Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
18 сентября 2014 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.
при секретаре Ибрашевой А.Б.,
с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Корневой Н.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению Суптелло А.П. об оспаривании нормативного правового акта и
Суптелло А.П. обратился в Челябинский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - Постановления Правительства Челябинской области от 21.05.2014 года N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" вместе с "Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" (далее - Региональная программа), в котором указал на противоречие использованного в оспариваемом нормативном правовом акте понятия "общее имущество в многоквартирном доме" понятию "дом" как единому объекту, данному в ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ". Заявитель также указал, что в п. 2 раздела I Региональной программы использован термин "жилищный фонд", что противоречит п. 1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170. Термин "нормативное состояние инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий", использованный в подпункте 2 пункта 5 раздела II Региональной программы, применялся для ведения бухгалтерского учета, его применение противоречит п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 и п. 4 ст. 6 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области". В оспариваемом нормативном правовом акте отсутствуют критерии отнесения очередности проведения капитального ремонта, а также обоснование первоочередного проведения капитального ремонта за счет средств Фонда в случаях пожара, бедствий и аварий. Виды работ, расшифровка сокращенных наименований которых приведена в конце таблицы Приложения к Региональной программе, не соответствуют фактическому состоянию многоквартирного жилого дома по ул. Лесопарковая, 9а, не отвечают необходимости проведения капитального ремонта подвального помещения, а не реконструкции подполья дома. Программа включает капитальный ремонт дома, который признан аварийным и подлежащим сносу, что свидетельствует об отсутствии проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, поскольку он не был опубликован на дату введения его в действие - с 21 мая 2014 года, т.е. со дня подписания. Заявитель просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим. В судебном заседании Суптелло А.П. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Челябинской области Дульский И.В., действующий на основании доверенности от 26.12.2013 года, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Челябинской области и не противоречит федеральному и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав пояснения заявителя Суптелло А.П. и представителя Правительства Челябинской области Д., заключение прокурора Корневой Н.П., полагавшей оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим федеральному закону, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 8 Устава (Основного Закона) Челябинской области систему органов государственной власти области составляют законодательный (представительный) орган области - Законодательное Собрание Челябинской области, высший исполнительный орган области - Правительство Челябинской области и иные органы исполнительной власти области.
Статья 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 200-ЗО "О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области" предусматривает, что в структуру исполнительных органов государственной власти области входят Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области и иные исполнительные органы государственной власти области, в том числе отраслевые и межотраслевые органы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы".
Постановление Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года N 196-П вместе с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы и приложения к ней опубликованы в газете "Южноуральская панорама" от 6 июня 2014 года N 85 (спецвыпуск N 23).
Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Челябинской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области".
Пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищном кодексом РФ.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ст. 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса РФ.
Статьей 167 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Конкретные полномочия в указанной выше сфере предоставлены субъектам Российской Федерации также ч. 4 ст. 166, ч. ч. 3, 6, 7 ст. 168, ч. 3 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 1 ст. 171, ч. 2 ст. 172, ч. 1 ст. 174, ст. 178, ч. ч. 2, 4 ст. 179, ч.ч. 2, 4 ст. 180, ч. 4 ст. 181, ч.ч. 4, 5 ст. 182, ст. ст. 184 - 191 Жилищного кодекса РФ.
Правовые и организационные основы обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядка накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядка подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам установлены Законом Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО (в редакции от 24.04.2014 года) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области".
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" к полномочиям Правительства Челябинской области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено утверждение региональных программ капитального ремонта.
Таким образом, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы утверждена постановлением Правительства Челябинской области в исполнение полномочий, предоставленных ему Законом Челябинской области, что соответствует ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, в силу которой порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно паспорту Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы целью Региональной программы является осуществление комплекса социально-экономических и организационных мероприятий по планированию и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, а задачами - проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области; приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий; повышение комфортности проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области.
Региональной программой предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества в 20036 многоквартирных домах, а также установлен срок ее реализации: 2014 - 2043 годы, который поделен на пять шестилетних периодов.
Региональная программа включает в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт лифтового хозяйства, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета, ремонт фундамента многоквартирного дома.
Данный перечень, вопреки доводам заявителя, соответствует положениям части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, которой предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт фундамента многоквартирного дома.
