в размере <данные изъяты> на проведение капитального ремонта поврежденной площади жилого помещения по целевому назначению должно подтверждаться актами выполненных работ по ремонту жилья, кассовыми чеками на приобретение строительных материалов, сметами и другими документами. В ходе судебного разбирательства З. не смог представить документов, подтверждающих проведение капитального ремонта в поврежденном жилом помещении.
В апелляционной жалобе представитель министерства социальной защиты населения Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцу уже была оказана мера социальной поддержки, в связи с чем вторичное предоставление мер социальной поддержки тому же лицу в отношении того же жилого помещения федеральными и краевыми нормативными правовыми актами не предусмотрено. Полагает, что меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" прокурор Индустриального района города Хабаровска просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 254, статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ было рекомендовано до 15.10.2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания, в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подп. "д" п. 2).
Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации, либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ в судебном порядке.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 года N 569 - рп "О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" с 12 часов 00 минут 09 августа 2013 года на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с крупномасштабным наводнением.
Жилой дом <адрес>, принадлежащий на праве собственности З., включен в перечень зданий, находящихся в зонах подтопления, согласно постановлению администрации города Хабаровска от 16 сентября 2013 года N 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури".
Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, созданной в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 20 сентября 2013 года N 3861 "О создании городских межведомственных комиссий по признанию жилых домов частного жилищного фонда непригодными для проживания в связи с возникшей чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реке Амур", принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома <адрес>.
Согласно постановлению администрации города Хабаровска N от ДД.ММ.ГГГГ, З. рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании жилого дома <адрес> и проведении капитального ремонта.
З. 23 ноября 2013 года обратился к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения и получил выплату в размере <данные изъяты> на проведение капитального ремонта дома <адрес>.
При повторном обследовании жилого дома <адрес> заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о несоответствии дома <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, указанный дом признан непригодным для проживания.
З. обратился к КГКУ "Центр социальной поддержки населения города Хабаровска" с заявлением о включении в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Уведомлением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" N от ДД.ММ.ГГГГ З. отказано в предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения.
Основанием отказа указан пункт 2.11 раздела 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, являющегося приложением N 15 к Постановлению Правительства Хабаровского края N 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края" от 22 июня 2012 года, а именно то, что З. воспользовался правом на получение мер социальной поддержки, установленных Приложением N 17 указанного Постановления, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска, суд правильно исходил из того, что З., признанный в установленном порядке пострадавшим в результате наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте, подвергшемся наводнению, и не имеющий другого жилья, пригодного для проживания, не был обеспечен жилым помещением по социальным и санитарным нормам.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", суд правильно пришел к выводу о том, что вследствие объективных обстоятельств, свидетельствующих о непригодности жилого дома для дальнейшего проживания, предоставление меры социальной поддержки в виде денежных средств на капитальный ремонт не достигло своей цели. Мера социальной поддержки фактически не была предоставлена, так как лицо, пострадавшее от наводнения, не восстановило свои жилищные права, в связи с чем нельзя утверждать, что мера социальной поддержки была предоставлена истцу и достигла своей цели. Между тем, жилой дом после проведения капитального ремонта по причинам, не зависящим от истца, а именно в связи с тем, что вследствие повреждения в результате осеннего наводнения фундамента жилого дома и его разрушения в результате низких зимних температур, стал непригодным для проживания.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает верными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания наличия злоупотребления правом со стороны З. либо его неосновательного обогащения, поскольку само по себе предоставление денежных средств для проведения капитального ремонта без достижения результата, в данном случае - приведение утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в соответствие с установленными требованиями, что отражено в постановлении администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N, не является реализацией права гражданина на получение меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах З. к администрации города Хабаровска, краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" о признании права на получение меры социальной поддержки и по встречному иску краевого государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" к З. о взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА
Судьи
И.В.СЕНОТРУСОВА
И.К.ЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)