Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2255/2015

Требование: О признании незаконными действий общества и запрете оказывать услуги по вводу приборов учета в эксплуатацию.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам прокурорской проверки установлено, что общество производит выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и ввод их в эксплуатацию, за что с граждан взимает плату.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N 33-2255


судья Кокорева Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,
судей Лепской К.И. и Лозовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в города Твери
по докладу судьи Лепской К.И.
дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" в лице представителя по доверенности Р. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 01 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Осташкова удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, оказанию услуги по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" оказывать услугу по вводу индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях многоквартирных домов, в отношении которых ООО Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" не является управляющей компанией и не является исполнителем коммунальных услуг.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" государственную пошлину в доход бюджета МО "Осташковский район" в размере <данные изъяты> рублей".
Судебная коллегия

установила:

С учетом заявления об уточнении исковых требований прокурор города Осташкова Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" (далее ООО УК "ДЕЗ Осташков") о признании незаконными действий по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, оказанию услуги по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, запрещении оказывать услугу по вводу приборов учета холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях многоквартирных домов, в отношении которых ООО Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" не является управляющей компанией.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Осташкова проведена проверка законности взимания ООО УК "ДЕЗ Осташков" с граждан платы за выдачу технических условий на установку приборов индивидуального учета холодного и горячего водоснабжения и их опломбировку, в результате которой установлено, что ответчик в нарушение ч. 5 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 года N 354 (далее Правила N 354) по заявкам жителей многоквартирных домов, в отношении которых избран непосредственный способ управления и в отношении которых ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, производит выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, за что с граждан взимает плату в размере <данные изъяты> рубля. В соответствии с Правилами N 354 при вводе указанных приборов в эксплуатацию исполнитель коммунальных услуг проводит обследование технической возможности установки приборов учета с составлением соответствующего акта, а также осуществляет ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию бесплатно. Поскольку Правилами N 354 не предусмотрена выдача технических условий на установку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также в связи с тем, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, в которых избран непосредственный способ управления, прокурор считает действия ответчика незаконными, обратился в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора города Осташкова Михайлова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ООО УК "ДЕЗ Осташков" по доверенности Р. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Осташкова не признал, доводы изложенные в письменном отзыве поддержал и пояснил, что обязательства по установке индивидуальных приборов учета без взимания платы действующим законодательством возложены на соответствующих исполнителей коммунальных услуг, которыми в г. Осташкове являются: ООО "Тверьэнергогаз", ЗАО "Осташковская генерирующая компания", МУП "Городская коммунальная служба" МО "Городское поселение - г. Осташков", ООО "Мега Ресурс". ООО УК "ДЕЗ Осташков" оказывает услуги на основании договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, при непосредственном способе управления многоквартирными домами. Общество не является исполнителем коммунальных услуг, индивидуальные приборы учета в состав общего имущества не входят, поэтому ООО УК "ДЕЗ Осташков" вправе оказывать дополнительные услуги по имуществу не входящему в состав общего имущества многоквартирного дома за дополнительную плату.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе апеллянт, просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы, указал, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета без взимания платы, действующим законодательством возложена на исполнителей коммунальных услуг. ООО УК "ДЕЗ Осташков" не является исполнителем коммунальных услуг в отношении жилых домов, где проживают обратившиеся в прокуратуру граждане, между тем, законодательством не предусмотрен запрета на выполнение указанных действий сторонними организациями. Своими действиями ООО УК "ДЕЗ Осташков" не создает каких-либо препятствий исполнителям коммунальных услуг по вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию.
В возражениях на апелляционную жалобу, поданных старшим помощником прокурора прокуратуры города Осташков Тверской области - Михайловой О.В., последняя полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, явились: прокурор Филиппова В.М., другие лица участвующие в деле о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались в связи с чем и в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений относительно нее, выслушав прокурора Филиппову В.М., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено, что из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 101-104), агентских договоров от 19.12.2013 года, 19.08.2013 года, 01.03.2013 года (л.д. 105-119) с 01 сентября 2013 года исполнителями таких коммунальных услуг, как отопление и горячее водоснабжение, являются ООО "Тверьэнергогаз", ЗАО "Осташковская генерирующая компания", исполнителями таких услуг как холодное водоснабжение, являются ООО "Мега Ресурс", МУП "Городская коммунальная служба" МО "Городское поселение-г. Осташков", которые поставляют потребителям многоквартирных жилых домов г. Осташкова данные виды коммунальных услуг, выставляют счета на их оплату, на основании которых потребители оплачивают данные коммунальные услуги непосредственно исполнителям.
Именно на эти организации законом возложена обязанность по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных в многоквартирных домах, собственниками которых избран непосредственный способ управления.
Договорные отношения между ООО УК "ДЕЗ Осташков" и исполнителями коммунальных услуг отсутствуют.
Судом также установлено, что ООО УК "ДЕЗ Осташков" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению и эксплуатации жилого и нежилого фонда и оказанию платных услуг населению (л.д. 12-18, 36-41).
Генеральным директором ООО УК "ДЕЗ Осташков" утверждена калькуляция стоимости на выдачу технических условий на установку прибора учета холодной (горячей) воды, согласно которой в стоимость выдачи технических условий в размере <данные изъяты> рублей включается сам ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию - опломбирование прибора, составление акта допуска в эксплуатацию (л.д. 89). Также ответчиком разработаны технические условия на установку прибора учета (л.д. 10). Объяснениями представителя ответчика подтверждено, что выдача технических условий включает в себя ввод в эксплуатацию ответчиком ООО УК "ДЕЗ Осташков" индивидуальных приборов учета, их опломбирование и эта деятельность осуществляется обществом за плату (л.д. 9).
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов заключается публичный договор.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг с 01 сентября 2012 регламентируется принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Пункт 81 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.09.2013 N 824) предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 31 указанных Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Право потребителя требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений предусмотрено пунктом 33 указанных Правил.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 этих же Правил предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, в том числе управляющая организация, выбранная в установленном жилищном законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Часть 5 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному Закону, не обязывает гражданина получать разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а закрепляет обязанность эксплуатировать прибор учета, обеспечить его надлежащую сохранность и своевременную замену.
В силу п. 1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно ч. 2 указанной статьи Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию действующего законодательства и по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 339 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского городского суда Тверской области от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков" в лице представителя по доверенности Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.КОЗЛОВА

Судьи
К.И.ЛЕПСКАЯ
Н.В.ЛОЗОВАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)