Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
- от истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Пермь (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883) - Голдобина И.П., паспорт, доверенность от 16.12.2014 года;
- от ответчика жилищно-строительного кооператива N 32 (ОГРН 1025900538773, ИНН 5902602588) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц 1) Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140); 2) Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917); 3) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210); 4) общества с ограниченной ответственностью "Лифт - Сервис" (ОГРН 1025900901245, ИНН 5904037483); 5) общества с ограниченной ответственностью "Взлет - Урал" (ОГРН 1025902051830, ИНН 5902154880); 6) общества с ограниченной ответственностью "Доверенные лица" (ОГРН 1065902051830, ИНН 5902154880) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Пермь
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года
по делу N А50-5584/2014,
принятое судьей Васильевой Е.В.
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Пермь (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883)
к жилищно-строительному кооперативу N 32 (ОГРН 1025900538773, ИНН 5902602588)
третьи лица: 1) Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140); 2) Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917); 3) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210); 4) общество с ограниченной ответственностью "Лифт - Сервис" (ОГРН 1025900901245, ИНН 5904037483); 5) общество с ограниченной ответственностью "Взлет - Урал" (ОГРН 1025902051830, ИНН 5902154880); 6) общество с ограниченной ответственностью "Доверенные лица" (ОГРН 1065902051830, ИНН 5902154880)
о взыскании убытков в размере 99 104 руб. 00 коп.,
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - истец, Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Жилищно-строительного кооператива N 32 (далее - ответчик, Кооператив) убытков в сумме 99104 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывает на подтверждение материалами дела факта завышения стоимости лифтового оборудования, приобретенного на средства, которые предоставлены Кооперативу по договору от 09.09.2011 N 2/2011 долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Кооперативом и правопредшественником Департамента - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми ИНН 5902292093 (по договору - Плательщик) заключен договор от 09.09.2011 N 2/2011 долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Плательщик принял на себя обязательства предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счет средств Фонда) средства финансовой поддержки Кооперативу на замену лифтового оборудования и установку приборов учета и потребления ресурсов тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 96, на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах в размере, предусмотренном договором.
Пунктом 1.2 договора установлено, что предоставление финансовой поддержки производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" и Постановлением Администрации города Перми от 29.04.2011 N 186 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2011 год".
Плательщик, наряду с другими правомочиями, осуществляет по условиям договора контроль за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт (пункт 2.2 договора).
Исполнитель (Кооператив) обеспечивает целевое и эффективное использование средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт; срок использования средств финансовой поддержки - до 01.04.2012 (пункт 3.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2011).
Разделом 4 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2011) установлено, что общая стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме составляет 5 173 604,18 руб., размер финансовой поддержки из бюджета - 4 914 923,98 руб. (то есть 95% от стоимости ремонта) (л.д. 12 том 2).
По результатам проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов (акт от 28.06.2013) Министерством финансов установлено нецелевое использование бюджетных средств, допущенное в результате необоснованного завышения на 101952,02 руб. (2 426 862,26 руб. - 2 324 910,24 руб.) стоимости 3-х лифтов в многоквартирном доме N 96 по ул. Луначарского приобретенных ООО "Лифт-Сервис" у ООО "Лифткомплект" за 2 324 910,24 руб. (в том числе НДС) по договору поставки лифтового оборудования от 17.08.2011 (л.д. 88-91).
В целях установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном доме N 96 по ул. Луначарского в г. Перми Кооперативом 02.09.2011 заключен договор с ООО "Взлет-Урал" N 049-Р/2011. Пунктом 3.1 договора стоимость работ согласована в сумме 340706,73 руб. (л.д. 119-120). Актами по форме КС-2 от 19.12.2011 N 1-2 Кооператив принял и платежными поручениями от 28.09.2011, 25.11.2011 и 21.12.2011 оплатил работы ООО "Взлет-Урал" стоимостью 328604,18 руб., предусмотренные договором N 049-Р/2011 (л.д. 121-125).
По результатам проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов (акт от 08.04.2013, 28.06.2013) Министерство финансов установило, что работы по установке термометров в оправе прямых и угловых (1 комплект) (пункт 24 раздела 2 акта по форме КС-2 от 19.12.2011 N 2) не выполнены. По расчету проверяющего стоимость невыполненных работ составила 2368,40 руб. (л.д. 114-118).
Истец, указывая на нецелевое использование Кооперативом бюджетных средств, причинение бюджету города Перми убытков в сумме 96854,42 руб. (101952,02 руб. x 95%), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом совокупности необходимых условий для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) оспариваемого решения арбитражного суда в связи со следующим.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу разъяснений, данных в п. 10 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу ст. 65 АПК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие совокупности условий, а именно: противоправность действий ответчика, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, и непосредственно наличие и размер убытков. Отсутствие какого-либо из перечисленных выше элементов исключает возможность возложения гражданской ответственности на сторону.
Избрание истцом такого способа защиты как взыскание убытков при недоказанности обстоятельств, являющихся основанием для применения гражданско-правовой ответственности в порядке ст. 15 ГК РФ, не может повлечь удовлетворение заявленных исковых требований.
