Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: Юдина Е.А. по доверенности от 27.12.2013 N 10АА0313085
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: Берштейн К.А. по доверенности N 18 от 02.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31103/2014) открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2014 по делу N А26-4626/2014 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению Открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
3-е лицо: ОАО "МРСК Северо-Запада"
о признании недействительным предписания
установил:
открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова д., 45, ОГРН: 1051000000050; далее - Общество, ОАО "Карельская энергосбытовая компания") обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, ОГРН: 1091001011265; далее - Инспекция) от 21.04.2014 N 690.
Определением от 06.08.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада").
Решением суда от 07.11.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции: исключить из мотивировочной части следующие выводы суда:
- - "...материалами дела подтверждается, что в жилом доме по адресу: Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Молодежная, д. 17 отсутствуют места общего пользования, в которых имеются приборы, потребляющие электрическую энергию, энергопотребляющее общее имущество, а также общедомовые инженерные сети, следовательно, отсутствует и расход коммунального ресурса на общедомовые нужды";
- - "заявитель не обосновано начисляет плату за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии в жилом доме мест общего пользования, оборудованных приборами, потребляющими электрическую энергию, и энергопотребляющего общего имущества, то есть при отсутствии предоставления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды";
- - "Поскольку судом установлено, что коммунальную услугу в виде подачи электрической энергии на общедомовые нужды ОАО "Карельская энергосбытовая компания" жильцам дома N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро не предоставляет, то требование начисления за нее платы в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг также является не обоснованным".
Податель жалобы просит включить в мотивировочную часть выводы о том, что:
- ОАО "КЭСК" оказывает коммунальную услугу "электроснабжение", включающую в себя, в том числе, поставку электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 17 по ул. Молодежной с. Шелтозеро;
- - поскольку судом установлено, то дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета начисление ОАО "КЭСК" платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, собственникам помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. Молодежной с Шелтозеро в соответствии с п. 44 Правил N 354 является правомерным;
- - требование Государственной жилищной инспекции РК произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды собственниками помещений в спорном многоквартирном доме, в соответствии с п. 48 Правил N 354 является незаконным и противоречит требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель третьего лица также поддержал доводы жалобы и считает ее подлежащей удовлетворению.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляет покупку электрической энергии на оптовом рынке и реализацию ее потребителям на розничном рынке.
В связи с запросом депутата Законодательного Собрания Республики Карелия и обращением гражданки Исаковой О.И. по вопросу начисления платы по услуге электроснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Молодежная, д. 17, распоряжением N 459 от 25.03.2014 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Карельская энергосбытовая компания" по вопросу соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт N 459/а от 21.04.2014, в котором отражено, что в доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро отсутствуют общедомовые инженерные сети, а также помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или нежилого) помещения; в квартирах имеются индивидуальные приборы учета электроэнергии; установленные на опорах электрических сетей два прибора учета электрической энергии Меркурий 203.2Т не являются общедомовыми приборами учета электрической энергии; при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению дома N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро следует применять пункт 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Предписанием N 690 от 21.04.2014 Инспекция указала на нарушение пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 156 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, и обязала Общество в срок до 16.06.2014 выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, за период с даты применения в расчетах показаний общедомового прибора учета по апрель 2014 года.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой признал оспариваемое предписание Инспекции недействительным и обязал Инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Выслушав представителей Общества и третьего лица, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям пунктов 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктами 1, 7 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 N 67, Инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от его принадлежности, и имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
В рамках проведенной проверки Инспекцией были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с данными технического паспорта и плана в одноэтажном жилом доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро, общей площадью 106,9 кв. м, расположены 4 двухкомнатные квартиры, нежилые помещения в доме отсутствуют, каждая квартира имеет отдельный вход. В квартирах имеются индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения на запрос Инспекции письмом от 31.03.2014 сообщила, что в доме N 17 по ул. Молодежная отсутствуют общедомовые инженерные сети; поставку электроэнергии до ввода в дом осуществляет ОАО "МРСК Северо-Запада". В письме от 28.04.2014 Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения на запрос Инспекции поясняет, что общедомовые приборы учета электрической энергии установлены на двух опорах электрических сетей; квартиры N 1, 2, 3 подключены к опоре 1, квартира N 4 - к опоре 2, представила схему расположения опор электрических сетей.
Согласно справкам - актам N 948-13 и N 950-13 от 17.07.2013 электросчетчики Меркурий 203.2Т установлены ОАО "МРСК Северо-Запада". На основании договоров N 1-Карелэнерго-2008 от 21.12.2007, N 01-КЭ-2014 от 24.12.2013 ОАО "МРСК Северо-Запада" оказывает Обществу услуги по передаче электрической энергии.
Реализацию электрической энергии потребителям в указанном жилом доме осуществляет ОАО "Карельская энергосбытовая компания". В выставленных жильцам дома счетах Общество предъявляет к оплате объем электроэнергии по индивидуальным приборам учета, а также объем электроэнергии на общедомовые нужды.
