Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Пестеревой О.Ю. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2014 года по делу N А05-1505/2014 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (ОГРН 11129010037101112901003710, ИНН 2901213512, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 25; далее - Общество, ООО "Горжилуправление") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, (ОГРН 10529010216891052901021689, ИНН 2901133673, место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - Управление, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2014 N 52/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права.
Административный орган в отзыве просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2011 (том 2, листы 11 - 14), заключенного между Обществом (Управляющая организация) и мэрией города Архангельска, ООО "Горжилуправление" является ответственным за содержание жилого дома N 289, корпус 1, по проспекту Ломоносова в городе Архангельске.
На основании обращения жильца указанного дома Мордяшовой Б.П. (том 1, листы 42 - 43) должностным лицом Управления вынесено определение от 18.11.2013 N 436/2013 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, а также определено провести административное расследование (том 1, лист 130).
Согласно этому определению правонарушение выразилось в том, что Мордяшовой Б.П. с 01.09.2013 отказано в выплате мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, что является нарушением требований статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), Закона Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", положений Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп, Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов и возмещения организациям расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 26.02.2008 N 33-па/3.
Административным органом по данному факту в отношении ООО "Горжилуправление" составлен протокол об административном правонарушении от 16.12.2013 N 1130 (том 2, листы 63 - 65), на основании которого и материалов административного дела вынесено постановление от 28.01.2014 N 52/2014 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (том 2, листы 72, 73).
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Горжилуправление" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Из статьи 28.2 названного Закона следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 28.05.2008 N 515-27-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 515-27-ОЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 515-27-ФЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 этой статьи, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
Из положений статьи 3 Закона N 515-27-ФЗ следует, что перечисление в соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона средств гражданам на их банковские счета или через почтовые отделения связи осуществляется ежемесячно не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг. При этом порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается постановлением правительства Архангельской области.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп (далее - Порядок N 61-пп).
Согласно пункту 3 Порядка N 61-пп меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме путем перечисления денежных средств гражданам на их банковские счета либо через организации почтовой связи.
В пункте 4 Порядка N 61-пп установлено, что оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится гражданами в соответствии с платежными документами (счетом-квитанцией, отражающим суммы начисленных платежей и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты) по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая твердое топливо и сжиженный газ, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа. Организации в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов.
В силу пункта 23 Порядка N 61-пп организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений с государственными учреждениями ежемесячно, до 5-го числа, представляют (на магнитных носителях) в государственные учреждения списки (с указанием суммы начисленных денежных выплат за предыдущий месяц) получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также получателей денежной выплаты или не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения).
Пунктом 16 Порядка N 61-пп предусмотрено, что руководитель государственного учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения принимает решение о приостановлении предоставления денежных выплат в числе прочего в следующих случаях: наличия у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд; незаключения и (или) невыполнение соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Решение о приостановлении предоставления денежных выплат принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения от организаций жилищно-коммунального хозяйства информации о гражданах, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд либо незаключивших и (или) не выполняющих соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Предоставление денежной выплаты приостанавливается с первого числа месяца, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданину приостановлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае принятия решения о приостановлении предоставления денежных выплат государственное учреждение в течение десяти рабочих дней направляет в адрес получателя денежной выплаты уведомление, содержащее информацию: о причинах приостановления предоставления денежных выплат; о дате, с которой приостановлено предоставление денежных выплат; о мерах, которые необходимо предпринять получателю денежных выплат для возобновления получения денежных выплат.
Как следует из материалов дела, Мордяшовой Б.П. с 11.10.2004 установлена инвалидность второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 N 1687196, выданной 30.12.2004 (том 1, лист 46).
Согласно справке отдела социальной защиты населения Октябрьского территориального округа города Архангельска от 01.02.2005 N 95/2 (том 1, лист 45) Мордяшова Б.П., являясь инвалидом второй группы, имеет право на меры социальной поддержки в виде оплаты жилых помещений в размере 50 процентов занимаемой общей площади и оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки с 01.01.2005.
