Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Бяков Ю.А., доверенность от 01.02.2013, Шувалов С.Б., доверенность от 01.02.2013,
от заинтересованного лица: Сергеева Н.М., доверенность от 26.12.2013 N 112,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4095/2014) ООО "Коннолахтинский 55"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 по делу N А56-13331/2013 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Коннолахтинский 55"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, 2) Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, 3) ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коннолахтинский 55" (адрес: 199004, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О. д. 4, лит. А-А3, ОГРН: 1097847232515; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в сообщении N 78-78-38/189/2012-148, 149, 78-78-38/138/2012-010, 011 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м) и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные объекты недвижимости, выдать свидетельства.
Определением суда от 21.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Определением суда от 07.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ").
Определением суда от 04.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба).
По ходатайству заявителя определением суда от 13.09.2013 была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение экспертизы было поручено эксперту Ханиневу О.Ф., производство по делу приостановлено.
Протокольным определением от 10.12.2013 производство по делу возобновлено.
Решением от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, просит решение суда отменить.
По мнению подателя жалобы, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что спорные объекты являются индивидуальными жилыми домами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Управления Росреестра возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м) (далее - Объекты).
Уведомлением N 78-78-38/189/2012-148,149, 78-78-38/138/2012-010,011 Управлением Росреестра было отказано в государственной регистрации права собственности на Объекты на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав.
В указанном уведомлении Управление Росреестра указало на противоречивость сведений о характеристиках Объектов как индивидуальных домов и отсутствие оснований для государственной регистрации права на Объекты в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации.
Полагая, что решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований Общество указывает, что Объекты в полном мере соответствуют признакам индивидуальных жилых домов, поставлены в качестве таковых на технический учет, отвечают требованиям разрешительной документации на строительство.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в заседании лиц, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как указывалось выше, основанием для отказа в регистрации послужили наличие у Управления Росреестра противоречивых сведений о характеристиках Объектов как индивидуальных домов или как многоквартирных домов, а также сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права на Объекты в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации. Также Управление Росреестра указывает, что Обществом не представлены документы, подтверждающие правомерность и факт создания объектов недвижимости.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25 Закона о регистрации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в установленном порядке при предоставлении документов, подтверждающих правомерность и факт создания объекта.
По общему правилу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что права на Объекты были заявлены Обществом к регистрации в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации в упрощенном порядке как объекты индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- - документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- - правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Закона о регистрации в редакции, от 12.12.2011, действовавшей на момент обращения Общества в регистрирующий орган, до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Согласно пункту 4 статьи 25.3 Закона о регистрации в ныне действующей редакции до 1 марта 2015 года разрешение на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В качестве документов - оснований для государственной регистрации прав на Объекты как на объекты индивидуального жилищного строительства, Обществом были представлены правоустанавливающий документ на Участок, разрешение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 31.07.2009 N 78-41, разрешение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 31.07.2009 N 78-42, а также кадастровые паспорта Объектов.
Разрешения на ввод Объектов в эксплуатацию не выдавались.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником земельного участка площадью 4432 кв. м по адресу: Санкт-Петербурга, Коннолахтинский пр., д. 55, лит. А (далее - Участок), на котором расположены Объекты.
Градостроительным планом Участка N RU78164000-2727 к основному виду разрешенного использования Участка отнесено размещение индивидуальных жилых домов без права содержания скота и птицы.
В кадастровых паспортах, оформленных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 25.01.2012 (т. 1 л.д. 8, 10, Объекты определены с наименованием "жилой дом".
В технических паспортах, выданных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 03.08.2011 (т. 1 л.д. 12, 33), вид Объектов как объектов технического учета определен как "жилой дом", "объект индивидуального жилищного строительства".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования в силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены к категории жилых домов блокированной застройки.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что государственный кадастровый учет Объектов не проводился.
Согласно техническим паспортам Объектов спорные дома имеют три этажа.
По ходатайству Общества судом была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Бюро независимой экспертизы "Версия" Хининеву О.Ф. Перед экспертом были постановлены следующие вопросы:
1. Признакам жилых домов какого типа (индивидуальные, многоквартирные, блокированной застройки) соответствовали здания по адресам: Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, лит. А и лит. Б, на дату их первичной технической инвентаризации (03.08.2011)?
