Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Читаэнергосбыт" о признании недействующим пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
ОАО "Читаэнергосбыт", являющееся ресурсоснабжающей организацией, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания, ссылаясь на то, что оспариваемая норма нарушает принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не позволяет исполнителю, предоставляющему потребителю коммунальные услуги, урегулировать вопрос о сроке представления платежных документов в договоре о предоставлении этих услуг.
Заявитель считает, что пункт 67 Правил не учитывает действия недобросовестных потребителей, в частности непредставление ими сведений о показаниях индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета (далее - прибор учета) или представление недостоверных, в том числе заниженных, показаний приборов учета, что препятствует формированию платежного документа и его своевременному направлению потребителю, а также неправомерно возлагает бремя оплаты фактически потребленных услуг на добросовестных плательщиков и делает оплату этих услуг экономически невыгодной. В связи с этим полагает, что оспариваемое предписание противоречит части 3 статьи 154, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что обязанность исполнителя представить потребителю платежные документы до первого числа месяца, следующего за истекшим, установлена частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, пункт 67 Правил в оспариваемой части соответствует указанной норме жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
ОАО "Читаэнергосбыт", извещенное надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав представителя Минрегиона России Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете", 2011 г., 1 июня.
Правила, согласно содержанию их пункта 1, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 155 этого Кодекса, предусматривающая, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Правила определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, а расчетный период как календарный месяц и устанавливают требования к содержанию платежного документа (пункты 2, 37, 69).
В связи с этим любая, в том числе и ресурсоснабжающая, организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана в соответствии с пунктом 67 Правил предоставить потребителям платежные документы до первого числа месяца, следующего за предыдущим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Следовательно, пункт 67 Правил полностью соответствует приведенным законоположениям и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма нарушает принцип свободы договора, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в том числе в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила закреплено частью 1 статьи 157 названного кодекса.
Пункт 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующего отношения с участием граждан-потребителей, также содержит положение о праве Правительства Российской Федерации издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Таким образом, свобода договора не носит абсолютный характер и закон предусматривает случаи, когда содержание условия договора, в том числе носящее диспозитивный характер, предписано законом и иными правовыми актами, а не определено по усмотрению сторон. В связи с этим оспариваемое положение, закрепляющее предписанные нормами жилищного законодательства правила направления потребителю платежного документа, не может противоречить пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которая устанавливает в качестве общего правила обязанность потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, предусмотренные договором с исполнителем, и не регулирует вопросы, связанные со сроками предоставления платежных документов.
Необоснованны и доводы заявителя о том, что требование о направлении платежных документов в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, не учитывает случаи непредставления сведений о показаниях прибора учета или представление недостоверных показаний приборов учета, поскольку правовое регулирование указанных вопросов оспариваемым нормативным предписанием не осуществляется.
При этом пункты 59 и 60 Правил регламентируют порядок начисления исполнителем платы за коммунальные услуги в случае непредставления потребителем сведений о показаниях индивидуального, общего (квартирного) прибора учета. Пункты 61 и 69 Правил определяют порядок перерасчета платы за коммунальные услуги по результатам проведения проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях приборов учета и проверки их состояния исполнителем, а также содержание сведений, подлежащих отражению в платежном документе, в частности об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленные в многоквартирном доме за расчетный период, о размере платы за каждый вид коммунальных услуг, которые определены в соответствии с Правилами.
Оспариваемое нормативное положение, подлежащее применению в системной связи с указанными пунктами Правил, направлено на недопущение образования задолженности у потребителя за предоставленные коммунальные услуги и возникновения убытков у исполнителя коммунальной услуги и не может расцениваться как нарушающее права заявителя и иных лиц.
Ссылка заявителя на часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую структуру платежей собственников жилых домов - индивидуально-определенных зданий, не являющихся многоквартирными домами, не может являться основанием для признания недействующим оспариваемого пункта Правил, как не имеющая с оспариваемой нормой общего предмета правового регулирования.
