Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Глазкова Е.Г., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Хрусталевым П.Д.
при участии:
от истца: пр. Туманова С.А., дов. от 13.11.2014
от ответчика: пр. Селезнева О.С., дов. от 01.01.2014; пр. Кудиновой А.В., дов. от 01.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19126/2014) ООО "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 по делу N А42-2555/2014 (судья Тарасова А.Е.), принятое
по иску ОАО "Мончегорскводоканал"
к ООО "Теплоэнергосервис"
о взыскании денежных средств
установил:
Открытое акционерное общество "Мончегорскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" о взыскании 6784043,33 руб. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за февраль 2014 года по договору от 01.01.2007 N 290.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявленные требования были уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ, истец просил взыскать 5197843,12 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 иск удовлетворен. Суд первой инстанции указал на то, что факт поставки коммунальных услуг ответчиком не оспаривается. В домах ответчика частично установлены общедомовые приборы учета (ОПУ) водоснабжения. Общедомовые приборы учета водоотведения отсутствуют. При этом, объемы водоснабжения и водоотведения определены истцом частично непосредственно на основании данных ответчика, которые учитывают установленные нормативы для граждан, нормативы водоснабжения на общедомовые нужды, а также показания ОПУ и индивидуальных приборов учета водоснабжения (ИПУ), установленных у населения. Суд посчитал, что принятый порядок расчетов по водоснабжению и водоотведению соответствует сложившейся правоприменительной практике, отраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.07.2010 N 2380/10 и от 22.09.2009 N 5290/2009, а также положениям вновь принятых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. В части разногласий по объему принятых услуг суд принял позицию истца, с учетом того, что истец в уточненных расчетах объемов учел все данные ответчика за исключением данных по четырем домам, по которым сведения представлены некорректно; применение истцом показаний ОПУ с момента их введения в эксплуатацию соответствует правоприменительной практике и пункту 2 статьи 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд указал, что объем водоотведения при отсутствии ОПУ водоотведения принимается равным объему водоснабжения, который в спорных домах определялся истцом на основании показаний ОПУ водоснабжения. Отсутствие в муниципальном образовании (отмена) установленных нормативов потребления на водоотведение на общие домовые нужды (ОДН) не влечет вывод о том, что соответствующие услуги не оказаны. Вода, израсходованная на ОДН, поступает в систему сточных вод, что должно учитываться истцом при расчете объема оказания соответствующих коммунальных услуг. Суммы перерасчетов, на которые ссылается ответчик, не подтверждены документально, следовательно, не могут быть учтены в расчетах.
На решение суда ООО "Теплоэнергосервис" подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что не согласен с решением в части. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по существу непосредственно по окончании предварительного судебного заседания без выяснения мнения лиц, участвующих в деле, о возможности перехода, также принял в предварительном судебном заседании ходатайство истца об уменьшении заявленных требований, при том, что ответчик не имел возможности ознакомиться с приведенными в обоснование заявленной ко взысканию суммы расчетами. У ответчика не имелось обязанности представлять истцу дополнительные данные по перерасчетам. Вопрос по начислению платы по водоотведению для общедомовых нужд в единственном судебном заседании фактически не рассматривался. Общие помещения многоквартирных домов не оборудованы канализационными выпусками. К спорным правоотношениям должны быть применены Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") (далее - Правила N 124) и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354). При отсутствии приборов учета, количество поставленного ресурса в многоквартирный дом должно определяться исходя из нормативов потребления, следовательно, при отсутствии нормативов это количество будет равняться нулю. Порядок расчета водоотведения на ОДН исключен из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344. Положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" такого понятия как общедомовые нужды не содержат. ООО "Теплоэнергосервис" не согласно с объемом коммунальной услуги по водоотведению, представленной на общедомовые нужды в домах, оборудованных коллективными приборами учета холодной и горячей воды, но в которых отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, на общую сумму 240035,11 руб. Обязанность по установке приборов учета возлагается в данном случае на ресурсоснабжающую организацию.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Мончегорскводоканал" возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что ответчиком не было исполнено определение суда первой инстанции о представлении дополнительных доказательств. Требования заявлены истцом обосновано. Порядок определения объема водоотведения согласован в договоре. Расчет произведен истцом на основании данных, представленных ответчиком. Аналогичным обстоятельствам дана оценка в рамках дел N А42-6321/2013, А42-8993/2013, А42-5356/2013.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, уточнив, что согласен с решением суда в части суммы 4784549,65 руб.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено Законность и обоснованность решения проверена в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей лиц, обеспечивших явку в судебное заседание, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Мончегорскводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Теплоэнергосервис" (абонент) заключен договор от 01.01.2007 N 290 на отпуск (получение) питьевой воды, прием и очистку сточных вод, по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства по отпуску питьевой воды, принятию и очистке сточных вод Абонента, оказывающего коммунальные услуги населению, а абонент, в свою очередь, принял на себя обязательство принимать и оплачивать услуги на условиях договора.
