Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчики зарегистрированы по месту жительства и проживают в принадлежащем ответчику-1 на праве собственности жилом помещении, которое признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Кирьяш А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Утенко Р.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре Ж.,
с участием прокурора Грицикова К.А.,
рассмотрела в судебном заседании 01 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Ч. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Администрации г. Омска в удовлетворении исковых требований к А.Н. Н.С., А.К. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
установила:
Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к А.Н., А.К., указывая, что ответчики зарегистрированы по месту жительства и проживают в принадлежащей А.Н. на праве собственности комнате 3 в <...>. На основании заключения межведомственной комиссии г. Омска от 21.12.2007 г. N 241, постановления Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" данное жилое помещение признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. В связи с чем, данный жилой дом был включен в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 г. N 140-п, на 2013 год. Собственникам многоквартирного <...> рекомендовано было осуществить меры по сносу указанного дома, но этого не сделано. В рамках Программы в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность г. Омска приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <...> <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, состоящее из одной комнаты. Предоставляемая ответчикам квартира является благоустроенным жилым помещением, находится в черте города Омска, равнозначна по количеству комнат, жилой и общей площади, но ответчик отказывается от переселения в предоставленное жилое помещение и заключения договора мены квартир.
Просила выселить ответчиков из <...> <...> <...> с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <...>; признать за муниципальным образованием г. Омск право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>; признать право собственности за А.Н. на жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Омска, расположенное по адресу: <...>.
Представитель Администрации г. Омска, ответчик А.К. в судебном заседании участия не принимали.
Ответчик А.Н. исковые требования не признала, указала, что рядом с предоставляемым жилым помещением нет аптек, дорог и магазинов. Сам дом построен некачественно из пожароопасных некачественных материалов. Выкупную цену за жилье никто не предлагал.
Представитель прокурора Ленинского АО г. Омска А.Е. в заключении полагала, что иск удовлетворению не подлежит, в связи с нарушением порядка уведомления собственника аварийного жилья о предоставлении другого жилого помещения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Ч. просит решение суда отменить, ссылаясь на региональную программу, которой обеспечение прав собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется путем предоставления другого жилого помещения в малоэтажных жилых домах. В рамках действия программы и в целях переселения ответчиков приобретено равноценное жилое помещение, их права не нарушены. Кроме того остается действующим и не обжалованным постановление Администрации г. Омска от 12.02.2015 г. N 240-п "Об отчуждении жилых помещений муниципального жилищного фонда <...> по договорам мены".
В возражениях на жалобу и.о. прокурора Ленинского АО г. Омска считает решение суда законным и обоснованным, полагая, что доводы жалобы правильности выводов суда не опровергают
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, выслушав А.К., А.Н., согласившихся с решением, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. В силу ч. 3 названной статьи никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Как следует из материалов дела, А.Н. и А.К. зарегистрированы и проживают в комнате <...>. Комната принадлежит на праве собственности А.Н. с <...> года.
На основании заключения межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 21.12.2007 г. N 239 многоквартирный <...> <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" собственникам указанного многоквартирного дома рекомендовано осуществить меры к сносу указанного дома в срок до 31.12.2011 г.
В установленный срок собственниками многоквартирного дома снос дома не выполнен.
Многоквартирный <...> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 г. N 140-п.
В соответствии с Программой переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Способ переселения граждан для этапа 2013 года определен как приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В рамках указанной программы в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность г. Омска приобретено жилое помещение - <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой - <...> кв. м.
Вместе с тем от заключения договора мены А.Н. отказалась, что обусловило обращение в суд с иском Администрации г. Омска.
Отклоняя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку между сторонами не было достигнуто соглашение по заключению договора мены названных жилых помещений.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 6 названной статьи возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 указанной статьи).
При этом, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, то по смыслу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Учитывая, что соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения между истцом и ответчиком достигнуто не было, суд правомерно отказал в удовлетворении требований Администрации г. Омска к А.Н., А.К. о выселении.
В названной связи ссылка Администрации г. Омска в жалобе на ч. 8 ст. 32 ЖК РФ на законность судебного постановления повлиять не может.
Указание подателя жалобы на то, что Программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено приобретение жилых помещений у застройщиков, а не выплата гражданам покупной цены, не является основанием для отмены решения суда, поскольку положения программы не должны умалять права граждан, гарантированные им ЖК РФ, на согласование с ними способа переселения из аварийного жилищного фонда.
Доводы жалобы о том, что предоставляемое ответчикам жилое помещение взамен аварийного жилого помещения соответствует принципу равноценности при установленных судом обстоятельствах, правового значения для разрешения спора не имеет.
Ссылки в жалобе на ч. 6 ст. 20.5 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которая действовала на момент принятия региональной программы, и не допускала переселения граждан из аварийного жилищного фонда иным путем, кроме как предоставлением органами местного самоуправления жилых помещений в домах, указанных в части 3 настоящей статьи, подлежат отклонению.
