Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.03.2014 ПО ДЕЛУ N А60-41799/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2014 г. по делу N А60-41799/2013


Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис" (ИНН 6671345420) к Административной комиссии Режевского городского округа об оспаривании постановления о привлечении заявителя к административной ответственности от 16.10.13 N 13/2013,
при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица: Вилаева О.В., представитель по доверенности N 14 от 13.01.14.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
На основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя.
Представителю заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Суд обозрел оригинал предписания N 7 от 22.08.13. К материалам дела по ходатайству представителя заинтересованного лица приобщены копия предписания N 7 от 22.08.13, копия протокола совещания при Главе Администрации Режевского городского округа от 17.05.13, копия листа регистрации к совещанию от 17.05.13. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис" обратился в суд с заявлением к Административной комиссии Режевского городского округа с требованием о признании незаконным и отмене постановления о привлечении заявителя к административной ответственности от 16.10.13 N 13/2013.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Заведующим отдела благоустройства и охраны окружающей среды, главным специалистом отдела 22 августа 2013 года проведено обследование контейнерных площадок в микрорайонах "Быстринский", "Центр" и "Гавань" по адресам: ул. Калинина, 14а, 36а, Строителей 9, 20, ул. Бажова 15, ул. Костоусова 79, 81 на предмет выявления нарушений Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных решение Режевской Думы от 17.11.2004 N 56. В ходе обследования было установлено, что на всех контейнерных площадках обнаружен мусор, лежащий рядом с контейнерами: коробки, крупногабаритный мусор. Контейнеры на момент проверки были пустые.
По результатам проверки составлен акт N 7 от 22.08.2013 о результатах обследования территории, фототаблица.
22 августа 2013 года Обществу с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис" выдано предписание N 7 об устранении нарушений требований муниципальных нормативно-правовых актов, которым Администрация Режевского городского округа обязала заявителя заключить договор на вывоз крупногабаритных отходов от жилищ и несортированных отходов от жилищ. Копию договора представить в отдел благоустройства и ОСС, обеспечить уборку контейнерных площадок по адресам: ул. Строителей, 20, ул. Бажова, 15 в срок до 29.08.2013. Соблюдать режим уборки контейнерной площадки постоянно.
19 сентября 2013 года с целью проверки исполнения требований предписания от 22.08.2013 заведующим отделом благоустройства и охраны окружающей среды была проверена, в том числе проверка контейнерных площадки в микрорайоне "Быстринский" по адресу: г. Реж, ул. Бажова, 15 и ул. Строителей, 20, по результатам которого был составлен акт N 13 от 19.09.2013 о результатах обследования территории контейнерной площадки с приложенными фотоматериалами.
В ходе проверки исполнения предписания административным органом был сделан вывод о неисполнении предписания в установленный срок в связи с чем, управляющей делами Администрации Режевского городского округа составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 03.10.2013 г. по ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.05 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Материалы проверки направлены для рассмотрения в Административную комиссию Режевского городского округа.
По итогам рассмотрения материалов административного дела вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 16.10.2013 N 13/2013, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 33 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "УК "Дом-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявление.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с положениями ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" действовавшей на момент проведения проверки, невыполнение в установленный срок законного предписания органа местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, или должностного лица местного самоуправления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" установлена подведомственность дел об административном правонарушении, предусмотренных настоящим Законом Свердловской области, мировым судьям, административным комиссиям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статьей 2 указанного закона предусмотрено, что законодательство Свердловской области об административных правонарушениях состоит из настоящего закона.
В силу требований п. 1.4 регламента работы административной комиссии Режевского городского округа утвержденные Постановлением Администрации Режевского городского округа от 14 февраля 2012 г. N 148 задачами комиссии являются всестороннее, полное, объективное и своевременное рассмотрение дел об административных правонарушениях, разрешение их в строгом соответствии с законодательством, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Пунктом 1.2 указанного регламента, предусмотрено, административная комиссия осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Свердловской области, законодательством Свердловской области, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, приказами директора Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области, Уставом Режевского городского округа, муниципальными правовыми актами Режевского городского округа и настоящим Регламентом.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством.
Решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56 утверждены Правила благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа (далее - Правила),
Согласно Правил благоустройства устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определенный порядок уборки и содержания территорий населенных пунктов, включая прилегающие к границам зданий и сооружений и ограждений, а также производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, зданий, строений и сооружений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на территории Режевского городского округа.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 2 статьи 154 плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию "содержание жилого помещения".
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-наполнители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением ГОССТРОЯ России от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с п. 3.7.1 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборники для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.2.2., 3.2.9. Правил благоустройства, санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных решением Режевской Думы от 17.11.2004 N 56 (далее - Правила), управляющие компании должны самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обеспечить устройство контейнерных площадок, заключить договоры на вывоз и размещение отходов на свалке ТБО, поддерживать территорию, прилегающую к контейнерной площадке в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения засорения бытовыми отходами.
Однако территории контейнерных площадок находятся в неудовлетворительном состоянии.
В соответствии с пунктом 1.8. Правил органом, осуществляющим контроль над выполнением требований Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа является отдел благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Режевского городского округа.
В соответствии с п. 3.2.9 Правил Контейнерные площадки следует размещать на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения.
