Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Ф. Гилязовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-53284/2014
по заявлению Открытого акционерного общества "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Сопчук А.Н., представитель по доверенности от 21.11.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Поступившее от заинтересованного лица ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.
Открытое акционерное общество "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-07-11-486 от 11.07.2014.
Определением от 05.12.2014 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 29.01.2015 на 10 час. 00 мин.
28.01.2015 от заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв и дополнительные документы, просит заявленные требования оставить без удовлетворения.
Определением от 29.01.2015 назначено судебное разбирательство дела на 02.03.2015 на 16 час. 20 мин.
Открытым акционерным обществом "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" при обращении в суд заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование предписания N 29-07-11-486 от 11.07.2014.
При этом заявитель ссылается на сложившуюся необходимость обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за официальными разъяснениями (толкованиями) относительно методики начисления размера платы за общедомовые нужды в случае, когда многоквартирный дом оборудован двухтарифным общедомовым прибором учета, а все или часть его помещений такими счетчиками не оборудованы.
Письмом N 26465-ОД/04 от 21.11.2014 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало ряд разъяснений относительно урегулирования указанной ситуации, а именно, что алгоритм расчета платы за коммунальную услугу, предложенный Государственной жилищной инспекцией не соответствует положениям жилищного законодательства. Официальные разъяснения (толкования) от органа власти, которому предоставлено данное право, и которые имеет существенное значение для разрешения сложившейся ситуации, были направлены в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт" только 21.11.2014.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает причины пропуска срока уважительными, ходатайство о восстановлении срока судом рассмотрено и удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд
установил:
На основании приказа N 29-07-13-268 от 17.06.2014 на проведение мероприятий по государственному контролю в соответствии с обращением жителя, отделом контроля по Восточного управленческого округа Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 23.06.2014 по 11.07.2014 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования собственникам жилых помещений жилого дома N 72 по ул. Пролетарская в г. Ирбит.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 38, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ОАО "Свердловэнергосбыт" при расчете размера платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования объем показаний дифференцированных по времени суток берется в общей сумме, что позволяет при распределении суммарного объема пропорционально объемам потребления электрической энергии по показаниям общедомового прибора учета перевести часть объема ночного потребления в дневное.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт N 29-07-10-486 от 11.07.2014, в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" оформлено предписание N 29-07-11-486 от 11.07.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, в соответствии с которым заявителю предписано до 01.10.2014 и постоянно обеспечить соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в части начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды собственникам и пользователям помещений).
Не согласившись с вынесенным предписанием Открытое акционерное общество "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции жилищная инспекция осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, суд приходит к выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. 44 названных Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов. В соответствии с п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14 Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило, что, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п. 3 Постановления Правительства N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", разъяснения по применению соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 01.11.2013 N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрою России) переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что в спорном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. Общедомовой прибор учета электроэнергии в названном доме запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет потребленной электроэнергии.
При начислении платы за общедомовое потребление электрической энергии ОАО "Свердловэнергосбыт" применяло порядок расчета размера платы, установленный положениями абз. 4 п. 44 Правил N 354 и формулой N 12 Приложения N 2 к Правилам.
Согласно абз. 4 п. 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды определен заявителем по формуле 12 исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Как указывает заявитель, для расчета платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, по указанной формуле необходим основной показатель - объем фактически потребленной электроэнергии всем домом как в дневное, так и в ночное время. Алгоритм начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды при наличии общедомового прибора учета следующий: определяется суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений, оборудованных и необорудованных приборами учета. Далее из объема общедомового потребления, зафиксированного коллективным прибором учета, вычитается суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений и умножается на площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения и установленный тариф.
Дом N 72 по ул. Пролетарская в г. Ирбит оснащен двухтарифным общедомовым прибором учета, учитывающим общедомовое потребление электроэнергии в дневное и ночное время. При этом, в квартирах имеются как однотарифные, так и двухтарифные индивидуальные приборы учета электроэнергии.
Поскольку определить, какая часть потребления приходится отдельно на "день" и на "ночь" при однотарифном учете невозможно, открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" рассчитывало объем потребления на общедомовые нужды следующим образом: показания общедомового прибора учета по дневному и ночному потреблению суммируются и из полученного общедомового объема вычитается суммарный объем потребления по индивидуальному прибору учета (одно- и двухтарифным). Полученная разность является общедомовым расходом на общедомовые нужды, который распределяется на жителей пропорционально дневному и ночному потреблению по общедомовому прибору учета.
