Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2014
по делу N А40-13804/14, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-131)
по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОГРН 1027700302420, 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3)
к ответчику городу Москве в лице Департамента финансов г. Москвы (ОГРН 1027700505348, 125047, г. Москва, Миусская пл., 2)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Восточного административного округа" (ОГРН 1087746557623, 109378, г. Москва, Волгоградский пр-т, 163, 3)
о взыскании задолженности в размере 16.610.002 руб. 46 коп.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Хафизов Р.З. по доверенности N <...> от 12.12.2012, Хамидуллина Н.Р. по доверенности N <...> от 21.03.2012;
- от ответчика: Королева И.Н. по доверенности N <...> от 20.12.2013;
- от третьего лица: Дроздова В.В. по доверенности N <...> от 12.03.2014,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с города Москвы в лице Департамента финансов г. Москвы денежных средств в размере 16.610.002 руб. 46 коп. в возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию в размере 16.610.002 руб. 46 коп. за период с января по август 2013 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 14.04.2014, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Мосэнерго" (далее - истец, энергоснабжающая/теплоснабжающая организация) и организациями, в управлении которых находятся многоквартирные дома (далее - управляющие компании), расположенными на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (ЮВАО г. Москвы), заключены договоры энергоснабжения/теплоснабжения (далее - договор теплоснабжения), предметом которых является поставка тепловой энергии для бытовых нужд населения.
Во исполнение договоров теплоснабжения ОАО "Мосэнерго" в период январь - август 2013 управляющим компаниям для бытовых нужд населении была отпущена тепловая энергия с применением тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
По смыслу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, если закон не предусматривает применения цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.
В силу ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Суд первой инстанции установил, что расчеты между истцом и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения в целях отопления по указанным договорам теплоснабжения осуществлялись по тарифам для группы "население", установленным Постановлением N 671-ПП.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления тарифы на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения города Москвы, применяемые в 2013 году для расчетов с населением, являются льготными, а разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 установлено, что применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы и ресурсоснабжающим организациям, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, схема реализации тепловой энергии, при которой управляющие компании приобретают тепловую энергии для оказания коммунальных услуг: отопление и ГВС, не предусмотрена, в связи с чем ОАО "Мосэнерго" лишено возможности компенсации выпадающих доходов.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" согласно Приложениям 1 (тарифы, действующие в период с 1 января по 30 июня 2013 года) и 2 (тарифы, действующие с 1 июля 2013 года).
Статей 72 Конституции Российской Федерации установлено право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Суд первой инстанции правильно установил, что обязательства по возмещению разницы между тарифами для населения и фактической стоимостью производства, передачи и распределения тепловой энергии взял на себя бюджет города Москвы в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства Москвы N 602-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению" (далее - Порядок предоставления субсидий).
С учетом п. 1.2 Порядка предоставления субсидий на государственные казенные учреждения города Москвы дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов возложены функции получателей бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов теплоснабжающим организациям в связи с применением последними государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, и полномочия распоряжения указанными бюджетными средствами (п. 3.9).
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, ст. ст. 15, 309, 310, 1064 ГК РФ правильно установил, что за период январь - август 2013 года потери ОАО "Мосэнерго", вызванные межтарифной разницей и подлежащие возмещению ответчиком, составили сумму 16.610.002 руб. 46 коп.
В соответствии с положениями ст. 78, 158 БК РФ суд первой инстанции правильно установил соответствующее публично-правовое образование, к которому заявлено требование, а также правильно установил, что возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию осуществляется, поскольку является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что истец необоснованно применяет тарифы, установленные постановлением РЭК города Москвы от 21.12.2012 N 382, подлежит отклонению исходя из следующего.
Истец в период январь - август 2013 года к управляющим компаниям, в управлении которых находятся многоквартирные дома, расположенные на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (далее управляющие компании), для бытовых нужд населении применяло льготные тарифы на тепловую энергию, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
Согласно п. 2 данного Постановления разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций постановлениями РЭК г. Москвы, и льготных тарифах, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 установлено, что применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители, в отношении которых законодательно установлено право на льготы и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П определена правовая позиция о том, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодателем в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, для реализации которых используется специальный правовой инструментарий, призванный поддерживать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь, что по сути прямо вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 17, 34, 35 и 55, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требования, а государственное вмешательство должно обеспечивать баланс частного и публичного начал в сфере экономической деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения, а также на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП установлен порядок возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду.