Кроме того, в силу положений части 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Суд не может принять в качестве основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим доводы заявителя о том, что сроки, объем и виды работ, расшифровка сокращенных наименований которых приведена в конце таблицы Приложения к Региональной программе, не соответствуют фактическому состоянию многоквартирного жилого дома по ул. Лесопарковая, 9а, в котором проживает заявитель, и что в перечень многоквартирных домов включен дом, который в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. В силу статьи 168 Жилищного кодекса РФ программа является гибким правовым механизмом, правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации (не реже одного раза в год) и утверждения краткосрочных планов ее реализации, а не путем признания программы недействующей, как того требует заявитель.
Суд находит ошибочным утверждение заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которой предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта, поскольку имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт. При этом использование в ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда термина "дом" в контексте "дом, требующий капитального ремонта" не означает, что использованное в оспариваемое нормативном правовом акте понятие "общее имущество в многоквартирном доме" противоречит действующему законодательству, поскольку Закон о приватизации жилищного фонда не регламентирует спорных правоотношений. Использование в оспариваемом нормативном правовом акте термина "капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома" соответствует положениям части 1 статьи 166 и ст. 168 Жилищного кодекса РФ.
Суд полагает несостоятельным утверждение заявителя о противоречии термина "жилищный фонд", использованного в п. 2 раздела I Региональной программы, пункту 1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, поскольку данное постановление содержит понятие "жилищный фонд" применительно к Закону Российской Федерации от 24.12.1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. Положения указанных выше Правил применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ. Часть 1 статьи 19 Жилищного кодекса РФ содержит понятие жилищного фонда как совокупности всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Пункт 2 раздела I Региональной программы, устанавливающий, что объектом мероприятий Региональной программы является жилищный фонд как совокупность многоквартирных домов, расположенных на территории Челябинской области, не противоречит Жилищному кодексу РФ, поскольку в целом содержит не только указание на само понятие "жилищный фонд", но и раскрывает это понятие применительно к содержанию оспариваемой Региональной программы.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что примененный законодателем в подпункте 2 пункта 5 раздела II Региональной программы термин "нормативное состояние инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий", противоречит действующему законодательству, поскольку применялся для ведения бухгалтерского учета, и п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым установлены требования к содержанию имущества многоквартирного дома, в состав которого отнесен, в том числе, и капитальный ремонт.
Пункт 5 Постановления Правительства РФ предписывает Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества. Правила, утвержденные этим постановлением, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Анализ положений оспариваемого нормативного правового акта и приведенного выше федерального законодательства не свидетельствует о противоречии положений подпункта 2 пункта 5 раздела II Региональной программы как федеральному законодательству, так и законодательству Челябинской области, имеющему большую юридическую силу.
Суд не находит оснований для выводов о правовой неопределенности терминов и понятий, применение которых оспаривается заявителем, поскольку они не допускают неоднозначного их толкования и использования в ином значении, в каком они применяются федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Законом Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" в ч. 4 ст. 6 предусмотрены критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определяемых в региональной программе капитального ремонта, одним из критериев названа необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария и т.д.).
Следовательно, вопросы установления критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулированы в Законе Челябинской области. Отсутствие дублирования такого регулирования в тексте Региональной программе не означает ее противоречие действующему законодательству, а также о неприменении критериев, установленных Законом Челябинской области от 27.06.2013 года N ЗО-512.
Суд полагает ошибочным утверждение заявителя о том, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, поскольку он не был опубликован на дату введения его в действие (со дня подписания).
Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации установлен федеральным законодателем в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации". Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии со ст. 52 Устава (Основного закона) Челябинской области постановления Правительства области нормативного характера отнесены к нормативным правовым актам Челябинской области.
Закон области, иной нормативный правовой акт области вступают в силу одновременно на всей территории области со дня его официального опубликования, если самим законом, иным нормативным правовым актом области не установлен иной порядок вступления его в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования (ст. 54 Устава (Основного закона) Челябинской области).
Все законы области и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы области и иные нормативные правовые акты области применению не подлежат (ст. 55 Устава (Основного закона) Челябинской области).
В соответствии со ст. 14 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" на территории Челябинской области действуют только те законы и иные нормативные правовые акты области, которые официально опубликованы для всеобщего сведения.
