Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" - до перерыва представителей Борисова А.А. (доверенность от 21.07.2014), Богатикова А.Н. (доверенность от 12.01.2015), после перерыва представителя Борисова А.А. (доверенность от 21.07.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - до и после перерыва представителя Тишиной Н.В. (доверенность N 123/6 от 14.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.01.2015-28.01.2015 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 ноября 2014 года по делу N А55-15649/2014 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО", г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решения и предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" (далее - заявитель, ООО "УК "ВАСКО") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, Управление ФАС по Самарской области) N 6551/6 от 11.06.2014 по делу N 8-10330-14/6 и признании незаконным предписания N 6552/6 от 11.06.2014 (т. 1,л.д.4-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2,л.д.168-175).
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "ВАСКО" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, указывая на нарушение судом норм материального права при вынесении решения, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа (т. 3,л.д.3-8).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции от 05.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления ФАС по Самарской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Решением Комиссии Самарского УФАС России от 11.06.2014 г. N 6551/6 по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО "УК "ВАСКО" признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). На основании указанного решения ООО "УК "ВАСКО" было выдано предписание от 11.06.2014 г. N 6552/6 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Заявитель, оспаривая решение и предписание антимонопольного органа, считает, что они вынесены в нарушение действующего законодательства и антимонопольный орган не учел все обстоятельства, которые обществом были изложены в пояснениях в рамках рассмотрения дела N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, который отклонил как несостоятельные доводы заявителя, по следующим основаниям.
Из материалов дела N 8-10330-14/6 установлено, что в Самарское УФАС России поступили сведения, согласно которым ООО "УК "ВАСКО" взимает плату за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды, а также отказывает в приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды.
По результатам рассмотрения указанного заявления, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Самарское УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении ООО "УК "ВАСКО" за 2013 год.
Судом установлено, что при проведении данного анализа Самарское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее Порядок N 220).
Самарским УФАС России определение продуктовых границ товарного рынка было определено в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220, предварительное определение товара проводится на основе: нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; товарных словарей и справочников товароведов.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) включает в себя группу 04 - жилищно-коммунальные услуги. Согласно указанному общероссийскому классификатору "услуги по управлению многоквартирными домами" (041131) отнесены к разделу жилищные услуги.
Вместе с тем, коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) отнесены к отдельному разделу 042000 "Коммунальные услуги".
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, избравшим в качестве способа управления управление управляющей организацией, определяются в договоре управления многоквартирным домом.
ООО "УК "ВАСКО" заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом. Также ряд помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК "ВАСКО" находятся в муниципальной собственности. По указанным домам между ООО "УК "ВАСКО" и Департаментом управления имуществом г.о. Самара также заключены соответствующие договоры управления многоквартирными домами.
Договоры управления многоквартирным домом, заключенные с собственниками помещений, предусматривают обязанности Управляющей организации, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг Собственнику помещений в МКД установленного качества и в необходимом объеме (холодное, горячее водоснабжение; водоотведение; отопление; электроснабжение; газоснабжение). Управляющая компания в соответствии с пунктом 3.1.13 договора управления обязана заключать с организациями коммунального комплекса договоры на снабжение коммунальными ресурсами, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг Собственнику (Нанимателям) помещения(й), в объемах и с качеством, предусмотренными договором.
Размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании МКД общедомовыми приборами учета определяется, в соответствии с пунктом 4.3 договора управления МКД в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемыми в соответствии с действующим законодательством.
ООО "УК "ВАСКО" оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "ВАСКО" и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО "УК "ВАСКО", в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.
Из анализа положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, исходя из сложившихся правоотношений, а также из заключенных договоров управления, Управляющая компания становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан -собственников помещений в домах под управлением ООО "УК "ВАСКО".
Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО "УК "ВАСКО", данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка определены как рынок предоставления коммунальный услуги водоснабжения как составной части комплекса услуг предоставляемых в рамках договора управления многоквартирными домами.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что доводы ООО "УК "ВАСКО" об определении продуктовых границ рынка, как рынка управления многоквартирными домами являются несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (в том числе управляющая организация).
