Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Вавиловой Н.Г., действующей на основании доверенности от 25.03.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 по делу N А82-19542/2014, принятое судом в составе судьи Систеровой Н.А.,
по иску территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (ИНН: 7605009820, ОГРН: 1027600791998)
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района"
(ИНН: 7604119467, ОГРН: 1077604029744),
третьи лица: Мэрия города Ярославля; Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля; Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля; Уткин Иван Николаевич; Батин Леонид Владимирович; Бахтамаева Ирина Александровна; Тонова Алла Алексеевна; Берсенева Светлана Викторовна; Кацуба Александра Михайловна; Хохлова Оксана Федоровна; Ушмаров Николай Сергеевич; Грицинина Ольга Сергеевна; Торицина Анна Владимировна; Ошмарина Мария Александровна; Ошмарин Владимир Николаевич; Шамшура Василий Владимирович; Васинцева Ольга Альфредовна; Макаров Сергей Викторович; Назарова Ирина Владимировна; Ахмедова Миная Ибрагим кызы; Спиридонова Татьяна Александровна; Лукичев Алексей Иванович; Горлова Татьяна Александровна; Комарова Яна Олеговна; Бакулина Ирина Сергеевна; Коренев Дмитрий Сергеевич; Аристову Татьяна Вадимовна; Малеева Любовь Михайловна,
о понуждении к исполнению обязательств договора,
установил:
территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля (далее - Истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - Ответчик, Общество) об обязании продолжить выполнять обязательства по договору управления N 85/1 от 01.01.2008 в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, п. Силикатного завода, д. 10.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 в иске отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе ее заявитель обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) положениями гражданского и жилищного законодательства определено, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования, который может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу частей 8.1, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации только собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает для управляющей организации возможности и оснований для отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом. Применение к договору управления многоквартирным домом положений статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации является неправильным.
2) Общество (исполнитель) по характеру своей деятельности должно оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, не отдавая предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Потребитель вправе заключить договор в судебном порядке при уклонении от его заключения и потребовать возмещения убытков, возникших из-за отказа. Поскольку исполнитель обязан заключить договор, он не имеет права в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств (при наличии возможности предоставить лицу соответствующие услуги). Такое ограничение свободы договора для исполнителя, учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении услуги и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях.
Отказ управляющей организации от продолжения исполнения обязательств по договору при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги невозможен, так как спорный договор управления является публичным, что не было учтено судом первой инстанции.
Таким образом, Администрация считает, что решение от 24.04.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Общество с в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению.
Мэрия г. Ярославля; Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля; Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля; Уткин Иван Николаевич; Батин Леонид Владимирович; Бахтамаева Ирина Александровна; Тонова Алла Алексеевна; Берсенева Светлана Викторовна; Кацуба Александра Михайловна; Хохлова Оксана Федоровна; Ушмаров Николай Сергеевич; Грицинина Ольга Сергеевна; Торицина Анна Владимировна; Ошмарина Мария Александровна; Ошмарин Владимир Николаевич; Шамшура Василий Владимирович; Васинцева Ольга Альфредовна; Макаров Сергей Викторович; Назарова Ирина Владимировна; Ахмедова Миная Ибрагим кызы; Спиридонова Татьяна Александровна; Лукичев Алексей Иванович; Горлова Татьяна Александровна; Комарова Яна Олеговна; Бакулина Ирина Сергеевна; Коренев Дмитрий Сереевич; Аристова Татьяна Вадимовна; Малеева Любовь Михайловна отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Ярославской области, представитель Администрации поддержал свою позицию по апелляционной жалобе.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец, полагая, что договор управления многоквартирным домом N 85/1 от 01.01.2008 в установленном законом и договором порядке не расторгнут, обратился в суд с требованием о понуждении Общества к исполнению названного договора.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требования Истца признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Администрации, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 5 указанной статьи договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Частью 6 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация осуществляет полномочия собственника от имени города Ярославля, в том числе, организует работу по выбору способа управления многоквартирными домами, содействует реализации выбранного способа управления, осуществляет от имени города Ярославля полномочия собственника муниципального жилищного фонда, связанные с членством в товариществах собственников жилья в объеме всех прав и обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (Положение о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденное решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2066 N 307).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов (протокол N 85 от 12.11.2007) между собственниками жилых помещений дома N 10 п. Силикатного завода г. Ярославля и Обществом был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2008 N 85/1, по условиям которого управляющая организация приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 договора N 85/1 от 01.01.2008 срок действия договора установлен в один год и пролонгируется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за 30 дней до окончания срока действия договора.
Согласно пункту 5.3 договора он может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон, на основании решения суда, на основании решения общего собрания домовладельцев по причине нарушения условий договора при условии письменного предупреждения об этом Управляющей организации за 60 дней, при ликвидации одной из сторон как юридического лица либо ограничения в установленном законодательством порядке ее уставной правоспособности, что повлечет для этой стороны невозможность выполнять свои обязательства по настоящему договору, прекращение права собственности собственника на помещение в многоквартирном доме.