Таким образом, Мордяшова Б.П. является лицом, которому предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Также из материалов дела следует, что Мордяшова Б.П. является собственником квартиры в многоквартирном доме N 289, корпус 1, по проспекту Ломоносова в городе Архангельске.
При этом в соответствии с агентским договором от 04.08.2014 N 04-01.11 (том 2, листы 21, 22), заключенным между ООО "Горжилуправление" (Принципал) и обществом с ограниченной ответственностью "Центр расчетных услуг" (далее - ООО "Центр расчетных услуг", Агент), Агент обязался за счет Принципала осуществлять сбор платежей с населения в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме N 289, корпус 1, по проспекту Ломоносова в городе Архангельске, за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги, в том числе за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт многоквартирного дома, отопление, подогрев горячей воды, а также производить перечисление фактически собранных денежных средств непосредственно Принципалу.
Согласно пункту 2.1.2 агентского договора от 04.08.2014 N 04-01.11 Агент обязан производить начисление и сбор средств за оплату жилья и коммунальных услуг по ценам и тарифам в соответствии с указаниями Принципала.
Как следует из представленных Административному органу государственным казенным учреждением "Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску" (далее - учреждение) выпискам за сентябрь и октябрь 2013 года (том 1, листы 144, 145), за Мордяшовой Б.П. числилась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: на 01.10.2013 - в сумме 1240,25 руб., на 01.11.2013 - в сумме 1739,08 руб.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что числящаяся за Мордяшовой Б.П. в качестве задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сумма фактически таковой не является, так как данная задолженность указана без учета компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Эта сумма задолженности образовалась в результате начисленных ООО "Центр расчетных услуг" по указанию ООО "Горжилуправление" сумм целевого сбора на оплату работы старосты (том 1, лист 12).
Данные суммы целевого сбора были предъявлены Мордяшовой Б.П. в счетах на оплату, выставленных от имени заявителя.
Как следует из оспариваемого постановления Управления, указанный целевой сбор за работу старосты неправомерно предъявлялся потребителю Мордяшовой Б.П. в счетах на оплату, выставляемых от имени ООО "Горжилуправление", а Мордяшова Б.П. правомерно не оплачивала начисленные ей суммы такого целевого сбора.
Ввиду того, что указанный целевой сбор не входит в плату за жилое помещение, не является коммунальной услугой, не входит в перечень услуг и работ, которые Общество обязано оказывать за плату в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.07.2011, то Административный орган правомерно пришел к выводу, что целевой сбор за работу старосты неправомерно предъявлялся Мордяшовой Б.П.
Как следует из материалов дела, Мордяшова Б.П. в полном объеме и своевременно производила оплату предъявляемых ей счетов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением оплаты указанного целевого сбора.
В результате того, что ООО "Горжилуправление" дало ООО "Центр расчетных услуг" указание о начислении и предъявлении указанного целевого сбора в счетах на оплату, последнему были представлены недостоверные сведения о наличии у Мордяшовой Б.П. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за сентябрь, октябрь 2013 года. В связи с предоставлением этих недостоверных сведений Мордяшовой Б.П. было приостановлено предоставление предусмотренных в качестве льготы денежных выплат компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, в результате именно неправомерных действий Общества, являющегося организацией, ответственной за правильность производимых расчетов, и организацией, осуществляющей начисление платежей по оплате жилого помещения и расчет денежной выплаты, были не предоставлены Мордяшовой Б.П. льготы и преимущества в виде денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Горжилуправление" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае Общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ и частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, то госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2014 года по делу N А05-1505/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А05-1505/2014
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А05-1505/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Пестеревой О.Ю. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2014 года по делу N А05-1505/2014 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (ОГРН 11129010037101112901003710, ИНН 2901213512, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 25; далее - Общество, ООО "Горжилуправление") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, (ОГРН 10529010216891052901021689, ИНН 2901133673, место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - Управление, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2014 N 52/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права.