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 1 Правил оказания коммунальных услуг гражданам).
Как было отражено ранее, в Самарское УФАС России поступили сведения, согласно которым ООО "УК "ВАСКО" взимает плату за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды, а также отказывает в приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды. Таким образом, рассматриваемые действия ООО "УК "ВАСКО" совершались Обществом, в рамках отношений исполнителя коммунальных услуг с потребителями.
Вместе с тем, действующим законодательством, не предусмотрены положения, устанавливающие обязанность получения собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах технических условий на установку индивидуального прибора учета воды у управляющей организации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены правоотношения как возмездные, так и безвозмездные между собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями по выдаче технических условий на установку индивидуального прибора учета воды. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом антимонопольного органа, вопреки доводам заявителя, о том, что самостоятельного товарного рынка по выдаче технических условий на установку индивидуального прибора учета воды, не существует.
Следовательно, действия ООО "УК "ВАСКО" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды правомерно рассмотрены Самарским УФАС России на рынке, на котором совершено правонарушение, а именно: на рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения.
Кроме того, заявитель в обоснование своей позиции указывает, что географическими границами рынка предоставления коммунальной услуги - водоснабжения являются границы административного образования, ввиду того, что жилищным законодательством допускается одностороннее расторжение договора управления многоквартирным домом, в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 162 ЖК РФ по инициативе собственников помещения. Вместе с тем, указанный довод является необоснованным и несостоятельным, по следующим основаниям.
Согласно п. 4.1 Порядка N 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем; определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Как следует из информации, представленной ООО "УК "ВАСКО" по состоянию на 31.12.2013 г. в управлении ООО "УК "ВАСКО" находилось 1059 многоквартирных домов (письмо ООО "УК "ВАСКО" от 18.02.2014 г. N 1594). Вместе с тем, в рассматриваемый период собственники жилых помещений не меняли выбранный способ управления своими домами, ООО "УК "ВАСКО" являлось управляющей компанией в вышеуказанных многоквартирных домах. ООО "УК "ВАСКО", являющееся для граждан не только управляющей организацией, но и поставщиком коммунальной услуги водоснабжения, в нарушение требований действующего законодательства взимало плату за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды.
Таким образом, ООО "УК "ВАСКО" в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ в силу своего правового положения должно было обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, а также, поскольку для осуществления соответствующей деятельности в ведение управляющей организации передается общедомовое имущество, и, в частности, общедомовые сети, эта же организация для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО "УК "ВАСКО", данное Общество является единственным исполнителем жилищно-коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги водоснабжения.
Покупатель коммунальной услуги - водоснабжения - собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг - собственника (нанимателя) жилого помещения.
Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).
Кроме того, с учетом особенности коммунальной услуги водоснабжения как товара, в частности, возможности приобретения услуги водоснабжения только при наличии непосредственного присоединения водопроводных сетей внутри помещения к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного дома, ООО "УК "ВАСКО" является единственным продавцом данного товарного рынка для потребителей, имеющих технологическое присоединение к внутридомовым сетям вышеуказанных многоквартирных домов.
Поскольку, учитывая, что Самарским УФАС России рассматривается рынок предоставления коммунальный услуги - водоснабжения, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО "УК "ВАСКО".
По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка антимонопольным органом установлено, что доля ООО "УК "ВАСКО" на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013 году осуществляло Общество составляет 100%. Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО "УК "ВАСКО" является доминирующим. Данная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 09.06.2014 г. N А72-8381/2013; Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.03.2014 г. по делу N А65-14250/2013; Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2013 г. N А74-3354/2012; Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.04.2014 г. по делу N А65-17325/2013).
Аналогичная правовая ситуация была рассмотрена арбитражным судом кассационной инстанции при производстве по делу N А65-17325/2013. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.04.2014 г. по делу N А65-17325/2013 судом обоснованно сделан вывод о правомерности установления антимонопольным органом доминирующего положения управляющей организации на рынке предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения в границах многоквартирного жилого дома.
