Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2014 N 08АП-8377/2014 ПО ДЕЛУ N А46-5383/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. N 08АП-8377/2014

Дело N А46-5383/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8377/2014) федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2014 по делу N А46-5383/2014 (судья Гущин А.И.) по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (ОГРН 1025500745423, ИНН 5502029789) об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
от федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" - представителя Басгаль Е.М. по доверенности N 56/ТО/СИЗО-1-26 от 31.01.2014 сроком действия до 31.12.2014,
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представителя Шатова Д.А. по доверенности N 15/08 от 01.01.2014 сроком действия по 31.12.2014,

установил:

открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, учреждение, ответчик) об урегулировании разногласий при заключении единого договора N 604 холодного водоснабжения и водоотведения с приложениями и принятии подпункта "г" пункта 13, пункта 24, пункта 54 единого договора N 604 холодного водоснабжения и водоотведения, приложений N 1, N 2 к договору - акта разграничения балансовой принадлежности и акта о разграничении эксплуатационной ответственности по объекту, расположенному по адресу: г. Омск, пр. Мира, 37А, в редакции общества.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.06.2014 по делу N А46-5383/2014 исковые требования ОАО "ОмскВодоканал" удовлетворены, спорные пункты договора холодного водоснабжения и водоотведения N 604 изложены в редакции общества. Этим же решением с ответчика в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области в апелляционной жалобе просило его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на то, что вывод суда первой инстанции о том, что принятие подпункта "г" пункта 13, пункта 24 единого договора N 604 в редакции учреждения может привести вообще к недопуску истца к местам отбора проб и приборам учета и иным устройствам водоснабжения, не обоснован, так как ограничение в допуске организации водопроводно-канализационного хозяйства будет применено лишь в случаях возможной угрозы жизни и здоровью представителей общества. Относительно урегулирования разногласий по пункту 54 единого договора судом первой инстанции не учтены нормы части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). ОАО "ОмскВодоканал" не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о принадлежности водопроводных и канализационных сетей, расположенных от сетей общества, указанных им на схеме, до границы наружной стены многоквартирного дома по ул. Мира, 37А (расположенных за пределами границ многоквартирного дома), на каком-либо вещном праве или ином законном основании и, следовательно, отсутствуют основания для возложения обязанности по содержанию этих участков сетей на учреждение.
ОАО "ОмскВодоканал" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, где выразило несогласие с позицией ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами возникли разногласия при заключении единого договора N 604 холодного водоснабжения и водоотведения.
Рассматривая разногласия, суд первой инстанции правильно руководствовался статьями 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и обоснованно исходил из публичности договора (статья 426 ГК РФ) о водоснабжении и водоотведении через присоединенные сети согласно правилам статей 539 - 548 ГК РФ.
Суд первой инстанции верно указал, что отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения) и N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество просит изложить подпункт "г" пункта 13 в следующей редакции: "организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора".
Истец, в свою очередь, пункт 24 единого договора просит изложить в следующей редакции: "Абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке:
а) организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещают абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"). При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб;
б) уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение;
в) доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным настоящим договором, осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды и сточных вод;
г) абонент принимает участие в проведении организацией водопроводно- канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом;
д) отказ в доступе (недопуск) представителям организации водопроводно- канализационного хозяйства к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) за определенный период холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
е) в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных настоящим договором, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525".
Учреждение просит подпункт "г" пункта 13 единого договора и пункт 24 дополнить условием о том, что "При проведении режимных мероприятий допуск организации водопроводно-канализационного хозяйства может быть ограничен".
Общество просит изложить пункт 54 единого договора в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки".
Ответчик настаивает на следующей редакции пункта 54 единого договора; "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента в судебном порядке уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки".
Принимая подпункт "г" пункта 13 и пункт 24 в редакциях, предложенных истцом, суд первой инстанции исходил из того, что такие редакции основаны на части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, положениях Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 и от 04.09.2013 N 776.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно подпункту "з" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета.
Порядок обеспечения доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета детально регламентирован в пунктах 147 - 147 названных Правил, исходя из содержания которых, допуск осуществляется после заблаговременного оповещения абонента и согласования с ним даны и времени посещения, что предполагает учет режимности учреждения.
Предлагая свою редакцию спорных условий единого договора, ответчик не предлагает включить в договор понятие и расшифровку режимных мероприятий, что может привести к злоупотреблению со стороны ответчика - недопуску общества к местам отбора проб и приборам учета и иным устройствам, посредством которых осуществляется водоснабжение и водоотведение учреждения, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Возражая против принятия пункта 54 единого договора в редакции истца, ответчик не учитывает следующее.
ОАО "Водоканал" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению и является единственным лицом к сетям, которого возможно осуществить технологическое присоединение сетей водоснабжения и водоотведения учреждения.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 104 "О внесении изменений в федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу в этот же день, уточнены особенности заключения отдельных контрактов, в частности предусмотрено, что условия о штрафных санкциях (части 4 - 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ) могут не применяться в случае заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28, 29 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. В новой редакции части 15 статьи 34 Закона N 44 закреплено, что контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Единственной формой договора холодного водоснабжения и водоотведения является письменная форма договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Принятие судом пункта 54 спорного договора в редакции ОАО "ОмскВодоканал" соответствует положениям единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 30), утвержденного названным постановлением, и положениям Закона N 44 не противоречит.
По мнению учреждения, вопреки доводам общества, Приложения N 1, N 2 следует исключить из единого договора N 604.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, частью 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, пунктом 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и нормами Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, условие о границах эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства является одним из существенных условий договора холодного водоснабжения и водоотведения. Отсутствие в договоре данного условия влечет его незаключенность.
Таким образом, предложение ответчика об исключении Приложений N 1 и N 2 к единому договору N 604 противоречит императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в схемах границ раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по объекту по адресу: г. Омск, пр. Мира, 37А, не указано наличие водопроводных и канализационных сетей, находящихся на балансе и обслуживании учреждения.
Акты о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности закрепляют точки на границах эксплуатационной ответственности ОАО "ОмскВодоканал" по водопроводным и канализационным сетям, которые являются местом исполнения обязательства общества по отпуску учреждению питьевой воды и приему от него сточных вод.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются по указанным выше основаниям.
Оснований для отмены обжалуемого решения принятого при правильном применении норм материального права и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2014 по делу N А46-5383/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ

Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Д.Г.РОЖКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)