Приложением 2 к данному Постановлению установлено, что для возмещения недополученных доходов ресурсоснабжающей организации в отношении тепловой энергии поставляемой для бытовых нужд населения необходимо ее целевое использование - "в целях отопления".
Поставка тепловой энергии истцом осуществляется только до тепловых пунктов, в которых затем производится приготовление горячей воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также коммунальная услуга отопление. Вышеуказанные тепловые пункты не принадлежат ОАО "Мосэнерго" ни на праве собственности, ни на ином законном основании, а находятся в ведении управляющих компаний, ТСЖ и пр.
Такая схема договорных отношений подтверждается заключенными договорами теплоснабжения, представленными в материалы дела, согласно которым ОАО "Мосэнерго" продает тепловую энергию управляющим компаниям, ТСЖ и пр., но не участвует в производстве и поставке коммунальных услуг, так как оборудование для их производства находится за пределами границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации.
Следовательно, при такой договорной схеме (до тепловых пунктов) не представляется возможным произвести раздельный учет и актировать тепловую энергию, которая используется на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Таким образом, у ОАО "Мосэнерго" отсутствует возможность производства горячей воды, что не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
В пункте 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" сказано, что "тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения"
Аналогичный вывод содержится в Решении ВАС РФ от 12.05.2012 N ВАС-534/12 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 520" по заявлению ОАО "ТГК-2", где определено, что тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые осуществляют непосредственное производство горячей воды и оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- - тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения - финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды;
- - стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды.
Таким образом, ОАО "Мосэнерго" осуществляет поставку компонента тепловой энергии для последующего приготовления коммунальных услуг и не может осуществлять непосредственное производство горячей воды.
На основании вышеизложенного, ОАО "Мосэнерго" лишено возможности компенсации выпадающих доходов при применении льготных тарифов на тепловую энергию и несет потери, вызванные межтарифной разницей.
1.3. За период январь - август 2013 года потери ОАО "Мосэнерго", вызванные межтарифной разницей и подлежащие возмещению ответчиком, составили сумму 16.610.002 руб. 46 коп.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Сумма межтарифной разницы определена как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения:
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год", а именно, за период январь - июнь 2013 года - 1 137,38 руб./Гкал (без НДС), за период июль - август 2013 года - 1 212,97 руб./Гкал (без НДС).
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию для бытовых нужд населения, установленном Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" (Приложения N 15 и N 17 к постановлению): за период январь - июль 2013 - 1 075,43 руб./Гкал с НДС (911,38 руб./Гкал без НДС), за период август 2013 - 1 172,22 руб. /Гкал с НДС (993,41 руб./Гкал без НДС).
Таким образом, разница в тарифах на 2013 год составила 226 руб./Гкал без НДС за период с января по июнь 2013 года и 301,59 руб./Гкал без НДС за период июль - август 2013 года.
Объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения определяется на основании актов, подписанных ОАО "Мосэнерго" и управляющими организациями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе о том, что город Москва в лице Департамента финансов Москвы является надлежащим ответчиком, поскольку надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункты 1 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
Льготные тарифы на тепловую энергию утверждены Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации ... выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а при отсутствии такового - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения, а также на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законом города Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" учтены соответствующие целевые статьи расходов бюджета, а именно возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению в целях отопления и при поставке населению горячей воды.
Возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен при продаже товаров (работ, услуг) населению в иных целях (в настоящем деле - это поставка тепловой энергии) в бюджете города Москвы на 2013 год не предусмотрено.
Согласно Положению о Департаменте финансов Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП, именно департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, организации исполнения бюджета города Москвы.
Таким образом, в связи с отсутствием в бюджете города Москвы статьи финансирования недополученных доходов, связанных с применением тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения, и, соответственно, главного распорядителя бюджетных средств, иск правомерно предъявлен иск к финансовому органу субъекта РФ.
При этом в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано:
"Судам необходимо учитывать, что если потери ресурсоснабжающей организации, вызванные межтарифной разницей не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется".