Установка контейнерной площадки возможна на расстоянии менее, чем 20 м от жилых домов, административных зданий по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора. Удаление отходов с прилегающей территории к контейнерной площадке, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, производится работниками предприятия, осуществляющего вывоз отходов. Поддержание состояния прилегающей к контейнерной площадке территории в соответствии с санитарными требованиями, для предотвращения захламления бытовыми отходами территории, осуществляется управляющими компаниями на контейнерных площадках жилых домов, предприятиями и организациями на контейнерных площадках, предназначенных для размещения отходов предприятий и организаций.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Режевского городского округа от 02.11.12 N 1591 "О закреплении контейнерных площадок на территории города Реж", с учетом постановления от 26.12.12 N 1935 о внесении изменений в постановление от 02.11.12 N 1591 контейнерная площадка по адресу: г. Реж, ул. Строителей, 20 закреплена для обслуживания за ООО "УК "Дом-Сервис".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель является лицом ответственным за содержание указанной контейнерной площадки.
В ходе обследования 22.08.13 было установлено, что в том числе на указанной контейнерной площадке обнаружен мусор, лежащий рядом с контейнерами: коробки, крупногабаритный мусор, в связи с чем, заявителю и было выдано предписание N 7 от 22.08.13, которым предписано заключить договор на вывоз крупногабаритных отходов от жилищ и несортированных отходов от жилищ. Копию договора представить в отдел благоустройства и ОСС, обеспечить уборку контейнерных площадок, в том числе по адресу: ул. Строителей, 20 в срок до 29.08.2013. Соблюдать режим уборки контейнерной площадки постоянно. Указанное предписание не было оспорено заявителем.
На момент проведения проверки исполнения предписания от 22.08.13 было установлено, что заявителем предписание не было исполнено. Факт неисполнения предписания подтверждается актом о результатах обследования территории от 19.09.2013 N 13, фотографиями, протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица от 03.10.2013.
Поскольку материалами дела подтверждается факт невыполнения предписания от 22.08.13 N 7, суд считает, что событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", имело место.
Довод заявителя о том, что предписание не могло быть исполнено в указанный срок, поскольку было получено 03.10.2013 судом отклоняется.
Как следует из представленного в ходе судебного заседания оригинала предписания от 22.08.13 N 7 оно получено 23.08.13 Пупковой Т.С. Из материалов дела (протокола совещания при Главе Администрации Режевского городского округа от 17.05.13, листа регистрации к совещанию от 17.05.13) следует, что Пупкова Т.С. является заместителем директора ООО "УК "ЖКХ".
Довод заявителя о том, что между ООО "УК "Дом-Сервис" и МУП "Чистый город" был заключен договор N 5-РО(УК)/13 на размещение отходов производства и потребления и указывает, что ответственным за уборку контейнерных площадок является МУП "Чистый город", не нашел свое подтверждение, поскольку, в соответствии с пунктом 3.3.2. указанного договора если в течение 3 (трех) рабочих дней от заказчика ООО "УК "Дом-Сервис" не поступило никаких возражений по поводу суммы и объемов оказанных услуг, то акты приема-передачи отходов на городскую свалку г. Реж считаются принятыми в полном объеме. В соответствии с пунктами 5.1. и 5.2. договора все споры, вытекающие из условий настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров и все претензии, выставленные в письменном виде, подлежат ответу в течение 10 (десяти) календарных дней. Пункт 6.1. договора указывает, что во всех вопросах своих взаимоотношений по настоящему договору Стороны руководствуются Гражданским кодексом РФ, ФЗ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также иными нормативно-правовыми актами.
Кроме того, Муниципальное унитарное предприятие "Чистый город" письмом от 19.09.2013 года N 392 сообщило, что с ООО "УК "Дом-Сервис" заключен договор на вывоз отходов от жилищ несортированных. Желания на перезаключение договора на вывоз КТО и уборку контейнерных площадок ООО "УК "Дом-Сервис" не изъявило. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Управляющей компанией не представлены копии договоров на вывоз КТО и уборку контейнерных площадок с другими предприятиями, либо физическими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Пунктом 4 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности (в том числе вины), возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно требованиям ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен. Вместе с тем суд считает, что имеются основания для снижения установленного административным органом размера штрафа предусмотренного ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.05 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В то же время оспариваемое постановление предусматривает административную ответственность в размере, превышающем минимальный размер санкции, установленной ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.05 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области". Санкцией указанной нормы предусмотрено наказание в виде штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
При этом, как следует из текста оспариваемого постановления, назначая наказание, административный орган обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установил. Обстоятельствами смягчающими наказание - юридическое лицо к административной ответственности привлекается впервые.
Таким образом, доказательств, служащих основанием для назначения наказания в виде размера санкции выше минимального, установленной для данного вида правонарушений, материалы дела не содержат.
Учитывая принцип соразмерности наказания, характеру совершенного правонарушения, отсутствие доказательств наличия обстоятельств отягчающих ответственность, а также совершение заявителем правонарушения впервые (иное судом не установлено), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения меры ответственности в виде административного штрафа в размере превышающем минимальный размер санкции, предусмотренной ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.05 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" и считает возможным ограничиться минимальным размером штрафа в размере 5000 руб.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление, вынесенное Административной комиссии Режевского городского округа N 13/2013 от 16.10.13 о привлечении заявителя к административной ответственности ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.05 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признать незаконным и отменить в части наложения штрафа в размере, превышающем 5000 руб. 00 коп.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-сервис" требования удовлетворить частично.
2. Постановление Административной комиссии Режевского городского округа N 13/2013 от 16.10.13 о привлечении заявителя к административной ответственности ст. 33 Закона Свердловской области от 14.06.05 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" признать незаконным и отменить в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 5000 руб. 00 коп.
3. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
П.Н.КИРЕЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)