Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2007 ПО ДЕЛУ N А55-6123/2007

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2007 г. по делу N А55-6123/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 года
В полном объеме постановление изготовлено 14 сентября 2007 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Липкинд Е.Я. и Каплина С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой Т.С., с участием:
от истца: представитель Амиров Р.Т., доверенность N 57 от 05.06.2007 года,
от ответчика: представитель Чарикова В.В., доверенность N 356 от 26.12.2006 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2 апелляционную жалобу МП городского округа Тольятти "Департамент жилищно-коммунального хозяйства", г. Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2007 г. по делу N А 55-6123/2007 (судья Бойко С.А.) по иску МП городского округа Тольятти "Департамент жилищно-коммунального хозяйства", г. Тольятти к МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти", г. Тольятти об урегулировании разногласий по преддоговорному спору,

установил:

Муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 7076/КД-276 от 11.01.2007, касающихся пункта 2.5 по температурному режиму внутренних помещений +18 градусов и 5.1 перечня нормативных актов, которым должны руководствоваться стороны при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2007 года пункты 1.5 и 5.2 приняты в редакции ответчика:
п.2.5. При отсутствии коммерческих приборов учета тепловой энергии водомеров горячей воды у "Абонента", расчеты производятся:
- на отопление - по проектной нагрузке, указанной в договоре, с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха за расчетный период с учетом температуры внутренних помещений + 20 градусов С;
- на горячее водоснабжение - по нормативу расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение - 0,27 Гкал на 1 чел./месяц (приложение N 3 Постановления мэра г. Тольятти N 3-1/п от 05.01.06).
п.5.1. Стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, "Правилами учета тепловой энергии" (утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 г. N Вк-4936), "Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей", "Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей" (утвержденными Госэнергонадзором от 07.05.1992 г.), Постановлениями мэра городского округа Тольятти, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями и решениями органов местного самоуправления и другим действующим законодательством РФ.
При выходе нормативных актов, условия которых отличны от условий настоящего договора, применяется в правоотношениях между сторонами данный нормативный акт с момента, указанного в его содержании.
Не согласившись с принятым решением суда, Муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 03.07.2007 года, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив их требования об изложении пунктов 1.5 и 5.2 в их редакции.
В судебном заседании апелляционного суда представитель МП городского округа Тольятти "Департамент жилищно-коммунального хозяйства", г. Тольятти поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 03.07.2007 года, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель МУП "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 03.07.2007 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 03.07.2007 года законным и обоснованным по следующим основаниям:
Между Муниципальным предприятием городского округа Тольятти "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" и Муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение коммунального хозяйства города Тольятти" подписан договор N 7076 на пользование тепловой энергией, идущей на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения от 11 января 2007 года (л.д. 21-23).
Истцом (абонентом) составлен протокол разногласий (л.д. 24). По итогам согласительного совещания от 12.04.07 (л.д. 25) неурегулированными остался вопрос о содержании п. п. 2.5., 5.1. договора.
Ответчик (энергоснабжающая организация) предлагает следующую редакцию:
п.2.5. При отсутствии коммерческих приборов учета тепловой энергии водомеров горячей воды у "Абонента", расчеты производятся:
- на отопление - по проектной нагрузке, указанной в договоре, с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха за расчетный период с учетом температуры внутренних помещений + 20 градусов С;
- на горячее водоснабжение - по нормативу расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение - 0,27 Гкал на 1 чел./месяц (приложение N 3 Постановления мэра г. Тольятти N 3-1/п от 05.01.06).
п.5.1. Стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, "Правилами учета тепловой энергии" (утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 г. N Вк-4936), "Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей", "Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей" (утвержденными Госэнергонадзором от 07.05.1992 г.), Постановлениями мэра городского округа Тольятти, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями и решениями органов местного самоуправления и другим действующим законодательством РФ.
При выходе нормативных актов, условия которых отличны от условий настоящего договора, применяется в правоотношениях между сторонами данный нормативный акт с момента, указанного в его содержании.
Истец (абонент) предлагает свою редакцию:
п. 2.5. При отсутствии приборов учета тепловой энергии у "Абонента" расчеты за потребленную тепловую энергию между "Абонентом" и "ЭО" осуществляющиеся расчетным балансовым методом по фактическому теплоотпуску на основании приборов учета источника теплоты пропорционально договорным нагрузкам. При отсутствии расчетных данных по балансовому методу расчеты производятся:
- На отопление - по проектной нагрузке, указанной в п. 1.5. настоящего договора, с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха за расчетный период с учетом температуры внутренних помещений + 18 град.С в соответствии с п. 15 Приложения N 1 раздела 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"; ГОСТом Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19.07.2000 (таблица 3 "показатели микроклимата помещения");
- На горячее водоснабжение - а) по нормативу расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных и индивидуальных приборов учета) 0,27 Гкал на 1 чел./месяц (п. 2.1. приложение N 3 Постановления мэра городского округа Тольятти N 3-1/п от 05.01.2006 г.);
б) в помещениях многоквартирного дома, имеющих индивидуальные приборы учета норматив расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение рассчитывается по нормативу 0,0726 Гкал на 1 куб. м на 1 человека в месяц (п. 2.2. Приложение N 3 Приложение N 3 Постановления мэра городского округа Тольятти N 3-1/п от 05.01.2006 г.).
