Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.С. Полуяктова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Панченко рассмотрел в судебном заседании дело
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" (ИНН 6665009100, ОГРН 1036600621914)
к Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" (ИНН 6666007850, ОГРН 1026600936670), Муниципальному образованию "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428, ОГРН 1026600933721)
о взыскании задолженности и процентов,
при участии в судебном заседании
от истца: Устьянцева Е.А. - директор, приказ от 10.02.2011 N 7, Воробьев А.В. - представитель по доверенности от 05.03.2014 N 2-14-Д от 05.03.2014,
от ответчиков: не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский", Муниципальному образованию "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству (далее по тексту - ответчик) с требованием о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 320759 руб. 81 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 51749 руб. 25 коп., которые просит продолжать начислять с 24.09.2013 по день фактической оплаты долга, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 9415 руб. 20 коп.
При недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" просит произвести взыскание с МО "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству за счет казны МО "город Каменск-Уральский".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2014 года в порядке, установленном статьями 127, 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено предварительное судебное заседание.
Представитель истца в предварительном судебном заседании 05.05.2014 заявил ходатайство об уточнении иска, после чего размер исковых требований составил 279064 руб. 45 коп. - неосновательное обогащение, 58900 руб. 04 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, которые просит продолжать начислять с 30.04.2014 по день фактической оплаты долга.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Ответчик явку полномочного представителя в предварительное судебное заседание 05.05.2014 не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении спора без участия представителя, в порядке ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на иск.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2014 дело назначено к судебному разбирательству.
Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении субсидиарного ответчика - вместо Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству (ИНН 6612029952, ОГРН 1096612000968) истец указал: Муниципальное образование "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428). Ходатайство истца судом удовлетворено.
Также в материалы дела представлено ходатайство об уточнении исковых требований в части процентов, истец просит взыскать с МУ "Дирекция единого заказчика" МО город Каменск-Уральский (ИНН 6666007850; ОГРН 1026600936670) проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 59 041 (пятьдесят девять тысяч сорок один) рубль 77 копеек. Продолжить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности в размере 279 064 (двести семьдесят девять тысяч шестьдесят четыре) рубля 45 копеек, начиная с 24.06.2014 года по день фактической уплаты, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. При недостаточности денежных средств у муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" МО город Каменск-Уральский (ИНН 6666007850; ОГРН 1026600936670) взыскание произвести с Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428), за счет казны Муниципального образования "город Каменск-Уральский". В остальной части исковые требования просит оставить без изменения.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражает по основаниям, изложенным в представленном дополнении к отзыву.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2014 судебное разбирательство по делу отложено, произведено уточнение субсидиарного ответчика: вместо Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству (ИНН 6612029952, ОГРН 1096612000968) таковым определено считать - Муниципальное образование "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского".
В судебном заседании 21.07.2014 представители истца исковые требования поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились.
Ответчик - Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" отзыв на иск не направил.
Соответчик - Муниципальное образование "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" направил отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, так как истец не является управляющей организацией многоквартирных домов.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в период с января 2006 года по октябрь 2011 года осуществляло управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по улицам Проспект Победы, 77, Заводской проезд, 3 и Гагарина, 2 в городе Каменске-Уральском Свердловской области, и осуществляло сбор денежных средств на капитальный ремонт с собственников помещений вышеуказанных домов.
Решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Каменск-Уральский по адресам: ул. Заводской проезд, дом N 3 и ул. Гагарина, дом N 2, оформленными протоколами N 1 от 16.11.2013 и б/н от 28.02.2014, в вышеуказанных домах выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в качестве управляющей организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома выбрано ООО "СТРОЙКОМ", утвержден проект договора с управляющей организацией ООО "СТРОЙКОМ".
По исполнение вышеуказанных решений общих собраний собственниками помещений вышеуказанных многоквартирных домов заключены с ООО "СТРОЙКОМ" договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества б/н от 16.11.2013 (по ул. Заводской проезд, дом N 3) и б/н от 28.02.2014 (ул. Гагарина, дом N 2).
На основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Каменск-Уральский по адресам: ул. Заводской проезд, дом N 3 и ул. Гагарина, дом N 2, оформленных протоколами N 3 от 12.03.2014 и N 4 от 12.03.2014, управляющая компания ООО "СТРОЙКОМ" уполномочена собственниками на взыскание с МУ "Дирекция единого заказчика" денежных средств, собранных и не израсходованных на капитальный ремонт вышеуказанных домов, начиная с 01.01.2006.
Кроме того, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Проспект Победы, дом N 77, оформленным протоколом N 1 от 19.10.2011, принято решение заключить договор с управляющей организацией ООО "СТРОЙКОМ".
На основании вышеуказанного решения с ООО "СТРОЙКОМ" заключен договор б/н от 07.02.2012 на управление многоквартирного дома ул. Проспект Победы, 77, согласно условиям которого ООО "СТРОЙКОМ" поручено, в частности, вести финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ и выполнять дополнительные поручения по управлению жилым домом при условии решения общего собрания ТСЖ, в том числе оказывать услуги по работе с должниками ТСЖ (пункты 1.1., 3.1.10 договора).
Согласно протоколу N 4 от 12.03.2014 общего собрания собственников помещений вышеуказанного жилого дома по ул. Проспект Победы, 77 управляющая организация ООО "СТРОЙКОМ" уполномочена собственниками на взыскание денежных средств с МУ "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский", собранных и не израсходованных на капитальный ремонт дома N 77 по ул. Проспект Победы за период управления, начиная с 01.01.2006.
В соответствии с дополнительным соглашением от 27.06.2014 к договору б/н от 07.02.2012 на управление многоквартирного дома ул. Проспект Победы, 77, управляющей компании ООО "СТРОЙКОМ" поручено взыскать денежные средства с МУ "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский", собранные и не израсходованные на капитальный ремонт дома N 77 по ул. Проспект Победы за период управления, начиная с 01.01.2006 по 10.10.2011.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением (для нанимателей), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за капитальный ремонт общего имущества, плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в период с января 2006 года по октябрь 2011 года, являясь управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по улицам Проспект Победы, 77, Заводской проезд, 3 и Гагарина, 2 в городе Каменске-Уральском Свердловской области, осуществляло сбор денежных средств на капитальный ремонт с собственников помещений вышеуказанных домов. В октябре 2011 года МУ "Дирекция единого заказчика" прекратило осуществление функций по управлению вышеуказанными многоквартирными домами.
Согласно письму ответчика от 18.03.2014 МУ "Дирекция единого заказчика" начислило и собрало денежные средства за капитальный ремонт общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов в размере 279064 рубля 45 копеек.
Доказательства того, что вышеуказанные денежные средства израсходованы ответчиком на капитальный ремонт, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оплаченные собственниками, но не выполненные МУ "Дирекция единого заказчика" работы по капитальному ремонту здания (в том числе по основаниям отсутствия необходимости выполнения таких работ) при замене управляющей компании влекут получение прежней управляющей компанией неосновательного обогащения как средства, переданные для исполнения прекратившегося обязательства.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СТРОЙКОМ" на основании решений собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов и заключенных по их поручению договоров оказывает услуги по содержанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества домов. Данная организация уполномочена решениями собственников и товарищества собственников жилья на взыскание с ответчика спорных денежных средств, собранных и не израсходованных на капитальный ремонт.
Таким образом, исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения в размере 279064 рубля 45 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов на сумму 59041 рубль 77 копеек за общий период с 12.10.2011 по 24.06.2014 по ставке 8,25% годовых судом проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах исковые требования в части взыскания процентов в размере 59041 рубль 77 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требование о продолжении взыскания процентов за пользование чужими средствами по день фактической уплаты суммы этих средств также подлежат удовлетворению в силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную ответственность.
Согласно уставу МУ "Дирекция единого заказчика" имущество дирекции находится в муниципальной собственности г. Каменска-Уральского, а учредителем МУ "Дирекция единого заказчика" является Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского.
Следовательно, по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по его обязательствам является соответствующее публично-правовое образование.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, которым в силу п. 1 названной статьи в отношении средств местного бюджета является орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным учредителям и получателям средств местного бюджета, определенное ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Таким представителем является орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", поскольку именно он является учредителем МУ "Дирекция единого заказчика", что также следует из Распоряжения Администрации города Каменска-Уральского от 09.02.2011 г. N 20-р "Об установлении подведомственности муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика муниципального образования город Каменск-Уральский", согласно которому отраслевой орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" включен в число подведомственных получателей средств местного бюджета муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" муниципального образования город Каменск-Уральский.
