Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии представителя истца - Рульковой М.Г. по доверенности от 30.12.2013 N 549,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" апреля 2014 года по делу N А33-12301/2013, принятое судьей Слесаренко И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о взыскании задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги сумме 23 246 рублей 30 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 489 рублей 33 копейки; к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о взыскании задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги в размере 52 757 рублей 46 копеек, а также 10 460 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2014 года исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу истца взыскано 19 124 рубля 04 копейки долга, 4 451 рубль 85 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 919 рублей 53 копейки расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказано. С муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу истца взыскано 52 757 рублей 46 копеек долга, 10 460 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2 528 рублей 72 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, департамент градостроительства администрации города Красноярска обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании расходных обязательств, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов, следовательно, департамент градостроительства без заключения соответствующего договора с истцом, без счетов и счет-фактур и акта выполненных работ не имеет возможности осуществить оплату жилищных услуг по жилым помещениям; в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 02.05.2012 N 74 полномочия департамента градостроительства администрации города Красноярска по содержанию жилищного фонда, не обремененного договорными отношениями, из функций департамента исключены.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчиков.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между собственниками жилого дома N 5 "Д" по ул. Быковского в г. Красноярске и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Красжилсервис" заключен договор управления многоквартирным домом 01.07.2010 N 616-у, в соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Быковского 5 "Д", в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения) собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (членам семей собственников, гражданам-нанимателям, проживающим по договорам социального найма и членам их семей), а также осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В пункте 4.2 договора стороны определили, что плата за содержание и ремонт помещения определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4.3 договора величина платы за капитальный ремонт многоквартирного дома для собственников помещений определяется исходя из расчета 1, 39 рублей за квадратный метр общей площади жилого помещения.
Согласно пункту 4.11 договора срок внесения платежа устанавливается до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом граждане имеют право вносить плату за содержание и ремонт помещений (общего имущества) многоквартирного дома и за коммунальные услуги частями за прошедший месяц до окончания установленного срока ее внесения или осуществлять предварительную оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений (общего имущества) многоквартирного дома и коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Согласно выпискам из домовой книги, указанные ниже квартиры, принадлежавшие на праве собственности муниципальному образованию - город Красноярск, в лице исполнительного органа - администрации города Красноярска, не были обременены правами граждан (нанимателей):
- - квартира N 21 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 декабря 2012 года;
- - квартира N 133 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 декабря 2012;
- - квартира N 43 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 10 октября 2010 года;
- - квартира N 33 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 12 апреля 2010 года по 07 октября 2010 года;
- - квартира N 28 ком. 2 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 06 декабря 2010 года;
- - квартира N 6 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 октября 2010 года;
- - квартира N 88 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 августа 2010 года.
Во исполнение условий договора 01.07.2010 N 616-у истец осуществлял управление жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Красноярск, ул. Быковского, д. 5 "Д".
Истцом произведен расчет задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в отношении перечисленных жилых помещений.
Стороны подписали соглашение от 14.04.2014 о признании сторонами обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания, согласно которому начисление за потребление тепловой энергии на отопление по жилому дому, не оборудованному общедомовыми приборами учета, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Быковского, 5 "Д", в спорный период производится по согласованному сторонами нормативу потребления, равному 0,0244 Гкал/м2.
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с размером платы, установленным решением Красноярского городского совета депутатов от 28.12.2005 N В-160 в редакциях от 22.12.2009 N 8-132, 14.12.2010 N 12-213, норматива потребления отопления равного - 0,0244 Гкал/м2, указанного сторонами в соглашении о признании сторонами обстоятельств не требующих дальнейшего доказывания.
Согласно расчету истца задолженность муниципального образования город Красноярск за оказанные жилищно-коммунальные услуги (содержание и ремонт жилого фонда, капитальный ремонт, отопление) в отношении жилых помещений N 6, 21, 28, 33, 43, 88, 133, расположенных в доме N 5 "Д" по ул. Быковского г. Красноярска, составляет 76 003 рубля 76 копеек.
При таких обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков задолженности за жилищно-коммунальные услуги в отношении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, в общем размере 76 003 рубля 76 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 15 949 рублей 98 копеек.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками не представлено суду доказательств исполнения обязанностей по несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома пропорционально своей доле в этом имуществе, а также по оплате коммунальных услуг. В удовлетворении исковых требований в части взыскания с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска задолженности в размере 4 122 рубля 26 копеек в отношении квартиры N 33 за период с 12.04.2010 по июль 2010 года судом первой инстанции отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и в части отказа в удовлетворении исковых требований заявителем жалобы не оспаривается.
