Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.12.2009 N 06АП-5164/2009 ПО ДЕЛУ N А04-2369/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2009 г. N 06АП-5164/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ключник А.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска Амурской области
на решение от 25 сентября 2009 года
по делу N А04-2369/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Китаевым В.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управление жильем", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, Администрации города Благовещенска, Муниципальному предприятию города Благовещенска "Жилсервис"
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности, обязании возвратить документацию
третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" (далее - истец, ООО "Домоуправление N 1") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жильем" (далее - ООО "Управление жильем"), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска (далее - Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска) о признании Решения Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска от 26.03.2009 о передаче на хранение в ООО "Управление жильем" документации, связанной с регистрацией и снятием с регистрационного учета граждан по месту жительства незаконным; признании соглашения от 26.03.2009 заключенного между Управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска и ООО "Управление жильем" недействительным и применении последствий недействительности сделки; обязании Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска и ООО "Управление жильем" передать в ООО "Домоуправление N 1" документацию, предусмотренную Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденную Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, а именно: заявлений о регистрации по месту пребывания; журналов учета заявлений о регистрации по месту пребывания по форме N 1 и выдачи свидетельств о регистрации по месту пребывания; заявлений о регистрации по месту жительства; заявлений о снятии с регистрационного учета по месту жительства; карточек регистрации по месту жительства; поквартирных карточек; домовых (поквартирных) книг; журналов учета заявлений о регистрации по месту жительства по форме N 6 и выдачи свидетельств о регистрации по месту жительства; уведомлений о снятии регистрационного учета по месту жительства; сообщений следственного изолятора о снятии осужденного гражданина с регистрационного учета по месту жительства; книг учета протоколов об административных правонарушениях по многоквартирным домам, расположенным в г. Благовещенске по следующим адресам:

N





























































































































































В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил суд признать договор ответственного хранения от 26.03.2009, заключенный между управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска, Муниципального предприятия г. Благовещенска "Жилсервис" (далее - МП г. Благовещенска "Жилсервис") и ООО "Управление жильем" недействительным и обязать Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска, МП г. Благовещенска "Жилсервис" и ООО "Управление жильем" передать в ООО "Домоуправление N 1" документацию, предусмотренную Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, а именно:
поквартирные карточки (форма N 10 Регламента)
карточки регистрации по месту жительства (форма N 9 Регламента)
по многоквартирным домам, расположенным в г. Благовещенске по следующим адресам:









































































































































Отказался от предоставления поквартирных карточек (форма N 10 Регламента и карточек регистрации по месту жительства (форма N 9 Регламента) по многоквартирным домам, расположенным в г. Благовещенске по адресам:





