Положения названного Закона не отменяют и не пересматривают действия нормативных требований ЖК РФ. К тому же ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", регулирующей вопросы региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, прямо предусматривает, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Ссылка в жалобе на то, что Постановление Администрации г. Омска от 12.02.2015 г. N 240-п "Об отчуждении жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска по договорам мены" ответчиками не было оспорено и продолжает действовать, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку издание муниципальным органом власти акта в нарушение положений гражданского и жилищного законодательства не может порождать правовых последствий независимо от того, являлся ли такой публичный акт предметом самостоятельного оспаривания.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Омска Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3965/2015
Требование: О выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчики зарегистрированы по месту жительства и проживают в принадлежащем ответчику-1 на праве собственности жилом помещении, которое признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-3965/2015
Председательствующий: Кирьяш А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Утенко Р.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре Ж.,
с участием прокурора Грицикова К.А.,
рассмотрела в судебном заседании 01 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Ч. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Администрации г. Омска в удовлетворении исковых требований к А.Н. Н.С., А.К. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
установила:
Администрация г. Омска обратилась в суд с иском к А.Н., А.К., указывая, что ответчики зарегистрированы по месту жительства и проживают в принадлежащей А.Н. на праве собственности комнате 3 в <...>. На основании заключения межведомственной комиссии г. Омска от 21.12.2007 г. N 241, постановления Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" данное жилое помещение признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. В связи с чем, данный жилой дом был включен в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 г. N 140-п, на 2013 год. Собственникам многоквартирного <...> рекомендовано было осуществить меры по сносу указанного дома, но этого не сделано. В рамках Программы в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность г. Омска приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <...> <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, состоящее из одной комнаты. Предоставляемая ответчикам квартира является благоустроенным жилым помещением, находится в черте города Омска, равнозначна по количеству комнат, жилой и общей площади, но ответчик отказывается от переселения в предоставленное жилое помещение и заключения договора мены квартир.
Просила выселить ответчиков из <...> <...> <...> с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <...>; признать за муниципальным образованием г. Омск право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>; признать право собственности за А.Н. на жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Омска, расположенное по адресу: <...>.
Представитель Администрации г. Омска, ответчик А.К. в судебном заседании участия не принимали.
Ответчик А.Н. исковые требования не признала, указала, что рядом с предоставляемым жилым помещением нет аптек, дорог и магазинов. Сам дом построен некачественно из пожароопасных некачественных материалов. Выкупную цену за жилье никто не предлагал.
Представитель прокурора Ленинского АО г. Омска А.Е. в заключении полагала, что иск удовлетворению не подлежит, в связи с нарушением порядка уведомления собственника аварийного жилья о предоставлении другого жилого помещения.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Ч. просит решение суда отменить, ссылаясь на региональную программу, которой обеспечение прав собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется путем предоставления другого жилого помещения в малоэтажных жилых домах. В рамках действия программы и в целях переселения ответчиков приобретено равноценное жилое помещение, их права не нарушены. Кроме того остается действующим и не обжалованным постановление Администрации г. Омска от 12.02.2015 г. N 240-п "Об отчуждении жилых помещений муниципального жилищного фонда <...> по договорам мены".
В возражениях на жалобу и.о. прокурора Ленинского АО г. Омска считает решение суда законным и обоснованным, полагая, что доводы жалобы правильности выводов суда не опровергают
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, выслушав А.К., А.Н., согласившихся с решением, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. В силу ч. 3 названной статьи никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Как следует из материалов дела, А.Н. и А.К. зарегистрированы и проживают в комнате <...>. Комната принадлежит на праве собственности А.Н. с <...> года.
На основании заключения межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 21.12.2007 г. N 239 многоквартирный <...> <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Мэра г. Омска от 29.12.2007 г. N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов" собственникам указанного многоквартирного дома рекомендовано осуществить меры к сносу указанного дома в срок до 31.12.2011 г.
В установленный срок собственниками многоквартирного дома снос дома не выполнен.
Многоквартирный <...> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах, утвержденную Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 г. N 140-п.
В соответствии с Программой переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Способ переселения граждан для этапа 2013 года определен как приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В рамках указанной программы в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность г. Омска приобретено жилое помещение - <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой - <...> кв. м.
Вместе с тем от заключения договора мены А.Н. отказалась, что обусловило обращение в суд с иском Администрации г. Омска.
Отклоняя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку между сторонами не было достигнуто соглашение по заключению договора мены названных жилых помещений.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 6 названной статьи возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9 указанной статьи).
При этом, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, то по смыслу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Учитывая, что соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения между истцом и ответчиком достигнуто не было, суд правомерно отказал в удовлетворении требований Администрации г. Омска к А.Н., А.К. о выселении.
В названной связи ссылка Администрации г. Омска в жалобе на ч. 8 ст. 32 ЖК РФ на законность судебного постановления повлиять не может.
Указание подателя жалобы на то, что Программой переселения граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено приобретение жилых помещений у застройщиков, а не выплата гражданам покупной цены, не является основанием для отмены решения суда, поскольку положения программы не должны умалять права граждан, гарантированные им ЖК РФ, на согласование с ними способа переселения из аварийного жилищного фонда.
Доводы жалобы о том, что предоставляемое ответчикам жилое помещение взамен аварийного жилого помещения соответствует принципу равноценности при установленных судом обстоятельствах, правового значения для разрешения спора не имеет.
Ссылки в жалобе на ч. 6 ст. 20.5 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которая действовала на момент принятия региональной программы, и не допускала переселения граждан из аварийного жилищного фонда иным путем, кроме как предоставлением органами местного самоуправления жилых помещений в домах, указанных в части 3 настоящей статьи, подлежат отклонению.
Положения названного Закона не отменяют и не пересматривают действия нормативных требований ЖК РФ. К тому же ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", регулирующей вопросы региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, прямо предусматривает, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Ссылка в жалобе на то, что Постановление Администрации г. Омска от 12.02.2015 г. N 240-п "Об отчуждении жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска по договорам мены" ответчиками не было оспорено и продолжает действовать, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку издание муниципальным органом власти акта в нарушение положений гражданского и жилищного законодательства не может порождать правовых последствий независимо от того, являлся ли такой публичный акт предметом самостоятельного оспаривания.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Омска Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)