Кроме того, заявитель, в обоснование своей позиции по вопросу определения географических границ рынка ООО "УК "ВАСКО" ссылается на письмо ФАС России от 18.12.2013 N АЦ/51348/13. Однако, в указанном письме ФАС России дается оценка положениям управляющих компаний на товарном рынке в продуктовых границах -управление многоквартирными домами.
Самарским УФАС России, в рамках производства по делу N 8-1030-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривался рынок предоставления коммунальной услуги - водоснабжения.
Расчет объема товарного рынка, в соответствии с пунктом 6.1 Порядка N 220, был произведен Самарским УФАС России на основании объемов, оказанных ООО "УК "ВАСКО" услуг по предоставлению коммунальной услуги - водоснабжения, в границах домов, находящихся в управлении Общества. Таким образом, Самарским УФАС России рассмотрен иной товарный рынок, на котором определено положение ООО "УК "ВАСКО".
Исходя из имеющихся в деле документов, учитывая сформировавшуюся судебную практику по данному вопросу, Самарским УФАС России правомерно было установлено доминирующее положение ООО "УК "ВАСКО" на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении Общества.
Кроме того, указанное письмо ФАС России не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 г. N 149 (далее - Порядок заключения и существенные условия договора установки приборов учета).
Указанный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка заключения договора установки приборов учета, договор заключается в простой письменной форме. Для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать ряд пунктов, указанных в пункте 5 указанного Порядка.
Согласно пункту 11 Порядка заключения договора установки приборов учета при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.
Таким образом, из анализа положений Порядка заключения договора установки приборов учета, организации, обязанные в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении осуществлять действия по установке индивидуальных приборов учета воды, выдают технические условия на установку ИПУ.
В соответствии с пунктом 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. Постановлением Правительства от 04.09.2013 г. N 776) (далее - Правила организации коммерческого учета воды) установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей) (пункт 29 Правил организации коммерческого учета воды).
Следовательно, исходя из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанность по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды возложена на организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение и, обязанные в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения. При этом, действующее законодательство не предусматривает выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды на возмездной основе.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия управляющих организаций по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству.
В рамках рассмотрения дела N 8-10330-14/6 антимонопольным органом установлено, что генеральным директором ООО "УК "ВАСКО" утвержден Приказ от 30.12.2010 г. N 644. В соответствии с пунктом 1 указанного приказа с 01.01.2011 г. в ООО "УК "ВАСКО" установлена плата за услугу - выдача технических условий в размере 450 рублей с НДС.
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "УК "ВАСКО" в 2013 году выдало 4054 технических условия на установку индивидуальных приборов учета воды (Приложение N 4 к письму ООО "УК "ВАСКО" от 08.05.2014 г. N 3712).
Сумма дохода ООО "УК "ВАСКО" от оказания услуги по выдаче технических условий на установку прибора учета воды за 2012-2013 гг. составила 1713050 руб. (Приложение N 1 к письму ООО "УК "ВАСКО" от 08.05.2014 г. N 3712).
Как усматривается из материалов дела, на заседании Комиссии по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО "УК "ВАСКО" подтвердили факт взимания Обществом денежных средств за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды в 2012-2013 гг.
При этом, как следует из письма от 14.05.2014 г. N 3712/1 технические условия на установку индивидуальных приборов учета воды выдавались на основании устных заявлений граждан. Платежные документы, выставляемые ООО "УК "ВАСКО" в целях оплаты услуг по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды выдавались обратившимся лицам на руки.
Вместе с тем, в материалах дела N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства имеются технические условия на установку индивидуального узла учета холодной, горячей воды, выданные ООО "УК "ВАСКО", а также квитанция, выставленная ООО "УК "ВАСКО" в целях оплаты услуг, связанных с выдачей технических условий на установку счетчиков (ИПУ) в размере 450 рублей. При этом указанные технические условия, были выданы ООО "УК "ВАСКО" в рамках рассмотрения заявления гражданина, обратившегося в адрес управляющей компании за вводом в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета воды.