Также истец отказался от исковых требований в части домов, расположенных по адресам: г. Благовещенск, ул. Амурская, 230; Калинина, 68; Пролетарская, 95; Северная, 218.
Также истцом заявлен отказ в части признания решения Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска от 26.03.2009 о передаче на хранение в ООО "Управление жильем" документации, связанной с регистрацией и снятием с регистрационного учета граждан по месту жительства незаконным, а также в части применения последствий недействительности сделки.
Решением от 25 сентября 2009 года Арбитражный суд Амурской области удовлетворил исковые требования, а в части отказа - прекратил производство по делу.
Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска не согласилось с принятым решением суда, полагая его незаконным, принятым с нарушением норм материального права. Истец не представил доказательств того, что является управляющей компанией в отношении спорных домов, не представлены договоры с собственниками этих домов. Просит отменить решение суда.
В судебное заседание стороны не явились. О времени и месте судебного заседания стороны уведомлены надлежащим образом. Не имея препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы, суд рассмотрел ее в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Материалами дела установлено, что спорная учетная документация находилась в отделе регистрации МП г. Благовещенска "Жилсервис". Решением Арбитражного суда Амурской области от 24.03.2009 по делу N А04-7578/2008-17/212 "Б" МП г. Благовещенска "Жилсервис" признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство сроком до 24.06.2009. В связи с признанием его несостоятельным (банкротом) 26.03.2009 заключен договор ответственного хранения, согласно которому Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска является "Поклажедателем", ООО "Управление жильем" - "Ответственным хранителем", МП г. Благовещенска "Жилсервис" - "Предприятием".
Согласно пунктов 1.1, 1.2, 1.3 договора ответственного хранения ответственный хранитель принял на хранение имущество - архивные документы и действующие первичные документы о регистрации и снятии с регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства - поквартирные карточки, карточки регистрации и иные учетные документы (далее по тексту вещь). Фактом передачи вещи ответственному хранителю является момент подписания договора. Обязательства по передаче вещи ответственному хранителю возложены на предприятие, ранее осуществлявшего обязанности по хранению вещи (МП г. Благовещенска "Жилсервис").
Истец, полагая, что поскольку является управляющей компанией по управлению спорным жилищным фондом и осуществляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, обратился в суд с настоящим иском.
Его письменный запрос от 27.02.2009 о передаче спорной документации оставлен ответчиками без удовлетворения письмом от 10.04.2009 N 49 со ссылкой на договор ответственного хранения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
Суд первой инстанции дал верную оценку договору ответственного хранения, который подписан от имени МП г. Благовещенска "Жилсервис" директором Лопаревым С.Л., который не вправе подписывать договоры, так как МП г. Благовещенска "Жилсервис" 24.03.2009 признано несостоятельным (банкротом) и в силу пункта 2 статьи 126 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Такой договор признается недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В данном случае между истцом и собственниками спорных многоквартирных домов заключены договоры управления, которые утверждены на общем собрании собственников, о чем имеются протоколы собраний в деле.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии таких договоров опровергаются материалами дела. Договоры были предметом исследования в суде первой инстанции им дана оценка.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 договора управления в перечень услуг (работ) по содержанию и ремонту многоквартирных домов, выполняемых Управляющей организацией входят услуги по управлению многоквартирным домом (согласовано в приложении N 3 к договору). В соответствии с пунктом 20 приложения N 3 истец обязан осуществлять регистрацию граждан по месту жительства, снятие с регистрации по месту жительства, выдачу справок, связанных с количеством зарегистрированных и т.п.
Для управления домами и выполнение условий договоров управления истец обязан осуществлять прием от граждан первичных учетных документов, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, снятие с регистрации по месту жительства, выдачу справок и т.п.
К указанной документации в соответствии с пунктом 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Административный регламент), относятся поквартирные карточки (форма 10) и карточки регистрации по месту жительства (форма 9), которые ведутся и хранятся в организациях, осуществляющих первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии с Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 к организациям (должностным лицам), которые осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, ведут и хранят поквартирные карточки (форма 10) и карточки регистрации по месту жительства (форма 9) относятся, в том числе должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
Суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела. Не обладая первичными учетными документами, истец не сможет выполнить договоры управления. Осуществление функций по хранению, ведению и приему первичной регистрационной документации в соответствии с заключенными договорами управления возложены собственниками на управляющую организацию ООО "Домоуправление N 1" (пункт 20 приложения N 3 к договору).
Ни Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Благовещенска, ни ООО "Управление жильем" не являются управляющими компаниями спорных домов и не вправе удерживать первичную регистрационную документацию у себя.
ООО "Управление жильем" не отрицает факта передачи ей спорной документации.
Передача управлением ЖКХ администрации г. Благовещенска в ООО "Управление жильем" полномочий по первичному приему, обработке документации при регистрации и снятии с регистрационного учета граждан по месту регистрации и по месту жительства в отношении собственников многоквартирных домов, управляющей организацией которых является истец, без согласия всех собственников, осуществлена в нарушение статей 2, 3, 8 Федерального закона от 22.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которым сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что требуется не тот перечень документов, то есть документы, которые не нужны для управления домами, отклоняются.
В соответствии с пунктом 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктом 27 Правил содержания общего имущества ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Учитывая ничтожность договора ответственного хранения и выполнение истцом, как управляющей компанией функций по хранению и ведению первичного учета документации исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно. Поскольку спорная документация находится в ООО "Управление жильем", которое не является управляющей компанией по отношению к спорным жилым домам, суд правильно обязал ООО "Управление жильем" передать истцу спорную документацию. К остальным ответчикам правомерно в иске отказал.
При таких обстоятельствах следует признать доводы апелляционной жалобы несостоятельными и отклонить их.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе отнести на подателя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом учесть, что он освобожден от уплаты госпошлины в порядке статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 25 сентября 2009 года по делу N А04-2369/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
Л.Г.МАЛЫШЕВА

Судьи
М.О.ВОЛКОВА
А.А.ТИХОНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)