Общество, ссылаясь на пункты 5.1 и 5.2 договора управления N 85/1 от 01.01.2008, уведомлением от 23.10.2014 N 01-07/686/17 сообщило Администрации как собственнику квартир N 1 (комнаты 3, 5), N 2 (комнаты 2, 4), N 3 (комнаты 3, 5), N 4 (комнаты 1, 2, 3, 6, 7, 8) дома N 10 п. Силикатного завода г. Ярославля, находящихся в муниципальной собственности и переданных нанимателям по договорам социального найма, о прекращении (непролонгации) договора управления многоквартирным домом с 01.01.2015 в связи с истечением его срока действия.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 14.12.2014 собственниками спорного дома было принято решение о способе управления домом управляющей организацией ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" и продлении действия договора управления N 85/1 от 01.01.2008 на новый срок.
Однако, новый договор на управление домом с ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" не был заключен, от пролонгации старого договора Общество отказалось, направив собственникам помещений дома извещения об отказе в пролонгации договора N 85/1.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что процедура непролонгации договора управления Ответчиком соблюдена, соответственно, правовые основания для понуждения Общества к исполнению договора отсутствуют.
Довод Истца о том, что только собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, апелляционный суд отклоняет, как противоречащий положениям действующего законодательства, поскольку Общество, как сторона по договору, не может быть поставлено в неравное положение с другой стороной договора.
При рассмотрении позиции Администрации о публичности договора управления, что, по мнению Истца, свидетельствует об отсутствии у Общества права на отказ от исполнения договора, апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанности управляющей организации заключить договор с любыми обратившимися к ней собственниками многоквартирного дома, при этом суд апелляционной инстанции исходит из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, договор управления не соответствует признакам публичного договора, указанным в статье 426 ГК РФ.
Так, условия договора управления разными многоквартирными домами имеют различия, цена договора также неодинакова для разных многоквартирных домов, собственники и управляющая организация могут установить цену договора по соглашению сторон, объем оказываемых по договору управления услуг также определяется соглашением сторон, договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 по делу N А82-19542/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (ИНН: 7605009820, ОГРН: 1027600791998) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 02АП-5404/2015 ПО ДЕЛУ N А82-19542/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. по делу N А82-19542/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Вавиловой Н.Г., действующей на основании доверенности от 25.03.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 по делу N А82-19542/2014, принятое судом в составе судьи Систеровой Н.А.,
по иску территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (ИНН: 7605009820, ОГРН: 1027600791998)
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района"
(ИНН: 7604119467, ОГРН: 1077604029744),
третьи лица: Мэрия города Ярославля; Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля; Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля; Уткин Иван Николаевич; Батин Леонид Владимирович; Бахтамаева Ирина Александровна; Тонова Алла Алексеевна; Берсенева Светлана Викторовна; Кацуба Александра Михайловна; Хохлова Оксана Федоровна; Ушмаров Николай Сергеевич; Грицинина Ольга Сергеевна; Торицина Анна Владимировна; Ошмарина Мария Александровна; Ошмарин Владимир Николаевич; Шамшура Василий Владимирович; Васинцева Ольга Альфредовна; Макаров Сергей Викторович; Назарова Ирина Владимировна; Ахмедова Миная Ибрагим кызы; Спиридонова Татьяна Александровна; Лукичев Алексей Иванович; Горлова Татьяна Александровна; Комарова Яна Олеговна; Бакулина Ирина Сергеевна; Коренев Дмитрий Сергеевич; Аристову Татьяна Вадимовна; Малеева Любовь Михайловна,
о понуждении к исполнению обязательств договора,
установил:
территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля (далее - Истец, Администрация) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - Ответчик, Общество) об обязании продолжить выполнять обязательства по договору управления N 85/1 от 01.01.2008 в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, п. Силикатного завода, д. 10.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 в иске отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе ее заявитель обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) положениями гражданского и жилищного законодательства определено, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования, который может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу частей 8.1, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации только собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает для управляющей организации возможности и оснований для отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом. Применение к договору управления многоквартирным домом положений статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации является неправильным.
2) Общество (исполнитель) по характеру своей деятельности должно оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, не отдавая предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Потребитель вправе заключить договор в судебном порядке при уклонении от его заключения и потребовать возмещения убытков, возникших из-за отказа. Поскольку исполнитель обязан заключить договор, он не имеет права в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств (при наличии возможности предоставить лицу соответствующие услуги). Такое ограничение свободы договора для исполнителя, учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении услуги и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях.
Отказ управляющей организации от продолжения исполнения обязательств по договору при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги невозможен, так как спорный договор управления является публичным, что не было учтено судом первой инстанции.
Таким образом, Администрация считает, что решение от 24.04.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Общество с в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению.
