Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22401/2014) ООО "УКБР N 1" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2014 по делу N А21-4935/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению ООО "УКБР N 1"
к Административно-технической инспекции (Службе) Калининградской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УКБР N 1" (далее - ООО "УКБР N 1", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области (далее - Инспекция, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1508 от 08.05.2014, предусмотренном частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО), в виде штрафа в размере 140 000 рублей.
Решением от 04.08.2014 арбитражный суд первой инстанции заявление ООО "УКБР N 1" удовлетворил частично, признал незаконным и отменил постановление Инспекции N 1508 от 08.05.2014 в части назначения ООО "УКБР N 1" наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 70 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УКБР N 1" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что в действиях ООО "УКБР N 1" отсутствуют нарушения пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8 Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 г. N 346 (далее - Правила N 346). По мнению общества, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, которые должны за счет собственных средств обеспечить приобретение мусорных урн. Кроме того, податель жалобы указывает на ненадлежащее извещение законного представителя ООО "УКБР N 1" о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела административным органом.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 16.04.2014 в период с 11 час. 03 мин. по 14 час. 32 мин. в ходе осмотра объектов - многоквартирных домов и контейнерных площадок, находящихся на обслуживании ООО "УКБР N 1" Инспекцией выявлено, что ООО "УКБР N 1" допущены следующие нарушения норм в сфере санитарного содержания и благоустройства: не обеспечено надлежащее санитарное состояние прилегающей территории к контейнерной площадке по ул. Камская, 8 А-Б (наличие бытового мусора); по ул. Камская, д. 8 "А" не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора, досок); по ул. Камская, д. 8 "Б" не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждение (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. Камская, д. 18 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора), не установило на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы; по ул. Березовая, д. 10-24 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Березовая, д. 1 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Киевская, д. 95-101 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); не обеспечило надлежащее техническое содержание контейнерной площадки по ул. Киевская, 74 "А" - 74 "Е" (с двух сторон разрушено ограждение); по ул. Киевская, д. 74 "А" - 74 "Б" не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора); по ул. Маршала Новикова, д. 36-38 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие веток, порубочных остатков); по ул. Летняя, д. 41-45 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора), не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Летняя, д. 47-53 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Летняя, д. 30-32 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового, крупногабаритного мусора); по ул. Летняя, д. 24-24 "А" не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждение (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. Судостроительная, д. 5-11 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Тихорецкая, д. 3 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Дарвина, д. 4 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Киевская, д. 36 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); не обеспечило надлежащее техническое содержание контейнерной площадки по ул. Киевская, 36 (с двух сторон разрушено ограждение); по ул. Киевская, д. 40-48 не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждение (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград", не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Дарвина, д. 9-13 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Тихорецкая, д. 18 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей - ненормативная лексика, рисунков), не установило на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы; по ул. Тихорецкая, д. 16 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие строительных отходов); по ул. Транспортный тупик, д. 8 не установило урну у входа в подъезд, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие веток после обрезки); по ул. Суворова, д. 55 не установило урны у входа в подъезды, не установило на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы.
Таким образом, административным органом выявлены нарушения обществом пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 4.6, 7.1, 10.1, 10.2, 10.3 Правил N 346.
На основании выявленных нарушений 16.04.2014 Инспекцией составлен акт фиксации выявленного административного правонарушения.
18.04.2014 административным органом в отношении общества в присутствии законного представителя ООО "УКБР N 1" составлен протокол об административном правонарушении N 1508 по части 1 статьи 73 КоАП КО с приложением фототаблицы.
08.05.2014 уполномоченным должностным лицом службы вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1508, в соответствии с которым ООО "УКБР N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 КоАП КО с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 140 000 рублей.