При таких обстоятельствах требование к субсидиарному ответчику также подлежит удовлетворению.
Доводы субсидиарного ответчика о том, что истец не является управляющей организацией многоквартирных домов и может взыскивать спорные денежные средства, судом отклоняются. ООО "СТРОЙКОМ" на основании решений собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов и заключенных по их поручению договоров оказывает услуги по содержанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества домов. Данная организация уполномочена решениями собственников и товарищества собственников жилья на взыскание с ответчика спорных денежных средств, собранных и не израсходованных на капитальный ремонт. Таким образом, истец надлежащим лицом, уполномоченным на обращение в суд с данным иском.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку п. 1 ст. 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта").
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" денежные средства в размере 338106 (триста тридцать восемь тысяч сто шесть) рублей 22 (двадцать две) копейки, в том числе основной долг в размере 279064 (двести семьдесят девять тысяч шестьдесят четыре) рубля 45 (сорок пять) копеек, проценты в размере 59041 (пятьдесят девять тысяч сорок один) рубль 77 (семьдесят семь) копеек.
3. Продолжить взыскание с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" процентов на сумму 279064 рубля 45 копеек, начиная с 25.06.2014, по ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых, по день фактической оплаты основного долга.
4. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 9415 (девять тысяч четыреста пятнадцать) рублей 20 (двадцать) копеек.
5. При недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" взыскание произвести с Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" за счет казны Муниципального образования "город Каменск-Уральский".
6. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 процентов годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.
7. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму судебных расходов по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 процентов годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты суммы судебных расходов.
8. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
А.С.ПОЛУЯКТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.07.2014 ПО ДЕЛУ N А60-12595/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу N А60-12595/2014
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.С. Полуяктова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Панченко рассмотрел в судебном заседании дело
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" (ИНН 6665009100, ОГРН 1036600621914)
к Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" (ИНН 6666007850, ОГРН 1026600936670), Муниципальному образованию "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428, ОГРН 1026600933721)
о взыскании задолженности и процентов,
при участии в судебном заседании
от истца: Устьянцева Е.А. - директор, приказ от 10.02.2011 N 7, Воробьев А.В. - представитель по доверенности от 05.03.2014 N 2-14-Д от 05.03.2014,
от ответчиков: не явились, извещены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский", Муниципальному образованию "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству (далее по тексту - ответчик) с требованием о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 320759 руб. 81 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 51749 руб. 25 коп., которые просит продолжать начислять с 24.09.2013 по день фактической оплаты долга, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 9415 руб. 20 коп.
При недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" просит произвести взыскание с МО "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству за счет казны МО "город Каменск-Уральский".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2014 года в порядке, установленном статьями 127, 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено предварительное судебное заседание.
Представитель истца в предварительном судебном заседании 05.05.2014 заявил ходатайство об уточнении иска, после чего размер исковых требований составил 279064 руб. 45 коп. - неосновательное обогащение, 58900 руб. 04 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, которые просит продолжать начислять с 30.04.2014 по день фактической оплаты долга.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Ответчик явку полномочного представителя в предварительное судебное заседание 05.05.2014 не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении спора без участия представителя, в порядке ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на иск.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2014 дело назначено к судебному разбирательству.
Представитель истца в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении субсидиарного ответчика - вместо Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству (ИНН 6612029952, ОГРН 1096612000968) истец указал: Муниципальное образование "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428). Ходатайство истца судом удовлетворено.
Также в материалы дела представлено ходатайство об уточнении исковых требований в части процентов, истец просит взыскать с МУ "Дирекция единого заказчика" МО город Каменск-Уральский (ИНН 6666007850; ОГРН 1026600936670) проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 59 041 (пятьдесят девять тысяч сорок один) рубль 77 копеек. Продолжить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности в размере 279 064 (двести семьдесят девять тысяч шестьдесят четыре) рубля 45 копеек, начиная с 24.06.2014 года по день фактической уплаты, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. При недостаточности денежных средств у муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" МО город Каменск-Уральский (ИНН 6666007850; ОГРН 1026600936670) взыскание произвести с Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428), за счет казны Муниципального образования "город Каменск-Уральский". В остальной части исковые требования просит оставить без изменения.