Согласно ст. 15 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Аналогичная норма содержится в ст. 24 Закона Челябинской области "О Правительстве Челябинской области", согласно которой постановления Правительства области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства области, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания, если в самих постановлениях не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, положений Устава (Основного закона) Челябинской области, Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", Закона Челябинской области "О Правительстве Челябинской области" нормативным правовым актом Челябинской области, может быть предусмотрен иной порядок и сроки вступления в силу нормативного правового акта, в том числе с момента его подписания, если этот нормативный правовой акт не затрагивает вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина.
Указанные выше нормы устанавливают специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов (не ранее чем через десять дней после их официального опубликования) по вопросам защиты прав и свобод граждан и организаций.
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления и ст. 1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области", предметом правового регулирования оспариваемого нормативного правового акта является комплекс социально-экономических и организационных мероприятий по планированию и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемых органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирным домом, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, товариществами собственников жилья, собственниками помещений в многоквартирных домах, который не затрагивает и не регулирует непосредственно вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан и организаций. Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с теми, как это предусмотрено Жилищным кодекса РФ, не усматривается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 3 оспариваемого постановления Правительства Челябинской области, и постановление в целом, не противоречат как ст. 22, части 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", так и нормативным правовым актам Челябинской области, имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя относительно необходимости предоставления Правительству Челябинской области времени для разработки новой Региональной программы по сути своей ставит вопрос о необходимости ее совершенствования. Разрешение этого вопроса судом означало бы вторжение в нормотворческую компетенцию Правительства Челябинской области. Этот вопрос относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не суда.
При таких обстоятельствах основания, предусмотренные ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, для удовлетворения требований Суптелло А.П. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Челябинский областной суд
в удовлетворении заявления Суптелло А.П. об оспаривании Постановления Правительства Челябинской области от 21.05.2014 года N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.09.2014 ПО ДЕЛУ N 3-78/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. по делу N 3-78/2014
18 сентября 2014 года Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.
при секретаре Ибрашевой А.Б.,
с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Корневой Н.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению Суптелло А.П. об оспаривании нормативного правового акта и
установил:
Суптелло А.П. обратился в Челябинский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - Постановления Правительства Челябинской области от 21.05.2014 года N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" вместе с "Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" (далее - Региональная программа), в котором указал на противоречие использованного в оспариваемом нормативном правовом акте понятия "общее имущество в многоквартирном доме" понятию "дом" как единому объекту, данному в ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ". Заявитель также указал, что в п. 2 раздела I Региональной программы использован термин "жилищный фонд", что противоречит п. 1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170. Термин "нормативное состояние инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий", использованный в подпункте 2 пункта 5 раздела II Региональной программы, применялся для ведения бухгалтерского учета, его применение противоречит п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 и п. 4 ст. 6 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области". В оспариваемом нормативном правовом акте отсутствуют критерии отнесения очередности проведения капитального ремонта, а также обоснование первоочередного проведения капитального ремонта за счет средств Фонда в случаях пожара, бедствий и аварий. Виды работ, расшифровка сокращенных наименований которых приведена в конце таблицы Приложения к Региональной программе, не соответствуют фактическому состоянию многоквартирного жилого дома по ул. Лесопарковая, 9а, не отвечают необходимости проведения капитального ремонта подвального помещения, а не реконструкции подполья дома. Программа включает капитальный ремонт дома, который признан аварийным и подлежащим сносу, что свидетельствует об отсутствии проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, поскольку он не был опубликован на дату введения его в действие - с 21 мая 2014 года, т.е. со дня подписания. Заявитель просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим. В судебном заседании Суптелло А.П. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Челябинской области Дульский И.В., действующий на основании доверенности от 26.12.2013 года, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Челябинской области и не противоречит федеральному и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав пояснения заявителя Суптелло А.П. и представителя Правительства Челябинской области Д., заключение прокурора Корневой Н.П., полагавшей оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим федеральному закону, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 8 Устава (Основного Закона) Челябинской области систему органов государственной власти области составляют законодательный (представительный) орган области - Законодательное Собрание Челябинской области, высший исполнительный орган области - Правительство Челябинской области и иные органы исполнительной власти области.
Статья 2 Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 200-ЗО "О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области" предусматривает, что в структуру исполнительных органов государственной власти области входят Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области и иные исполнительные органы государственной власти области, в том числе отраслевые и межотраслевые органы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы".