Постановление Инспекции от 08.05.2014 N 1508 обжаловано ООО "УКБР N 1" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности вменения обществу нарушений пунктов 4.6, 7.1, 7.2, 10.1, 10.2, 10.3 Правил N 346. В остальной части выявленных административным органом нарушений, суд пришел к выводу о доказанности материалами дела допущенных ООО "УКБР N 1" нарушений Правил N 346, в связи с чем, счел законным и обоснованным привлечение его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 КоАП КО. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае размер назначенного Инспекцией штрафа (140 000 рублей) не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, в связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание исключение из объективной стороны вменяемого обществу правонарушения ряда пунктов Правил N 346, а также отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд отменил оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 70 000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, а также отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы ООО "УКБР N 1" и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до трехсот тысяч рублей.
Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (пункт 1.1).
Правила N 346 устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.35 Правил N 346 объекты малых архитектурных форм и элементы внешнего благоустройства - искусственные архитектурно-объемные элементы: заборы и ограды, в т.ч. газонов и тротуаров, наружные лестницы (сооруженные для удобства перемещения по пересеченной местности), подпорные стенки, беседки, ротонды, перголы, трельяжи, арки, навесы, контейнеры и контейнерные площадки, скамейки и урны, скульптура; посты регулирования уличного движения, указатели и знаки; лодочные спасательные станции, малые спортивные сооружения; элементы благоустройства кварталов, садов, парков, пляжей; рекламные тумбы, стенды, щиты для газет, афиш и объявлений; световые рекламы, вывески, установки по декоративной подсветке зданий, памятников и фонтанов; фонари уличного освещения, опорные столбы, телефонные кабины, часы; парковочные устройства и т.п., выполняющие утилитарные и декоративные функции.
В соответствии с Правилами N 346 уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна заканчиваться к 07:00 часам при соблюдении санитарных норм по уровню шума. Кроме того, выполняются работы по дополнительной уборке городских территорий (пункт 3.6.1). Уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, производятся собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (пункт 3.6.2).
В соответствии с пунктами 3.6.3, 3.6.3.6, 3.6.3.7 Правил N 346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы, обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград". Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ.
Согласно подпункту 7 пункта 3.6.8.1, пунктам 6.14, 6.14.1 Правил N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать: установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку. На территории зеленых насаждений, в т.ч. газонах (дернине), запрещается складировать любые материалы, грунт, мусор, снег, сколы льда, скошенную траву, древесину и порубочные остатки.
Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе (пункт 3.6.7.2): на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом.
В соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.2.2 Правил N 346, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, несет их пользователь.
Пунктом 4.6 Правил N 346 установлено, что контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
Пунктом 7.1 Правил N 346 определено, что установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка. Уровень суммарной засветки окон жилых домов и учреждений социального обеспечения, лечебно-профилактических учреждений от наружной рекламы и наружных световых приборов не должен превышать гигиенических нормативов.
Согласно пункту 10.1, 10.2 и 10.3 Правил N 346, собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны бережно относиться к фасадам объектов капитального строительства в том числе при производстве строительных работ в процессе переустройства и перепланировки жилых помещений в части размещения дополнительного оборудования на фасаде, а также своевременно производить ремонтные работы. Запрещается применять номерные, указательные и домовые знаки с отклонением от установленного образца. На наружном фасаде каждого дома, независимо от его ведомственной принадлежности, домовладельцем устанавливается домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты. На зданиях, выходящих на две или три улицы, номерные знаки устанавливаются со стороны каждой улицы.
Согласно Правилам N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (подпункт "а" пункта 3.6.6. Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (подпункт 7 пункта 3.6.8. Правил). Каких-либо исключений указанные Правила не предусматривают.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов Общество не отрицает, однако необоснованно утверждает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Административный орган привлек общество к административной ответственности за то, что оно не обеспечило бережное отношение к фасадам обслуживаемых зданий (наличие надписей, рисунков, отсутствие на фасадах домового номерного знака), а также за установку (размещение) объектов малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства без разрешения, и ненадлежащее содержание контейнерной площадки, вменив нарушение пунктов 4.6, 7.1, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил N 346, квалифицировав действия заявителя по части 1 статьи 73 КоАП КО.
Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, частью 3 статьи 73 КоАП КО предусмотрена специальная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию элементов благоустройства, в том числе требований к внешнему виду фасадов зданий, строений и сооружений. Нарушение части 3 статьи 73 КоАП КО обществу не вменялась, состав части 1 указанной статьи данные действия не образует, в связи с чем, суд правомерно и обоснованно исключил пункты 4.6, 7.1, 7.2, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил N 346 из вмененных нарушений.