Из материалов дела следует, что Плательщик после получения заявки перечислил Кооперативу 19.09.2011 на банковский счет 2 088 725,48 руб., а после предоставления отчета об использовании средств - оставшиеся 2 826 198,50 руб. (л.д. 41-44 том 1).
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) регламентированы отношения, связанные с оказанием Фондом финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В исполнение данного Закона решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок N 74).
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 185-ФЗ определено понятие "предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда". Это предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 74 финансовая поддержка на капитальный ремонт - это безвозмездное и безвозвратное предоставление средств бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах при осуществлении капитального ремонта общего имущества.
В силу пункта 2.3 Порядка N 74 заявителями на получение финансовой поддержки могут быть товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив или, если они не созданы в многоквартирном доме, - управляющая организация (далее - ТСЖ, ЖСК или иные управляющие организации).
Финансовая поддержка предоставляется в случае принятия собственниками помещений обязательства по финансированию капитального ремонта за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту (пункт 3.4.2 Порядка N 74 в редакции, действовавшей до принятия решения Пермской городской Думы от 26.03.2013 N 7).
Частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ к видам работ по указанному выше капитальному ремонту многоквартирных домов отнесены, в частности, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). То же предусмотрено пунктом 3.3 Порядка N 74.
Согласно пункту 5.2 Порядка N 74 в редакции, действовавшей до 01.01.2013, перечисление средств финансовой поддержки производится при условии выполнения обязательств по финансированию капитального ремонта собственниками помещений и/или заявителем за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту (с учетом предоставленной рассрочки). Первый платеж в размере 65% суммы финансовой поддержки перечисляется после представления заявителем договора на выполнение работ по капитальному ремонту (для выплаты аванса подрядной организации по договору) (пункт 5.3.1); второй платеж (на оставшуюся сумму) - после представления: документов, подтверждающих оплату собственниками помещений и/или заявителем за счет собственных (заемных) средств доли стоимости капитального ремонта в полном объеме; отчета об использовании перечисленных средств на основании и с приложением актов приемки всех выполненных работ по договору по формам КС-2, КС-3, подписанного членами приемочной комиссии, в том числе функциональным органом (то есть Департаментом) и Технадзором (пункт 5.3.2).
Согласно пункту 5.4 Порядка N 74 если стоимость фактически выполненных работ по договору снизилась по сравнению со стоимостью, указанной в заявке на предоставление финансовой поддержки (в том числе в результате конкурсного отбора подрядной организации), то сумма финансовой поддержки пропорционально уменьшается.
В целях проведения капитального ремонта по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме N 96 по ул. Луначарского в г. Перми Кооперативом 23.08.2011 заключены договоры с ООО "Лифт-Сервис": N 153-ПМ на выполнение работ по замене 3-х лифтов, отработавших нормативный срок. Стоимость работ согласована в размере 4 750 050 руб. (л.д. 139-151). Актами по форме КС-2 от 24.10.2011 и 22.11.2011 Кооператив принял и платежными поручениями от 21.09.2011, 26.12.2011 и 15.02.2012 (л.д. 157-159) оплатил работы ООО "Лифт-Сервис" стоимостью 4 750 050 руб. по замене лифтов, предусмотренные договором от 23.08.2011 N 153-ПМ. Копия акта от 24.10.2011 на работы стоимостью 3 684 802,72 руб. представлена в материалы дела (л.д. 153-156). Наличие актов о приемке работ на остальную сумму подтверждается актом встречной проверки от 08.04.2013 (л.д. 113) и истцом не оспаривается.
В соответствии с указанными актами приемка работ, выполненных подрядчиком ООО "Лифт-Сервис", состоялась в присутствии директора ООО "Доверенные лица". Осуществление последним технического надзора за работами по капитальному ремонту и замене лифтов и проверка им приемки выполненных работ подтверждается также актом от 15.11.2011 на оказание услуг по осуществлению технического надзора. Данные услуги стоимостью 94950 руб. оплачены Кооперативом в рамках договора от 23.08.2011 N 4л (л.д. 204-205).
Согласно акту по форме КС-2 от 24.10.2011 N 1 (л.д. 156) в стоимость оплаченных работ по договору от 23.08.2011 N 153-ПМ вошла стоимость оборудования "Лифт пассажирский г/п 400 кг на 9 ост. 3 шт. x 685554,31 руб.". Вместе с НДС стоимость установленного подрядчиком лифтового оборудования составила 2 426 862,26 руб. (685554,31 руб. x 3 x 1,18).
Между тем, согласно пункту 4.24 данной Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1, стоимость материальных ресурсов может определяться:
- в базисном уровне цен - по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции - федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;
- в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.
Пунктом 4.25 Методики N 15/1 предусмотрено, что определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.
В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.
Свободная (рыночная) цена складывается в том числе из прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации.
Таким образом, исходя из указанной Методики, стоимость материальных ресурсов, помимо закупочной цены, может включать в себя расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам.
