Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Е.Н. Номоконовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7"
апелляционное производство N 05АП-11786/2014
на решение от 28.07.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-13447/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" (ИНН 2525001417, ОГРН 1092511003419, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.09.2009)
к Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002)
- о признании недействительным предписания;
- при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7": представитель Неделько О.Н. по доверенности от 24.01.2014 сроком действия до 24.01.2016, удостоверение.
администрация Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики не явилась, извещена
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" (далее по тексту - "заявитель", "общество", "ООО "ЖЭУ-7") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики (далее - "ответчик", "администрация") о признании недействительным предписания N 19 от 31.01.2014 "Об устранении нарушений жилищного законодательства".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что поскольку собственники помещений многоквартирного дома не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, общество в соответствии с пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ, применило тариф, установленный органом местного самоуправления на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 09.08.2013.
Кроме того, Общество полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных действий, которые обществу необходимо совершить для его исполнения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания администрация Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики явку представителя в суд не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленное ходатайство и провел судебное заседание без участия представителя ответчика.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 02 октября 2014 года до 13 часов 35 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения от 10.01.2014 и в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, руководителем органа муниципального контроля в период с 13.01.2014 по 31.01.2014 была назначена внеплановая документарная проверка.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение в управление жилищной политики администрации Уссурийского городского округа от жителя, проживающего в многоквартирном доме N 118-б по ул. Советская, г. Уссурийск, Приморский край, по вопросу увеличения размера платы за содержание и текущий ремонт.
В ходе проведения документарной внеплановой проверки установлено, что в управлении ООО "ЖЭУ-7" находится многоквартирный дом N 118-б по ул. Советская в г. Уссурийске Приморского края.
В ходе проведения проверки у общества были запрошены следующие документы: заверенная копия договора управления многоквартирным домом N 118-б по ул. Советская; заверенные копии всех решений и протоколов общих собраний собственников многоквартирного дома N 118-б по ул. Советская об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт с 01 октября 2013 года; заверенные копии уведомлений собственников помещений многоквартирного дома N 118-б по ул. Советская о проведении общего собрания собственников по вопросу установления размера платы за содержание и текущий ремонт с 01 октября 2013 года, с подтверждением вручения каждому собственнику либо иным способом уведомления.
На запрос ответчика обществом были предоставлены: копия договора управления, письмо председателю домового комитета о рассмотрение вопроса об увеличении тарифа; протокол несостоявшегося очного собрания собственников от 23.09.2013 с реестром подписей собственников участвовавших в нем.
В ходе проведения проверки установлено, что председателю совета многоквартирного дома N 118-6 по ул. Советская, было предложено рассмотреть вопрос об увеличении размера платы за содержание и текущий ремонт, исходя из двух представленных вариантов:
а) 22,86 руб. /м2 с уборкой лестничных клеток посредством привлечения специализированной организации;
б) 21,70 руб. /м.2 за минусом затрат на уборку лестничных маршей и площадок.
28.09.2013 состоялось очное собрание собственников многоквартирного дома N 118-б по ул. Советская, собрание было признано не правомочным, ввиду отсутствия кворума.
Ответчиком было установлено, что общее собрание собственников в многоквартирном доме N 118-б по ул. Советская, в форме заочного голосования не проводилось, подтверждающие документы обществом представлены не были.
По результатам проверки составлен акт проверки N 44 от 31.01.2014 и администрация пришла к выводу о том, что обществом не были приняты должные меры по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт в многоквартирном доме N 118-6 по ул. Советская.
В этот же день ООО "ЖЭУ-7", как управляющей компании спорного дома, выдано предписание N 19 о необходимости в срок до 31.03.2014 устранить нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, а именно: устранить нарушения пункта 7 статьи 156 ЖК РФ.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЖК РФ") собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Указанные положения в полной мере согласуются с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - "Правила").
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Советская, 118 "б" в г. Уссурийске заключили договор N 16 от 01.12.2009 на управление многоквартирным домом, согласно которому Общество принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 4.1 указанного договора управления многоквартирным домом размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается на 1 календарный год и составляет 13,37 за 1 кв. м общей площади жилого (нежилого) помещения.
ООО "ЖЭУ-7" в адрес собственников было направлено уведомление о повышении размера платы за содержание и текущий ремонт на основании постановления администрации Уссурийского городского округа N 2906 от 09.08.2013.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, изменение в данном случае размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только путем внесения изменений в соответствующий договор управления, что, в свою очередь, возможно только путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Коллегией установлено, что решение собственников помещений многоквартирного дома об увеличении платы за содержание имущества и расходов управляющей компании не принималось.