В разделе 6 договора определен порядок учета объемов водопотребления и водоотведения: при этом, объем водопотребления питьевой воды определяется исходя из показаний индивидуальных или общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов водопользования в городе Мончегорске, на основании информации, предоставленной Абонентом в порядке пункта 5.1.5 договора. Объем водоотведения, при этом, принимается равным объему водопотребления.
По условиям пункта 7.2 договора, расчеты производятся абонентом на основании счетов, счетов-фактур, выставляемых по 5-е число месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 7.3 договора, претензии за неправильную выписку счетов заявляются ресурсоснабжающей организации не позднее пяти дней со дня вручения счета.
Истцом была выставлена ответчику счет-фактура от 28.02.2014 N 00567 на оплату поставленных по договору ресурсов в феврале 2014 года на общую сумму 6784043,33 руб., в том числе за водоотведение в объеме 347764,10 куб. м на сумму 4920166,49 руб., а также счет на указанную сумму.
Ответчиком заявлено об отказе от акцепта данного счета в части суммы 1716959,15 руб. со ссылкой на несоответствие сведений об объемах потребленных коммунальных услуг.
В акте сдачи-приемки услуг N 567 ответчиком отмечено, что водоотведение принимается лишь в объеме 258363,227 куб. м.
С учетом возражений ответчика, в том числе заявленных при рассмотрении дела, истцом был скорректирован расчет объема коммунальных услуг, поставленных в феврале 2014 в жилые дома, в отношении которых эксплуатирующей организацией является ответчик.
Согласно данному расчету, объем водоотведения составил 264013,75 куб. м, в том числе в домах, снабженных общедомовыми приборами учета - 75157,89 куб. м по холодной воде и 46666,73 куб. м по горячей воде. Объем водоотведения в части водоснабжения мест общего пользования, объем водоснабжения которых рассчитан исходя из установленных нормативов, принят равным нулю (л.д. 118), что опровергает утверждение ответчика о нарушении действующих нормативов и правил, исключивших применение нормативов при расчете объема водоотведения в части воды, использованной для водоснабжения мест общего пользования.
Таким образом, в части многоквартирных домов, оборудованных ОПУ водоснабжения (то есть в спорной части), объем водоотведения принят равным объему водопотребления, отдельно в отношении мест общего пользования объемы водоотведения не определялись и к оплате не предъявлялись.
Такой порядок расчета соответствует как условиям договора энергоснабжения, принимая во внимание, что согласно определению пункта 2.13 договора водоснабжения, в понятие сточные воды входят воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды их всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), так и, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, требованиям действующих нормативных актов.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из указанного положения, а также принимая во внимание отсутствие в договоре водоснабжения и водоотведения обязанности ресурсоснабжающей организации по установке приборов учета, негативные последствия отсутствия последних не могут быть отнесены на истца.
Пунктом 31 Правил N 354, обязанность по обеспечению установки общедомовых приборов учета отнесена на исполнителя коммунальных услуг, которым в данном случае является ответчик.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческому учету подлежит, в том числе, количество сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения.
Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных названной статьей, расчетным способом.
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении)
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета.
В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Именно таким образом и был рассчитан объем водоотведения по многоквартирным домам ответчика. При этом очевидно, что водоотведение от водоснабжения на общие нужды многоквартирного дома также осуществляется через выпуски многоквартирного дома, в которые сбрасываются воды из всех систем водоснабжения многоквартирного дома, включая установленные в местах общего пользования.
Иного пути водоотведения воды, использованной при эксплуатации жилого дома, в том числе на общие цели, не предусмотрено, что следует из пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в силу которых в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 4 утвержденных во исполнение статьи 157 ЖК РФ Правил N 354, потребителю может быть предоставлен, в том числе, следующий вид коммунальных услуг: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, то есть, включая и водоотведение от мест общего пользования.
В силу пункта 42 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, как и было рассчитано в данном случае.
