Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.12.2014 по делу N А33-19748/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Христенко Елены Николаевны о признании незаконным решения от 29.08.2014 N 13-ГСНО Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
при участии лица, привлеченного к участию в деле, Департамента градостроительства Администрации города Красноярск
установил:
Индивидуальный предприниматель Христенко Елена Николаевна обратилась в арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании незаконным решения от 29.08.2014 об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
К участию в деле привлечен департамент градостроительства Администрации города Красноярск.
Решением арбитражного суда Красноярского края от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно отклонили доводы Службы о том, что проведенные предпринимателем работы не относятся к реконструкции объекта капитального строительства. Суды не разграничили понятие "перепланировки" и "реконструкции".
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункта 14 статьи 1 градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края полагает, что действующее градостроительное законодательство к реконструкции объектов капитального строительства относит именно изменение их параметров (правила определения "высоты", "количества этажей", "площади", "объема" закреплено в приложениях "Б", "В" СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). Действующим законодательством, как полагает Служба, не предусмотрено определение понятий параметров "надстройка", "перестройка", "расширение".
Оспариваемое решение об отказе в выдаче заключения от 29.08.2014 мотивировано тем, что в результате анализа проектной документации Службой выявлено, что в нежилых помещениях N 4 и N 21 на 1-м этаже в пятиэтажном жилом кирпичном доме выполнены работы по объединению и перепланировке внутренних помещений с устройством отдельного входа и устройством крыльца. Выполненные работы в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются работами по реконструкции, так как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства не выявлено.
Служба не согласна с выводами судов о том, работы по демонтажу части подоконного простенка в несущей стене дома для устройства входа и строительства крыльца повлекут изменение отдельных параметров данного объекта капитального строительства, а именно, общей площади несущей стены многоквартирного дома, вследствие чего данные работы следует считать реконструкцией; по смыслу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устройство отдельного входа и расширение оконного проема само по себе не относится к реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 15.10.2010 N 904-арх., от 29.04.2013 N 1079-арх. предпринимателю разрешено перевести жилые помещения N 4,21 по проспекту Свободному, 36 в нежилые помещения с последующей реконструкцией.
Основной задачей проекта реконструкции, согласно разделу 4 проектной документации, является переоборудование жилых помещений под аптеку-доставку путем устройства проема и расширения проема в наружной несущей кирпичной стене и устройство входного крыльца со стороны проспекта Свободный.
Общая площадь помещений после реконструкции (без учета крыльца) составляет 93,87 кв. м, общая площадь помещений после реконструкции с учетом крыльца и лестницы - 101,83 кв. м.
Согласно пункту 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводится в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с требованиями указанной нормы в отношении проектной документации по объекту "реконструкция нежилых помещений N 4,21 на первом этаже под аптеку-доставку в пятиэтажном жилом кирпичном доме" ООО "СибСтройЭксперт" проведена негосударственная экспертиза, по результатам которой выдано положительное заключение от 12.09.2013 N 2-1-1-0212-13.
Принимая во внимание характер выполненных работ на основании заключения экспертизы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у службы оснований для отказа в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства техническим регламентам и проектной документации.
Доводы заявителя жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.09.2015 N 302-КГ15-11292 ПО ДЕЛУ N А33-19748/2014
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям законодательства и проектной документации.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. N 302-КГ15-11292
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.12.2014 по делу N А33-19748/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Христенко Елены Николаевны о признании незаконным решения от 29.08.2014 N 13-ГСНО Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
при участии лица, привлеченного к участию в деле, Департамента градостроительства Администрации города Красноярск
установил:
Индивидуальный предприниматель Христенко Елена Николаевна обратилась в арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании незаконным решения от 29.08.2014 об отказе в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
К участию в деле привлечен департамент градостроительства Администрации города Красноярск.
Решением арбитражного суда Красноярского края от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, суды необоснованно отклонили доводы Службы о том, что проведенные предпринимателем работы не относятся к реконструкции объекта капитального строительства. Суды не разграничили понятие "перепланировки" и "реконструкции".
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункта 14 статьи 1 градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края полагает, что действующее градостроительное законодательство к реконструкции объектов капитального строительства относит именно изменение их параметров (правила определения "высоты", "количества этажей", "площади", "объема" закреплено в приложениях "Б", "В" СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). Действующим законодательством, как полагает Служба, не предусмотрено определение понятий параметров "надстройка", "перестройка", "расширение".
Оспариваемое решение об отказе в выдаче заключения от 29.08.2014 мотивировано тем, что в результате анализа проектной документации Службой выявлено, что в нежилых помещениях N 4 и N 21 на 1-м этаже в пятиэтажном жилом кирпичном доме выполнены работы по объединению и перепланировке внутренних помещений с устройством отдельного входа и устройством крыльца. Выполненные работы в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются работами по реконструкции, так как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства не выявлено.
Служба не согласна с выводами судов о том, работы по демонтажу части подоконного простенка в несущей стене дома для устройства входа и строительства крыльца повлекут изменение отдельных параметров данного объекта капитального строительства, а именно, общей площади несущей стены многоквартирного дома, вследствие чего данные работы следует считать реконструкцией; по смыслу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устройство отдельного входа и расширение оконного проема само по себе не относится к реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 15.10.2010 N 904-арх., от 29.04.2013 N 1079-арх. предпринимателю разрешено перевести жилые помещения N 4,21 по проспекту Свободному, 36 в нежилые помещения с последующей реконструкцией.
Основной задачей проекта реконструкции, согласно разделу 4 проектной документации, является переоборудование жилых помещений под аптеку-доставку путем устройства проема и расширения проема в наружной несущей кирпичной стене и устройство входного крыльца со стороны проспекта Свободный.
Общая площадь помещений после реконструкции (без учета крыльца) составляет 93,87 кв. м, общая площадь помещений после реконструкции с учетом крыльца и лестницы - 101,83 кв. м.
Согласно пункту 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводится в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с требованиями указанной нормы в отношении проектной документации по объекту "реконструкция нежилых помещений N 4,21 на первом этаже под аптеку-доставку в пятиэтажном жилом кирпичном доме" ООО "СибСтройЭксперт" проведена негосударственная экспертиза, по результатам которой выдано положительное заключение от 12.09.2013 N 2-1-1-0212-13.
Принимая во внимание характер выполненных работ на основании заключения экспертизы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у службы оснований для отказа в выдаче заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства техническим регламентам и проектной документации.
Доводы заявителя жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)