Пунктом 4.4. договора управления установлено, что в случае не предоставления собственниками в управляющую организацию решения общего собрания собственников об установлении размера платы по договору на следующий календарный год, размер платы подлежит корректировке пропорционально уровню инфляции. Повышение размера платы за содержание и текущий ремонт в размере 22,86 руб. /кв. м, не устанавливался.
В обоснование правомерности своей позиции Общество ссылается на то обстоятельство, что решение по вопросу об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не было принято на внеочередном общем собрании собственников в связи с отсутствием кворума, в связи с чем общество применило тариф, установленный органом местного самоуправления на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 09.08.2013.
Действительно, из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом внеочередного собрания, проводимого путем очного голосования собственников помещений МКД по ул. Советская, д. 118 "б" одним из вопросов повестки дня было утверждение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, решение по указанному вопросу принято не было в связи с отсутствием кворума.
Доказательств того, что управляющей компанией предпринимались иные меры к проведению общего собрания собственников жилых помещений в спорном многоквартирном доме путем проведения заочного голосования с целью решения вопроса об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в материалы дела не представлено.
Учитывая, что собственники жилых помещений при заключении договора приняли решение о размере платы за содержание и текущий ремонт, применение ставок оплаты за данные услуги, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что установленные органом местного самоуправления, является необоснованным.
Таким образом, у общества отсутствовали основания для изменения размера платы за оказываемые по договору услуги в одностороннем порядке. С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствие протокола об утверждении размера платы на содержание и текущий ремонт не дает обществу права определять его в самостоятельном порядке.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что обществу надлежит устранить нарушения требований части 7 статьи 156 ЖК РФ. Вопрос о том, какие именно действия, в связи с этим надлежит совершить обществу, в полномочия Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики, как контролирующего органа, не входит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 34 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 руб., при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров и составляет 1000 руб.
При подаче апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Приморского края ООО "ЖЭУ-7" на основании платежного поручении N 724 от 26.08.2014 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2014 по делу N А51-13447/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 724 от 26.08.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2014 N 05АП-11786/2014 ПО ДЕЛУ N А51-13447/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. N 05АП-11786/2014
Дело N А51-13447/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 02 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Е.Н. Номоконовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7"
апелляционное производство N 05АП-11786/2014
на решение от 28.07.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-13447/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" (ИНН 2525001417, ОГРН 1092511003419, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.09.2009)
к Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002)
- о признании недействительным предписания;
- при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7": представитель Неделько О.Н. по доверенности от 24.01.2014 сроком действия до 24.01.2016, удостоверение.
администрация Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики не явилась, извещена
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" (далее по тексту - "заявитель", "общество", "ООО "ЖЭУ-7") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики (далее - "ответчик", "администрация") о признании недействительным предписания N 19 от 31.01.2014 "Об устранении нарушений жилищного законодательства".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что поскольку собственники помещений многоквартирного дома не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, общество в соответствии с пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ, применило тариф, установленный органом местного самоуправления на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 09.08.2013.
Кроме того, Общество полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретных действий, которые обществу необходимо совершить для его исполнения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания администрация Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики явку представителя в суд не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие.
Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявленное ходатайство и провел судебное заседание без участия представителя ответчика.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 02 октября 2014 года до 13 часов 35 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения от 10.01.2014 и в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, руководителем органа муниципального контроля в период с 13.01.2014 по 31.01.2014 была назначена внеплановая документарная проверка.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение в управление жилищной политики администрации Уссурийского городского округа от жителя, проживающего в многоквартирном доме N 118-б по ул. Советская, г. Уссурийск, Приморский край, по вопросу увеличения размера платы за содержание и текущий ремонт.
В ходе проведения документарной внеплановой проверки установлено, что в управлении ООО "ЖЭУ-7" находится многоквартирный дом N 118-б по ул. Советская в г. Уссурийске Приморского края.
В ходе проведения проверки у общества были запрошены следующие документы: заверенная копия договора управления многоквартирным домом N 118-б по ул. Советская; заверенные копии всех решений и протоколов общих собраний собственников многоквартирного дома N 118-б по ул. Советская об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт с 01 октября 2013 года; заверенные копии уведомлений собственников помещений многоквартирного дома N 118-б по ул. Советская о проведении общего собрания собственников по вопросу установления размера платы за содержание и текущий ремонт с 01 октября 2013 года, с подтверждением вручения каждому собственнику либо иным способом уведомления.