Мэрия г. Ярославля; Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля; Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля; Уткин Иван Николаевич; Батин Леонид Владимирович; Бахтамаева Ирина Александровна; Тонова Алла Алексеевна; Берсенева Светлана Викторовна; Кацуба Александра Михайловна; Хохлова Оксана Федоровна; Ушмаров Николай Сергеевич; Грицинина Ольга Сергеевна; Торицина Анна Владимировна; Ошмарина Мария Александровна; Ошмарин Владимир Николаевич; Шамшура Василий Владимирович; Васинцева Ольга Альфредовна; Макаров Сергей Викторович; Назарова Ирина Владимировна; Ахмедова Миная Ибрагим кызы; Спиридонова Татьяна Александровна; Лукичев Алексей Иванович; Горлова Татьяна Александровна; Комарова Яна Олеговна; Бакулина Ирина Сергеевна; Коренев Дмитрий Сереевич; Аристова Татьяна Вадимовна; Малеева Любовь Михайловна отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании апелляционного суда, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Ярославской области, представитель Администрации поддержал свою позицию по апелляционной жалобе.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец, полагая, что договор управления многоквартирным домом N 85/1 от 01.01.2008 в установленном законом и договором порядке не расторгнут, обратился в суд с требованием о понуждении Общества к исполнению названного договора.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требования Истца признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Администрации, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 5 указанной статьи договор управления многоквартирным домом, за исключением договора, заключаемого застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ, заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Частью 6 статьи 162 ЖК РФ установлено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация осуществляет полномочия собственника от имени города Ярославля, в том числе, организует работу по выбору способа управления многоквартирными домами, содействует реализации выбранного способа управления, осуществляет от имени города Ярославля полномочия собственника муниципального жилищного фонда, связанные с членством в товариществах собственников жилья в объеме всех прав и обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (Положение о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утвержденное решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2066 N 307).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов (протокол N 85 от 12.11.2007) между собственниками жилых помещений дома N 10 п. Силикатного завода г. Ярославля и Обществом был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.01.2008 N 85/1, по условиям которого управляющая организация приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 договора N 85/1 от 01.01.2008 срок действия договора установлен в один год и пролонгируется на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за 30 дней до окончания срока действия договора.
Согласно пункту 5.3 договора он может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон, на основании решения суда, на основании решения общего собрания домовладельцев по причине нарушения условий договора при условии письменного предупреждения об этом Управляющей организации за 60 дней, при ликвидации одной из сторон как юридического лица либо ограничения в установленном законодательством порядке ее уставной правоспособности, что повлечет для этой стороны невозможность выполнять свои обязательства по настоящему договору, прекращение права собственности собственника на помещение в многоквартирном доме.
Общество, ссылаясь на пункты 5.1 и 5.2 договора управления N 85/1 от 01.01.2008, уведомлением от 23.10.2014 N 01-07/686/17 сообщило Администрации как собственнику квартир N 1 (комнаты 3, 5), N 2 (комнаты 2, 4), N 3 (комнаты 3, 5), N 4 (комнаты 1, 2, 3, 6, 7, 8) дома N 10 п. Силикатного завода г. Ярославля, находящихся в муниципальной собственности и переданных нанимателям по договорам социального найма, о прекращении (непролонгации) договора управления многоквартирным домом с 01.01.2015 в связи с истечением его срока действия.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 14.12.2014 собственниками спорного дома было принято решение о способе управления домом управляющей организацией ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" и продлении действия договора управления N 85/1 от 01.01.2008 на новый срок.
Однако, новый договор на управление домом с ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" не был заключен, от пролонгации старого договора Общество отказалось, направив собственникам помещений дома извещения об отказе в пролонгации договора N 85/1.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что процедура непролонгации договора управления Ответчиком соблюдена, соответственно, правовые основания для понуждения Общества к исполнению договора отсутствуют.
Довод Истца о том, что только собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, апелляционный суд отклоняет, как противоречащий положениям действующего законодательства, поскольку Общество, как сторона по договору, не может быть поставлено в неравное положение с другой стороной договора.
При рассмотрении позиции Администрации о публичности договора управления, что, по мнению Истца, свидетельствует об отсутствии у Общества права на отказ от исполнения договора, апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанности управляющей организации заключить договор с любыми обратившимися к ней собственниками многоквартирного дома, при этом суд апелляционной инстанции исходит из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, договор управления не соответствует признакам публичного договора, указанным в статье 426 ГК РФ.
Так, условия договора управления разными многоквартирными домами имеют различия, цена договора также неодинакова для разных многоквартирных домов, собственники и управляющая организация могут установить цену договора по соглашению сторон, объем оказываемых по договору управления услуг также определяется соглашением сторон, договор управления заключается на условиях, указанных в решении общего собрания (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2015 по делу N А82-19542/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (ИНН: 7605009820, ОГРН: 1027600791998) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)