Комиссией в рамках производства по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил оказания коммунальных услуг, иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке и (или) замене, вводу в эксплуатацию ИПУ, имеющиеся в материалах дела доказательства, указывают на то, что действия ООО "УК "ВАСКО" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды не соответствуют положениям законодательства.
При этом, из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов не следует, что на управляющие организации возложена обязанность по осуществлению деятельности по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды.
На Управляющую компанию, как исполнителя коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, возложена обязанность по опломбировке и принятию данного прибора учета потребляемой воды в эксплуатацию на безвозмездной основе.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).
Таким образом, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что действия ООО "УК "ВАСКО" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета воды в 2012-2013 гг., ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как было установлено Комиссией по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "УК "ВАСКО" получен доход в результате действий по взиманию платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды в размере 1713050 руб. Таким образом, доход от оказания услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета воды в период 2012-2013 гг., получен ООО "УК "ВАСКО", вследствие нарушения антимонопольного законодательства, что послужило основанием для выдачи Комиссией Самарского УФАС России ООО "УК "ВАСКО" предписания от 11.06.2014 г. о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Документов, опровергающих выводы, установленные Комиссией Самарского УФАС России в решении от 11.06.2014 г. о незаконности действий ООО "УК "ВАСКО", заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на решение Самарского УФАС России от 17.05.2011 г., согласно которому, как указывает заявитель, Комиссия Самарского УФАС России пришла к противоположному выводу, несостоятельна и не может быть принята судом как имеющее преюдициальное значение.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Решение и предписание Комиссии Самарского УФАС России от 11.06.2014 г. по делу N 8-10330-14/6 являются законными, обоснованными и принятыми в рамках полномочий, представленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 ноября 2014 года по делу N А55-15649/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 N 11АП-19085/2014 ПО ДЕЛУ N А55-15649/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N А55-15649/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврской Е.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" - до перерыва представителей Борисова А.А. (доверенность от 21.07.2014), Богатикова А.Н. (доверенность от 12.01.2015), после перерыва представителя Борисова А.А. (доверенность от 21.07.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - до и после перерыва представителя Тишиной Н.В. (доверенность N 123/6 от 14.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.01.2015-28.01.2015 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 ноября 2014 года по делу N А55-15649/2014 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО", г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решения и предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" (далее - заявитель, ООО "УК "ВАСКО") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, Управление ФАС по Самарской области) N 6551/6 от 11.06.2014 по делу N 8-10330-14/6 и признании незаконным предписания N 6552/6 от 11.06.2014 (т. 1,л.д.4-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2,л.д.168-175).
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "ВАСКО" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, указывая на нарушение судом норм материального права при вынесении решения, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа (т. 3,л.д.3-8).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "УК "ВАСКО" в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции от 05.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления ФАС по Самарской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Решением Комиссии Самарского УФАС России от 11.06.2014 г. N 6551/6 по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО "УК "ВАСКО" признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). На основании указанного решения ООО "УК "ВАСКО" было выдано предписание от 11.06.2014 г. N 6552/6 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Заявитель, оспаривая решение и предписание антимонопольного органа, считает, что они вынесены в нарушение действующего законодательства и антимонопольный орган не учел все обстоятельства, которые обществом были изложены в пояснениях в рамках рассмотрения дела N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, который отклонил как несостоятельные доводы заявителя, по следующим основаниям.
Из материалов дела N 8-10330-14/6 установлено, что в Самарское УФАС России поступили сведения, согласно которым ООО "УК "ВАСКО" взимает плату за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды, а также отказывает в приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды.
По результатам рассмотрения указанного заявления, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Самарское УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении ООО "УК "ВАСКО" за 2013 год.
Судом установлено, что при проведении данного анализа Самарское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее Порядок N 220).
Самарским УФАС России определение продуктовых границ товарного рынка было определено в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220, предварительное определение товара проводится на основе: нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; товарных словарей и справочников товароведов.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) включает в себя группу 04 - жилищно-коммунальные услуги. Согласно указанному общероссийскому классификатору "услуги по управлению многоквартирными домами" (041131) отнесены к разделу жилищные услуги.
