Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2014 N 05АП-8262/2014 ПО ДЕЛУ N А24-905/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. N 05АП-8262/2014

Дело N А24-905/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Камчатэнергосервис",
апелляционное производство N 05АП-8262/2014
на решение от 29.04.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-905/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению открытого акционерного общества "Камчатэнергосервис" (ИНН 4101145793, ОГРН 1114101003719, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.07.2011)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2005)
о признании незаконным постановления от 18.02.2014 N 15/14-Ю о привлечении к административной ответственности; о признании недействительным предписания от 05.02.2014 N 24,
при участии: извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,

установил:

Открытое акционерное общество "Камчатэнергосервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - Инспекция, административный орган) от 18.02.2014 N 15/14-Ю о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, а также о признании недействительным предписания Инспекции от 05.02.2014 N 24 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Решением арбитражного суда от 29.04.2014 требования Общества в части признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении удовлетворены, в части оспаривания предписания от 05.02.2014 N 24 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания N 24 от 05.02.2014. В остальной части решение не обжалуется.
В обоснование жалобы апеллянт указал, что на собственниках жилых домов лежит обязанность по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию. Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт, до подписания которого узел учета тепловой энергии не считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя. Считает, что в нарушение указанных правил товарищество собственников жилья, осуществляющее управление жилым домом, не обратилось к Обществу для осуществления проверки готовности узла учета тепловой энергии. Утверждает, что с августа 2013 по 01.11.2013 показания прибора учета в адрес Общества не предоставлялись, с вязи с отсутствием информации Общество производило начисления за указанный период на основании норматива потребления коммунальных услуг, применяемого при отсутствии прибора учета. Полагает, что в связи с отсутствием у собственников жилых помещений показаний прибора учета за спорный период, у Заявителя нет реальной возможности произвести перерасчет населению. Указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что на момент вынесения предписания (05.02.2014) квитанции об оплате населению Общество не выставляло.
В канцелярию суда от Инспекции поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, Инспекция ссылается на обязательность расчета за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета в случаях, когда такие приборы установлены, и отсутствие доказательств невозможности расчета платы за коммунальные услуги Общества по приборам учета.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции обжалуется в части, возражений против этого стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность оспариваемого судебного акта только в обжалуемой части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество является ресурсоснабжающей организацией жилого многоквартирного дома N 20 по ул. Бочкарева в селе Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края. В названном доме создано товарищество собственников жилья "Квартал (далее - ТСЖ "Квартал").
На основании жалобы от 24.12.2013 жителя многоквартирного дома N 20 по ул. Бочкарева в селе Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что плата за теплоснабжение в период с августа по октябрь 2013 года взимается Обществом по нормативу, рассчитанному на 12 месяцев, в то время как в доме установлен прибор учета тепловой энергии.
В платежном документе на сумму 19 044,25 рублей, выставленном Обществом к оплате собственнику квартиры N 5 вышеуказанного дома за период август, сентябрь и октябрь 2013 года, не указаны: наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 04.02.2014 N 24.
На основании данного акта проверки Инспекцией в отношении Общества выдано предписание от 05.02.2014 N 24 об устранении нарушений требований жилищного законодательства, которым Обществу в срок до 01.03.2014 предписано устранить выявленные нарушения, а именно произвести собственникам жилого многоквартирного дома N 20 по ул. Бочкарева в селе Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края перерасчет за коммунальную услугу теплоснабжения за август, сентябрь и октябрь 2013 года с учетом показаний прибора учета, а также предписано привести форму платежного документа в соответствии с требованиями пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
07.02.2014 за данные нарушения государственным инспектором административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 33, на основании которого 18.02.2014 вынесено оспариваемое постановление N 15/14-Ю о признании ОАО "Камчатэнергосервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5000,00 руб.
Несогласие с привлечением к административной ответственности, а также с предписанием послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2014 N 15/14-Ю, а также о признании недействительным предписания от 05.02.2014 N 24.
На решение суда от 29.04.2014, которым постановление от 18.02.2014 признано незаконным и отменено, а в удовлетворении требования о признании недействительным предписания от 05.02.2014 отказано, Обществом подана апелляционная жалоба в части отказа в признании предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьями 1 и 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно статье 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края, в силу пункта 1.1 и подпункта 10 пункта 2.2 которого Инспекция является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В силу положений частей 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Подпунктом "е" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Таким образом, вопросы снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета регламентируются соответствующими пунктами Правил, нормы которых в указанной части носят императивный характер и относят обязанность по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета на Общество как исполнителя.
Пунктом 69 Правил N 354 предусмотрено, что в платежном документе указываются:
- - наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет (подпункт "б" пункта 69 Правил N 354);
- - указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (подпункт "в" пункта 69 Правил N 354);
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с названными Правилами (подпункт "г" пункта 69 Правил N 354);
- - общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (подпункт "е" пункта 69 Правил N 354);
- Из материалов дела судом установлено, что в многоквартирном доме N 20 по ул. Бочкарева в селе Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края имеется узел учета тепловой энергии, приборы которого установлены и прошли поверку в 2011-2012 годах (акт допуска приборов учета от 22.11.2013, л.д. 21), следующим сроком поверки являются 2015-2015 годы.
Несмотря на это обстоятельство, плата с потребителей за теплоснабжение взималась Обществом по нормативу, рассчитанному на 12 месяцев, что Обществом не оспаривалось.
Из имеющихся в материалах дела квитанций за август, сентябрь, октябрь 2013 года судом установлено отсутствие в этих документах сведений, предусмотренных пунктом 69 Правил N 354.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан верный вывод необходимости устранения нарушений Правил N 354, в связи с чем и выдано предписание административного органа.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствуют требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг, в связи с чем Инспекция обоснованно выдано Обществу оспариваемое предписание от 05.02.2014 N 24 об устранении нарушений требований жилищного законодательства, а именно произвести собственникам жилого многоквартирного дома N 20 по ул. Бочкарева в селе Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района Камчатского края перерасчет за коммунальную услугу теплоснабжения за август, сентябрь и октябрь 2013 года с учетом показаний прибора учета, а также предписано привести форму платежного документа в соответствии с требованиями пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
Довод Общества о том, что узел учета тепловой энергии не допущен к ведению ее учета ввиду отсутствия соответствующего акта, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с пунктом 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, учет теплоносителя и тепловой энергии осуществляется на основе показаний приборов учета с момента ввода в эксплуатацию узла учета теплоэнергии и подписания акта о вводе в эксплуатацию (пункты 7.1 и 7.5), но не акта о повторном допуске в эксплуатацию при проверке готовности узла учета перед каждым отопительным сезоном (пункт 7.7).
Довод Общества об отсутствии обращения товарищества собственников жилья для осуществления проверки готовности узла учета тепловой энергии судом отклоняется как не имеющий правового значения для квалификации действий (бездействия) Общества.
Доводы Общества о непредоставлении ему показаний прибора учета с августа 2013 по 01.11.2013 и об отсутствии данных о показаниях прибора учета коллегией отклоняется как ошибочный, поскольку подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 данная обязанность отнесена на Общество как Исполнителя коммунальных услуг.
То обстоятельство, что на момент вынесения оспариваемого предписания (05.02.2014) квитанции об оплате населению Общество не выставляло, не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку предметом рассмотрения являются отношения, возникшие за период с августа по ноябрь 2013 года.
Прочие доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
На основании изложенного коллегия считает, что предписание административного органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем суд первой инстанции в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.04.2014 по делу N А24-905/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)