Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 03 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Горбатого Алексея Петровича
апелляционное производство N 05АП-15817/2013
на решение от 15.11.2013
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-2716/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Горбатого Алексея Петровича (ИНН 410103673580, ОГРН 305410119300022)
к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
- о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987, площадью 0,1378 га для строительства здания торгового комплекса по ул. Тундровой в г. Петропавловске-Камчатском, оформленного письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09;
- при участии:
- от ИП Горбатого А.П.: Надькин А.И., представитель по нотариальной доверенности от 10.12.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, без права передоверия; паспорт (до перерыва);
- от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Пивторак Д.В., представитель по доверенность от 20.12.2013 N 01-08-01/6683/13 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; паспорт (до перерыва);
- Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края - не явилось;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Горбатый Алексей Петрович (далее - заявитель, ИП Горбатый А.П., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987, площадью 0,1378 га для строительства здания торгового комплекса по ул. Тундровой в г. Петропавловске-Камчатском, оформленного письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Горбатый Алексей Петрович обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание и не дана должная оценка тому обстоятельству, что предприниматель исполняя Постановление администрации Петропавловск-Камчатского округа N 3682 от 27.11.2009, подготовив все необходимые документы в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, 10.08.2010 обращался к Главе ПКГО с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства. Считает, что Администрация ПКГО обязана была перенаправить полученное заявление Министерству.
Кроме того, заявитель указывает, что 15.11.2012, также в пределах трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, издано Постановление N 3074 о разделе земельного участка, но в связи с тем, что исполнителем данного постановления была допущена техническая ошибка 04.12.2012 издано постановление N 3286 в целях ее устранения.
Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок был разделен и поставлен на кадастровый учет 26.12.2012, за пределами трехлетнего срока, но именно из-за допущенной технической ошибки работниками Администрации ПКГО, что послужило пропуском срока для обращения в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Также обращает внимание суда, что заявитель не знал и не мог знать, что полномочия по распоряжению земельными участками для целей, связанных со строительством были переданы Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа решение считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя не подлежащей удовлетворению.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края явку своего представителя в суд не обеспечило, суд апелляционной инстанции порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени месте судебного заседания.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда просил отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2013 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 27.01.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 03.02.2014 до 14 час. 15 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.06 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.11.2009 N 3682 предпринимателю согласовано место размещения здания торгового комплекса по ул. Тундровой на земельном участке площадью 0,1378 га, утвержден акт выбора земельного участка N 127 (л.д. 31-32).
В соответствии с пунктом 5 названного постановления оно вступает в силу с момента его подписания и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 4 постановления ИП Горбатому А.П. предписано обеспечить за свой счет установление границ земельного участка на местности и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 0,1378 га в соответствии с утвержденной схемой земельного участка для строительства здания торгового комплекса, разработать и утвердить проектную документацию в установленном порядке.
05.03.2010 заявителем произведена постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 0,1378 га и земельного участка площадью 0,0086 га, которым присвоены кадастровые номера 41:01:01 01 24:273 (0,1378 га) и 41:01:01 01 24:274 (0,0086 га) соответственно, что подтверждается имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами.
10.08.2010 ИП Горбатый А.П. обратился к Главе ПКГО с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства капитального объекта - торгового комплекса в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Тундровая, площадью 0,1378 га, кадастровый номер 41:01:01 01 24:273.
В течение 2011-2012 гг. предприниматель осуществлял различные действия, направленные на оформление раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:01 01 24:0026, ввиду возникшей проблемы, связанной с уточнением разрешенного использования образуемых земельных участков.
В феврале 2012 года разработана и утверждена проектная документация - рабочий проект "Здание торгового комплекса на земельном участке по улице Тундровой в г. Петропавловске-Камчатском".
15.11.2012 администрацией ПКГО вынесено постановление N 3074 "О разделе земельного участка, кадастровый 41:01:01 01 24:0026, и об образовании новых земельных участков", согласно которому земельный участок 41:01:01 01 24:0026 площадью 0,1464 разделен на земельный участок площадью 0,1378 га (разрешенное использование - земельные участки объект торгового назначения) и земельный участок площадью 0,0086 га (разрешенное использование - земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры).
