Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
- от заявителя: Карпухиной Н.В. по доверенности от 09.01.2014 N 01-29-6/14-0-0;
- от заинтересованного лица: не явились извещены (уведомление N 58923)
- от третьих лиц 1) - 9) - не явились - извещены (уведомления N 58932, 58929, 58924, 58925, 58930, 58926, 58926, 52828, 58933); 10) Шубина М.С. по доверенности от 20.12.2013 N 183; 11) Харьковской К.В. по доверенности от 13.01.2014; 12) Тарзяна М.К. по доверенности от 25.09.2013;
- рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-2020/2014) Администрации Выборгского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2013 по делу N А56-24463/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по заявлению Администрации Выборгского района
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
- третьи лица: 1) ЗАО "Группа Прайм"; 2) ООО "Прайм ФМ"; 3) ООО "Стройремир"; 4) ООО "ИПС-Сервис"; 5) Жилищный комитет Санкт-Петербурга; 6) ЗАО "Ленстройтрест"; 7) ООО "Управляющая компания "Содружество Столиц"; 8) ООО "Первая эксплуатационная компания"; 9) ЗАО "Строительное объединение "М-Индустрия" 10) ООО "Главстрой-СПб"; 11) ООО "Эксплуатация ГС-СПб"; 12) ООО "Управляющая компания "Лемминкяйнен Сервис";
- о признании недействительными решения антимонопольного органа
установил:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (194100, Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, дом 86, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 22.02.2013 по делу N 05-203/12, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу (199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, далее - антимонопольный орган).
Решением суда первой инстанции Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу от 22.02.2013 по делу N 05-203/12, отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации, поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что правовых оснований для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации до 16.10.2012 у нее не имелось, поскольку в отношении многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию, решение о выборе управляющей организации принимается собственником такого дома - застройщиком. Кроме того, по мнению Администрации, невозможность проведения конкурса по отбору управляющей организации обусловлена отсутствием технологического присоединения, обеспечивающего постоянное снабжение многоквартирных жилых домов коммунальными услугами, свидетельствует о невозможности исполнения управляющей организацией условий договора об управлении многоквартирным домом.
В судебное заседание представители УФАС по Санкт-Петербургу, ЗАО "Группа Прайм", ООО "Прайм ФМ", ООО "Стройремир", ООО "ИПС-Сервис", Жилищного комитета Санкт-Петербурга, ЗАО "Ленстройтрест", ООО "Управляющая компания "Содружество Столиц", ООО "Первая эксплуатационная компания" и ЗАО "Строительное объединение "М-Индустрия" не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представители ООО "Главстрой-СПб", ООО "Эксплуатация ГС-СПб", ООО "Управляющая компания "Лемминкяйнен Сервис" свою позицию изложили в отзывах на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Администрации удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании приказа УФАС по Санкт-Петербургу от 14.06.2012 N 241-ОВ в отношении Администрации Выборгского района проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при организации и проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Выборгского района Санкт-Петербурга
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2012 N 05-15, в котором нашли свое отражение следующие обстоятельства: в период после 18.06.2011 на территории Выборгского района Санкт-Петербурга выданы разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по адресам: 1) Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Федорова Абрамова, д. 4, лит. А; 2) Санкт-Петербург, Ярославский пр., д. 78, лит. А; 3) Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 34, лит. А; 4) Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 12, лит. Б; 5) Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 11, корп. 3, лит. А; 6) Санкт-Петербург, Шувалово, ул. Беговая, д. 18, корп. 4, лит. А; 7) Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 11, корп. 1, лит. А. Ни по одному из указанных многоквартирных домов Администрацией во исполнение требований части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не проведены открытые конкурсы по отбору управляющий организаций.
Приказом от 24.09.2012 N 412-ОВ в отношении Администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательствам по признакам нарушения Администрацией статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирным домом, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 22.02.2013 N 05/2445 по делу N К05-203/12.