При этом заявитель жалобы не согласен с решением суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к департаменту градостроительства администрации города Красноярска.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частями 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" является управляющей компанией в отношении жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Быковского, д. 5 "Д".
Собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома пропорционально своей доле в общем имуществе.
Отсутствие заключенного в установленном законом порядке договора с управляющей компанией не свидетельствует об отсутствии у собственника обязанности возмещать истцу расходы на содержание общего имущества жилого дома, поскольку такая обязанность следует из положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что департамент градостроительства без заключения соответствующего договора с истцом, без счетов и счет-фактур и акта выполненных работ не имеет возможности осуществить оплату жилищных услуг по жилым помещениям.
Как следует из материалов дела, указанные ниже квартиры, принадлежавшие на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, не были обременены правами граждан (нанимателей):
- - квартира N 21 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 декабря 2012 года;
- - квартира N 133 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 декабря 2012;
- - квартира N 43 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 10 октября 2010 года;
- - квартира N 33 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 12 апреля 2010 года по 07 октября 2010 года;
- - квартира N 28 ком. 2 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 06 декабря 2010 года;
- - квартира N 6 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 октября 2010 года;
- - квартира N 88 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 августа 2010 года.
Исходя из изложенного, муниципальное образование город Красноярск, как собственник указанных выше жилых помещений, в период отсутствия нанимателей, обязан нести расходы за оказанные истцом жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.2 Положения о городской казне, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 06.06.2000 N 24-273, в состав городской казны входит, в том числе, муниципальный жилищный фонд.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.3 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, департамент муниципального имущества и земельных отношений является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. При этом департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, а также самостоятельный баланс.
Пунктами 6.1, 6.5 Положения о реестре имущества городской казны, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 13.09.2006 N 758, предусмотрено, что содержание объектов городской казны производится за счет средств, предусмотренных по смете департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города на указанные цели.
Согласно пункту 3.25 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, департамент градостроительства администрации города осуществляет содержание муниципального жилищного фонда, не обремененного договорными обязательствами.
Распоряжением администрации города Красноярска от 02.05.2012 N 74-р "О внесении изменений в распоряжение администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р" из функций департамента градостроительства администрации города Красноярска исключены полномочия по содержанию жилищного фонда, не обремененного договорными отношениями.
Согласно исковому заявлению задолженность взыскивается за период с июля 2010 года по октябрь 2011 года.
Исходя из изложенного, истец правомерно предъявил требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в отношении муниципального жилого фонда, за период с 01.07.2010 по 16.08.2010 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, а за период начиная с 17.08.2010 - к департаменту градостроительства администрации города Красноярска.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 02.05.2012 N 74 полномочия департамента градостроительства администрации города Красноярска по содержанию жилищного фонда, не обремененного договорными отношениями, из функций департамента исключены, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку 2012 год не входит в спорный период.
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с размером платы, установленным решением Красноярского городского совета депутатов от 28.12.2005 N В-160 в редакциях от 22.12.2009 N 8-132, 14.12.2010 N 12-213, норматива потребления отопления равного - 0,0244 Гкал/м2, указанного сторонами в соглашении о признании сторонами обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания.
Согласно расчету истца, задолженность муниципального образования город Красноярск за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в отношении жилых помещений N 6, 21, 28, 33, 43, 88, 133, расположенных в доме N 5 "Д" по ул. Быковского г. Красноярска, в период, когда полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда, не обремененного договорными обязательствами, были возложены на департамент градостроительства администрации города Красноярска, составила 52 757 рублей 46 копеек.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска арифметическую правильность расчета задолженности не оспорил, контррасчет не представил.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 52 757 рублей 46 копеек ответчиком не представлено, требования истца в указанной части удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Истцом так же заявлено требование о взыскании с муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска 10 460 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В связи с неисполнением обязанности по оплате оказанных услуг истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 10 460 рублей 65 копеек.