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 14.04.2014.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2014 по делу N А40-13804/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов г. Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 N 09АП-20426/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-13804/14
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. N 09АП-20426/2014-ГК
Дело N А40-13804/14
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2014
по делу N А40-13804/14, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-131)
по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОГРН 1027700302420, 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 101, корп. 3)
к ответчику городу Москве в лице Департамента финансов г. Москвы (ОГРН 1027700505348, 125047, г. Москва, Миусская пл., 2)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Восточного административного округа" (ОГРН 1087746557623, 109378, г. Москва, Волгоградский пр-т, 163, 3)
о взыскании задолженности в размере 16.610.002 руб. 46 коп.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Хафизов Р.З. по доверенности N <...> от 12.12.2012, Хамидуллина Н.Р. по доверенности N <...> от 21.03.2012;
- от ответчика: Королева И.Н. по доверенности N <...> от 20.12.2013;
- от третьего лица: Дроздова В.В. по доверенности N <...> от 12.03.2014,
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с города Москвы в лице Департамента финансов г. Москвы денежных средств в размере 16.610.002 руб. 46 коп. в возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию в размере 16.610.002 руб. 46 коп. за период с января по август 2013 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 14.04.2014, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Мосэнерго" (далее - истец, энергоснабжающая/теплоснабжающая организация) и организациями, в управлении которых находятся многоквартирные дома (далее - управляющие компании), расположенными на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (ЮВАО г. Москвы), заключены договоры энергоснабжения/теплоснабжения (далее - договор теплоснабжения), предметом которых является поставка тепловой энергии для бытовых нужд населения.
Во исполнение договоров теплоснабжения ОАО "Мосэнерго" в период январь - август 2013 управляющим компаниям для бытовых нужд населении была отпущена тепловая энергия с применением тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
По смыслу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, если закон не предусматривает применения цен (тарифов), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами.
В силу ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Суд первой инстанции установил, что расчеты между истцом и управляющими организациями за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения в целях отопления по указанным договорам теплоснабжения осуществлялись по тарифам для группы "население", установленным Постановлением N 671-ПП.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления тарифы на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения города Москвы, применяемые в 2013 году для расчетов с населением, являются льготными, а разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 установлено, что применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы и ресурсоснабжающим организациям, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, схема реализации тепловой энергии, при которой управляющие компании приобретают тепловую энергии для оказания коммунальных услуг: отопление и ГВС, не предусмотрена, в связи с чем ОАО "Мосэнерго" лишено возможности компенсации выпадающих доходов.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" согласно Приложениям 1 (тарифы, действующие в период с 1 января по 30 июня 2013 года) и 2 (тарифы, действующие с 1 июля 2013 года).
Статей 72 Конституции Российской Федерации установлено право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Суд первой инстанции правильно установил, что обязательства по возмещению разницы между тарифами для населения и фактической стоимостью производства, передачи и распределения тепловой энергии взял на себя бюджет города Москвы в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства Москвы N 602-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению" (далее - Порядок предоставления субсидий).
С учетом п. 1.2 Порядка предоставления субсидий на государственные казенные учреждения города Москвы дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов возложены функции получателей бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов теплоснабжающим организациям в связи с применением последними государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, и полномочия распоряжения указанными бюджетными средствами (п. 3.9).
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом положений ст. 71 АПК РФ, ст. ст. 15, 309, 310, 1064 ГК РФ правильно установил, что за период январь - август 2013 года потери ОАО "Мосэнерго", вызванные межтарифной разницей и подлежащие возмещению ответчиком, составили сумму 16.610.002 руб. 46 коп.
В соответствии с положениями ст. 78, 158 БК РФ суд первой инстанции правильно установил соответствующее публично-правовое образование, к которому заявлено требование, а также правильно установил, что возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию осуществляется, поскольку является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что истец необоснованно применяет тарифы, установленные постановлением РЭК города Москвы от 21.12.2012 N 382, подлежит отклонению исходя из следующего.
Истец в период январь - август 2013 года к управляющим компаниям, в управлении которых находятся многоквартирные дома, расположенные на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (далее управляющие компании), для бытовых нужд населении применяло льготные тарифы на тепловую энергию, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
Согласно п. 2 данного Постановления разница в тарифах на тепловую энергию, установленных для ресурсоснабжающих организаций постановлениями РЭК г. Москвы, и льготных тарифах, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 установлено, что применение льготных тарифов на тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители, в отношении которых законодательно установлено право на льготы и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П определена правовая позиция о том, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодателем в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, для реализации которых используется специальный правовой инструментарий, призванный поддерживать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь, что по сути прямо вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 17, 34, 35 и 55, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требования, а государственное вмешательство должно обеспечивать баланс частного и публичного начал в сфере экономической деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения, а также на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП установлен порядок возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду.