Как правомерно установлено судом, и подтверждается материалами дела, общество нарушило требования пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8 Правил N 346.
В соответствии с договором N 05-09-2012 на оказание услуг по вывозу и приему на полигон отходов от 30.09.2012 заказчик (ООО "УКБР N 1") обязан обеспечить установку контейнеров для сбора отходов на оборудованных площадках (пункт 3.3.1 договора), правильное и надлежащее временное хранение отходов в контейнерах до момента вывоза исполнителем (ООО "Региональная уборочная компания"), не допускать заполнение контейнеров выше верхней кромки, возгорания в них отходов (пункт 3.3.2), обеспечить надлежащее техническое и санитарное состояние контейнеров и контейнерных площадок (пункт 3.3.6).
В соответствии с договором на оказание услуг и выполнение работ по санитарному содержанию придомовых территорий и санитарно-гигиеническому обслуживанию общего имущества многоквартирных жилых домов от 01.02.2013 N 53/у, заключенным обществом с ООО "РЕГИОН ЭКОЛОГИЯ", предметом настоящего договора является оказание услуг и выполнение работ по санитарному содержанию придомовых территорий и санитарно-гигиеническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УКБР N 1". Дополнительным соглашением от 31.12.2013 к договору N 53/у от 01.02.2013 утвержден перечень контейнерных площадок, действующий с 01.01.2014, в котором также перечислены, в том числе, ул. Камская 8 А-Б, ул. Киевская 74 А-Д, ул. Киевская 36.
В соответствии с перечнем мест сбора отходов (приложение N 1) к договору N 05-09-2012 от 30.09.2012 на оказание услуг по вывозу и приему на полигон отходов д. 8 "А", д. 8 "Б", д. 18 по ул. Камская, д. 1, д. 10-24 по ул. Березовая, д. 36, д. 40-48, д. 74 "А" - 74 "Е", д. 95-101 по ул. Киевская, д. 36-38 по ул. Маршала Новикова, д. 24-24 "А", д. 30-32, д. 41-53, д. 47-53 по ул. Летняя, д. 5-11 по ул. Судостроительная, д. 4, д. 9-13 по ул. Дарвина, д. 3, д. 16, д. 18 по ул. Тихорецкая, д. 8 по ул. Транспортный тупик, д. 55 по ул. Суворова в г. Калининграде находятся в управлении ООО "УКБР N 1".
Факт нарушения обществом требований пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8 Правил N 346 правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 16.04.2014, протоколом N 1508 об административном правонарушении, а также фототаблицей. На основании изложенного судом правомерно отклонены доводы общества о недостаточности доказательств и отсутствия в действия общества наличия признаков вменяемого административного правонарушения, а также о надлежащем выполнении обществом своих обязанностей. Доказательств обратного в материалы дела ООО "УКБР N 1" не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО "УКБР N 1" имело реальную и объективную возможность для соблюдении требований и норм законодательства в сфере благоустройства и санитарно-эпидемиологического содержания придомовой территории.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Доводы общества о неправомерном составлении одним лицом протокола и постановления об административном правонарушении обоснованно и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащем извещении ООО "УКБР N 1" о составлении протокола об административном правонарушении отклоняются апелляционным судом как несоответствующие фактическим обстоятельствам дел. Как усматривается из материалов дела, уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в отношении общества от 16.04.2014 получено ООО "УКБР N 1" 17.04.2014 в соответствии со штампом общества на уведомлении; определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 1508 от 18.04.2014 вручено исполнительному директору общества Ивлиеву Д.О. 18.04.2014 под роспись. Протокол об административном правонарушении от 18.04.2014 N 1508 составлен в присутствии законного представителя ООО "УКБР N 1" Чоглокова И.Ю., постановление об административном правонарушении N 1508 от 08.05.2014 вынесено в присутствии Ивлиева Д.О.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
В соответствии с доверенностями от 09.01.2014 на имя Чоглокова И.Ю. и от 06.05.2014 на имя Ивлиева Д.О., подписанными учредителем ООО "УКБР N 1", данные лица на момент совершения соответствующих процессуальных действий являлись исполнительными директорами общества, кроме того, данными доверенностям им предоставлено право на представление интересов ООО "УКБР N 1" в Инспекции. Таким образом, Чоглоков И.Ю. и Ивлиев Д.О. правомерно признаны законными представителя ми общества. Доводы общества о том, что уведомления должны были направляться в адрес ООО "Городская управляющая компания", как единственного законного представителя общества, отклоняются апелляционным судом, так как основаны на неверном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости изменить оспариваемое постановление административного органа в части назначения штрафа, превышающей 70 000 руб.