2. Признакам жилых домов какого типа (индивидуальные, многоквартирные, блокированной застройки) соответствуют здания по адресам: Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, лит. А и лит. Б, на дату проведения экспертизы?
Согласно заключению эксперта от 17.10.2013 N 524 Объекты отвечали признакам индивидуальных жилых домов как на момент их первичной технической инвентаризации, так и на момент проведения экспертизы.
В судебном заседании 10.12.2013 проведен опрос эксперта, при даче объяснений эксперт пояснил, что в ходе экспертного исследования им не было установлено наличие у Объектов признаков многоквартирных домов и домов блокированной застройки, в связи с чем Объекты были признаны индивидуальными жилыми домами. Также эксперт отметил, что помещения Объектов имеют сквозные сообщения, что не позволяет говорить о возможности проживания в Объектах более чем одной семьи.
Указывая в обжалуемом отказе на наличие противоречивых сведений о характеристиках Объектов как индивидуальных домов или как многоквартирных домов, Управление Росреестра ссылается на уведомление СПб ГУП "ГУИОН" от 11.05.2012 N 5537.
Вместе с тем данное уведомление не содержит сведений о том, что спорный объект имеет признаки многоквартирного жилого дома.
В уведомлении от 11.05.2012 N 5537 сообщается о том, что по данным филиала ГУП "ГУИОН" - ПИБ Приморского района по состоянию на 05.05.2012 сведения об учете жилых домов по адресам: Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, литера А, литера В в архиве ПИБ отсутствуют.
При этом в уведомлении ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.05.2012 N 1128 сообщается, что при проведении филиалом в августе 2011 г. первичной технической инвентаризации зафиксированы строения по адресу Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, литера А, литера б. Здания учтены в качестве индивидуальных жилых домов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорный объект обладает признаками объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, Управление Росреестра незаконно отказало в государственной регистрации права собственности Общества на Объекты как строения индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, в связи с чем заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 отменить.
Признать незаконным решение N 78-78-38/189/2012-148,149, 78-78-38/138/2012-010,011 об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Коннолахтинский 55" на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Коннолахтинский 55" на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м) и выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-13331/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. по делу N А56-13331/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Бяков Ю.А., доверенность от 01.02.2013, Шувалов С.Б., доверенность от 01.02.2013,
от заинтересованного лица: Сергеева Н.М., доверенность от 26.12.2013 N 112,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4095/2014) ООО "Коннолахтинский 55"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 по делу N А56-13331/2013 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Коннолахтинский 55"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, 2) Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, 3) ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коннолахтинский 55" (адрес: 199004, Россия, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О. д. 4, лит. А-А3, ОГРН: 1097847232515; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в сообщении N 78-78-38/189/2012-148, 149, 78-78-38/138/2012-010, 011 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м) и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанные объекты недвижимости, выдать свидетельства.
Определением суда от 21.03.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация).
Определением суда от 07.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ").
Определением суда от 04.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Служба).
По ходатайству заявителя определением суда от 13.09.2013 была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение экспертизы было поручено эксперту Ханиневу О.Ф., производство по делу приостановлено.
Протокольным определением от 10.12.2013 производство по делу возобновлено.
Решением от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, просит решение суда отменить.
По мнению подателя жалобы, представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что спорные объекты являются индивидуальными жилыми домами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Управления Росреестра возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м) (далее - Объекты).
Уведомлением N 78-78-38/189/2012-148,149, 78-78-38/138/2012-010,011 Управлением Росреестра было отказано в государственной регистрации права собственности на Объекты на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав.
В указанном уведомлении Управление Росреестра указало на противоречивость сведений о характеристиках Объектов как индивидуальных домов и отсутствие оснований для государственной регистрации права на Объекты в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации.
Полагая, что решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований Общество указывает, что Объекты в полном мере соответствуют признакам индивидуальных жилых домов, поставлены в качестве таковых на технический учет, отвечают требованиям разрешительной документации на строительство.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в заседании лиц, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как указывалось выше, основанием для отказа в регистрации послужили наличие у Управления Росреестра противоречивых сведений о характеристиках Объектов как индивидуальных домов или как многоквартирных домов, а также сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права на Объекты в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации. Также Управление Росреестра указывает, что Обществом не представлены документы, подтверждающие правомерность и факт создания объектов недвижимости.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25 Закона о регистрации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в установленном порядке при предоставлении документов, подтверждающих правомерность и факт создания объекта.
