Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Александрова В.Н., Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28 августа 2012 г. N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия" по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2014 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В. и Хмелева Б.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Бурятия (далее - прокурор) обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - регулирующий орган) от 28 августа 2012 г. N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия" (далее - приказ от 28 августа 2012 г. N 5/8).
Указанным нормативным актом утверждены нормативы потребления электрической энергии населением в жилых помещениях при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия (приложение N 1), нормативы потребления электрической энергии населением на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии общего прибора учета по муниципальным образованиям в Республике Бурятия (приложение N 2), нормативы потребления электрической энергии при использовании земельного участка и надворных построек для освещения, приготовления пищи и подогрева воды в целях содержания соответствующего сельскохозяйственного животного (приложение N 3).
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2014 г. заявленное требование удовлетворено частично. Суд, сделав вывод о необоснованном применении расчетного метода при установлении нормативов, а также указав на недопустимость их дифференциации в зависимости от этажности многоквартирных домов, признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда приложения N 1 и N 2 к оспариваемому приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.
В части признания недействующим приложения N 3 к названному приказу производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в части удовлетворения заявления прокурора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель и представитель открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей регулирующего органа, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Как следует из пункта 13 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Пункт 21 Правил N 306 предусматривает применение метода аналогов при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно формуле 2 приложения к Правилам N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, использование расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг носит исключительный характер, выбор этого метода не является произвольным и должен подтверждаться доказательствами.
Судом первой инстанции установлено, что при определении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета по Республики Бурятия в 2012 г. регулирующим органом применен расчетный метод.
При обосновании выбора метода определения нормативов потребления электрической энергии населением на общедомовые нужды и в жилых помещениях при отсутствии приборов учета экспертная группа исходила из того, что метод аналогов не может быть применен, поскольку с учетом полученных сведений жилые дома в республике, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, значительно различаются по техническим, строительным характеристикам и степени благоустройства.
Вместе с тем, вопрос об оснащенности помещений индивидуальными приборами учета, их количестве и возможности применения метода аналогов экспертами не исследовался.
В обоснование невозможности применения метода аналогов регулирующий орган, указывает на отсутствие достаточного количества многоквартирных домов с общедомовыми приборами учета, ссылаясь при этом на информацию, озвученную на заседании коллегии Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, а также на информацию статистического органа Бурятстата.
Вместе с тем каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии или недостаточности данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, регулирующим органом не представлено. Информация, озвученная на заседании коллегии Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, об установлении 16,2% приборов учета коммунальных ресурсов от всего количества, подлежащего установке, и информация статистического органа Республики Бурятия недостаточны для применения расчетного метода.
При формировании тарифного дела регулирующим органом не сделаны запросы в ресурсоснабжающие и сетевые организации, управляющие компании о наличии приборов учета коммунального ресурса, а в случае их отсутствия - возможности проведения предварительного выбора по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о необоснованности применения расчетного метода при установлении нормативов. Выводы регулирующего органа о невозможности применения в данном случае метода аналогов не основаны на документах и соответствующих расчетах.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о неправомерности дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в зависимости от количества этажей многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Между тем в силу пункта 4 Правил N 306 такой конструктивный параметр многоквартирного дома, как этажность, учитывается только при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения.
В отношении электроснабжения дифференциация по названному критерию не предусмотрена.
Кроме того, пунктом 37 приложения к Правилам N 306 установлена формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, в которой отсутствует такой показатель дифференциации, как этажность.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.11.2014 N 73-АПГ14-12
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. N 73-АПГ14-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Александрова В.Н., Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28 августа 2012 г. N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия" по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2014 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В. и Хмелева Б.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Бурятия (далее - прокурор) обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - регулирующий орган) от 28 августа 2012 г. N 5/8 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия" (далее - приказ от 28 августа 2012 г. N 5/8).
Указанным нормативным актом утверждены нормативы потребления электрической энергии населением в жилых помещениях при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия (приложение N 1), нормативы потребления электрической энергии населением на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии общего прибора учета по муниципальным образованиям в Республике Бурятия (приложение N 2), нормативы потребления электрической энергии при использовании земельного участка и надворных построек для освещения, приготовления пищи и подогрева воды в целях содержания соответствующего сельскохозяйственного животного (приложение N 3).
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2014 г. заявленное требование удовлетворено частично. Суд, сделав вывод о необоснованном применении расчетного метода при установлении нормативов, а также указав на недопустимость их дифференциации в зависимости от этажности многоквартирных домов, признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда приложения N 1 и N 2 к оспариваемому приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.
В части признания недействующим приложения N 3 к названному приказу производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт в части удовлетворения заявления прокурора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель и представитель открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей регулирующего органа, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Как следует из пункта 13 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Пункт 21 Правил N 306 предусматривает применение метода аналогов при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно формуле 2 приложения к Правилам N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, использование расчетного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг носит исключительный характер, выбор этого метода не является произвольным и должен подтверждаться доказательствами.
Судом первой инстанции установлено, что при определении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета по Республики Бурятия в 2012 г. регулирующим органом применен расчетный метод.
При обосновании выбора метода определения нормативов потребления электрической энергии населением на общедомовые нужды и в жилых помещениях при отсутствии приборов учета экспертная группа исходила из того, что метод аналогов не может быть применен, поскольку с учетом полученных сведений жилые дома в республике, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, значительно различаются по техническим, строительным характеристикам и степени благоустройства.
Вместе с тем, вопрос об оснащенности помещений индивидуальными приборами учета, их количестве и возможности применения метода аналогов экспертами не исследовался.
В обоснование невозможности применения метода аналогов регулирующий орган, указывает на отсутствие достаточного количества многоквартирных домов с общедомовыми приборами учета, ссылаясь при этом на информацию, озвученную на заседании коллегии Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, а также на информацию статистического органа Бурятстата.
Вместе с тем каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии или недостаточности данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, регулирующим органом не представлено. Информация, озвученная на заседании коллегии Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, об установлении 16,2% приборов учета коммунальных ресурсов от всего количества, подлежащего установке, и информация статистического органа Республики Бурятия недостаточны для применения расчетного метода.
При формировании тарифного дела регулирующим органом не сделаны запросы в ресурсоснабжающие и сетевые организации, управляющие компании о наличии приборов учета коммунального ресурса, а в случае их отсутствия - возможности проведения предварительного выбора по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о необоснованности применения расчетного метода при установлении нормативов. Выводы регулирующего органа о невозможности применения в данном случае метода аналогов не основаны на документах и соответствующих расчетах.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о неправомерности дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в зависимости от количества этажей многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Между тем в силу пункта 4 Правил N 306 такой конструктивный параметр многоквартирного дома, как этажность, учитывается только при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения.
В отношении электроснабжения дифференциация по названному критерию не предусмотрена.
Кроме того, пунктом 37 приложения к Правилам N 306 установлена формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, в которой отсутствует такой показатель дифференциации, как этажность.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 18 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)