27.11.2012 предпринимателем дано письменное согласие на раздел участка.
04.12.2012 в Постановление администрации ПКГО от 15.11.2012 N 3074 "О разделе земельного участка, кадастровый 41:01:01 01 24:0026, и об образовании новых земельных участков" внесены изменения в целях устранения технической ошибки.
При очередном межевании делимого земельного участка в 2012 году, Горбатый А.П. за свой счет произвел постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 0,1378 га и земельного участка площадью 0,0086 га, которым присвоены кадастровые номера 41:01:0010124:987 (0,1378 га) и 41:01:0010124:986 (0,0086 га), что подтверждается кадастровыми паспортами от 26.12.2012.
15.01.2013 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987 под строительство на основании решения о согласовании места размещения объекта, на которое получил отказ, оформленный письмом от 28.01.2013 N 03/528-01-09, мотивированный истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
11.06.2013 ИП Горбатый А.П. повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, с предоставлением документов, подтверждающих, по его мнению, соблюдение установленных сроков, хронологию изменения кадастровых номеров и описанием обстоятельств, послуживших причиной длительного разрешения вопроса по надлежащему разделу земельного участка.
Письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09 Министерство отказало в предоставлении земельного участка под строительство по мотиву обращения за пределами трехлетнего срока действия Постановления N 3682.
Не согласившись с вышеуказанным решением Министерства от 24.06.2013 N 03/4153-01-09, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель обратился в Министерство по истечении трехлетнего срока действия постановления от 27.11.2009 N 3682.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных в применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случая, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного орган или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов дела видно, что предприниматель с 2009 года принимал меры для оформления земельного участка для строительства объекта торгового назначения с предварительным согласованием места размещения объекта.
По правилам пункта 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 32 ЗК РФ указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 24.09.2012 N 148 утвержден Административный регламент предоставления Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Камчатского края, либо земельных участков, расположенных в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в аренду, в безвозмездное срочное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование (далее по тексту - Административный регламент).
Пунктом 2.10 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Так, подпунктом 14 пункта 2.10 установлено, что, среди прочих, основанием для отказа является обстоятельство, если заявление о предоставлении земельного участка для строительства было подано после истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.11.2009 N 3682 предпринимателю предварительно согласовано место размещения здания торгового комплекса по ул. Тундровой на земельном участке площадью 0,1378 га, утвержден акт о выборе земельного участка N 127.
Таким образом, данное обстоятельство являлось для уполномоченного органа, основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края (далее - орган по управлению государственным имуществом Камчатского края) в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Пунктом 2 статьи 3 данного Закона установлено, что если процедуры предоставления земельного участка в г. Петропавловске-Камчатском для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства, начаты органами местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, но не завершены до вступления в силу названного Закона (30.11.2010), дальнейшие процедуры по предоставлению указанного земельного участка осуществляются органом по управлению государственным имуществом Камчатского края в порядке, установленном федеральным законодательством.
Органом, осуществляющим управление государственным имуществом Камчатского края, после ведение в действие названного Закона, является Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Однако из материалов дела видно, что постановление главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.11.2009 N 3682 не было реализовано предпринимателем в течение всего периода его действия (3 года), в связи с чем, на момент обращения в Министерство с заявлением от 15.01.2013, предприниматель утратил право на получение спорного земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости от 26.12.2012 N 4100/206/12-39097 спорный земельный участок площадью 1378 +/- 13 кв. м сформирован в кадастровом отношении для целей размещения объекта торгового назначения кадастровый номер 41:01:0010124:987.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, в силу положений которых предоставление земельного участка осуществляется, по общему правилу, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Вместе с тем, в пункте 4 статьи 30 Кодекса предусмотрена возможность принятия решения о предоставлении сформированного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но с обязательным условием о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Также допускается передача земельных участков в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4 статьи 30 ЗК РФ).