Аналогичным образом по условиям пункта 43 Правил N 354 определяется размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома.
Истцом отдельно расчет платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную на общедомовые нужды по спорным домам, в порядке пункта 44 Правил N 354 не производился, соответствующий объем к оплате ответчику не предъявлялся. Следовательно формулы, на которые ссылается податель апелляционной жалобы, в данном случае, применению не подлежат, поскольку стоимость и объем коммунальной услуги по водоотведению применительно к ее использованию в общедомовых нуждах отдельно не рассчитывались, что соответствует порядку определения объема потребления данной коммунальной услуги собственниками помещений в многоквартирном доме.
Правила N 124 регулируют вопросы заключения управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, но не порядок определения объемов полученных ресурсов в рамках действующего договора энергоснабжения. Кроме того, ответчик не представляет доказательств противоречия заключенного им с истцом договора указанным правилам, следовательно, вывод о нарушении требований указанных Правил в данном случае не может быть сделан.
Следует отметить, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А42-8993/2013 (решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2014, оставленное без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014) и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2014 установлена правильность примененной истцом методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению, в том числе в отношении общих нужд жилого дома, доводам ответчика, аналогичным тем доводам, которые приведены в рамках рассматриваемого дела, дана оценка как не основанным на фактических материалах дела и положениях нормативных актов.
Выводы, содержащиеся в данных судебных актах, имеют преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела в силу положений статьи 69 АПК РФ.
Ссылка ответчика на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права не может быть принята. На наличие нарушений, влекущих в силу части 4 статьи 272 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, ответчик не указывает. Иные обстоятельствах, согласно части 3 статьи 272 АПК РФ могли послужить основанием для отмены решения суда лишь в том случае, если повлекли принятие неправильного судебного акта.
В данном случае, принятое судом решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции в обжалуемой части ответчиком, несмотря на то, что у него имелось достаточно времени для ознакомления с материалами дела и представленными дополнительно расчетами, не заявлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Теплоэнергосервис" без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 по делу N А42-2555/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.МАСЕНКОВА
Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
Е.К.ЗАЙЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2014 ПО ДЕЛУ N А42-2555/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А42-2555/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Глазкова Е.Г., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Хрусталевым П.Д.
при участии:
от истца: пр. Туманова С.А., дов. от 13.11.2014
от ответчика: пр. Селезнева О.С., дов. от 01.01.2014; пр. Кудиновой А.В., дов. от 01.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19126/2014) ООО "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 по делу N А42-2555/2014 (судья Тарасова А.Е.), принятое
по иску ОАО "Мончегорскводоканал"
к ООО "Теплоэнергосервис"
о взыскании денежных средств
установил:
Открытое акционерное общество "Мончегорскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" о взыскании 6784043,33 руб. задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения за февраль 2014 года по договору от 01.01.2007 N 290.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявленные требования были уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ, истец просил взыскать 5197843,12 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 иск удовлетворен. Суд первой инстанции указал на то, что факт поставки коммунальных услуг ответчиком не оспаривается. В домах ответчика частично установлены общедомовые приборы учета (ОПУ) водоснабжения. Общедомовые приборы учета водоотведения отсутствуют. При этом, объемы водоснабжения и водоотведения определены истцом частично непосредственно на основании данных ответчика, которые учитывают установленные нормативы для граждан, нормативы водоснабжения на общедомовые нужды, а также показания ОПУ и индивидуальных приборов учета водоснабжения (ИПУ), установленных у населения. Суд посчитал, что принятый порядок расчетов по водоснабжению и водоотведению соответствует сложившейся правоприменительной практике, отраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.07.2010 N 2380/10 и от 22.09.2009 N 5290/2009, а также положениям вновь принятых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. В части разногласий по объему принятых услуг суд принял позицию истца, с учетом того, что истец в уточненных расчетах объемов учел все данные ответчика за исключением данных по четырем домам, по которым сведения представлены некорректно; применение истцом показаний ОПУ с момента их введения в эксплуатацию соответствует правоприменительной практике и пункту 2 статьи 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд указал, что объем водоотведения при отсутствии ОПУ водоотведения принимается равным объему водоснабжения, который в спорных домах определялся истцом на основании показаний ОПУ водоснабжения. Отсутствие в муниципальном образовании (отмена) установленных нормативов потребления на водоотведение на общие домовые нужды (ОДН) не влечет вывод о том, что соответствующие услуги не оказаны. Вода, израсходованная на ОДН, поступает в систему сточных вод, что должно учитываться истцом при расчете объема оказания соответствующих коммунальных услуг. Суммы перерасчетов, на которые ссылается ответчик, не подтверждены документально, следовательно, не могут быть учтены в расчетах.