Общество на запрос Инспекции пояснило, что два счетчика Меркурий 203.2Т являются коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, расчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, Общество осуществляет в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу частей 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила предоставления коммунальных услуг) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
ОАО "Карельская энергосбытовая компания" начисляло плату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды в спорном доме, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг по формуле 12, указанной в приложении N 2 к Правилам, рассчитывая и распределяя между потребителями объем электрической энергии исходя из показаний счетчиков, установленных на опорах, за вычетом показаний индивидуальных счетчиков, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого помещения в многоквартирном доме.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено и материалами дела подтверждается, что в жилом доме по адресу: Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Молодежная, д. 17 отсутствуют места общего пользования, в которых имеются приборы, потребляющие электрическую энергию, энергопотребляющее общее имущество, а также общедомовые инженерные сети, следовательно, отсутствует и расход коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Общество указывает, что разница между суммой показаний индивидуальных счетчиков и коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии может быть обусловлена несвоевременной передачей потребителями показаний индивидуальных приборов учета, несоответствующим состоянием электрооборудования жилого дома; незаконным подключением электрооборудования к внутридомовым электрическим сетям в обход индивидуальных приборов учета.
Между тем, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что расход электрической энергии в связи с указанными обстоятельствами не возникает в связи с использованием жильцами общего имущества в многоквартирном доме и не обусловлен общедомовыми нуждами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество не обосновано начисляет плату за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии в жилом доме мест общего пользования, оборудованных приборами, потребляющими электрическую энергию, и энергопотребляющего общего имущества, то есть при отсутствии предоставления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
В рассматриваемом случае оспариваемым предписанием Инспекция обязала Общество выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 48 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку, как ранее было обоснованно установлено судом первой инстанции, коммунальную услугу в виде подачи электрической энергии на общедомовые нужды ОАО "Карельская энергосбытовая компания" жильцам дома N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро не предоставляет, является правомерным вывод суда о том, что требование начисления за нее платы в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг является не обоснованным.
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, из акта проверки и предписания не усматривается, что Инспекция выясняла причины значительной разницы в показаниях индивидуальных счетчиков и счетчиков, установленных на опорах электрических сетей, в отсутствие факта использования общего энергопотребляющего имущества в многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое предписание Инспекции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07 ноября 2014 года по делу N А26-4626/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 13АП-31103/2014 ПО ДЕЛУ N А26-4626/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А26-4626/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: Юдина Е.А. по доверенности от 27.12.2013 N 10АА0313085
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: Берштейн К.А. по доверенности N 18 от 02.09.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31103/2014) открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2014 по делу N А26-4626/2014 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению Открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
3-е лицо: ОАО "МРСК Северо-Запада"
о признании недействительным предписания
установил:
открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова д., 45, ОГРН: 1051000000050; далее - Общество, ОАО "Карельская энергосбытовая компания") обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, ОГРН: 1091001011265; далее - Инспекция) от 21.04.2014 N 690.
Определением от 06.08.2014 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада").
Решением суда от 07.11.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции: исключить из мотивировочной части следующие выводы суда:
- - "...материалами дела подтверждается, что в жилом доме по адресу: Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Молодежная, д. 17 отсутствуют места общего пользования, в которых имеются приборы, потребляющие электрическую энергию, энергопотребляющее общее имущество, а также общедомовые инженерные сети, следовательно, отсутствует и расход коммунального ресурса на общедомовые нужды";
- - "заявитель не обосновано начисляет плату за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии в жилом доме мест общего пользования, оборудованных приборами, потребляющими электрическую энергию, и энергопотребляющего общего имущества, то есть при отсутствии предоставления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды";
- - "Поскольку судом установлено, что коммунальную услугу в виде подачи электрической энергии на общедомовые нужды ОАО "Карельская энергосбытовая компания" жильцам дома N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро не предоставляет, то требование начисления за нее платы в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг также является не обоснованным".
Податель жалобы просит включить в мотивировочную часть выводы о том, что:
- ОАО "КЭСК" оказывает коммунальную услугу "электроснабжение", включающую в себя, в том числе, поставку электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды, потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 17 по ул. Молодежной с. Шелтозеро;
- - поскольку судом установлено, то дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета начисление ОАО "КЭСК" платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, собственникам помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. Молодежной с Шелтозеро в соответствии с п. 44 Правил N 354 является правомерным;
- - требование Государственной жилищной инспекции РК произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды собственниками помещений в спорном многоквартирном доме, в соответствии с п. 48 Правил N 354 является незаконным и противоречит требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель третьего лица также поддержал доводы жалобы и считает ее подлежащей удовлетворению.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляет покупку электрической энергии на оптовом рынке и реализацию ее потребителям на розничном рынке.