Из материалов дела видно, что Министерство, как орган, уполномоченный на принятие решений о предоставлении земельных участков, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства без предварительного согласования на торгах не принимал и заблаговременно не публиковал соответствующее сообщение в СМИ, также как не принимал решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов и о приеме соответствующих заявлений от всех заинтересованных лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что основания для принятия решения о предоставлении предпринимателю в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства объекта торгового назначения у Министерства отсутствовали как в порядке статьи 31 ЗК РФ, поскольку срок постановления о предварительном согласовании истек, так и в порядке пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, поскольку соответствующего решения Министерством не принималось.
Заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края не соответствует закону, что является обязательным для удовлетворения такого рода требований на основании части 1 статьи 198 АПК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в период действия постановления N 3682 предприниматель обращался к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением от 10.08.2010 о предоставлении спорного земельного участка в аренду, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данный факт не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа Министерства.
Совокупный анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что заявитель, действительно, имеет намерение получить в аренду земельный участок для строительства, однако им не были предприняты меры по своевременной оценке бездействия и действий администрации в отношении спорного земельного участка, (в случае, если предприниматель считает их незаконными), что в настоящем споре не может служить основанием для признания незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 24.06.2013 N 93/4153-01-09.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из того, что предметом настоящего спора является отказ Министерства, оформленный письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09 в ответ на обращение предпринимателя от 11.06.2013, в связи с чем, основания для оценки действий (бездействия) Администрации отсутствуют, так как эти обстоятельства не соотносятся с предметом требований по настоящему делу.
На том же основании отклоняется ссылка предпринимателя в своей апелляционной жалобе на то обстоятельство, что действия по исправлению Администрацией технической ошибки в постановлении N 3074 от 15.11.2012 лишили ИП Горбатого А.П. возможности заключить договор аренды земельного участка в согласованные сроки.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Министерства, оформленный письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987, площадью 0,1378 га под строительство торгового комплекса по ул. Тундровой, является законным и обоснованным, соответствуют положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ, Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 24.09.2012 N 148.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции о является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2013 по делу N А24-2716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 N 05АП-15817/2013 ПО ДЕЛУ N А24-2716/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N 05АП-15817/2013
Дело N А24-2716/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 03 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Горбатого Алексея Петровича
апелляционное производство N 05АП-15817/2013
на решение от 15.11.2013
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-2716/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Горбатого Алексея Петровича (ИНН 410103673580, ОГРН 305410119300022)
к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
- о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987, площадью 0,1378 га для строительства здания торгового комплекса по ул. Тундровой в г. Петропавловске-Камчатском, оформленного письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09;
- при участии:
- от ИП Горбатого А.П.: Надькин А.И., представитель по нотариальной доверенности от 10.12.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, без права передоверия; паспорт (до перерыва);
- от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Пивторак Д.В., представитель по доверенность от 20.12.2013 N 01-08-01/6683/13 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2014; паспорт (до перерыва);
- Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края - не явилось;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Горбатый Алексей Петрович (далее - заявитель, ИП Горбатый А.П., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987, площадью 0,1378 га для строительства здания торгового комплекса по ул. Тундровой в г. Петропавловске-Камчатском, оформленного письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Горбатый Алексей Петрович обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание и не дана должная оценка тому обстоятельству, что предприниматель исполняя Постановление администрации Петропавловск-Камчатского округа N 3682 от 27.11.2009, подготовив все необходимые документы в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, 10.08.2010 обращался к Главе ПКГО с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства. Считает, что Администрация ПКГО обязана была перенаправить полученное заявление Министерству.
Кроме того, заявитель указывает, что 15.11.2012, также в пределах трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, издано Постановление N 3074 о разделе земельного участка, но в связи с тем, что исполнителем данного постановления была допущена техническая ошибка 04.12.2012 издано постановление N 3286 в целях ее устранения.
Ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок был разделен и поставлен на кадастровый учет 26.12.2012, за пределами трехлетнего срока, но именно из-за допущенной технической ошибки работниками Администрации ПКГО, что послужило пропуском срока для обращения в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Также обращает внимание суда, что заявитель не знал и не мог знать, что полномочия по распоряжению земельными участками для целей, связанных со строительством были переданы Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа решение считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя не подлежащей удовлетворению.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края явку своего представителя в суд не обеспечило, суд апелляционной инстанции порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени месте судебного заседания.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда просил отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2013 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 27.01.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 03.02.2014 до 14 час. 15 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.06 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.11.2009 N 3682 предпринимателю согласовано место размещения здания торгового комплекса по ул. Тундровой на земельном участке площадью 0,1378 га, утвержден акт выбора земельного участка N 127 (л.д. 31-32).