На решение суда ООО "Теплоэнергосервис" подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что не согласен с решением в части. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по существу непосредственно по окончании предварительного судебного заседания без выяснения мнения лиц, участвующих в деле, о возможности перехода, также принял в предварительном судебном заседании ходатайство истца об уменьшении заявленных требований, при том, что ответчик не имел возможности ознакомиться с приведенными в обоснование заявленной ко взысканию суммы расчетами. У ответчика не имелось обязанности представлять истцу дополнительные данные по перерасчетам. Вопрос по начислению платы по водоотведению для общедомовых нужд в единственном судебном заседании фактически не рассматривался. Общие помещения многоквартирных домов не оборудованы канализационными выпусками. К спорным правоотношениям должны быть применены Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") (далее - Правила N 124) и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354). При отсутствии приборов учета, количество поставленного ресурса в многоквартирный дом должно определяться исходя из нормативов потребления, следовательно, при отсутствии нормативов это количество будет равняться нулю. Порядок расчета водоотведения на ОДН исключен из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344. Положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" такого понятия как общедомовые нужды не содержат. ООО "Теплоэнергосервис" не согласно с объемом коммунальной услуги по водоотведению, представленной на общедомовые нужды в домах, оборудованных коллективными приборами учета холодной и горячей воды, но в которых отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, на общую сумму 240035,11 руб. Обязанность по установке приборов учета возлагается в данном случае на ресурсоснабжающую организацию.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Мончегорскводоканал" возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что ответчиком не было исполнено определение суда первой инстанции о представлении дополнительных доказательств. Требования заявлены истцом обосновано. Порядок определения объема водоотведения согласован в договоре. Расчет произведен истцом на основании данных, представленных ответчиком. Аналогичным обстоятельствам дана оценка в рамках дел N А42-6321/2013, А42-8993/2013, А42-5356/2013.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, уточнив, что согласен с решением суда в части суммы 4784549,65 руб.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено Законность и обоснованность решения проверена в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей лиц, обеспечивших явку в судебное заседание, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждается, что между ОАО "Мончегорскводоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Теплоэнергосервис" (абонент) заключен договор от 01.01.2007 N 290 на отпуск (получение) питьевой воды, прием и очистку сточных вод, по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла на себя обязательства по отпуску питьевой воды, принятию и очистке сточных вод Абонента, оказывающего коммунальные услуги населению, а абонент, в свою очередь, принял на себя обязательство принимать и оплачивать услуги на условиях договора.
В разделе 6 договора определен порядок учета объемов водопотребления и водоотведения: при этом, объем водопотребления питьевой воды определяется исходя из показаний индивидуальных или общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов водопользования в городе Мончегорске, на основании информации, предоставленной Абонентом в порядке пункта 5.1.5 договора. Объем водоотведения, при этом, принимается равным объему водопотребления.
По условиям пункта 7.2 договора, расчеты производятся абонентом на основании счетов, счетов-фактур, выставляемых по 5-е число месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 7.3 договора, претензии за неправильную выписку счетов заявляются ресурсоснабжающей организации не позднее пяти дней со дня вручения счета.
Истцом была выставлена ответчику счет-фактура от 28.02.2014 N 00567 на оплату поставленных по договору ресурсов в феврале 2014 года на общую сумму 6784043,33 руб., в том числе за водоотведение в объеме 347764,10 куб. м на сумму 4920166,49 руб., а также счет на указанную сумму.
Ответчиком заявлено об отказе от акцепта данного счета в части суммы 1716959,15 руб. со ссылкой на несоответствие сведений об объемах потребленных коммунальных услуг.
В акте сдачи-приемки услуг N 567 ответчиком отмечено, что водоотведение принимается лишь в объеме 258363,227 куб. м.
С учетом возражений ответчика, в том числе заявленных при рассмотрении дела, истцом был скорректирован расчет объема коммунальных услуг, поставленных в феврале 2014 в жилые дома, в отношении которых эксплуатирующей организацией является ответчик.