Административный орган в отзыве просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2011 (том 2, листы 11 - 14), заключенного между Обществом (Управляющая организация) и мэрией города Архангельска, ООО "Горжилуправление" является ответственным за содержание жилого дома N 289, корпус 1, по проспекту Ломоносова в городе Архангельске.
На основании обращения жильца указанного дома Мордяшовой Б.П. (том 1, листы 42 - 43) должностным лицом Управления вынесено определение от 18.11.2013 N 436/2013 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, а также определено провести административное расследование (том 1, лист 130).
Согласно этому определению правонарушение выразилось в том, что Мордяшовой Б.П. с 01.09.2013 отказано в выплате мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, что является нарушением требований статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), Закона Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", положений Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп, Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов и возмещения организациям расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 26.02.2008 N 33-па/3.
Административным органом по данному факту в отношении ООО "Горжилуправление" составлен протокол об административном правонарушении от 16.12.2013 N 1130 (том 2, листы 63 - 65), на основании которого и материалов административного дела вынесено постановление от 28.01.2014 N 52/2014 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (том 2, листы 72, 73).
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Горжилуправление" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Из статьи 28.2 названного Закона следует, что полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов на территории Архангельской области принят Закон Архангельской области от 28.05.2008 N 515-27-ОЗ "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 515-27-ОЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 515-27-ФЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 этой статьи, предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме путем перечисления средств на их банковские счета или через почтовые отделения связи.
Из положений статьи 3 Закона N 515-27-ФЗ следует, что перечисление в соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого Закона средств гражданам на их банковские счета или через почтовые отделения связи осуществляется ежемесячно не позднее 12-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата жилого помещения и коммунальных услуг. При этом порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается постановлением правительства Архангельской области.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 10.03.2010 N 61-пп (далее - Порядок N 61-пп).
Согласно пункту 3 Порядка N 61-пп меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме путем перечисления денежных средств гражданам на их банковские счета либо через организации почтовой связи.
В пункте 4 Порядка N 61-пп установлено, что оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится гражданами в соответствии с платежными документами (счетом-квитанцией, отражающим суммы начисленных платежей и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты) по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, включая твердое топливо и сжиженный газ, исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа. Организации в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов.
В силу пункта 23 Порядка N 61-пп организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений с государственными учреждениями ежемесячно, до 5-го числа, представляют (на магнитных носителях) в государственные учреждения списки (с указанием суммы начисленных денежных выплат за предыдущий месяц) получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также получателей денежной выплаты или не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения).
Пунктом 16 Порядка N 61-пп предусмотрено, что руководитель государственного учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения принимает решение о приостановлении предоставления денежных выплат в числе прочего в следующих случаях: наличия у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд; незаключения и (или) невыполнение соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Решение о приостановлении предоставления денежных выплат принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения от организаций жилищно-коммунального хозяйства информации о гражданах, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд либо незаключивших и (или) не выполняющих соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения). Предоставление денежной выплаты приостанавливается с первого числа месяца, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданину приостановлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае принятия решения о приостановлении предоставления денежных выплат государственное учреждение в течение десяти рабочих дней направляет в адрес получателя денежной выплаты уведомление, содержащее информацию: о причинах приостановления предоставления денежных выплат; о дате, с которой приостановлено предоставление денежных выплат; о мерах, которые необходимо предпринять получателю денежных выплат для возобновления получения денежных выплат.
Как следует из материалов дела, Мордяшовой Б.П. с 11.10.2004 установлена инвалидность второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 N 1687196, выданной 30.12.2004 (том 1, лист 46).