В соответствии с пунктом 5 названного постановления оно вступает в силу с момента его подписания и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 4 постановления ИП Горбатому А.П. предписано обеспечить за свой счет установление границ земельного участка на местности и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 0,1378 га в соответствии с утвержденной схемой земельного участка для строительства здания торгового комплекса, разработать и утвердить проектную документацию в установленном порядке.
05.03.2010 заявителем произведена постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 0,1378 га и земельного участка площадью 0,0086 га, которым присвоены кадастровые номера 41:01:01 01 24:273 (0,1378 га) и 41:01:01 01 24:274 (0,0086 га) соответственно, что подтверждается имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами.
10.08.2010 ИП Горбатый А.П. обратился к Главе ПКГО с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства капитального объекта - торгового комплекса в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Тундровая, площадью 0,1378 га, кадастровый номер 41:01:01 01 24:273.
В течение 2011-2012 гг. предприниматель осуществлял различные действия, направленные на оформление раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:01 01 24:0026, ввиду возникшей проблемы, связанной с уточнением разрешенного использования образуемых земельных участков.
В феврале 2012 года разработана и утверждена проектная документация - рабочий проект "Здание торгового комплекса на земельном участке по улице Тундровой в г. Петропавловске-Камчатском".
15.11.2012 администрацией ПКГО вынесено постановление N 3074 "О разделе земельного участка, кадастровый 41:01:01 01 24:0026, и об образовании новых земельных участков", согласно которому земельный участок 41:01:01 01 24:0026 площадью 0,1464 разделен на земельный участок площадью 0,1378 га (разрешенное использование - земельные участки объект торгового назначения) и земельный участок площадью 0,0086 га (разрешенное использование - земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры).
27.11.2012 предпринимателем дано письменное согласие на раздел участка.
04.12.2012 в Постановление администрации ПКГО от 15.11.2012 N 3074 "О разделе земельного участка, кадастровый 41:01:01 01 24:0026, и об образовании новых земельных участков" внесены изменения в целях устранения технической ошибки.
При очередном межевании делимого земельного участка в 2012 году, Горбатый А.П. за свой счет произвел постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 0,1378 га и земельного участка площадью 0,0086 га, которым присвоены кадастровые номера 41:01:0010124:987 (0,1378 га) и 41:01:0010124:986 (0,0086 га), что подтверждается кадастровыми паспортами от 26.12.2012.
15.01.2013 предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987 под строительство на основании решения о согласовании места размещения объекта, на которое получил отказ, оформленный письмом от 28.01.2013 N 03/528-01-09, мотивированный истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
11.06.2013 ИП Горбатый А.П. повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство, с предоставлением документов, подтверждающих, по его мнению, соблюдение установленных сроков, хронологию изменения кадастровых номеров и описанием обстоятельств, послуживших причиной длительного разрешения вопроса по надлежащему разделу земельного участка.
Письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09 Министерство отказало в предоставлении земельного участка под строительство по мотиву обращения за пределами трехлетнего срока действия Постановления N 3682.
Не согласившись с вышеуказанным решением Министерства от 24.06.2013 N 03/4153-01-09, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель обратился в Министерство по истечении трехлетнего срока действия постановления от 27.11.2009 N 3682.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных в применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случая, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного орган или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов дела видно, что предприниматель с 2009 года принимал меры для оформления земельного участка для строительства объекта торгового назначения с предварительным согласованием места размещения объекта.
По правилам пункта 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 32 ЗК РФ указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 24.09.2012 N 148 утвержден Административный регламент предоставления Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Камчатского края, либо земельных участков, расположенных в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в аренду, в безвозмездное срочное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование (далее по тексту - Административный регламент).