Вместе с тем, коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) отнесены к отдельному разделу 042000 "Коммунальные услуги".
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, избравшим в качестве способа управления управление управляющей организацией, определяются в договоре управления многоквартирным домом.
ООО "УК "ВАСКО" заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом. Также ряд помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК "ВАСКО" находятся в муниципальной собственности. По указанным домам между ООО "УК "ВАСКО" и Департаментом управления имуществом г.о. Самара также заключены соответствующие договоры управления многоквартирными домами.
Договоры управления многоквартирным домом, заключенные с собственниками помещений, предусматривают обязанности Управляющей организации, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг Собственнику помещений в МКД установленного качества и в необходимом объеме (холодное, горячее водоснабжение; водоотведение; отопление; электроснабжение; газоснабжение). Управляющая компания в соответствии с пунктом 3.1.13 договора управления обязана заключать с организациями коммунального комплекса договоры на снабжение коммунальными ресурсами, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг Собственнику (Нанимателям) помещения(й), в объемах и с качеством, предусмотренными договором.
Размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных квартирными приборами учета, а также при оборудовании МКД общедомовыми приборами учета определяется, в соответствии с пунктом 4.3 договора управления МКД в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяемыми в соответствии с действующим законодательством.
ООО "УК "ВАСКО" оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "ВАСКО" и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО "УК "ВАСКО", в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.
Из анализа положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, исходя из сложившихся правоотношений, а также из заключенных договоров управления, Управляющая компания становится и единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан -собственников помещений в домах под управлением ООО "УК "ВАСКО".
Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО "УК "ВАСКО", данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка определены как рынок предоставления коммунальный услуги водоснабжения как составной части комплекса услуг предоставляемых в рамках договора управления многоквартирными домами.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что доводы ООО "УК "ВАСКО" об определении продуктовых границ рынка, как рынка управления многоквартирными домами являются несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (в том числе управляющая организация).
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 1 Правил оказания коммунальных услуг гражданам).
Как было отражено ранее, в Самарское УФАС России поступили сведения, согласно которым ООО "УК "ВАСКО" взимает плату за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды, а также отказывает в приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды. Таким образом, рассматриваемые действия ООО "УК "ВАСКО" совершались Обществом, в рамках отношений исполнителя коммунальных услуг с потребителями.
Вместе с тем, действующим законодательством, не предусмотрены положения, устанавливающие обязанность получения собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах технических условий на установку индивидуального прибора учета воды у управляющей организации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены правоотношения как возмездные, так и безвозмездные между собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями по выдаче технических условий на установку индивидуального прибора учета воды. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом антимонопольного органа, вопреки доводам заявителя, о том, что самостоятельного товарного рынка по выдаче технических условий на установку индивидуального прибора учета воды, не существует.
Следовательно, действия ООО "УК "ВАСКО" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды правомерно рассмотрены Самарским УФАС России на рынке, на котором совершено правонарушение, а именно: на рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения.
Кроме того, заявитель в обоснование своей позиции указывает, что географическими границами рынка предоставления коммунальной услуги - водоснабжения являются границы административного образования, ввиду того, что жилищным законодательством допускается одностороннее расторжение договора управления многоквартирным домом, в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 162 ЖК РФ по инициативе собственников помещения. Вместе с тем, указанный довод является необоснованным и несостоятельным, по следующим основаниям.
Согласно п. 4.1 Порядка N 220, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем; определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Как следует из информации, представленной ООО "УК "ВАСКО" по состоянию на 31.12.2013 г. в управлении ООО "УК "ВАСКО" находилось 1059 многоквартирных домов (письмо ООО "УК "ВАСКО" от 18.02.2014 г. N 1594). Вместе с тем, в рассматриваемый период собственники жилых помещений не меняли выбранный способ управления своими домами, ООО "УК "ВАСКО" являлось управляющей компанией в вышеуказанных многоквартирных домах. ООО "УК "ВАСКО", являющееся для граждан не только управляющей организацией, но и поставщиком коммунальной услуги водоснабжения, в нарушение требований действующего законодательства взимало плату за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды.