В связи с запросом депутата Законодательного Собрания Республики Карелия и обращением гражданки Исаковой О.И. по вопросу начисления платы по услуге электроснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Молодежная, д. 17, распоряжением N 459 от 25.03.2014 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Карельская энергосбытовая компания" по вопросу соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт N 459/а от 21.04.2014, в котором отражено, что в доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро отсутствуют общедомовые инженерные сети, а также помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или нежилого) помещения; в квартирах имеются индивидуальные приборы учета электроэнергии; установленные на опорах электрических сетей два прибора учета электрической энергии Меркурий 203.2Т не являются общедомовыми приборами учета электрической энергии; при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению дома N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро следует применять пункт 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Предписанием N 690 от 21.04.2014 Инспекция указала на нарушение пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 156 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, и обязала Общество в срок до 16.06.2014 выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, за период с даты применения в расчетах показаний общедомового прибора учета по апрель 2014 года.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой признал оспариваемое предписание Инспекции недействительным и обязал Инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Выслушав представителей Общества и третьего лица, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям пунктов 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктами 1, 7 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 10.08.2009 N 67, Инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от его принадлежности, и имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
В рамках проведенной проверки Инспекцией были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с данными технического паспорта и плана в одноэтажном жилом доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро, общей площадью 106,9 кв. м, расположены 4 двухкомнатные квартиры, нежилые помещения в доме отсутствуют, каждая квартира имеет отдельный вход. В квартирах имеются индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения на запрос Инспекции письмом от 31.03.2014 сообщила, что в доме N 17 по ул. Молодежная отсутствуют общедомовые инженерные сети; поставку электроэнергии до ввода в дом осуществляет ОАО "МРСК Северо-Запада". В письме от 28.04.2014 Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения на запрос Инспекции поясняет, что общедомовые приборы учета электрической энергии установлены на двух опорах электрических сетей; квартиры N 1, 2, 3 подключены к опоре 1, квартира N 4 - к опоре 2, представила схему расположения опор электрических сетей.
Согласно справкам - актам N 948-13 и N 950-13 от 17.07.2013 электросчетчики Меркурий 203.2Т установлены ОАО "МРСК Северо-Запада". На основании договоров N 1-Карелэнерго-2008 от 21.12.2007, N 01-КЭ-2014 от 24.12.2013 ОАО "МРСК Северо-Запада" оказывает Обществу услуги по передаче электрической энергии.
Реализацию электрической энергии потребителям в указанном жилом доме осуществляет ОАО "Карельская энергосбытовая компания". В выставленных жильцам дома счетах Общество предъявляет к оплате объем электроэнергии по индивидуальным приборам учета, а также объем электроэнергии на общедомовые нужды.
Общество на запрос Инспекции пояснило, что два счетчика Меркурий 203.2Т являются коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии, расчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, Общество осуществляет в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу частей 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила предоставления коммунальных услуг) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
ОАО "Карельская энергосбытовая компания" начисляло плату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды в спорном доме, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг по формуле 12, указанной в приложении N 2 к Правилам, рассчитывая и распределяя между потребителями объем электрической энергии исходя из показаний счетчиков, установленных на опорах, за вычетом показаний индивидуальных счетчиков, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого помещения в многоквартирном доме.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено и материалами дела подтверждается, что в жилом доме по адресу: Прионежский район, с. Шелтозеро, ул. Молодежная, д. 17 отсутствуют места общего пользования, в которых имеются приборы, потребляющие электрическую энергию, энергопотребляющее общее имущество, а также общедомовые инженерные сети, следовательно, отсутствует и расход коммунального ресурса на общедомовые нужды.
Общество указывает, что разница между суммой показаний индивидуальных счетчиков и коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии может быть обусловлена несвоевременной передачей потребителями показаний индивидуальных приборов учета, несоответствующим состоянием электрооборудования жилого дома; незаконным подключением электрооборудования к внутридомовым электрическим сетям в обход индивидуальных приборов учета.
Между тем, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что расход электрической энергии в связи с указанными обстоятельствами не возникает в связи с использованием жильцами общего имущества в многоквартирном доме и не обусловлен общедомовыми нуждами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество не обосновано начисляет плату за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии в жилом доме мест общего пользования, оборудованных приборами, потребляющими электрическую энергию, и энергопотребляющего общего имущества, то есть при отсутствии предоставления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
В рассматриваемом случае оспариваемым предписанием Инспекция обязала Общество выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в доме N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 48 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку, как ранее было обоснованно установлено судом первой инстанции, коммунальную услугу в виде подачи электрической энергии на общедомовые нужды ОАО "Карельская энергосбытовая компания" жильцам дома N 17 по ул. Молодежная в с. Шелтозеро не предоставляет, является правомерным вывод суда о том, что требование начисления за нее платы в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг является не обоснованным.
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, из акта проверки и предписания не усматривается, что Инспекция выясняла причины значительной разницы в показаниях индивидуальных счетчиков и счетчиков, установленных на опорах электрических сетей, в отсутствие факта использования общего энергопотребляющего имущества в многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое предписание Инспекции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не усматривает.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07 ноября 2014 года по делу N А26-4626/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)