Названным решением бездействие Администрации по вопросу проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011, признано нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела, Управлением вынесено решение от 30.12.2010 N АМЗ-78/2010, которым Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в связи с непроведением конкурсов по выбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, расположенным на территории Выборгского района Санкт-Петербурга по адресам: пос. Парголово, ул. Федорова Абрамова, д. 4, лит. А; Ярославский пр., д. 78, лит. А; пр. Пархоменко, д. 34, лит. А; ул. Композиторов, д. 12, лит. Б; пр. Луначарского, д. 11, корп. 3, лит. А; Шувалово, ул. Беговая, д. 18, корп. 4, лит. А; пр. Луначарского, д. 11, корп. 1, лит. А, что может привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга выдано предписание от 22.02.2-13 N К05-203/12 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и необходимости принять меры по организации конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011.
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга не согласилась с указанным решением антимонопольного органа и обжаловала его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку доводам заявителя, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011) предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 этой же статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что до заключения управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 названной статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленными, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней до дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Таким образом, из совокупного толкования части 13, 14 статьи 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом самим застройщиком либо управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, осуществляется только до момента заключения договора между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.
В настоящее время применяются Правила проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Пунктом 3.4.19 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 администрации районов Санкт-Петербурга наделяются полномочиями по проведению в установленном порядке открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, в тех случаях когда собственниками помещений не определен способ управления указанными домами или если принятое решение о выборе способа управления домами не было реализовано, а также по осуществлению иных мероприятий, связанных с выбором способа управления многоквартирными домами.
Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 установлено, что администрации районов Санкт-Петербурга проводят в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, собственниками помещений в которых не определен способ управления указанными домами или если принятое решение о выборе способа управления указанными домами не было реализовано, а также осуществляют иные мероприятия, связанные с выбором управления многоквартирными домами, за исключением домов, все помещения в которых находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.2 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге, утвержденным названным постановлением Правительства Санкт-Петербурга, предусмотрено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится в случаях, предусмотренных действующим жилищным законодательством.
При этом, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.10.2012 N 1105 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078" принято с целью установления срока проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации - в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию указанных домов.
Таким образом, Администрация обладала полномочиями по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 161 ЖК РФ, с момента введения ее в действие, то есть с 18.06.2011.
Названное обстоятельство подтверждается письмом Губернатора Санкт-Петербурга от 29.12.2012 N 07-133/13193, а также письмом Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 11.12.2012 N 06-873/12-0-1.
При названных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что Администрация, в рамках представленных ей полномочий, должна была осуществлять организацию открытых конкурсов по отбору управляющий организаций для управления многоквартирными домами, вводимых в эксплуатацию с 18.06.2011, однако названные действия не совершала.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что бездействие Администрации по непроведению обязательных открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, вводимыми в эксплуатацию с 18.06.2011, в срок, установленный статьей 161 ЖК РФ, создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов - управляющих организаций, с которыми заключен договор на управление многоквартирным домом в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, в части увеличения срока осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без проведения открытых конкурсов, что ограничивает доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами путем участия в публичных процедурах, что является нарушением запретов, установленных частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию соответствующих услуг.
Доводы Администрации Выборгского района, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя, изложенную в заявлении, которой судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки не имеется.
