Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В результате проведенной проверки установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, возможно является непригодным для проживания, решением межведомственной комиссии собственникам помещений жилого дома было предложено представить необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Богомолов С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Нефедова О.Н.
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ***2014 г. N ***
Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома *** по ул. П*** г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проверкой выявлены нарушения законодательства при рассмотрении администрацией г. Ульяновска вопроса о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Многоквартирный жилой дом N *** по ул. П*** г. Ульяновска 1967 года постройки, кирпичный, 9 этажный, 54 квартирный, общая площадь жилых помещений составляет 2283,3 кв. м.
Проведенной ***2014 специалистами Главной инспекции регионального надзора Ульяновской области проверкой правил ремонта и содержания многоквартирного дома N *** по ул. П*** было установлено, что данный жилой дом возможно является непригодным для проживания, о чем должностными лицами надзорного органа было составлено соответствующее заключение, и ***.2014 оно было направлено главе администрации г. Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о возможности признания многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, ***2014 на заседании межведомственной комиссии, назначенной Главой города Ульяновска N *** от ***.2006, было рассмотрено заключение Главной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам рассмотрения указанного заключения межведомственной комиссией в нарушение требований законодательства принято не предусмотренное п. 47 Положения решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.
Просил признать заключение межведомственной комиссии от ***.2014 N *** незаконным; обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения.
Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что вопрос признания заключения межведомственной комиссии от ***2014 N *** по дому по адресу: ул. П***, д. *** незаконным, был рассмотрен в Ленинском районном суде г. Ульяновска в рамках дела N 2-*** по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Л***., А***., Г***., к администрации г. Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ***.2014 N *** и возложении обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что А., инвалид *** группы, проживает в квартире *** дома N *** по ул. П***, в г. Ульяновске.
Проведенной ***2014 специалистами Главной инспекции регионального надзора Ульяновской области проверкой правил ремонта и содержания многоквартирного дома *** по ул. П*** г. Ульяновска было установлено, что данный жилой дом возможно является непригодным для проживания, о чем должностными лицами надзорного органа было составлено соответствующее заключение.
В целях принятия мер, ***2012 указанное заключение с приложением подтверждающих документов, было направлено в администрацию города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией.
***2014 заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска предложено собственникам вышеуказанного многоквартирного жилого дома предоставить документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.
Более того, пунктом 45(2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном Постановлением Правительства от 08.09.2010 N 697.
Дав правильное толкование и верно применив вышеприведенные нормы права, с учетом того, что квартира в доме *** по ул. П*** г. Ульяновска, в которой проживает истец, является муниципальной собственности, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности решения межведомственной комиссии от ***.2014 и обязал администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос на межведомственной комиссии в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований истцов, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, правового значения не имеют, соответственно не могут повлечь отмену решения суда.
Тот факт, что вопрос о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ***.2014 N *** по многоквартирному дому N *** по ул. П*** был рассмотрен Ленинским районным судом города Ульяновска по иску прокурора в интересах Л***., А***, Г***., не влечет признание оспариваемого решения незаконным и прекращения производства по делу, поскольку А., истец по настоящему делу, стороной в предыдущем споре не являлся и к участию в деле не привлекался.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3442/2015
Требование: О признании заключения межведомственной комиссии незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В результате проведенной проверки установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, возможно является непригодным для проживания, решением межведомственной комиссии собственникам помещений жилого дома было предложено представить необходимые документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N 33-3442/2015
Судья Богомолов С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Нефедова О.Н.
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах А., удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ***2014 г. N ***
Обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, возложении обязанности рассмотреть вопрос о признании многоквартирного дома *** по ул. П*** г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проверкой выявлены нарушения законодательства при рассмотрении администрацией г. Ульяновска вопроса о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Многоквартирный жилой дом N *** по ул. П*** г. Ульяновска 1967 года постройки, кирпичный, 9 этажный, 54 квартирный, общая площадь жилых помещений составляет 2283,3 кв. м.
Проведенной ***2014 специалистами Главной инспекции регионального надзора Ульяновской области проверкой правил ремонта и содержания многоквартирного дома N *** по ул. П*** было установлено, что данный жилой дом возможно является непригодным для проживания, о чем должностными лицами надзорного органа было составлено соответствующее заключение, и ***.2014 оно было направлено главе администрации г. Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о возможности признания многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, ***2014 на заседании межведомственной комиссии, назначенной Главой города Ульяновска N *** от ***.2006, было рассмотрено заключение Главной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам рассмотрения указанного заключения межведомственной комиссией в нарушение требований законодательства принято не предусмотренное п. 47 Положения решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.
Просил признать заключение межведомственной комиссии от ***.2014 N *** незаконным; обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения.
Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что вопрос признания заключения межведомственной комиссии от ***2014 N *** по дому по адресу: ул. П***, д. *** незаконным, был рассмотрен в Ленинском районном суде г. Ульяновска в рамках дела N 2-*** по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Л***., А***., Г***., к администрации г. Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ***.2014 N *** и возложении обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что А., инвалид *** группы, проживает в квартире *** дома N *** по ул. П***, в г. Ульяновске.
Проведенной ***2014 специалистами Главной инспекции регионального надзора Ульяновской области проверкой правил ремонта и содержания многоквартирного дома *** по ул. П*** г. Ульяновска было установлено, что данный жилой дом возможно является непригодным для проживания, о чем должностными лицами надзорного органа было составлено соответствующее заключение.
В целях принятия мер, ***2012 указанное заключение с приложением подтверждающих документов, было направлено в администрацию города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией.
***2014 заключением межведомственной комиссии администрации города Ульяновска предложено собственникам вышеуказанного многоквартирного жилого дома предоставить документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.
Более того, пунктом 45(2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном Постановлением Правительства от 08.09.2010 N 697.
Дав правильное толкование и верно применив вышеприведенные нормы права, с учетом того, что квартира в доме *** по ул. П*** г. Ульяновска, в которой проживает истец, является муниципальной собственности, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности решения межведомственной комиссии от ***.2014 и обязал администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос на межведомственной комиссии в отношении многоквартирного жилого дома N *** по ул. П*** в г. Ульяновске, и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований истцов, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, правового значения не имеют, соответственно не могут повлечь отмену решения суда.
Тот факт, что вопрос о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ***.2014 N *** по многоквартирному дому N *** по ул. П*** был рассмотрен Ленинским районным судом города Ульяновска по иску прокурора в интересах Л***., А***, Г***., не влечет признание оспариваемого решения незаконным и прекращения производства по делу, поскольку А., истец по настоящему делу, стороной в предыдущем споре не являлся и к участию в деле не привлекался.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)