Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 11АП-18269/2014 ПО ДЕЛУ N А55-17568/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу N А55-17568/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу N А55-17568/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти (ОГРН 1086320019048, ИНН 6323109895), Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области (ОГРН 103630066532, ИНН 6317038043) г. Самара,
о признании незаконным и отмене предписания от 22 мая 2014 года N ТЦр-6641,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти (далее - заявитель, общество, ООО "Управляющая компания N 3") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ Самарской области) от 22.05.2014 N ТЦр-6641 (л.д. 2-3)
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2014 по делу N А55-17568/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 22.05.2014 N ТЦр-6641 (л.д. 84-92).
В апелляционной жалобе ГЖИ Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 95-97).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в возражениях на нее.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 рассмотрение дела отложено на 25.02.2015 (л.д. 128).
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе, д. 23, осуществляет ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти.
На основании распоряжения от 28.04.2014 N ТЦр-6641 руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Абриталина А.А., проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти (л.д. 31-33).
Внеплановое контрольно-надзорное мероприятие проведено на основании обращения (л.д. 44), поступившего в государственную жилищную инспекцию Самарской области (вход. N 6425-ц от 01.04.2014) на нарушение со стороны ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Согласно информации, представленной в адрес жилищной инспекции управляющей компанией, в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе д. 23 установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
В ходе документарной проверки установлены факты несоблюдения ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти жилищного законодательства, а именно: нарушение установленного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89, от 27.08.2012 N 197 порядка начисления платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды.
В акте проверки от 22.05.2014 N ТЦр-6641 (л.д. 35-38) указано, что согласно представленной ООО "Управляющая компания N 3" г.о.Тольятти информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь, февраль, март 2014 года, выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе д. 23 (по кв. 19, 22, 89) порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 Правил N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197.
Пример расчетов:
Согласно технического паспорта полезная площадь помещений дома составляет 3137,6 кв. м, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составляет 431 кв. м.
Вычисляем максимально допустимые объемы коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирного дома, рассчитанные исходя из нормативов, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197: 431 кв. м х 2,16 кВТ.ч./кв. м = 930 кВт.ч.
Однако, ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти выставило потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти, Автозаводское шоссе, дом 23, объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды в декабре 2013 года в размере 5592 кВт.ч., в январе 2014 года в размере 6406,03 кВт.ч, в феврале 2014 года в размере 12738 кВт.ч., в марте 2014 года в размере 1287,14 кВт.ч (вместо допустимых 930 кВт.ч.).
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющей компанией не представлено.
Ответственность за вышеуказанные нарушения возлагается на юридическое лицо ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти.
Государственная жилищная инспекция Самарской области выдала ООО "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти предписание от 22.05.2014 N ТЦр-6641 об устранении нарушений действующего жилищного законодательства Российской Федерации в части не правомерного расчета платы за коммунальные услуги. Данным предписанием (с учетом письма ГЖИ по Самарской области от 20.08.2014 N 192324) на заявителя возложена обязанность производить начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Тольятти Автозаводское шоссе д. 23, в соответствии с требованиями 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и с учетом требований Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 (л.д. 39-41, 66).
Полагая, что Предписание от 22.05.2014 N ТЦр-6641 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя обществу заявленные требования исходил из того, что жилищная инспекция не представила суду логического обоснования собственной позиции, когда в объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, включается суммарная мощность всех осветительных приборов, в том числе, установленных на чердаке и в подвале, а площадь этих помещений при расчете ограничения платы за электроснабжение не учитывается.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции сделал вывод, что нарушение порядка расчета платы за электроснабжение со стороны управляющей компании отсутствовало, как и основания для выдачи оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Как следует из материалов проверки, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При этом, в соответствии с пунктом 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Разъясняя положения Правил N 354, Министерство регионального развития Российской Федерации в своем письме от 22.11.2012 указало следующее.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, вступившим в силу с 01.06.2013, внесены изменения в Правила N 354.
Согласно данным изменениям распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0.03 куб. м/кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В пункте 27 приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, это - межквартирные лестничные клетки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа). Площадь данных помещений устанавливается согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно всей формулы.
Следовательно, при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие в Приказах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться предусмотренным законом основанием для признания оспариваемого предписания от 22.05.2014 N ТЦр-6641 недействительным.
Аналогичная правовая позиция Арбитражного суда Поволжского округа изложена в постановлении от 24.02.2015 по делу N А55-17191/2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения обществу заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, а в удовлетворении обществу заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу N А55-17568/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
А.Б.КОРНИЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)