Представленные третьими лицами доказательства проведения 30.07.2013 и 19.06.2012 собственниками многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Федорова Абрамова, д. 4 и Ярославский пр., д. 78, литера А, собраний по выбору способа управления домами, не могут реабилитировать бездействие Администрации в проведении открытых конкурсов, повлекшее ограничение конкуренции на рынке предоставления услуг по обслуживанию многоквартирных домов, и как следствие, повлиять на оценку правомерности оспариваемого решения антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 октября 2013 года по делу N А56-24463/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А56-24463/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А56-24463/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
- от заявителя: Карпухиной Н.В. по доверенности от 09.01.2014 N 01-29-6/14-0-0;
- от заинтересованного лица: не явились извещены (уведомление N 58923)
- от третьих лиц 1) - 9) - не явились - извещены (уведомления N 58932, 58929, 58924, 58925, 58930, 58926, 58926, 52828, 58933); 10) Шубина М.С. по доверенности от 20.12.2013 N 183; 11) Харьковской К.В. по доверенности от 13.01.2014; 12) Тарзяна М.К. по доверенности от 25.09.2013;
- рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-2020/2014) Администрации Выборгского района на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2013 по делу N А56-24463/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по заявлению Администрации Выборгского района
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
- третьи лица: 1) ЗАО "Группа Прайм"; 2) ООО "Прайм ФМ"; 3) ООО "Стройремир"; 4) ООО "ИПС-Сервис"; 5) Жилищный комитет Санкт-Петербурга; 6) ЗАО "Ленстройтрест"; 7) ООО "Управляющая компания "Содружество Столиц"; 8) ООО "Первая эксплуатационная компания"; 9) ЗАО "Строительное объединение "М-Индустрия" 10) ООО "Главстрой-СПб"; 11) ООО "Эксплуатация ГС-СПб"; 12) ООО "Управляющая компания "Лемминкяйнен Сервис";
- о признании недействительными решения антимонопольного органа
установил:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (194100, Санкт-Петербург, пр. Большой Сампсониевский, дом 86, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения от 22.02.2013 по делу N 05-203/12, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу (199004, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, дом 13, далее - антимонопольный орган).
Решением суда первой инстанции Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службой по Санкт-Петербургу от 22.02.2013 по делу N 05-203/12, отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации, поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что правовых оснований для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации до 16.10.2012 у нее не имелось, поскольку в отношении многоквартирных жилых домов, введенных в эксплуатацию, решение о выборе управляющей организации принимается собственником такого дома - застройщиком. Кроме того, по мнению Администрации, невозможность проведения конкурса по отбору управляющей организации обусловлена отсутствием технологического присоединения, обеспечивающего постоянное снабжение многоквартирных жилых домов коммунальными услугами, свидетельствует о невозможности исполнения управляющей организацией условий договора об управлении многоквартирным домом.
В судебное заседание представители УФАС по Санкт-Петербургу, ЗАО "Группа Прайм", ООО "Прайм ФМ", ООО "Стройремир", ООО "ИПС-Сервис", Жилищного комитета Санкт-Петербурга, ЗАО "Ленстройтрест", ООО "Управляющая компания "Содружество Столиц", ООО "Первая эксплуатационная компания" и ЗАО "Строительное объединение "М-Индустрия" не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представители ООО "Главстрой-СПб", ООО "Эксплуатация ГС-СПб", ООО "Управляющая компания "Лемминкяйнен Сервис" свою позицию изложили в отзывах на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Администрации удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании приказа УФАС по Санкт-Петербургу от 14.06.2012 N 241-ОВ в отношении Администрации Выборгского района проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при организации и проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Выборгского района Санкт-Петербурга
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2012 N 05-15, в котором нашли свое отражение следующие обстоятельства: в период после 18.06.2011 на территории Выборгского района Санкт-Петербурга выданы разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по адресам: 1) Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Федорова Абрамова, д. 4, лит. А; 2) Санкт-Петербург, Ярославский пр., д. 78, лит. А; 3) Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 34, лит. А; 4) Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 12, лит. Б; 5) Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 11, корп. 3, лит. А; 6) Санкт-Петербург, Шувалово, ул. Беговая, д. 18, корп. 4, лит. А; 7) Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 11, корп. 1, лит. А. Ни по одному из указанных многоквартирных домов Администрацией во исполнение требований части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не проведены открытые конкурсы по отбору управляющий организаций.
Приказом от 24.09.2012 N 412-ОВ в отношении Администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательствам по признакам нарушения Администрацией статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирным домом, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 22.02.2013 N 05/2445 по делу N К05-203/12.