На запрос ответчика обществом были предоставлены: копия договора управления, письмо председателю домового комитета о рассмотрение вопроса об увеличении тарифа; протокол несостоявшегося очного собрания собственников от 23.09.2013 с реестром подписей собственников участвовавших в нем.
В ходе проведения проверки установлено, что председателю совета многоквартирного дома N 118-6 по ул. Советская, было предложено рассмотреть вопрос об увеличении размера платы за содержание и текущий ремонт, исходя из двух представленных вариантов:
а) 22,86 руб. /м2 с уборкой лестничных клеток посредством привлечения специализированной организации;
б) 21,70 руб. /м.2 за минусом затрат на уборку лестничных маршей и площадок.
28.09.2013 состоялось очное собрание собственников многоквартирного дома N 118-б по ул. Советская, собрание было признано не правомочным, ввиду отсутствия кворума.
Ответчиком было установлено, что общее собрание собственников в многоквартирном доме N 118-б по ул. Советская, в форме заочного голосования не проводилось, подтверждающие документы обществом представлены не были.
По результатам проверки составлен акт проверки N 44 от 31.01.2014 и администрация пришла к выводу о том, что обществом не были приняты должные меры по установлению размера платы за содержание и текущий ремонт в многоквартирном доме N 118-6 по ул. Советская.
В этот же день ООО "ЖЭУ-7", как управляющей компании спорного дома, выдано предписание N 19 о необходимости в срок до 31.03.2014 устранить нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, а именно: устранить нарушения пункта 7 статьи 156 ЖК РФ.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЖК РФ") собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Указанные положения в полной мере согласуются с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - "Правила").
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Советская, 118 "б" в г. Уссурийске заключили договор N 16 от 01.12.2009 на управление многоквартирным домом, согласно которому Общество принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 4.1 указанного договора управления многоквартирным домом размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается на 1 календарный год и составляет 13,37 за 1 кв. м общей площади жилого (нежилого) помещения.
ООО "ЖЭУ-7" в адрес собственников было направлено уведомление о повышении размера платы за содержание и текущий ремонт на основании постановления администрации Уссурийского городского округа N 2906 от 09.08.2013.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, изменение в данном случае размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только путем внесения изменений в соответствующий договор управления, что, в свою очередь, возможно только путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Коллегией установлено, что решение собственников помещений многоквартирного дома об увеличении платы за содержание имущества и расходов управляющей компании не принималось.
Пунктом 4.4. договора управления установлено, что в случае не предоставления собственниками в управляющую организацию решения общего собрания собственников об установлении размера платы по договору на следующий календарный год, размер платы подлежит корректировке пропорционально уровню инфляции. Повышение размера платы за содержание и текущий ремонт в размере 22,86 руб. /кв. м, не устанавливался.
В обоснование правомерности своей позиции Общество ссылается на то обстоятельство, что решение по вопросу об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не было принято на внеочередном общем собрании собственников в связи с отсутствием кворума, в связи с чем общество применило тариф, установленный органом местного самоуправления на основании постановления администрации Уссурийского городского округа от 09.08.2013.
Действительно, из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом внеочередного собрания, проводимого путем очного голосования собственников помещений МКД по ул. Советская, д. 118 "б" одним из вопросов повестки дня было утверждение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, решение по указанному вопросу принято не было в связи с отсутствием кворума.
Доказательств того, что управляющей компанией предпринимались иные меры к проведению общего собрания собственников жилых помещений в спорном многоквартирном доме путем проведения заочного голосования с целью решения вопроса об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в материалы дела не представлено.
Учитывая, что собственники жилых помещений при заключении договора приняли решение о размере платы за содержание и текущий ремонт, применение ставок оплаты за данные услуги, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что установленные органом местного самоуправления, является необоснованным.
Таким образом, у общества отсутствовали основания для изменения размера платы за оказываемые по договору услуги в одностороннем порядке. С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствие протокола об утверждении размера платы на содержание и текущий ремонт не дает обществу права определять его в самостоятельном порядке.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что обществу надлежит устранить нарушения требований части 7 статьи 156 ЖК РФ. Вопрос о том, какие именно действия, в связи с этим надлежит совершить обществу, в полномочия Администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики, как контролирующего органа, не входит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 34 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 руб., при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров и составляет 1000 руб.
При подаче апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Приморского края ООО "ЖЭУ-7" на основании платежного поручении N 724 от 26.08.2014 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2014 по делу N А51-13447/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 724 от 26.08.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)