Ссылка Общества на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции. Указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными КоАП РФ общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом, в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П является категорией оценочной, выводы арбитражного суда в части снижения размера административного штрафа обоснованны. Суд первой инстанции проанализировал соответствие назначенного в данном случае наказание в виде штрафа в размере 140 000 рублей тяжести совершенного правонарушения и правильно указал, что указанная сумма штрафа не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Суд также правомерно принял во внимание исключение из объективной стороны вменяемого обществу правонарушения ряда указанных пунктов Правил N 346, а также отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд обоснованно отменил оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 70 000 рублей.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2014 года по делу N А21-4935/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УКБР N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 ПО ДЕЛУ N А21-4935/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. по делу N А21-4935/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22401/2014) ООО "УКБР N 1" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2014 по делу N А21-4935/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению ООО "УКБР N 1"
к Административно-технической инспекции (Службе) Калининградской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УКБР N 1" (далее - ООО "УКБР N 1", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области (далее - Инспекция, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1508 от 08.05.2014, предусмотренном частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО), в виде штрафа в размере 140 000 рублей.
Решением от 04.08.2014 арбитражный суд первой инстанции заявление ООО "УКБР N 1" удовлетворил частично, признал незаконным и отменил постановление Инспекции N 1508 от 08.05.2014 в части назначения ООО "УКБР N 1" наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 70 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УКБР N 1" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что в действиях ООО "УКБР N 1" отсутствуют нарушения пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8 Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 г. N 346 (далее - Правила N 346). По мнению общества, ответственность за совершение правонарушения должна быть возложена на собственников многоквартирных домов, которые должны за счет собственных средств обеспечить приобретение мусорных урн. Кроме того, податель жалобы указывает на ненадлежащее извещение законного представителя ООО "УКБР N 1" о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела административным органом.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 16.04.2014 в период с 11 час. 03 мин. по 14 час. 32 мин. в ходе осмотра объектов - многоквартирных домов и контейнерных площадок, находящихся на обслуживании ООО "УКБР N 1" Инспекцией выявлено, что ООО "УКБР N 1" допущены следующие нарушения норм в сфере санитарного содержания и благоустройства: не обеспечено надлежащее санитарное состояние прилегающей территории к контейнерной площадке по ул. Камская, 8 А-Б (наличие бытового мусора); по ул. Камская, д. 8 "А" не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора, досок); по ул. Камская, д. 8 "Б" не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждение (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. Камская, д. 18 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора), не установило на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы; по ул. Березовая, д. 10-24 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Березовая, д. 1 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Киевская, д. 95-101 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); не обеспечило надлежащее техническое содержание контейнерной площадки по ул. Киевская, 74 "А" - 74 "Е" (с двух сторон разрушено ограждение); по ул. Киевская, д. 74 "А" - 74 "Б" не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора); по ул. Маршала Новикова, д. 36-38 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие веток, порубочных остатков); по ул. Летняя, д. 41-45 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора), не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Летняя, д. 47-53 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Летняя, д. 30-32 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового, крупногабаритного мусора); по ул. Летняя, д. 24-24 "А" не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждение (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. Судостроительная, д. 5-11 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Тихорецкая, д. 3 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Дарвина, д. 4 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Киевская, д. 36 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); не обеспечило надлежащее техническое содержание контейнерной площадки по ул. Киевская, 36 (с двух сторон разрушено ограждение); по ул. Киевская, д. 40-48 не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждение (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград", не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Дарвина, д. 9-13 не установило урну у входа в подъезд, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков); по ул. Тихорецкая, д. 18 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей - ненормативная лексика, рисунков), не установило на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы; по ул. Тихорецкая, д. 16 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие строительных отходов); по ул. Транспортный тупик, д. 8 не установило урну у входа в подъезд, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие веток после обрезки); по ул. Суворова, д. 55 не установило урны у входа в подъезды, не установило на наружном фасаде дома домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы.