Согласно справке отдела социальной защиты населения Октябрьского территориального округа города Архангельска от 01.02.2005 N 95/2 (том 1, лист 45) Мордяшова Б.П., являясь инвалидом второй группы, имеет право на меры социальной поддержки в виде оплаты жилых помещений в размере 50 процентов занимаемой общей площади и оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки с 01.01.2005.
Таким образом, Мордяшова Б.П. является лицом, которому предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Также из материалов дела следует, что Мордяшова Б.П. является собственником квартиры в многоквартирном доме N 289, корпус 1, по проспекту Ломоносова в городе Архангельске.
При этом в соответствии с агентским договором от 04.08.2014 N 04-01.11 (том 2, листы 21, 22), заключенным между ООО "Горжилуправление" (Принципал) и обществом с ограниченной ответственностью "Центр расчетных услуг" (далее - ООО "Центр расчетных услуг", Агент), Агент обязался за счет Принципала осуществлять сбор платежей с населения в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме N 289, корпус 1, по проспекту Ломоносова в городе Архангельске, за содержание и ремонт жилых помещений и коммунальные услуги, в том числе за содержание и ремонт жилого помещения, капитальный ремонт многоквартирного дома, отопление, подогрев горячей воды, а также производить перечисление фактически собранных денежных средств непосредственно Принципалу.
Согласно пункту 2.1.2 агентского договора от 04.08.2014 N 04-01.11 Агент обязан производить начисление и сбор средств за оплату жилья и коммунальных услуг по ценам и тарифам в соответствии с указаниями Принципала.
Как следует из представленных Административному органу государственным казенным учреждением "Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску" (далее - учреждение) выпискам за сентябрь и октябрь 2013 года (том 1, листы 144, 145), за Мордяшовой Б.П. числилась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг: на 01.10.2013 - в сумме 1240,25 руб., на 01.11.2013 - в сумме 1739,08 руб.
В ходе административного расследования Управлением установлено, что числящаяся за Мордяшовой Б.П. в качестве задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сумма фактически таковой не является, так как данная задолженность указана без учета компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Эта сумма задолженности образовалась в результате начисленных ООО "Центр расчетных услуг" по указанию ООО "Горжилуправление" сумм целевого сбора на оплату работы старосты (том 1, лист 12).
Данные суммы целевого сбора были предъявлены Мордяшовой Б.П. в счетах на оплату, выставленных от имени заявителя.
Как следует из оспариваемого постановления Управления, указанный целевой сбор за работу старосты неправомерно предъявлялся потребителю Мордяшовой Б.П. в счетах на оплату, выставляемых от имени ООО "Горжилуправление", а Мордяшова Б.П. правомерно не оплачивала начисленные ей суммы такого целевого сбора.
Ввиду того, что указанный целевой сбор не входит в плату за жилое помещение, не является коммунальной услугой, не входит в перечень услуг и работ, которые Общество обязано оказывать за плату в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.07.2011, то Административный орган правомерно пришел к выводу, что целевой сбор за работу старосты неправомерно предъявлялся Мордяшовой Б.П.
Как следует из материалов дела, Мордяшова Б.П. в полном объеме и своевременно производила оплату предъявляемых ей счетов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением оплаты указанного целевого сбора.
В результате того, что ООО "Горжилуправление" дало ООО "Центр расчетных услуг" указание о начислении и предъявлении указанного целевого сбора в счетах на оплату, последнему были представлены недостоверные сведения о наличии у Мордяшовой Б.П. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за сентябрь, октябрь 2013 года. В связи с предоставлением этих недостоверных сведений Мордяшовой Б.П. было приостановлено предоставление предусмотренных в качестве льготы денежных выплат компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, в результате именно неправомерных действий Общества, являющегося организацией, ответственной за правильность производимых расчетов, и организацией, осуществляющей начисление платежей по оплате жилого помещения и расчет денежной выплаты, были не предоставлены Мордяшовой Б.П. льготы и преимущества в виде денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Горжилуправление" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае Общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ и частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, то госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2014 года по делу N А05-1505/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)