Проверив расчет процентов, суд апелляционной инстанции признает его верным, сумму процентов в размере 10 460 рублей 65 копеек взысканной обоснованно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2014 года по делу N А33-12301/2013 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2014 года по делу N А33-12301/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.БЕЛАН
Судьи
Д.В.ЮДИН
А.Н.БАБЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А33-12301/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А33-12301/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии представителя истца - Рульковой М.Г. по доверенности от 30.12.2013 N 549,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" апреля 2014 года по делу N А33-12301/2013, принятое судьей Слесаренко И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о взыскании задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги сумме 23 246 рублей 30 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 489 рублей 33 копейки; к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о взыскании задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги в размере 52 757 рублей 46 копеек, а также 10 460 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2014 года исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу истца взыскано 19 124 рубля 04 копейки долга, 4 451 рубль 85 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 919 рублей 53 копейки расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказано. С муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска в пользу истца взыскано 52 757 рублей 46 копеек долга, 10 460 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2 528 рублей 72 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, департамент градостроительства администрации города Красноярска обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании расходных обязательств, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов, следовательно, департамент градостроительства без заключения соответствующего договора с истцом, без счетов и счет-фактур и акта выполненных работ не имеет возможности осуществить оплату жилищных услуг по жилым помещениям; в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 02.05.2012 N 74 полномочия департамента градостроительства администрации города Красноярска по содержанию жилищного фонда, не обремененного договорными отношениями, из функций департамента исключены.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчиков.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между собственниками жилого дома N 5 "Д" по ул. Быковского в г. Красноярске и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Красжилсервис" заключен договор управления многоквартирным домом 01.07.2010 N 616-у, в соответствии с пунктом 1.1 предметом договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Быковского 5 "Д", в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения) собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (членам семей собственников, гражданам-нанимателям, проживающим по договорам социального найма и членам их семей), а также осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В пункте 4.2 договора стороны определили, что плата за содержание и ремонт помещения определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4.3 договора величина платы за капитальный ремонт многоквартирного дома для собственников помещений определяется исходя из расчета 1, 39 рублей за квадратный метр общей площади жилого помещения.
Согласно пункту 4.11 договора срок внесения платежа устанавливается до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. При этом граждане имеют право вносить плату за содержание и ремонт помещений (общего имущества) многоквартирного дома и за коммунальные услуги частями за прошедший месяц до окончания установленного срока ее внесения или осуществлять предварительную оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений (общего имущества) многоквартирного дома и коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Согласно выпискам из домовой книги, указанные ниже квартиры, принадлежавшие на праве собственности муниципальному образованию - город Красноярск, в лице исполнительного органа - администрации города Красноярска, не были обременены правами граждан (нанимателей):
- - квартира N 21 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 декабря 2012 года;
- - квартира N 133 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 декабря 2012;
- - квартира N 43 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 10 октября 2010 года;
- - квартира N 33 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 12 апреля 2010 года по 07 октября 2010 года;
- - квартира N 28 ком. 2 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 06 декабря 2010 года;
- - квартира N 6 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 октября 2010 года;
- - квартира N 88 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 августа 2010 года.
Во исполнение условий договора 01.07.2010 N 616-у истец осуществлял управление жилым многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Красноярск, ул. Быковского, д. 5 "Д".
Истцом произведен расчет задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги в отношении перечисленных жилых помещений.
Стороны подписали соглашение от 14.04.2014 о признании сторонами обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания, согласно которому начисление за потребление тепловой энергии на отопление по жилому дому, не оборудованному общедомовыми приборами учета, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Быковского, 5 "Д", в спорный период производится по согласованному сторонами нормативу потребления, равному 0,0244 Гкал/м2.
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с размером платы, установленным решением Красноярского городского совета депутатов от 28.12.2005 N В-160 в редакциях от 22.12.2009 N 8-132, 14.12.2010 N 12-213, норматива потребления отопления равного - 0,0244 Гкал/м2, указанного сторонами в соглашении о признании сторонами обстоятельств не требующих дальнейшего доказывания.
Согласно расчету истца задолженность муниципального образования город Красноярск за оказанные жилищно-коммунальные услуги (содержание и ремонт жилого фонда, капитальный ремонт, отопление) в отношении жилых помещений N 6, 21, 28, 33, 43, 88, 133, расположенных в доме N 5 "Д" по ул. Быковского г. Красноярска, составляет 76 003 рубля 76 копеек.
При таких обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков задолженности за жилищно-коммунальные услуги в отношении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, в общем размере 76 003 рубля 76 копеек, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 15 949 рублей 98 копеек.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками не представлено суду доказательств исполнения обязанностей по несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома пропорционально своей доле в этом имуществе, а также по оплате коммунальных услуг. В удовлетворении исковых требований в части взыскания с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска задолженности в размере 4 122 рубля 26 копеек в отношении квартиры N 33 за период с 12.04.2010 по июль 2010 года судом первой инстанции отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и в части отказа в удовлетворении исковых требований заявителем жалобы не оспаривается.