Таким образом, административным органом выявлены нарушения обществом пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 4.6, 7.1, 10.1, 10.2, 10.3 Правил N 346.
На основании выявленных нарушений 16.04.2014 Инспекцией составлен акт фиксации выявленного административного правонарушения.
18.04.2014 административным органом в отношении общества в присутствии законного представителя ООО "УКБР N 1" составлен протокол об административном правонарушении N 1508 по части 1 статьи 73 КоАП КО с приложением фототаблицы.
08.05.2014 уполномоченным должностным лицом службы вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1508, в соответствии с которым ООО "УКБР N 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 73 КоАП КО с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 140 000 рублей.
Постановление Инспекции от 08.05.2014 N 1508 обжаловано ООО "УКБР N 1" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности вменения обществу нарушений пунктов 4.6, 7.1, 7.2, 10.1, 10.2, 10.3 Правил N 346. В остальной части выявленных административным органом нарушений, суд пришел к выводу о доказанности материалами дела допущенных ООО "УКБР N 1" нарушений Правил N 346, в связи с чем, счел законным и обоснованным привлечение его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 КоАП КО. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае размер назначенного Инспекцией штрафа (140 000 рублей) не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, в связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание исключение из объективной стороны вменяемого обществу правонарушения ряда пунктов Правил N 346, а также отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд отменил оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 70 000 рублей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к апелляционной жалобе, а также отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы ООО "УКБР N 1" и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до трехсот тысяч рублей.
Решением Окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Указанные Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", Кодексом Калининградской области об административных правонарушениях, Законом Калининградской области от 16.02.2009 N 321 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области", Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 "О зеленых насаждениях" и другим действующим законодательством (пункт 1.1).
Правила N 346 устанавливают единые требования в сфере благоустройства к обеспечению надлежащего санитарного содержания городских территорий, а также содержанию зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград" и обязательны для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1 Правил N 346 санитарное содержание территории города - содержание мест общего пользования, придомовой территории, основной и прилегающей территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 346 юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане несут ответственность за нарушение Правил в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.35 Правил N 346 объекты малых архитектурных форм и элементы внешнего благоустройства - искусственные архитектурно-объемные элементы: заборы и ограды, в т.ч. газонов и тротуаров, наружные лестницы (сооруженные для удобства перемещения по пересеченной местности), подпорные стенки, беседки, ротонды, перголы, трельяжи, арки, навесы, контейнеры и контейнерные площадки, скамейки и урны, скульптура; посты регулирования уличного движения, указатели и знаки; лодочные спасательные станции, малые спортивные сооружения; элементы благоустройства кварталов, садов, парков, пляжей; рекламные тумбы, стенды, щиты для газет, афиш и объявлений; световые рекламы, вывески, установки по декоративной подсветке зданий, памятников и фонтанов; фонари уличного освещения, опорные столбы, телефонные кабины, часы; парковочные устройства и т.п., выполняющие утилитарные и декоративные функции.
В соответствии с Правилами N 346 уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна заканчиваться к 07:00 часам при соблюдении санитарных норм по уровню шума. Кроме того, выполняются работы по дополнительной уборке городских территорий (пункт 3.6.1). Уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, производятся собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (пункт 3.6.2).
В соответствии с пунктами 3.6.3, 3.6.3.6, 3.6.3.7 Правил N 346 на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы, обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с Порядком выдачи порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или разрешения на пересадку зеленых насаждений на территории городского округа "Город Калининград". Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ.