По общему правилу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что права на Объекты были заявлены Обществом к регистрации в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации в упрощенном порядке как объекты индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- - документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- - правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25.3 Закона о регистрации в редакции, от 12.12.2011, действовавшей на момент обращения Общества в регистрирующий орган, до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Согласно пункту 4 статьи 25.3 Закона о регистрации в ныне действующей редакции до 1 марта 2015 года разрешение на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
В качестве документов - оснований для государственной регистрации прав на Объекты как на объекты индивидуального жилищного строительства, Обществом были представлены правоустанавливающий документ на Участок, разрешение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 31.07.2009 N 78-41, разрешение Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 31.07.2009 N 78-42, а также кадастровые паспорта Объектов.
Разрешения на ввод Объектов в эксплуатацию не выдавались.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником земельного участка площадью 4432 кв. м по адресу: Санкт-Петербурга, Коннолахтинский пр., д. 55, лит. А (далее - Участок), на котором расположены Объекты.
Градостроительным планом Участка N RU78164000-2727 к основному виду разрешенного использования Участка отнесено размещение индивидуальных жилых домов без права содержания скота и птицы.
В кадастровых паспортах, оформленных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" 25.01.2012 (т. 1 л.д. 8, 10, Объекты определены с наименованием "жилой дом".
В технических паспортах, выданных ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 03.08.2011 (т. 1 л.д. 12, 33), вид Объектов как объектов технического учета определен как "жилой дом", "объект индивидуального жилищного строительства".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования в силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены к категории жилых домов блокированной застройки.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что государственный кадастровый учет Объектов не проводился.
Согласно техническим паспортам Объектов спорные дома имеют три этажа.
По ходатайству Общества судом была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Бюро независимой экспертизы "Версия" Хининеву О.Ф. Перед экспертом были постановлены следующие вопросы:
1. Признакам жилых домов какого типа (индивидуальные, многоквартирные, блокированной застройки) соответствовали здания по адресам: Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, лит. А и лит. Б, на дату их первичной технической инвентаризации (03.08.2011)?
2. Признакам жилых домов какого типа (индивидуальные, многоквартирные, блокированной застройки) соответствуют здания по адресам: Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, лит. А и лит. Б, на дату проведения экспертизы?
Согласно заключению эксперта от 17.10.2013 N 524 Объекты отвечали признакам индивидуальных жилых домов как на момент их первичной технической инвентаризации, так и на момент проведения экспертизы.
В судебном заседании 10.12.2013 проведен опрос эксперта, при даче объяснений эксперт пояснил, что в ходе экспертного исследования им не было установлено наличие у Объектов признаков многоквартирных домов и домов блокированной застройки, в связи с чем Объекты были признаны индивидуальными жилыми домами. Также эксперт отметил, что помещения Объектов имеют сквозные сообщения, что не позволяет говорить о возможности проживания в Объектах более чем одной семьи.
Указывая в обжалуемом отказе на наличие противоречивых сведений о характеристиках Объектов как индивидуальных домов или как многоквартирных домов, Управление Росреестра ссылается на уведомление СПб ГУП "ГУИОН" от 11.05.2012 N 5537.
Вместе с тем данное уведомление не содержит сведений о том, что спорный объект имеет признаки многоквартирного жилого дома.
В уведомлении от 11.05.2012 N 5537 сообщается о том, что по данным филиала ГУП "ГУИОН" - ПИБ Приморского района по состоянию на 05.05.2012 сведения об учете жилых домов по адресам: Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, литера А, литера В в архиве ПИБ отсутствуют.
При этом в уведомлении ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.05.2012 N 1128 сообщается, что при проведении филиалом в августе 2011 г. первичной технической инвентаризации зафиксированы строения по адресу Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 55, литера А, литера б. Здания учтены в качестве индивидуальных жилых домов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорный объект обладает признаками объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, Управление Росреестра незаконно отказало в государственной регистрации права собственности Общества на Объекты как строения индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, в связи с чем заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2013 отменить.
Признать незаконным решение N 78-78-38/189/2012-148,149, 78-78-38/138/2012-010,011 об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Коннолахтинский 55" на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Коннолахтинский 55" на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. А (общей площадью 1852,8 кв. м) и г. Санкт-Петербург, пр. Коннолахтинский, д. 55, лит. Б (общей площадью 1868,6 кв. м) и выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)