Постановление Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года N 196-П вместе с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы и приложения к ней опубликованы в газете "Южноуральская панорама" от 6 июня 2014 года N 85 (спецвыпуск N 23).
Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Челябинской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области".
Пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищном кодексом РФ.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ст. 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX Жилищного кодекса РФ.
Статьей 167 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе, нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Конкретные полномочия в указанной выше сфере предоставлены субъектам Российской Федерации также ч. 4 ст. 166, ч. ч. 3, 6, 7 ст. 168, ч. 3 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 1 ст. 171, ч. 2 ст. 172, ч. 1 ст. 174, ст. 178, ч. ч. 2, 4 ст. 179, ч.ч. 2, 4 ст. 180, ч. 4 ст. 181, ч.ч. 4, 5 ст. 182, ст. ст. 184 - 191 Жилищного кодекса РФ.
Правовые и организационные основы обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядка накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядка подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам установлены Законом Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО (в редакции от 24.04.2014 года) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области".
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" к полномочиям Правительства Челябинской области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено утверждение региональных программ капитального ремонта.
Таким образом, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы утверждена постановлением Правительства Челябинской области в исполнение полномочий, предоставленных ему Законом Челябинской области, что соответствует ч. 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, в силу которой порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно паспорту Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы целью Региональной программы является осуществление комплекса социально-экономических и организационных мероприятий по планированию и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, а задачами - проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области; приведение в нормативное состояние и соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий; повышение комфортности проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области.
Региональной программой предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества в 20036 многоквартирных домах, а также установлен срок ее реализации: 2014 - 2043 годы, который поделен на пять шестилетних периодов.
Региональная программа включает в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт лифтового хозяйства, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета, ремонт фундамента многоквартирного дома.
Данный перечень, вопреки доводам заявителя, соответствует положениям части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, которой предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт фундамента многоквартирного дома.
Кроме того, в силу положений части 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Суд не может принять в качестве основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим доводы заявителя о том, что сроки, объем и виды работ, расшифровка сокращенных наименований которых приведена в конце таблицы Приложения к Региональной программе, не соответствуют фактическому состоянию многоквартирного жилого дома по ул. Лесопарковая, 9а, в котором проживает заявитель, и что в перечень многоквартирных домов включен дом, который в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. В силу статьи 168 Жилищного кодекса РФ программа является гибким правовым механизмом, правовым ориентиром, достижение ее целей не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта на более ранние и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому оснований соответствующих изменений (дополнений), подлежащих внесению в региональную программу путем ее актуализации (не реже одного раза в год) и утверждения краткосрочных планов ее реализации, а не путем признания программы недействующей, как того требует заявитель.
Суд находит ошибочным утверждение заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которой предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта, поскольку имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения по формированию фонда капитального ремонта и по уплате взносов на капитальный ремонт. При этом использование в ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда термина "дом" в контексте "дом, требующий капитального ремонта" не означает, что использованное в оспариваемое нормативном правовом акте понятие "общее имущество в многоквартирном доме" противоречит действующему законодательству, поскольку Закон о приватизации жилищного фонда не регламентирует спорных правоотношений. Использование в оспариваемом нормативном правовом акте термина "капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома" соответствует положениям части 1 статьи 166 и ст. 168 Жилищного кодекса РФ.
Суд полагает несостоятельным утверждение заявителя о противоречии термина "жилищный фонд", использованного в п. 2 раздела I Региональной программы, пункту 1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, поскольку данное постановление содержит понятие "жилищный фонд" применительно к Закону Российской Федерации от 24.12.1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. Положения указанных выше Правил применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ. Часть 1 статьи 19 Жилищного кодекса РФ содержит понятие жилищного фонда как совокупности всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Пункт 2 раздела I Региональной программы, устанавливающий, что объектом мероприятий Региональной программы является жилищный фонд как совокупность многоквартирных домов, расположенных на территории Челябинской области, не противоречит Жилищному кодексу РФ, поскольку в целом содержит не только указание на само понятие "жилищный фонд", но и раскрывает это понятие применительно к содержанию оспариваемой Региональной программы.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что примененный законодателем в подпункте 2 пункта 5 раздела II Региональной программы термин "нормативное состояние инженерных сетей, строительных конструкций и элементов жилых зданий", противоречит действующему законодательству, поскольку применялся для ведения бухгалтерского учета, и п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым установлены требования к содержанию имущества многоквартирного дома, в состав которого отнесен, в том числе, и капитальный ремонт.