Как пояснил заявитель и данный довод принят судом, в применении указанного алгоритма не было бы необходимости, если бы все приборы учета в доме были однотипны (либо одно- либо двухтарифные), тогда объем электроэнергии на общедомовые нужды можно было бы рассчитать отдельно по дневному и ночному потреблению. Учитывая фактическую обстановку (различные типы индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета) данный вариант неприменим.
Абзацем 2 пункта 42, пунктами 59, 60, 62 Правил N 354 предусмотрены случаи, когда расчет осуществляется по нормативу потребления при отсутствии индивидуального прибора учета, по среднемесячному потреблению в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета, а также расчетным методом в случае несанкционированно подключенного оборудования. Определить "дневной" и "ночной" объем потребления в случаях начислений по нормативу потребления практически невозможно, следовательно, вариант расчета на общедомовые нужды отдельно день/ночь в данной ситуации будет некорректен.
Таким образом, применяемый заявителем порядок расчета и начисления платы за электроснабжение на общедомовые нужды не противоречит Правилам N 354, поскольку расчет производится исходя из показаний индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета в зависимости от типа установленных счетчиков.
Таким образом, выводы административного органа относительно того, что при расчете платы за электроснабжение за спорный период для потребителей, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, общество допустило нарушение п. 38, 44 Правила, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку факт нарушения заявителем обязательных требований п. 38, 44 Правил при начислении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" является недоказанным заинтересованным лицом, то и предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 29-07-11-486 от 11.07.2014 об устранении выявленных нарушений является незаконным.
Исследовав содержание предписания, суд приходит к выводам о его несоответствии закону и об отсутствии фактических и правовых оснований для его выдачи.
Выдача предписания, которое не основано на законе, нарушает права и законные интересы общества тем, что государственный орган без должных оснований возлагает на заявителя дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченная Открытым акционерным обществом "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" при подаче настоящего заявления, подлежит взысканию в пользу заявителя с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-07-11-486 от 11.07.2014.
Обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу Открытого акционерного общества "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) 2000 (Две тысячи) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-53284/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А60-53284/2014
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Ф. Гилязовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-53284/2014
по заявлению Открытого акционерного общества "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Сопчук А.Н., представитель по доверенности от 21.11.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Поступившее от заинтересованного лица ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.
Открытое акционерное общество "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-07-11-486 от 11.07.2014.
Определением от 05.12.2014 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 29.01.2015 на 10 час. 00 мин.
28.01.2015 от заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв и дополнительные документы, просит заявленные требования оставить без удовлетворения.
Определением от 29.01.2015 назначено судебное разбирательство дела на 02.03.2015 на 16 час. 20 мин.
Открытым акционерным обществом "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" при обращении в суд заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование предписания N 29-07-11-486 от 11.07.2014.
При этом заявитель ссылается на сложившуюся необходимость обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за официальными разъяснениями (толкованиями) относительно методики начисления размера платы за общедомовые нужды в случае, когда многоквартирный дом оборудован двухтарифным общедомовым прибором учета, а все или часть его помещений такими счетчиками не оборудованы.
Письмом N 26465-ОД/04 от 21.11.2014 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало ряд разъяснений относительно урегулирования указанной ситуации, а именно, что алгоритм расчета платы за коммунальную услугу, предложенный Государственной жилищной инспекцией не соответствует положениям жилищного законодательства. Официальные разъяснения (толкования) от органа власти, которому предоставлено данное право, и которые имеет существенное значение для разрешения сложившейся ситуации, были направлены в адрес ОАО "Свердловэнергосбыт" только 21.11.2014.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает причины пропуска срока уважительными, ходатайство о восстановлении срока судом рассмотрено и удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд
установил:
На основании приказа N 29-07-13-268 от 17.06.2014 на проведение мероприятий по государственному контролю в соответствии с обращением жителя, отделом контроля по Восточного управленческого округа Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области в период с 23.06.2014 по 11.07.2014 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования собственникам жилых помещений жилого дома N 72 по ул. Пролетарская в г. Ирбит.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 38, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ОАО "Свердловэнергосбыт" при расчете размера платы за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования объем показаний дифференцированных по времени суток берется в общей сумме, что позволяет при распределении суммарного объема пропорционально объемам потребления электрической энергии по показаниям общедомового прибора учета перевести часть объема ночного потребления в дневное.