Уточнение исковых требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражает по основаниям, изложенным в представленном дополнении к отзыву.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2014 судебное разбирательство по делу отложено, произведено уточнение субсидиарного ответчика: вместо Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Отраслевого органа администрации города Каменск-Уральский по городскому хозяйству (ИНН 6612029952, ОГРН 1096612000968) таковым определено считать - Муниципальное образование "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского".
В судебном заседании 21.07.2014 представители истца исковые требования поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились.
Ответчик - Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский" отзыв на иск не направил.
Соответчик - Муниципальное образование "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" направил отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, так как истец не является управляющей организацией многоквартирных домов.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в период с января 2006 года по октябрь 2011 года осуществляло управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по улицам Проспект Победы, 77, Заводской проезд, 3 и Гагарина, 2 в городе Каменске-Уральском Свердловской области, и осуществляло сбор денежных средств на капитальный ремонт с собственников помещений вышеуказанных домов.
Решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Каменск-Уральский по адресам: ул. Заводской проезд, дом N 3 и ул. Гагарина, дом N 2, оформленными протоколами N 1 от 16.11.2013 и б/н от 28.02.2014, в вышеуказанных домах выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, в качестве управляющей организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома выбрано ООО "СТРОЙКОМ", утвержден проект договора с управляющей организацией ООО "СТРОЙКОМ".
По исполнение вышеуказанных решений общих собраний собственниками помещений вышеуказанных многоквартирных домов заключены с ООО "СТРОЙКОМ" договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества б/н от 16.11.2013 (по ул. Заводской проезд, дом N 3) и б/н от 28.02.2014 (ул. Гагарина, дом N 2).
На основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Каменск-Уральский по адресам: ул. Заводской проезд, дом N 3 и ул. Гагарина, дом N 2, оформленных протоколами N 3 от 12.03.2014 и N 4 от 12.03.2014, управляющая компания ООО "СТРОЙКОМ" уполномочена собственниками на взыскание с МУ "Дирекция единого заказчика" денежных средств, собранных и не израсходованных на капитальный ремонт вышеуказанных домов, начиная с 01.01.2006.
Кроме того, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Проспект Победы, дом N 77, оформленным протоколом N 1 от 19.10.2011, принято решение заключить договор с управляющей организацией ООО "СТРОЙКОМ".
На основании вышеуказанного решения с ООО "СТРОЙКОМ" заключен договор б/н от 07.02.2012 на управление многоквартирного дома ул. Проспект Победы, 77, согласно условиям которого ООО "СТРОЙКОМ" поручено, в частности, вести финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ и выполнять дополнительные поручения по управлению жилым домом при условии решения общего собрания ТСЖ, в том числе оказывать услуги по работе с должниками ТСЖ (пункты 1.1., 3.1.10 договора).
Согласно протоколу N 4 от 12.03.2014 общего собрания собственников помещений вышеуказанного жилого дома по ул. Проспект Победы, 77 управляющая организация ООО "СТРОЙКОМ" уполномочена собственниками на взыскание денежных средств с МУ "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский", собранных и не израсходованных на капитальный ремонт дома N 77 по ул. Проспект Победы за период управления, начиная с 01.01.2006.
В соответствии с дополнительным соглашением от 27.06.2014 к договору б/н от 07.02.2012 на управление многоквартирного дома ул. Проспект Победы, 77, управляющей компании ООО "СТРОЙКОМ" поручено взыскать денежные средства с МУ "Дирекция единого заказчика" МО "город Каменск-Уральский", собранные и не израсходованные на капитальный ремонт дома N 77 по ул. Проспект Победы за период управления, начиная с 01.01.2006 по 10.10.2011.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением (для нанимателей), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за капитальный ремонт общего имущества, плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в период с января 2006 года по октябрь 2011 года, являясь управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по улицам Проспект Победы, 77, Заводской проезд, 3 и Гагарина, 2 в городе Каменске-Уральском Свердловской области, осуществляло сбор денежных средств на капитальный ремонт с собственников помещений вышеуказанных домов. В октябре 2011 года МУ "Дирекция единого заказчика" прекратило осуществление функций по управлению вышеуказанными многоквартирными домами.