С учетом изложенного оспариваемый пункт 67 Правил соответствует действующему федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Читаэнергосбыт" о признании недействующим пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 27.11.2013 N АКПИ13-987
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. N АКПИ13-987
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Читаэнергосбыт" о признании недействующим пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), устанавливает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
ОАО "Читаэнергосбыт", являющееся ресурсоснабжающей организацией, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания, ссылаясь на то, что оспариваемая норма нарушает принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не позволяет исполнителю, предоставляющему потребителю коммунальные услуги, урегулировать вопрос о сроке представления платежных документов в договоре о предоставлении этих услуг.
Заявитель считает, что пункт 67 Правил не учитывает действия недобросовестных потребителей, в частности непредставление ими сведений о показаниях индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета (далее - прибор учета) или представление недостоверных, в том числе заниженных, показаний приборов учета, что препятствует формированию платежного документа и его своевременному направлению потребителю, а также неправомерно возлагает бремя оплаты фактически потребленных услуг на добросовестных плательщиков и делает оплату этих услуг экономически невыгодной. В связи с этим полагает, что оспариваемое предписание противоречит части 3 статьи 154, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что обязанность исполнителя представить потребителю платежные документы до первого числа месяца, следующего за истекшим, установлена частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, пункт 67 Правил в оспариваемой части соответствует указанной норме жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
ОАО "Читаэнергосбыт", извещенное надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав представителя Минрегиона России Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете", 2011 г., 1 июня.
Правила, согласно содержанию их пункта 1, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 155 этого Кодекса, предусматривающая, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Правила определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, а расчетный период как календарный месяц и устанавливают требования к содержанию платежного документа (пункты 2, 37, 69).
В связи с этим любая, в том числе и ресурсоснабжающая, организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана в соответствии с пунктом 67 Правил предоставить потребителям платежные документы до первого числа месяца, следующего за предыдущим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Следовательно, пункт 67 Правил полностью соответствует приведенным законоположениям и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма нарушает принцип свободы договора, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в том числе в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила закреплено частью 1 статьи 157 названного кодекса.
Пункт 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующего отношения с участием граждан-потребителей, также содержит положение о праве Правительства Российской Федерации издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Таким образом, свобода договора не носит абсолютный характер и закон предусматривает случаи, когда содержание условия договора, в том числе носящее диспозитивный характер, предписано законом и иными правовыми актами, а не определено по усмотрению сторон. В связи с этим оспариваемое положение, закрепляющее предписанные нормами жилищного законодательства правила направления потребителю платежного документа, не может противоречить пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которая устанавливает в качестве общего правила обязанность потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, предусмотренные договором с исполнителем, и не регулирует вопросы, связанные со сроками предоставления платежных документов.
Необоснованны и доводы заявителя о том, что требование о направлении платежных документов в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, не учитывает случаи непредставления сведений о показаниях прибора учета или представление недостоверных показаний приборов учета, поскольку правовое регулирование указанных вопросов оспариваемым нормативным предписанием не осуществляется.
При этом пункты 59 и 60 Правил регламентируют порядок начисления исполнителем платы за коммунальные услуги в случае непредставления потребителем сведений о показаниях индивидуального, общего (квартирного) прибора учета. Пункты 61 и 69 Правил определяют порядок перерасчета платы за коммунальные услуги по результатам проведения проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях приборов учета и проверки их состояния исполнителем, а также содержание сведений, подлежащих отражению в платежном документе, в частности об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленные в многоквартирном доме за расчетный период, о размере платы за каждый вид коммунальных услуг, которые определены в соответствии с Правилами.
Оспариваемое нормативное положение, подлежащее применению в системной связи с указанными пунктами Правил, направлено на недопущение образования задолженности у потребителя за предоставленные коммунальные услуги и возникновения убытков у исполнителя коммунальной услуги и не может расцениваться как нарушающее права заявителя и иных лиц.
Ссылка заявителя на часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующую структуру платежей собственников жилых домов - индивидуально-определенных зданий, не являющихся многоквартирными домами, не может являться основанием для признания недействующим оспариваемого пункта Правил, как не имеющая с оспариваемой нормой общего предмета правового регулирования.
С учетом изложенного оспариваемый пункт 67 Правил соответствует действующему федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Читаэнергосбыт" о признании недействующим пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)