По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт N 29-07-10-486 от 11.07.2014, в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт" оформлено предписание N 29-07-11-486 от 11.07.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, в соответствии с которым заявителю предписано до 01.10.2014 и постоянно обеспечить соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в части начисления платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды собственникам и пользователям помещений).
Не согласившись с вынесенным предписанием Открытое акционерное общество "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В рамках своей компетенции жилищная инспекция осуществляет на территории Свердловской области контроль (надзор), в том числе, за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.
Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, суд приходит к выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Согласно п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. 44 названных Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (часть 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов. В соответствии с п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14 Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило, что, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Согласно п. 3 Постановления Правительства N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", разъяснения по применению соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 01.11.2013 N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрою России) переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что в спорном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. Общедомовой прибор учета электроэнергии в названном доме запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет потребленной электроэнергии.
При начислении платы за общедомовое потребление электрической энергии ОАО "Свердловэнергосбыт" применяло порядок расчета размера платы, установленный положениями абз. 4 п. 44 Правил N 354 и формулой N 12 Приложения N 2 к Правилам.
Согласно абз. 4 п. 44 Правил N 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды определен заявителем по формуле 12 исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Как указывает заявитель, для расчета платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, по указанной формуле необходим основной показатель - объем фактически потребленной электроэнергии всем домом как в дневное, так и в ночное время. Алгоритм начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды при наличии общедомового прибора учета следующий: определяется суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений, оборудованных и необорудованных приборами учета. Далее из объема общедомового потребления, зафиксированного коллективным прибором учета, вычитается суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений и умножается на площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения и установленный тариф.
Дом N 72 по ул. Пролетарская в г. Ирбит оснащен двухтарифным общедомовым прибором учета, учитывающим общедомовое потребление электроэнергии в дневное и ночное время. При этом, в квартирах имеются как однотарифные, так и двухтарифные индивидуальные приборы учета электроэнергии.
Поскольку определить, какая часть потребления приходится отдельно на "день" и на "ночь" при однотарифном учете невозможно, открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" рассчитывало объем потребления на общедомовые нужды следующим образом: показания общедомового прибора учета по дневному и ночному потреблению суммируются и из полученного общедомового объема вычитается суммарный объем потребления по индивидуальному прибору учета (одно- и двухтарифным). Полученная разность является общедомовым расходом на общедомовые нужды, который распределяется на жителей пропорционально дневному и ночному потреблению по общедомовому прибору учета.
Как пояснил заявитель и данный довод принят судом, в применении указанного алгоритма не было бы необходимости, если бы все приборы учета в доме были однотипны (либо одно- либо двухтарифные), тогда объем электроэнергии на общедомовые нужды можно было бы рассчитать отдельно по дневному и ночному потреблению. Учитывая фактическую обстановку (различные типы индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета) данный вариант неприменим.
Абзацем 2 пункта 42, пунктами 59, 60, 62 Правил N 354 предусмотрены случаи, когда расчет осуществляется по нормативу потребления при отсутствии индивидуального прибора учета, по среднемесячному потреблению в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета, а также расчетным методом в случае несанкционированно подключенного оборудования. Определить "дневной" и "ночной" объем потребления в случаях начислений по нормативу потребления практически невозможно, следовательно, вариант расчета на общедомовые нужды отдельно день/ночь в данной ситуации будет некорректен.
Таким образом, применяемый заявителем порядок расчета и начисления платы за электроснабжение на общедомовые нужды не противоречит Правилам N 354, поскольку расчет производится исходя из показаний индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета в зависимости от типа установленных счетчиков.
Таким образом, выводы административного органа относительно того, что при расчете платы за электроснабжение за спорный период для потребителей, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, общество допустило нарушение п. 38, 44 Правила, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку факт нарушения заявителем обязательных требований п. 38, 44 Правил при начислении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" является недоказанным заинтересованным лицом, то и предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 29-07-11-486 от 11.07.2014 об устранении выявленных нарушений является незаконным.
Исследовав содержание предписания, суд приходит к выводам о его несоответствии закону и об отсутствии фактических и правовых оснований для его выдачи.
Выдача предписания, которое не основано на законе, нарушает права и законные интересы общества тем, что государственный орган без должных оснований возлагает на заявителя дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченная Открытым акционерным обществом "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" при подаче настоящего заявления, подлежит взысканию в пользу заявителя с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-07-11-486 от 11.07.2014.
Обязать Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу Открытого акционерного общества "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) 2000 (Две тысячи) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)