Приложением 2 к данному Постановлению установлено, что для возмещения недополученных доходов ресурсоснабжающей организации в отношении тепловой энергии поставляемой для бытовых нужд населения необходимо ее целевое использование - "в целях отопления".
Поставка тепловой энергии истцом осуществляется только до тепловых пунктов, в которых затем производится приготовление горячей воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также коммунальная услуга отопление. Вышеуказанные тепловые пункты не принадлежат ОАО "Мосэнерго" ни на праве собственности, ни на ином законном основании, а находятся в ведении управляющих компаний, ТСЖ и пр.
Такая схема договорных отношений подтверждается заключенными договорами теплоснабжения, представленными в материалы дела, согласно которым ОАО "Мосэнерго" продает тепловую энергию управляющим компаниям, ТСЖ и пр., но не участвует в производстве и поставке коммунальных услуг, так как оборудование для их производства находится за пределами границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации.
Следовательно, при такой договорной схеме (до тепловых пунктов) не представляется возможным произвести раздельный учет и актировать тепловую энергию, которая используется на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Таким образом, у ОАО "Мосэнерго" отсутствует возможность производства горячей воды, что не позволяет применять тариф на горячую воду при существующих договорных отношениях.
В пункте 7 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" сказано, что "тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения"
Аналогичный вывод содержится в Решении ВАС РФ от 12.05.2012 N ВАС-534/12 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 520" по заявлению ОАО "ТГК-2", где определено, что тариф на горячую воду устанавливается только для тех регулируемых организаций, которые осуществляют непосредственное производство горячей воды и оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- - тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения - финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды;
- - стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды.
Таким образом, ОАО "Мосэнерго" осуществляет поставку компонента тепловой энергии для последующего приготовления коммунальных услуг и не может осуществлять непосредственное производство горячей воды.
На основании вышеизложенного, ОАО "Мосэнерго" лишено возможности компенсации выпадающих доходов при применении льготных тарифов на тепловую энергию и несет потери, вызванные межтарифной разницей.
1.3. За период январь - август 2013 года потери ОАО "Мосэнерго", вызванные межтарифной разницей и подлежащие возмещению ответчиком, составили сумму 16.610.002 руб. 46 коп.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Сумма межтарифной разницы определена как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения:
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию, утвержденным Постановлением Региональной энергетической комиссии Москвы от 21.12.2012 N 382 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Мосэнерго" на 2013 год", а именно, за период январь - июнь 2013 года - 1 137,38 руб./Гкал (без НДС), за период июль - август 2013 года - 1 212,97 руб./Гкал (без НДС).
- исчисленной по тарифам на тепловую энергию для бытовых нужд населения, установленном Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" (Приложения N 15 и N 17 к постановлению): за период январь - июль 2013 - 1 075,43 руб./Гкал с НДС (911,38 руб./Гкал без НДС), за период август 2013 - 1 172,22 руб. /Гкал с НДС (993,41 руб./Гкал без НДС).
Таким образом, разница в тарифах на 2013 год составила 226 руб./Гкал без НДС за период с января по июнь 2013 года и 301,59 руб./Гкал без НДС за период июль - август 2013 года.
Объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения определяется на основании актов, подписанных ОАО "Мосэнерго" и управляющими организациями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе о том, что город Москва в лице Департамента финансов Москвы является надлежащим ответчиком, поскольку надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункты 1 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
Льготные тарифы на тепловую энергию утверждены Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации ... выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а при отсутствии такового - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Постановлением Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП утверждены порядки предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения, а также на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законом города Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" учтены соответствующие целевые статьи расходов бюджета, а именно возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению в целях отопления и при поставке населению горячей воды.
Возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с применением государственных регулируемых цен при продаже товаров (работ, услуг) населению в иных целях (в настоящем деле - это поставка тепловой энергии) в бюджете города Москвы на 2013 год не предусмотрено.
Согласно Положению о Департаменте финансов Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП, именно департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере бюджетной деятельности, организации исполнения бюджета города Москвы.
Таким образом, в связи с отсутствием в бюджете города Москвы статьи финансирования недополученных доходов, связанных с применением тарифов на тепловую энергию для бытовых нужд населения, и, соответственно, главного распорядителя бюджетных средств, иск правомерно предъявлен иск к финансовому органу субъекта РФ.
При этом в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано:
"Судам необходимо учитывать, что если потери ресурсоснабжающей организации, вызванные межтарифной разницей не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется".
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 14.04.2014.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2014 по делу N А40-13804/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента финансов г. Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)