Таким образом, ООО "УК "ВАСКО" в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ в силу своего правового положения должно было обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, а также, поскольку для осуществления соответствующей деятельности в ведение управляющей организации передается общедомовое имущество, и, в частности, общедомовые сети, эта же организация для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО "УК "ВАСКО", данное Общество является единственным исполнителем жилищно-коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги водоснабжения.
Покупатель коммунальной услуги - водоснабжения - собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг - собственника (нанимателя) жилого помещения.
Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).
Кроме того, с учетом особенности коммунальной услуги водоснабжения как товара, в частности, возможности приобретения услуги водоснабжения только при наличии непосредственного присоединения водопроводных сетей внутри помещения к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного дома, ООО "УК "ВАСКО" является единственным продавцом данного товарного рынка для потребителей, имеющих технологическое присоединение к внутридомовым сетям вышеуказанных многоквартирных домов.
Поскольку, учитывая, что Самарским УФАС России рассматривается рынок предоставления коммунальный услуги - водоснабжения, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО "УК "ВАСКО".
По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка антимонопольным органом установлено, что доля ООО "УК "ВАСКО" на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013 году осуществляло Общество составляет 100%. Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО "УК "ВАСКО" является доминирующим. Данная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 09.06.2014 г. N А72-8381/2013; Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.03.2014 г. по делу N А65-14250/2013; Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2013 г. N А74-3354/2012; Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.04.2014 г. по делу N А65-17325/2013).
Аналогичная правовая ситуация была рассмотрена арбитражным судом кассационной инстанции при производстве по делу N А65-17325/2013. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.04.2014 г. по делу N А65-17325/2013 судом обоснованно сделан вывод о правомерности установления антимонопольным органом доминирующего положения управляющей организации на рынке предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения в границах многоквартирного жилого дома.
Кроме того, заявитель, в обоснование своей позиции по вопросу определения географических границ рынка ООО "УК "ВАСКО" ссылается на письмо ФАС России от 18.12.2013 N АЦ/51348/13. Однако, в указанном письме ФАС России дается оценка положениям управляющих компаний на товарном рынке в продуктовых границах -управление многоквартирными домами.
Самарским УФАС России, в рамках производства по делу N 8-1030-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривался рынок предоставления коммунальной услуги - водоснабжения.
Расчет объема товарного рынка, в соответствии с пунктом 6.1 Порядка N 220, был произведен Самарским УФАС России на основании объемов, оказанных ООО "УК "ВАСКО" услуг по предоставлению коммунальной услуги - водоснабжения, в границах домов, находящихся в управлении Общества. Таким образом, Самарским УФАС России рассмотрен иной товарный рынок, на котором определено положение ООО "УК "ВАСКО".
Исходя из имеющихся в деле документов, учитывая сформировавшуюся судебную практику по данному вопросу, Самарским УФАС России правомерно было установлено доминирующее положение ООО "УК "ВАСКО" на рынке предоставления коммунальной услуги - водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении Общества.
Кроме того, указанное письмо ФАС России не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 г. N 149 (далее - Порядок заключения и существенные условия договора установки приборов учета).
Указанный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка заключения договора установки приборов учета, договор заключается в простой письменной форме. Для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать ряд пунктов, указанных в пункте 5 указанного Порядка.
Согласно пункту 11 Порядка заключения договора установки приборов учета при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.
Таким образом, из анализа положений Порядка заключения договора установки приборов учета, организации, обязанные в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении осуществлять действия по установке индивидуальных приборов учета воды, выдают технические условия на установку ИПУ.
В соответствии с пунктом 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. Постановлением Правительства от 04.09.2013 г. N 776) (далее - Правила организации коммерческого учета воды) установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; в) допуск к эксплуатации узла учета; г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей) (пункт 29 Правил организации коммерческого учета воды).