п. 5.1. Стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, "Правилами учета тепловой энергии" (утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 г. N Вк-4936), "Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей", "Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей" (утвержденными Госэнергонадзором от 07.05.1992 г.), ГОСТом Р51617-2000, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 19.07.2000, "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, постановлением первого заместителя мэра городского округа Тольятти N 12102-1/п от 29.12.2006, Постановлениями мэра городского округа Тольятти, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями и решениями органов местного самоуправления и другим действующим законодательством РФ.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что должна быть принята редакция ответчика по следующим основаниям:
Статья 544 Гражданского Кодекса предусматривает, что оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Различия в предлагаемых сторонами редакциях пункта 2.5 договора при определении расхода теплоэнергии на отопление состоит только в применении температур внутренних помещений. Истец предлагает +18 градусов, ответчик +20 градусов. При этом формула определения объема тепловой энергии, предусмотренный пунктом 2.1.1 "Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий" остается неизменной.
Обосновывая свои требования, по данному пункту, истец ссылается на ГОСТ Р51617-2000, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 19.07.2000 (л.д. 19-20).
В таблице 3 вышеназванного ГОСТа установлено, что температура воздуха в помещениях в холодный период года должна быть в жилых комнатах квартиры или общежития + 18 (20) град. С; на кухне + 18 град. С; ванная комната + 25 град. С.; СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (л.д. 93-94) устанавливает, что температура воздуха в помещении (в том числе жилом) должна находиться в пределах 18-22 град. С., на пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 установлена обязанность обеспечения температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже + 18 град. С (в угловых комнатах - + 20 град. С); в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р51617-2000.
Обосновывая свои требования по установлению температурного режима + 20 градусов, ответчик исходит из положений Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30494-96) Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", который устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых и иных зданий, общие требования к оптимальным и допустимым показателям микроклимата и методы контроля, где оптимальным с точки зрения комфорта считается нахождение в помещениях при температуре 20-22 градуса, а допустимым параметром температуры считается 18-24 градуса.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключенного с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам.
Оценивая содержание п. 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, ГОСТа Р51617-2000, СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование" в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что установленный норматив + 18 град. С является минимальной температурой, которая должна поддерживаться в жилых помещениях при оптимальных параметрах и является усредненной при допустимых параметрах. В то же время, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что в угловых комнатах температурный минимум составляет + 20 град. С.
Договор теплоснабжения по своей правовой природе является публичным договором.
Согласно пункту 2 статьи. 426 Гражданского кодекса РФ, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Из данной нормы следует, что ответчик обязан заключать договор водоснабжения со всеми обратившимися к нему лицами на одинаковых условиях и не вправе изменять условия публичного договора для отдельных абонентов.
В силу пункта 5 вышеназванной статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации, условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Из имеющихся в материалах дела договоров (л.д. 36-82), которые ответчик заключал с другими потребителями (МУ "Департамент энергетики, ЖКХ и связи", МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Комсомольского района г. Тольятти", МП г. Тольятти "Управляющая компания N 5", МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4") для целей обеспечения теплоэнергией жилого фонда Комсомольского района г. Тольятти, следует со всеми потребителями договоры заключались на условиях поддержания температуры в отапливаемых помещениях на уровне не ниже + 20 град. С.
Истец также предлагает применить при определении расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение исходя из норматива 0,0726 Гкал на 1 куб. м на 1 чел., при наличии индивидуальных (поквартирных) приборов учета.
Вместе с тем, договор N 7076/КД-276 от 11.01.2007 заключается сторонами для целей снабжения тепловой энергий жилых домов в целом, а не отдельных квартир в них.
В письме Министерства регионального развития РФ от 2.04.2007 N 5709-РМ/07 (л.д. 100) разъяснено, что при отсутствии приборов учета, объем поставленной воды определяется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с нормативами (ст. 544 Гражданского кодекса РФ), которые определяются на дом определенной группы, независимо от наличия у жителей указанного дома индивидуальных приборов учета (п. 10 подпункт "а" пункта 5, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306). При установлении нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не учитываются.
Доводы заявителя апелляционной жалобы изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными по вышеизложенным мотивам.
Редакция пункта 5.1.договора, предложенная истцом, обоснованно отвергнута судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 - 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие вышеназванных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
При этом, согласно п. 3 вышеназванных Правил, под "исполнителем" понимается -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений -иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; а под "потребителем" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Оказание коммунальных услуг гражданам спорным договором не предусмотрено.
Согласно п. 8 Правил, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключенного с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам. Вместе с тем Правилами не предусмотрено, что стороны должны во всех своих взаимоотношениях руководствоваться положениями данных Правил.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на действие ГОСТа Р51617-2000, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.07.2000 года несостоятельна, так как пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 распространяет действие ГОСТ Р51617-2000 не на жилые помещения, а лишь на "иные помещения".
Кроме того, редакция истца уже содержит указание на то, что стороны руководствуются Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями и решениями органов местного самоуправления и другим действующим законодательством РФ, что фактически включает в себя и нормативные акты, предлагаемые истцом.
Другие доводы апелляционной жалобы рассмотрены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации относятся на заявителя и уплачены при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2007 г. по делу N А 55-6123/2007 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.А.СЕРЕБРЯКОВА

Судьи
Е.Я.ЛИПКИНД
С.Ю.КАПЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)