Согласно письму ответчика от 18.03.2014 МУ "Дирекция единого заказчика" начислило и собрало денежные средства за капитальный ремонт общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов в размере 279064 рубля 45 копеек.
Доказательства того, что вышеуказанные денежные средства израсходованы ответчиком на капитальный ремонт, в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оплаченные собственниками, но не выполненные МУ "Дирекция единого заказчика" работы по капитальному ремонту здания (в том числе по основаниям отсутствия необходимости выполнения таких работ) при замене управляющей компании влекут получение прежней управляющей компанией неосновательного обогащения как средства, переданные для исполнения прекратившегося обязательства.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СТРОЙКОМ" на основании решений собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов и заключенных по их поручению договоров оказывает услуги по содержанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества домов. Данная организация уполномочена решениями собственников и товарищества собственников жилья на взыскание с ответчика спорных денежных средств, собранных и не израсходованных на капитальный ремонт.
Таким образом, исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения в размере 279064 рубля 45 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов на сумму 59041 рубль 77 копеек за общий период с 12.10.2011 по 24.06.2014 по ставке 8,25% годовых судом проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах исковые требования в части взыскания процентов в размере 59041 рубль 77 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требование о продолжении взыскания процентов за пользование чужими средствами по день фактической уплаты суммы этих средств также подлежат удовлетворению в силу пункта 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную ответственность.
Согласно уставу МУ "Дирекция единого заказчика" имущество дирекции находится в муниципальной собственности г. Каменска-Уральского, а учредителем МУ "Дирекция единого заказчика" является Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского.
Следовательно, по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по его обязательствам является соответствующее публично-правовое образование.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, которым в силу п. 1 названной статьи в отношении средств местного бюджета является орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным учредителям и получателям средств местного бюджета, определенное ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Таким представителем является орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского", поскольку именно он является учредителем МУ "Дирекция единого заказчика", что также следует из Распоряжения Администрации города Каменска-Уральского от 09.02.2011 г. N 20-р "Об установлении подведомственности муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика муниципального образования город Каменск-Уральский", согласно которому отраслевой орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" включен в число подведомственных получателей средств местного бюджета муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" муниципального образования город Каменск-Уральский.
При таких обстоятельствах требование к субсидиарному ответчику также подлежит удовлетворению.
Доводы субсидиарного ответчика о том, что истец не является управляющей организацией многоквартирных домов и может взыскивать спорные денежные средства, судом отклоняются. ООО "СТРОЙКОМ" на основании решений собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов и заключенных по их поручению договоров оказывает услуги по содержанию и ремонту (в том числе капитальному) общего имущества домов. Данная организация уполномочена решениями собственников и товарищества собственников жилья на взыскание с ответчика спорных денежных средств, собранных и не израсходованных на капитальный ремонт. Таким образом, истец надлежащим лицом, уполномоченным на обращение в суд с данным иском.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку п. 1 ст. 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта").
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" денежные средства в размере 338106 (триста тридцать восемь тысяч сто шесть) рублей 22 (двадцать две) копейки, в том числе основной долг в размере 279064 (двести семьдесят девять тысяч шестьдесят четыре) рубля 45 (сорок пять) копеек, проценты в размере 59041 (пятьдесят девять тысяч сорок один) рубль 77 (семьдесят семь) копеек.
3. Продолжить взыскание с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" процентов на сумму 279064 рубля 45 копеек, начиная с 25.06.2014, по ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых, по день фактической оплаты основного долга.
4. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 9415 (девять тысяч четыреста пятнадцать) рублей 20 (двадцать) копеек.
5. При недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" взыскание произвести с Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" за счет казны Муниципального образования "город Каменск-Уральский".
6. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 процентов годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.
7. Взыскать с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" Муниципального образования "город Каменск-Уральский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙКОМ" проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму судебных расходов по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации в размере 8,25 процентов годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты суммы судебных расходов.
8. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
А.С.ПОЛУЯКТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)