Следовательно, исходя из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанность по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды возложена на организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение и, обязанные в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения. При этом, действующее законодательство не предусматривает выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды на возмездной основе.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия управляющих организаций по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству.
В рамках рассмотрения дела N 8-10330-14/6 антимонопольным органом установлено, что генеральным директором ООО "УК "ВАСКО" утвержден Приказ от 30.12.2010 г. N 644. В соответствии с пунктом 1 указанного приказа с 01.01.2011 г. в ООО "УК "ВАСКО" установлена плата за услугу - выдача технических условий в размере 450 рублей с НДС.
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО "УК "ВАСКО" в 2013 году выдало 4054 технических условия на установку индивидуальных приборов учета воды (Приложение N 4 к письму ООО "УК "ВАСКО" от 08.05.2014 г. N 3712).
Сумма дохода ООО "УК "ВАСКО" от оказания услуги по выдаче технических условий на установку прибора учета воды за 2012-2013 гг. составила 1713050 руб. (Приложение N 1 к письму ООО "УК "ВАСКО" от 08.05.2014 г. N 3712).
Как усматривается из материалов дела, на заседании Комиссии по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО "УК "ВАСКО" подтвердили факт взимания Обществом денежных средств за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды в 2012-2013 гг.
При этом, как следует из письма от 14.05.2014 г. N 3712/1 технические условия на установку индивидуальных приборов учета воды выдавались на основании устных заявлений граждан. Платежные документы, выставляемые ООО "УК "ВАСКО" в целях оплаты услуг по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды выдавались обратившимся лицам на руки.
Вместе с тем, в материалах дела N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства имеются технические условия на установку индивидуального узла учета холодной, горячей воды, выданные ООО "УК "ВАСКО", а также квитанция, выставленная ООО "УК "ВАСКО" в целях оплаты услуг, связанных с выдачей технических условий на установку счетчиков (ИПУ) в размере 450 рублей. При этом указанные технические условия, были выданы ООО "УК "ВАСКО" в рамках рассмотрения заявления гражданина, обратившегося в адрес управляющей компании за вводом в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета воды.
Комиссией в рамках производства по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил оказания коммунальных услуг, иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке и (или) замене, вводу в эксплуатацию ИПУ, имеющиеся в материалах дела доказательства, указывают на то, что действия ООО "УК "ВАСКО" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды не соответствуют положениям законодательства.
При этом, из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов не следует, что на управляющие организации возложена обязанность по осуществлению деятельности по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды.
На Управляющую компанию, как исполнителя коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, возложена обязанность по опломбировке и принятию данного прибора учета потребляемой воды в эксплуатацию на безвозмездной основе.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).
Таким образом, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что действия ООО "УК "ВАСКО" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета воды в 2012-2013 гг., ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как было установлено Комиссией по делу N 8-10330-14/6 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "УК "ВАСКО" получен доход в результате действий по взиманию платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды в размере 1713050 руб. Таким образом, доход от оказания услуг по опломбировке индивидуальных приборов учета воды в период 2012-2013 гг., получен ООО "УК "ВАСКО", вследствие нарушения антимонопольного законодательства, что послужило основанием для выдачи Комиссией Самарского УФАС России ООО "УК "ВАСКО" предписания от 11.06.2014 г. о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Документов, опровергающих выводы, установленные Комиссией Самарского УФАС России в решении от 11.06.2014 г. о незаконности действий ООО "УК "ВАСКО", заявителем не представлено.
Ссылка заявителя на решение Самарского УФАС России от 17.05.2011 г., согласно которому, как указывает заявитель, Комиссия Самарского УФАС России пришла к противоположному выводу, несостоятельна и не может быть принята судом как имеющее преюдициальное значение.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Решение и предписание Комиссии Самарского УФАС России от 11.06.2014 г. по делу N 8-10330-14/6 являются законными, обоснованными и принятыми в рамках полномочий, представленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 ноября 2014 года по делу N А55-15649/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)