Согласно подпункту 7 пункта 3.6.8.1, пунктам 6.14, 6.14.1 Правил N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать: установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку. На территории зеленых насаждений, в т.ч. газонах (дернине), запрещается складировать любые материалы, грунт, мусор, снег, сколы льда, скошенную траву, древесину и порубочные остатки.
Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе (пункт 3.6.7.2): на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом.
В соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.2.2 Правил N 346, юридические лица обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, несет их пользователь.
Пунктом 4.6 Правил N 346 установлено, что контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
Пунктом 7.1 Правил N 346 определено, что установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка. Уровень суммарной засветки окон жилых домов и учреждений социального обеспечения, лечебно-профилактических учреждений от наружной рекламы и наружных световых приборов не должен превышать гигиенических нормативов.
Согласно пункту 10.1, 10.2 и 10.3 Правил N 346, собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны бережно относиться к фасадам объектов капитального строительства в том числе при производстве строительных работ в процессе переустройства и перепланировки жилых помещений в части размещения дополнительного оборудования на фасаде, а также своевременно производить ремонтные работы. Запрещается применять номерные, указательные и домовые знаки с отклонением от установленного образца. На наружном фасаде каждого дома, независимо от его ведомственной принадлежности, домовладельцем устанавливается домовой номерной знак установленного образца у входной двери и на фасаде дома с указанием номера дома и названия улицы, который должен освещаться с наступлением темноты. На зданиях, выходящих на две или три улицы, номерные знаки устанавливаются со стороны каждой улицы.
Согласно Правилам N 346 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (подпункт "а" пункта 3.6.6. Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (подпункт 7 пункта 3.6.8. Правил). Каких-либо исключений указанные Правила не предусматривают.
Свою обязанность по соблюдению санитарных норм на придомовых территориях вышеуказанных домов Общество не отрицает, однако необоснованно утверждает, что предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Административный орган привлек общество к административной ответственности за то, что оно не обеспечило бережное отношение к фасадам обслуживаемых зданий (наличие надписей, рисунков, отсутствие на фасадах домового номерного знака), а также за установку (размещение) объектов малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства без разрешения, и ненадлежащее содержание контейнерной площадки, вменив нарушение пунктов 4.6, 7.1, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил N 346, квалифицировав действия заявителя по части 1 статьи 73 КоАП КО.
Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, частью 3 статьи 73 КоАП КО предусмотрена специальная ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию элементов благоустройства, в том числе требований к внешнему виду фасадов зданий, строений и сооружений. Нарушение части 3 статьи 73 КоАП КО обществу не вменялась, состав части 1 указанной статьи данные действия не образует, в связи с чем, суд правомерно и обоснованно исключил пункты 4.6, 7.1, 7.2, 10.1, 10.2 и 10.3 Правил N 346 из вмененных нарушений.
Как правомерно установлено судом, и подтверждается материалами дела, общество нарушило требования пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8 Правил N 346.
В соответствии с договором N 05-09-2012 на оказание услуг по вывозу и приему на полигон отходов от 30.09.2012 заказчик (ООО "УКБР N 1") обязан обеспечить установку контейнеров для сбора отходов на оборудованных площадках (пункт 3.3.1 договора), правильное и надлежащее временное хранение отходов в контейнерах до момента вывоза исполнителем (ООО "Региональная уборочная компания"), не допускать заполнение контейнеров выше верхней кромки, возгорания в них отходов (пункт 3.3.2), обеспечить надлежащее техническое и санитарное состояние контейнеров и контейнерных площадок (пункт 3.3.6).
В соответствии с договором на оказание услуг и выполнение работ по санитарному содержанию придомовых территорий и санитарно-гигиеническому обслуживанию общего имущества многоквартирных жилых домов от 01.02.2013 N 53/у, заключенным обществом с ООО "РЕГИОН ЭКОЛОГИЯ", предметом настоящего договора является оказание услуг и выполнение работ по санитарному содержанию придомовых территорий и санитарно-гигиеническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УКБР N 1". Дополнительным соглашением от 31.12.2013 к договору N 53/у от 01.02.2013 утвержден перечень контейнерных площадок, действующий с 01.01.2014, в котором также перечислены, в том числе, ул. Камская 8 А-Б, ул. Киевская 74 А-Д, ул. Киевская 36.