Названным решением бездействие Администрации по вопросу проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011, признано нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела, Управлением вынесено решение от 30.12.2010 N АМЗ-78/2010, которым Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в связи с непроведением конкурсов по выбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, расположенным на территории Выборгского района Санкт-Петербурга по адресам: пос. Парголово, ул. Федорова Абрамова, д. 4, лит. А; Ярославский пр., д. 78, лит. А; пр. Пархоменко, д. 34, лит. А; ул. Композиторов, д. 12, лит. Б; пр. Луначарского, д. 11, корп. 3, лит. А; Шувалово, ул. Беговая, д. 18, корп. 4, лит. А; пр. Луначарского, д. 11, корп. 1, лит. А, что может привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга выдано предписание от 22.02.2-13 N К05-203/12 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и необходимости принять меры по организации конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011.
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга не согласилась с указанным решением антимонопольного органа и обжаловала его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку доводам заявителя, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011) предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 этой же статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что до заключения управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 названной статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленными, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней до дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Таким образом, из совокупного толкования части 13, 14 статьи 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом самим застройщиком либо управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, осуществляется только до момента заключения договора между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.
В настоящее время применяются Правила проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Пунктом 3.4.19 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 администрации районов Санкт-Петербурга наделяются полномочиями по проведению в установленном порядке открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, в тех случаях когда собственниками помещений не определен способ управления указанными домами или если принятое решение о выборе способа управления домами не было реализовано, а также по осуществлению иных мероприятий, связанных с выбором способа управления многоквартирными домами.
Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 N 4 установлено, что администрации районов Санкт-Петербурга проводят в установленном порядке открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, собственниками помещений в которых не определен способ управления указанными домами или если принятое решение о выборе способа управления указанными домами не было реализовано, а также осуществляют иные мероприятия, связанные с выбором управления многоквартирными домами, за исключением домов, все помещения в которых находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.2 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге, утвержденным названным постановлением Правительства Санкт-Петербурга, предусмотрено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится в случаях, предусмотренных действующим жилищным законодательством.
При этом, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.10.2012 N 1105 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078" принято с целью установления срока проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации - в течение десяти рабочих дней со дня выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию указанных домов.
Таким образом, Администрация обладала полномочиями по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 161 ЖК РФ, с момента введения ее в действие, то есть с 18.06.2011.
Названное обстоятельство подтверждается письмом Губернатора Санкт-Петербурга от 29.12.2012 N 07-133/13193, а также письмом Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 11.12.2012 N 06-873/12-0-1.
При названных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что Администрация, в рамках представленных ей полномочий, должна была осуществлять организацию открытых конкурсов по отбору управляющий организаций для управления многоквартирными домами, вводимых в эксплуатацию с 18.06.2011, однако названные действия не совершала.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что бездействие Администрации по непроведению обязательных открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, вводимыми в эксплуатацию с 18.06.2011, в срок, установленный статьей 161 ЖК РФ, создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов - управляющих организаций, с которыми заключен договор на управление многоквартирным домом в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, в части увеличения срока осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без проведения открытых конкурсов, что ограничивает доступ потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению многоквартирными домами путем участия в публичных процедурах, что является нарушением запретов, установленных частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию соответствующих услуг.
Доводы Администрации Выборгского района, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя, изложенную в заявлении, которой судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки не имеется.
Представленные третьими лицами доказательства проведения 30.07.2013 и 19.06.2012 собственниками многоквартирных домов, расположенных в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Федорова Абрамова, д. 4 и Ярославский пр., д. 78, литера А, собраний по выбору способа управления домами, не могут реабилитировать бездействие Администрации в проведении открытых конкурсов, повлекшее ограничение конкуренции на рынке предоставления услуг по обслуживанию многоквартирных домов, и как следствие, повлиять на оценку правомерности оспариваемого решения антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 октября 2013 года по делу N А56-24463/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)