Согласно данному расчету, объем водоотведения составил 264013,75 куб. м, в том числе в домах, снабженных общедомовыми приборами учета - 75157,89 куб. м по холодной воде и 46666,73 куб. м по горячей воде. Объем водоотведения в части водоснабжения мест общего пользования, объем водоснабжения которых рассчитан исходя из установленных нормативов, принят равным нулю (л.д. 118), что опровергает утверждение ответчика о нарушении действующих нормативов и правил, исключивших применение нормативов при расчете объема водоотведения в части воды, использованной для водоснабжения мест общего пользования.
Таким образом, в части многоквартирных домов, оборудованных ОПУ водоснабжения (то есть в спорной части), объем водоотведения принят равным объему водопотребления, отдельно в отношении мест общего пользования объемы водоотведения не определялись и к оплате не предъявлялись.
Такой порядок расчета соответствует как условиям договора энергоснабжения, принимая во внимание, что согласно определению пункта 2.13 договора водоснабжения, в понятие сточные воды входят воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды их всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), так и, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, требованиям действующих нормативных актов.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из указанного положения, а также принимая во внимание отсутствие в договоре водоснабжения и водоотведения обязанности ресурсоснабжающей организации по установке приборов учета, негативные последствия отсутствия последних не могут быть отнесены на истца.
Пунктом 31 Правил N 354, обязанность по обеспечению установки общедомовых приборов учета отнесена на исполнителя коммунальных услуг, которым в данном случае является ответчик.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческому учету подлежит, в том числе, количество сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения.
Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных названной статьей, расчетным способом.
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении)
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета.
В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Именно таким образом и был рассчитан объем водоотведения по многоквартирным домам ответчика. При этом очевидно, что водоотведение от водоснабжения на общие нужды многоквартирного дома также осуществляется через выпуски многоквартирного дома, в которые сбрасываются воды из всех систем водоснабжения многоквартирного дома, включая установленные в местах общего пользования.
Иного пути водоотведения воды, использованной при эксплуатации жилого дома, в том числе на общие цели, не предусмотрено, что следует из пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в силу которых в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 4 утвержденных во исполнение статьи 157 ЖК РФ Правил N 354, потребителю может быть предоставлен, в том числе, следующий вид коммунальных услуг: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, то есть, включая и водоотведение от мест общего пользования.
В силу пункта 42 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, как и было рассчитано в данном случае.
Аналогичным образом по условиям пункта 43 Правил N 354 определяется размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома.
Истцом отдельно расчет платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную на общедомовые нужды по спорным домам, в порядке пункта 44 Правил N 354 не производился, соответствующий объем к оплате ответчику не предъявлялся. Следовательно формулы, на которые ссылается податель апелляционной жалобы, в данном случае, применению не подлежат, поскольку стоимость и объем коммунальной услуги по водоотведению применительно к ее использованию в общедомовых нуждах отдельно не рассчитывались, что соответствует порядку определения объема потребления данной коммунальной услуги собственниками помещений в многоквартирном доме.
Правила N 124 регулируют вопросы заключения управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, но не порядок определения объемов полученных ресурсов в рамках действующего договора энергоснабжения. Кроме того, ответчик не представляет доказательств противоречия заключенного им с истцом договора указанным правилам, следовательно, вывод о нарушении требований указанных Правил в данном случае не может быть сделан.
Следует отметить, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А42-8993/2013 (решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2014, оставленное без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014) и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2014 установлена правильность примененной истцом методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению, в том числе в отношении общих нужд жилого дома, доводам ответчика, аналогичным тем доводам, которые приведены в рамках рассматриваемого дела, дана оценка как не основанным на фактических материалах дела и положениях нормативных актов.
Выводы, содержащиеся в данных судебных актах, имеют преюдициальное значение в рамках рассматриваемого дела в силу положений статьи 69 АПК РФ.
Ссылка ответчика на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права не может быть принята. На наличие нарушений, влекущих в силу части 4 статьи 272 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, ответчик не указывает. Иные обстоятельствах, согласно части 3 статьи 272 АПК РФ могли послужить основанием для отмены решения суда лишь в том случае, если повлекли принятие неправильного судебного акта.
В данном случае, принятое судом решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции в обжалуемой части ответчиком, несмотря на то, что у него имелось достаточно времени для ознакомления с материалами дела и представленными дополнительно расчетами, не заявлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Теплоэнергосервис" без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2014 по делу N А42-2555/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.В.МАСЕНКОВА
Судьи
Е.Г.ГЛАЗКОВ
Е.К.ЗАЙЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)