Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что взамен непригодного жилого помещения должно быть предоставлено равнозначное по общей площади жилое помещение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Позинская С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В., Фроловой И.М.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации по доверенности В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года по иску А. к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения,
установила:
А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником квартиры <адрес>.
Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению" <адрес> включен в список сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания с общим износом 67%.
В 2009 г. указанный дом был включен в региональную адресную программу "переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Брянской области (2009)", утвержденную постановлением администрации Брянской области от 12.03.2009 г. N 214.
Закуп жилых помещений для переселения граждан проводил Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области. В рамках реализации данной программы, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", проводились аукционы по закупу квартир, однако квартиры не были закуплены в связи с отсутствием предложений от строительных организаций. Срок предоставления финансовой поддержки программы был ограничен Федеральным законом РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ Вопрос расселения <адрес> должен был быть рассмотрен при формировании программ на следующие периоды, однако ни в 2009 г., ни в последующие годы дом не был расселен. В связи с чем истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте г. Брянска, общей площадью не менее 20 кв. м, состоящее из 1 комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года исковые требования А. к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Брянской городской администрации предоставить А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте города Брянска, общей площадью не менее 20 кв. м, состоящее из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации В. просит об отмене решения суда, указывая, что жилой дом, в котором проживает истица, включен в адресную Программу переселения граждан из аварийного и непригодного для постоянного проживания жилого фонда, находящегося на территории муниципального образования "город Брянск" на 2013 - 2015 года. В данную программу включаются дома с высоким уровнем износа, исходя из степени износа, таким образом до указанного дома в перечне еще 32 позиции. Предоставление жилых помещений без учета очередности в вышеуказанной программе приведет к ущемлению прав других лиц данной категории. Срок Программы не истек.
Обращает внимание суда на то, что взамен непригодного жилого помещения должно быть предоставлено равнозначное по общей площади жилое помещение, однако, суд в нарушение ст. 89 ЖК РФ обязал администрацию предоставить истице жилое помещение большей площадью, чем она занимает в настоящее время.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N следует, что А. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, а также акта передачи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 19,2 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списка и очередности ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению" <адрес> включен в список сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания с общим износом 67%.
Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. N 1018-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "города Брянск" (2013 - 2015 годы) в рамках Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в котором <адрес> включен на 2013 г.
Из сообщения Брянской городской администрации от 19.07.2013 г. N 2475гр Ко, следует, что в рамках вышеуказанной программы заключение муниципальных контрактов на долевое участие в строительстве многоквартирного дома планируется в 2013 г., переселение граждан в 2014 г.
Суд постановил обжалуемое решение, так как пришел к выводу, что обязанность Брянской городской администрации по предоставлению А. жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором она проживает, непригодным для постоянного проживания, по основаниям, предусмотренным ст. 87 ЖК РФ, и который был включен в адресную программу на 2013 г. по переселению граждан в рамках ФЗ РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", до настоящего времени не выполнена, следовательно истица имеет право на предоставление жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного Кодекса РФ, без нормы предоставления жилой площади, во внеочередном порядке.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом об обязанности Брянской городской администрации по предоставлению А. жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором она проживает, непригодным для постоянного проживания, полагает решение суда подлежащим изменению в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
То есть, по мнению судебной коллегии, вопрос о площади предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением другого жилого помещения решен законодателем однозначно - оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Материалами дела установлено, что истице на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 19,2 кв. м.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части размера общей площади жилого помещения.
Другие доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению, поскольку не опровергают выводы суда об обязанности Брянской городской администрации предоставить истице указанное жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года в части предоставлении А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 20 кв. м, изменить.
Брянской городской администрации предоставить А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте города Брянска, общей площадью не менее 19,2 кв. м, состоящее из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В остальной части решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ПАРАМОНОВА
Судьи облсуда
Е.В.СИДОРЕНКОВА
И.М.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3621(2014)
Требование: О предоставлении жилого помещения.Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что взамен непригодного жилого помещения должно быть предоставлено равнозначное по общей площади жилое помещение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N 33-3621(2014)
Судья: Позинская С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В., Фроловой И.М.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации по доверенности В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года по иску А. к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения,
установила:
А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником квартиры <адрес>.
Постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списков и очередности сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению" <адрес> включен в список сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания с общим износом 67%.
В 2009 г. указанный дом был включен в региональную адресную программу "переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Брянской области (2009)", утвержденную постановлением администрации Брянской области от 12.03.2009 г. N 214.
Закуп жилых помещений для переселения граждан проводил Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области. В рамках реализации данной программы, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", проводились аукционы по закупу квартир, однако квартиры не были закуплены в связи с отсутствием предложений от строительных организаций. Срок предоставления финансовой поддержки программы был ограничен Федеральным законом РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ Вопрос расселения <адрес> должен был быть рассмотрен при формировании программ на следующие периоды, однако ни в 2009 г., ни в последующие годы дом не был расселен. В связи с чем истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте г. Брянска, общей площадью не менее 20 кв. м, состоящее из 1 комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года исковые требования А. к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Брянской городской администрации предоставить А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте города Брянска, общей площадью не менее 20 кв. м, состоящее из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации В. просит об отмене решения суда, указывая, что жилой дом, в котором проживает истица, включен в адресную Программу переселения граждан из аварийного и непригодного для постоянного проживания жилого фонда, находящегося на территории муниципального образования "город Брянск" на 2013 - 2015 года. В данную программу включаются дома с высоким уровнем износа, исходя из степени износа, таким образом до указанного дома в перечне еще 32 позиции. Предоставление жилых помещений без учета очередности в вышеуказанной программе приведет к ущемлению прав других лиц данной категории. Срок Программы не истек.
Обращает внимание суда на то, что взамен непригодного жилого помещения должно быть предоставлено равнозначное по общей площади жилое помещение, однако, суд в нарушение ст. 89 ЖК РФ обязал администрацию предоставить истице жилое помещение большей площадью, чем она занимает в настоящее время.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N следует, что А. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, а также акта передачи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 19,2 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списка и очередности ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда г. Брянска, подлежащего переселению" <адрес> включен в список сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания с общим износом 67%.
Постановлением Брянской городской администрации от 29.04.2013 г. N 1018-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "города Брянск" (2013 - 2015 годы) в рамках Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в котором <адрес> включен на 2013 г.
Из сообщения Брянской городской администрации от 19.07.2013 г. N 2475гр Ко, следует, что в рамках вышеуказанной программы заключение муниципальных контрактов на долевое участие в строительстве многоквартирного дома планируется в 2013 г., переселение граждан в 2014 г.
Суд постановил обжалуемое решение, так как пришел к выводу, что обязанность Брянской городской администрации по предоставлению А. жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором она проживает, непригодным для постоянного проживания, по основаниям, предусмотренным ст. 87 ЖК РФ, и который был включен в адресную программу на 2013 г. по переселению граждан в рамках ФЗ РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", до настоящего времени не выполнена, следовательно истица имеет право на предоставление жилого помещения в порядке ст. 89 Жилищного Кодекса РФ, без нормы предоставления жилой площади, во внеочередном порядке.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом об обязанности Брянской городской администрации по предоставлению А. жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором она проживает, непригодным для постоянного проживания, полагает решение суда подлежащим изменению в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
То есть, по мнению судебной коллегии, вопрос о площади предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением другого жилого помещения решен законодателем однозначно - оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Материалами дела установлено, что истице на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 19,2 кв. м.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части размера общей площади жилого помещения.
Другие доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению, поскольку не опровергают выводы суда об обязанности Брянской городской администрации предоставить истице указанное жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года в части предоставлении А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 20 кв. м, изменить.
Брянской городской администрации предоставить А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся в черте города Брянска, общей площадью не менее 19,2 кв. м, состоящее из одной комнаты, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В остальной части решение Советского районного суда г. Брянска от 30 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ПАРАМОНОВА
Судьи облсуда
Е.В.СИДОРЕНКОВА
И.М.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)