Пунктом 2.10 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Так, подпунктом 14 пункта 2.10 установлено, что, среди прочих, основанием для отказа является обстоятельство, если заявление о предоставлении земельного участка для строительства было подано после истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.11.2009 N 3682 предпринимателю предварительно согласовано место размещения здания торгового комплекса по ул. Тундровой на земельном участке площадью 0,1378 га, утвержден акт о выборе земельного участка N 127.
Таким образом, данное обстоятельство являлось для уполномоченного органа, основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края (далее - орган по управлению государственным имуществом Камчатского края) в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Пунктом 2 статьи 3 данного Закона установлено, что если процедуры предоставления земельного участка в г. Петропавловске-Камчатском для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства, начаты органами местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа, но не завершены до вступления в силу названного Закона (30.11.2010), дальнейшие процедуры по предоставлению указанного земельного участка осуществляются органом по управлению государственным имуществом Камчатского края в порядке, установленном федеральным законодательством.
Органом, осуществляющим управление государственным имуществом Камчатского края, после ведение в действие названного Закона, является Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края.
Однако из материалов дела видно, что постановление главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.11.2009 N 3682 не было реализовано предпринимателем в течение всего периода его действия (3 года), в связи с чем, на момент обращения в Министерство с заявлением от 15.01.2013, предприниматель утратил право на получение спорного земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости от 26.12.2012 N 4100/206/12-39097 спорный земельный участок площадью 1378 +/- 13 кв. м сформирован в кадастровом отношении для целей размещения объекта торгового назначения кадастровый номер 41:01:0010124:987.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, в силу положений которых предоставление земельного участка осуществляется, по общему правилу, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Вместе с тем, в пункте 4 статьи 30 Кодекса предусмотрена возможность принятия решения о предоставлении сформированного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), но с обязательным условием о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Также допускается передача земельных участков в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4 статьи 30 ЗК РФ).
Из материалов дела видно, что Министерство, как орган, уполномоченный на принятие решений о предоставлении земельных участков, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства без предварительного согласования на торгах не принимал и заблаговременно не публиковал соответствующее сообщение в СМИ, также как не принимал решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов и о приеме соответствующих заявлений от всех заинтересованных лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что основания для принятия решения о предоставлении предпринимателю в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства объекта торгового назначения у Министерства отсутствовали как в порядке статьи 31 ЗК РФ, поскольку срок постановления о предварительном согласовании истек, так и в порядке пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, поскольку соответствующего решения Министерством не принималось.
Заявителем не представлено надлежащих доказательств того, что оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края не соответствует закону, что является обязательным для удовлетворения такого рода требований на основании части 1 статьи 198 АПК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в период действия постановления N 3682 предприниматель обращался к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением от 10.08.2010 о предоставлении спорного земельного участка в аренду, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данный факт не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа Министерства.
Совокупный анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что заявитель, действительно, имеет намерение получить в аренду земельный участок для строительства, однако им не были предприняты меры по своевременной оценке бездействия и действий администрации в отношении спорного земельного участка, (в случае, если предприниматель считает их незаконными), что в настоящем споре не может служить основанием для признания незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 24.06.2013 N 93/4153-01-09.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из того, что предметом настоящего спора является отказ Министерства, оформленный письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09 в ответ на обращение предпринимателя от 11.06.2013, в связи с чем, основания для оценки действий (бездействия) Администрации отсутствуют, так как эти обстоятельства не соотносятся с предметом требований по настоящему делу.
На том же основании отклоняется ссылка предпринимателя в своей апелляционной жалобе на то обстоятельство, что действия по исправлению Администрацией технической ошибки в постановлении N 3074 от 15.11.2012 лишили ИП Горбатого А.П. возможности заключить договор аренды земельного участка в согласованные сроки.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства данного спора, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Министерства, оформленный письмом от 24.06.2013 N 03/4153-01-09, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010124:987, площадью 0,1378 га под строительство торгового комплекса по ул. Тундровой, является законным и обоснованным, соответствуют положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ, Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 24.09.2012 N 148.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции о является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.11.2013 по делу N А24-2716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)