При этом заявитель жалобы не согласен с решением суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к департаменту градостроительства администрации города Красноярска.
Оценив фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частями 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" является управляющей компанией в отношении жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Быковского, д. 5 "Д".
Собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома пропорционально своей доле в общем имуществе.
Отсутствие заключенного в установленном законом порядке договора с управляющей компанией не свидетельствует об отсутствии у собственника обязанности возмещать истцу расходы на содержание общего имущества жилого дома, поскольку такая обязанность следует из положений статей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что департамент градостроительства без заключения соответствующего договора с истцом, без счетов и счет-фактур и акта выполненных работ не имеет возможности осуществить оплату жилищных услуг по жилым помещениям.
Как следует из материалов дела, указанные ниже квартиры, принадлежавшие на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск, не были обременены правами граждан (нанимателей):
- - квартира N 21 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 декабря 2012 года;
- - квартира N 133 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 декабря 2012;
- - квартира N 43 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 10 октября 2010 года;
- - квартира N 33 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 12 апреля 2010 года по 07 октября 2010 года;
- - квартира N 28 ком. 2 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 06 декабря 2010 года;
- - квартира N 6 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 12 октября 2010 года;
- - квартира N 88 по ул. Быковского, д. 5 "Д" в период с 01 июля 2010 года по 01 августа 2010 года.
Исходя из изложенного, муниципальное образование город Красноярск, как собственник указанных выше жилых помещений, в период отсутствия нанимателей, обязан нести расходы за оказанные истцом жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.2 Положения о городской казне, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 06.06.2000 N 24-273, в состав городской казны входит, в том числе, муниципальный жилищный фонд.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.3 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, департамент муниципального имущества и земельных отношений является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. При этом департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, а также самостоятельный баланс.
Пунктами 6.1, 6.5 Положения о реестре имущества городской казны, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 13.09.2006 N 758, предусмотрено, что содержание объектов городской казны производится за счет средств, предусмотренных по смете департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города на указанные цели.
Согласно пункту 3.25 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, департамент градостроительства администрации города осуществляет содержание муниципального жилищного фонда, не обремененного договорными обязательствами.
Распоряжением администрации города Красноярска от 02.05.2012 N 74-р "О внесении изменений в распоряжение администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р" из функций департамента градостроительства администрации города Красноярска исключены полномочия по содержанию жилищного фонда, не обремененного договорными отношениями.
Согласно исковому заявлению задолженность взыскивается за период с июля 2010 года по октябрь 2011 года.
Исходя из изложенного, истец правомерно предъявил требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в отношении муниципального жилого фонда, за период с 01.07.2010 по 16.08.2010 к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, а за период начиная с 17.08.2010 - к департаменту градостроительства администрации города Красноярска.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 02.05.2012 N 74 полномочия департамента градостроительства администрации города Красноярска по содержанию жилищного фонда, не обремененного договорными отношениями, из функций департамента исключены, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку 2012 год не входит в спорный период.
Расчет задолженности произведен истцом в соответствии с размером платы, установленным решением Красноярского городского совета депутатов от 28.12.2005 N В-160 в редакциях от 22.12.2009 N 8-132, 14.12.2010 N 12-213, норматива потребления отопления равного - 0,0244 Гкал/м2, указанного сторонами в соглашении о признании сторонами обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания.
Согласно расчету истца, задолженность муниципального образования город Красноярск за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в отношении жилых помещений N 6, 21, 28, 33, 43, 88, 133, расположенных в доме N 5 "Д" по ул. Быковского г. Красноярска, в период, когда полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда, не обремененного договорными обязательствами, были возложены на департамент градостроительства администрации города Красноярска, составила 52 757 рублей 46 копеек.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска арифметическую правильность расчета задолженности не оспорил, контррасчет не представил.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 52 757 рублей 46 копеек ответчиком не представлено, требования истца в указанной части удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Истцом так же заявлено требование о взыскании с муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска 10 460 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В связи с неисполнением обязанности по оплате оказанных услуг истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 10 460 рублей 65 копеек.
Проверив расчет процентов, суд апелляционной инстанции признает его верным, сумму процентов в размере 10 460 рублей 65 копеек взысканной обоснованно.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2014 года по делу N А33-12301/2013 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2014 года по делу N А33-12301/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.БЕЛАН
Судьи
Д.В.ЮДИН
А.Н.БАБЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)