В соответствии с перечнем мест сбора отходов (приложение N 1) к договору N 05-09-2012 от 30.09.2012 на оказание услуг по вывозу и приему на полигон отходов д. 8 "А", д. 8 "Б", д. 18 по ул. Камская, д. 1, д. 10-24 по ул. Березовая, д. 36, д. 40-48, д. 74 "А" - 74 "Е", д. 95-101 по ул. Киевская, д. 36-38 по ул. Маршала Новикова, д. 24-24 "А", д. 30-32, д. 41-53, д. 47-53 по ул. Летняя, д. 5-11 по ул. Судостроительная, д. 4, д. 9-13 по ул. Дарвина, д. 3, д. 16, д. 18 по ул. Тихорецкая, д. 8 по ул. Транспортный тупик, д. 55 по ул. Суворова в г. Калининграде находятся в управлении ООО "УКБР N 1".
Факт нарушения обществом требований пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3.6, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8 Правил N 346 правомерно установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно, актом фиксации выявленного административного правонарушения от 16.04.2014, протоколом N 1508 об административном правонарушении, а также фототаблицей. На основании изложенного судом правомерно отклонены доводы общества о недостаточности доказательств и отсутствия в действия общества наличия признаков вменяемого административного правонарушения, а также о надлежащем выполнении обществом своих обязанностей. Доказательств обратного в материалы дела ООО "УКБР N 1" не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ООО "УКБР N 1" имело реальную и объективную возможность для соблюдении требований и норм законодательства в сфере благоустройства и санитарно-эпидемиологического содержания придомовой территории.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Доводы общества о неправомерном составлении одним лицом протокола и постановления об административном правонарушении обоснованно и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащем извещении ООО "УКБР N 1" о составлении протокола об административном правонарушении отклоняются апелляционным судом как несоответствующие фактическим обстоятельствам дел. Как усматривается из материалов дела, уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в отношении общества от 16.04.2014 получено ООО "УКБР N 1" 17.04.2014 в соответствии со штампом общества на уведомлении; определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 1508 от 18.04.2014 вручено исполнительному директору общества Ивлиеву Д.О. 18.04.2014 под роспись. Протокол об административном правонарушении от 18.04.2014 N 1508 составлен в присутствии законного представителя ООО "УКБР N 1" Чоглокова И.Ю., постановление об административном правонарушении N 1508 от 08.05.2014 вынесено в присутствии Ивлиева Д.О.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
В соответствии с доверенностями от 09.01.2014 на имя Чоглокова И.Ю. и от 06.05.2014 на имя Ивлиева Д.О., подписанными учредителем ООО "УКБР N 1", данные лица на момент совершения соответствующих процессуальных действий являлись исполнительными директорами общества, кроме того, данными доверенностям им предоставлено право на представление интересов ООО "УКБР N 1" в Инспекции. Таким образом, Чоглоков И.Ю. и Ивлиев Д.О. правомерно признаны законными представителя ми общества. Доводы общества о том, что уведомления должны были направляться в адрес ООО "Городская управляющая компания", как единственного законного представителя общества, отклоняются апелляционным судом, так как основаны на неверном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости изменить оспариваемое постановление административного органа в части назначения штрафа, превышающей 70 000 руб.
Ссылка Общества на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции. Указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными КоАП РФ общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом, в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Учитывая, что в каждом конкретном случае применение положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П является категорией оценочной, выводы арбитражного суда в части снижения размера административного штрафа обоснованны. Суд первой инстанции проанализировал соответствие назначенного в данном случае наказание в виде штрафа в размере 140 000 рублей тяжести совершенного правонарушения и правильно указал, что указанная сумма штрафа не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Суд также правомерно принял во внимание исключение из объективной стороны вменяемого обществу правонарушения ряда указанных пунктов Правил N 346, а также отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, и с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд обоснованно отменил оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере, превышающем 70 000 рублей.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2014 года по делу N А21-4935/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УКБР N 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)