Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2014 N 08АП-6896/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3921/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. N 08АП-6896/2014

Дело N А70-3921/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Зориной О.В., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ветюговой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6896/2014) Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22 мая 2014 года по делу N А70-3921/2014 (судья Лазарев В.В.), принятое по иску Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568680, ИНН 7204034314) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" (ОГРН 1067203324528; ИНН 7202150643) о взыскании денежных средств,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200559109; ИНН 7202034975), общество с ограниченной ответственностью "ЮниСтройГрупп" (ОГРН 1087232041148, ИНН 7204128837), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (ОГРН 1057200831302, ИНН 7203165988),
при участии в судебном заседании:
- от Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени - представитель Ильин А.Д. по доверенности N 31 от 03.02.2014, сроком действия до 31.12.2014, паспорт;

- установил:

департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - Департамент городского хозяйства, истец) обратился в арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный стандарт" (далее - ООО "УК "Жилищный стандарт", ответчик) о взыскании суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 1 025 596 руб. 04 коп.
Исковые требования со ссылками на статьи 28, 38, 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 2, 15, 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) мотивированны нецелевым расходованием бюджетных средств ответчиком по соглашению о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки от 16.09.2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее - Департамент финансов), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (далее - ООО "УК по СЖФ") и общество с ограниченной ответственностью "ЮниСтройГрупп" (далее - ООО "ЮниСтройГрупп").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.05.2014 по делу N А70-3921/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского хозяйства обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает следующее:
- - при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что ответчик не является лицом, ответственным за нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 1 025 596 руб. 04 коп.;
- - субъектом получения субсидии на долевое финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ является именно ответчик;
- - подписание между ответчиком и подрядной организацией актов выполненных работ не исключает возможности осуществления последующего контроля за исполнением условий соглашения в части целевого использования бюджетных средств и предъявления соответствующих требований к ответчику о возврате денежных сумму в случае установления фактов их нецелевого использования.
ООО "УК "Жилищный стандарт" в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возражает против ее удовлетворения, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает требования, изложенные в ней, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу N А70-3921/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 05.08.2014.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Жилищный стандарт" как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 51 и ул. Хохрякова, 81.
16.09.2009 между АК Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО), ООО "УК "Жилищный стандарт" и Департаментом городского хозяйства заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки (далее - соглашение о взаимодействии), по условиям которого Департамент городского хозяйства и ООО "УК Жилищный стандарт" перечисляют денежные средства на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов - участников региональной программы по проведению капитального ремонта, на счет N 40702810067100007423, открытый в банке.
По условиям пункта 1.2 соглашения о взаимодействии бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, направленная Департаментом участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 34 151 285 руб. 59 коп.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.5 соглашения о взаимодействии денежные средства, находящиеся на счете N 40702810067100007423, могут быть направлены только безналичным путем на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 185-ФЗ.
Пунктом 3.4 соглашения о взаимодействии предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях:
- неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
- нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками Департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством;
- расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлении финансовой поддержки;
- расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
21.09.2009 и 02.08.2010 года между ООО "УК "Жилищный стандарт" (заказчик), ООО "УК по СЖФ" (специализированная организация) и ООО "ЮниСтройГрупп" (подрядчик) заключены договоры N ДП-01/09 и N ДП-01/10 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, по условиям которых подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 51 по ул. Орджоникидзе г. Тюмени, а заказчик обязался принять и оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договоров.
ООО "УК "Жилищный стандарт" на основании актов о приемке выполненных работ и разрешений на расходование денежных средств, выданных ответчику Департаментом городского хозяйства, перечислило ООО "ЮниСтройГрупп" денежные средства в размере 5 955 495 руб. 00 коп.
Как указывает истец, на основании актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат подрядчиком по договорам N ДП-01/09 от 21.09.2009 и N ДП-01/10 от 02.08.2010 выполнены, а заказчиком приняты работы на суммы 5 162 548 руб. и 733 982 руб., соответственно.
В соответствии с актом от 12.09.2011 по результатам проверки, проведенной Департаментом финансов, установлено завышение стоимости выполненных работ по договорам N ДП-01/09 от 21.09.2009 и N ДП-01/10 от 02.08.2010 на сумму 1 070 962 руб.
Ссылаясь на то, что получателем субсидии является ответчик, счет в банке принадлежит ему и он распоряжался денежными средствами, в том числе, и по окончанию работ, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 1 025 596 руб. 04 коп. как нецелевого использования бюджетных средств.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении исковых требований Департамента городского хозяйства, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона N 185-ФЗ под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Как предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 15 данного закона, региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать рассчитываемый в установленном настоящим Федеральным законом порядке объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящей части, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты (часть 1). Контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (часть 1.1). Проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи проводит Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1.2).
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом на банковские счета, указанные в части 6 настоящей статьи, с учетом требований, установленных частью 6.1 настоящей статьи (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ).
При этом порядок выплаты товариществом собственником жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления (часть 8 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ).
Согласно части 9 этой же статьи оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирной доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Из содержания указанных норм следует, что ответчик как управляющая организация, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме, участвует в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома, в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком, вследствие чего ООО "УК "Жилищный стандарт" правомерно не признано судом первой инстанции в качестве получателя бюджетных средств.
Как было указано выше, из соглашения о взаимодействии от 16.09.2009 следует, что денежные средства перечисляются как истцом, так и ответчиком, причем перечисляются непосредственно на финансирование видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Пунктом 1.6 соглашения о взаимодействии установлено, что для перечисления по требованию клиента денежных средств на оплату работ, помимо платежного поручения на оплату работ по капитальному ремонту, в числе прочих документов предоставляется разрешение на расходование денежных средств от Департамента городского хозяйства.
Нарушений установленного данным соглашением порядка перечисления денежных средств со стороны ответчика судом не установлено.
Кроме того, в силу части 10 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Однако в данном случае истец, согласовав представленные акты приемки работ, не воспользовался правом, предусмотренным указанной нормой, не реализовав свои полномочия по проверке использования выделенной субсидии, отказу в выдаче разрешения на перечисление денежных средств.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия истца по согласованию актов выполненных работ, выдаче разрешений на расходование денежных средств в оплату работ, свидетельствуют о согласии Департамента на принятие ответчиком работ надлежащего качества, в полном объеме. При этом доказательства о наличии между подрядчиком и заказчиком спора по объему, либо качеству выполненных работ отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод суда согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2013 по делу N А70-3308/20132.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает принятое по делу решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Апелляционная жалоба Департамента городского хозяйства оставляется без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов в связи с подачей апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как истец в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22 мая 2014 года по делу N А70-3921/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА

Судьи
О.В.ЗОРИНА
Т.П.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)