Пункт 5 Постановления Правительства РФ предписывает Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества. Правила, утвержденные этим постановлением, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Анализ положений оспариваемого нормативного правового акта и приведенного выше федерального законодательства не свидетельствует о противоречии положений подпункта 2 пункта 5 раздела II Региональной программы как федеральному законодательству, так и законодательству Челябинской области, имеющему большую юридическую силу.
Суд не находит оснований для выводов о правовой неопределенности терминов и понятий, применение которых оспаривается заявителем, поскольку они не допускают неоднозначного их толкования и использования в ином значении, в каком они применяются федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Законом Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" в ч. 4 ст. 6 предусмотрены критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определяемых в региональной программе капитального ремонта, одним из критериев названа необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникшая в результате последствий, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (пожар, стихийное бедствие, техногенная авария и т.д.).
Следовательно, вопросы установления критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулированы в Законе Челябинской области. Отсутствие дублирования такого регулирования в тексте Региональной программе не означает ее противоречие действующему законодательству, а также о неприменении критериев, установленных Законом Челябинской области от 27.06.2013 года N ЗО-512.
Суд полагает ошибочным утверждение заявителя о том, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, поскольку он не был опубликован на дату введения его в действие (со дня подписания).
Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации установлен федеральным законодателем в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственности власти субъектов Российской Федерации". Пунктом 5 статьи 8 названного Закона предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии со ст. 52 Устава (Основного закона) Челябинской области постановления Правительства области нормативного характера отнесены к нормативным правовым актам Челябинской области.
Закон области, иной нормативный правовой акт области вступают в силу одновременно на всей территории области со дня его официального опубликования, если самим законом, иным нормативным правовым актом области не установлен иной порядок вступления его в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования (ст. 54 Устава (Основного закона) Челябинской области).
Все законы области и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы области и иные нормативные правовые акты области применению не подлежат (ст. 55 Устава (Основного закона) Челябинской области).
В соответствии со ст. 14 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" на территории Челябинской области действуют только те законы и иные нормативные правовые акты области, которые официально опубликованы для всеобщего сведения.
Согласно ст. 15 Закона Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области" нормативные правовые акты области вступают в силу одновременно на всей территории Челябинской области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами области не установлен иной порядок вступления в силу. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Аналогичная норма содержится в ст. 24 Закона Челябинской области "О Правительстве Челябинской области", согласно которой постановления Правительства области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства области, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания, если в самих постановлениях не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, положений Устава (Основного закона) Челябинской области, Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", Закона Челябинской области "О Правительстве Челябинской области" нормативным правовым актом Челябинской области, может быть предусмотрен иной порядок и сроки вступления в силу нормативного правового акта, в том числе с момента его подписания, если этот нормативный правовой акт не затрагивает вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина.
Указанные выше нормы устанавливают специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов (не ранее чем через десять дней после их официального опубликования) по вопросам защиты прав и свобод граждан и организаций.
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления и ст. 1 Закона Челябинской области от 27.06.2013 года N 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области", предметом правового регулирования оспариваемого нормативного правового акта является комплекс социально-экономических и организационных мероприятий по планированию и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемых органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирным домом, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, товариществами собственников жилья, собственниками помещений в многоквартирных домах, который не затрагивает и не регулирует непосредственно вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан и организаций. Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с теми, как это предусмотрено Жилищным кодекса РФ, не усматривается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 3 оспариваемого постановления Правительства Челябинской области, и постановление в целом, не противоречат как ст. 22, части 5 ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", так и нормативным правовым актам Челябинской области, имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя относительно необходимости предоставления Правительству Челябинской области времени для разработки новой Региональной программы по сути своей ставит вопрос о необходимости ее совершенствования. Разрешение этого вопроса судом означало бы вторжение в нормотворческую компетенцию Правительства Челябинской области. Этот вопрос относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не суда.
При таких обстоятельствах основания, предусмотренные ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, для удовлетворения требований Суптелло А.П. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Челябинский областной суд
решил:
в удовлетворении заявления Суптелло А.П. об оспаривании Постановления Правительства Челябинской области от 21.05.2014 года N 196-П "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014 - 2043 годы" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Судья
Г.Л.ТУРКОВА
Г.Л.ТУРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)