Кроме того, соответствии с указанной Методикой определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций - производителей продукции, между тем, обязанность истца по предъявлению подрядчику требований о поставке оборудования именно по цене организации-производителя из указанной Методики не следует.
Также суд первой инстанции верно указал на то, что договором долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 09.09.2011 N 2/2011 обязанность Кооператива по применению Методики N 15/1 не предусмотрено. Вопреки доводам Департамента, такая обязанность не установлена и пунктом 5.2 Порядка N 74. В данном пункте говорится об обязанности Департамента перечислить средства финансовой поддержки лишь при условии представления проектной документации, разработанной в соответствии с Методикой N 15/1. Обязанность Кооператива заключить договор в соответствии с конкретными стоимостными нормативами ни Порядком N 74, ни договором от 09.09.2011 N 2/2011 не предусмотрена. Таким образом, при заключении Кооперативом договоров с подрядными организации действует принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ.
Также из материалов дела следует, что в комиссии по отбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 96 по ул. Луначарского принимал участие представитель от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (реорганизовано в форме слияния с Департаментом), который также голосовал за признание победителем конкурса ООО "Лифт-Сервис" и ООО "Доверенные лица".
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что материалами дела не подтверждается и противоправное поведение ответчика, которое могло бы привести к причинению вреда (нарушение им каких-либо нормативных правовых актов либо условий договора от 09.09.2011 N 2/2011).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков, поскольку совокупность условий для применения гражданско-правовой ответственности материалами дела не подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Данные доводы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года по делу N А50-5584/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2015 N 17АП-17833/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-5584/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. N 17АП-17833/2014-ГК
Дело N А50-5584/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
- от истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Пермь (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883) - Голдобина И.П., паспорт, доверенность от 16.12.2014 года;
- от ответчика жилищно-строительного кооператива N 32 (ОГРН 1025900538773, ИНН 5902602588) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц 1) Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140); 2) Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917); 3) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210); 4) общества с ограниченной ответственностью "Лифт - Сервис" (ОГРН 1025900901245, ИНН 5904037483); 5) общества с ограниченной ответственностью "Взлет - Урал" (ОГРН 1025902051830, ИНН 5902154880); 6) общества с ограниченной ответственностью "Доверенные лица" (ОГРН 1065902051830, ИНН 5902154880) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Пермь
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года
по делу N А50-5584/2014,
принятое судьей Васильевой Е.В.
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Пермь (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883)
к жилищно-строительному кооперативу N 32 (ОГРН 1025900538773, ИНН 5902602588)
третьи лица: 1) Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140); 2) Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917); 3) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210); 4) общество с ограниченной ответственностью "Лифт - Сервис" (ОГРН 1025900901245, ИНН 5904037483); 5) общество с ограниченной ответственностью "Взлет - Урал" (ОГРН 1025902051830, ИНН 5902154880); 6) общество с ограниченной ответственностью "Доверенные лица" (ОГРН 1065902051830, ИНН 5902154880)
о взыскании убытков в размере 99 104 руб. 00 коп.,
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - истец, Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Жилищно-строительного кооператива N 32 (далее - ответчик, Кооператив) убытков в сумме 99104 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывает на подтверждение материалами дела факта завышения стоимости лифтового оборудования, приобретенного на средства, которые предоставлены Кооперативу по договору от 09.09.2011 N 2/2011 долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Кооперативом и правопредшественником Департамента - Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми ИНН 5902292093 (по договору - Плательщик) заключен договор от 09.09.2011 N 2/2011 долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 10).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Плательщик принял на себя обязательства предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счет средств Фонда) средства финансовой поддержки Кооперативу на замену лифтового оборудования и установку приборов учета и потребления ресурсов тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, 96, на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах в размере, предусмотренном договором.
Пунктом 1.2 договора установлено, что предоставление финансовой поддержки производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" и Постановлением Администрации города Перми от 29.04.2011 N 186 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2011 год".
Плательщик, наряду с другими правомочиями, осуществляет по условиям договора контроль за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт (пункт 2.2 договора).
Исполнитель (Кооператив) обеспечивает целевое и эффективное использование средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт; срок использования средств финансовой поддержки - до 01.04.2012 (пункт 3.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2011).
Разделом 4 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2011) установлено, что общая стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме составляет 5 173 604,18 руб., размер финансовой поддержки из бюджета - 4 914 923,98 руб. (то есть 95% от стоимости ремонта) (л.д. 12 том 2).
По результатам проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов (акт от 28.06.2013) Министерством финансов установлено нецелевое использование бюджетных средств, допущенное в результате необоснованного завышения на 101952,02 руб. (2 426 862,26 руб. - 2 324 910,24 руб.) стоимости 3-х лифтов в многоквартирном доме N 96 по ул. Луначарского приобретенных ООО "Лифт-Сервис" у ООО "Лифткомплект" за 2 324 910,24 руб. (в том числе НДС) по договору поставки лифтового оборудования от 17.08.2011 (л.д. 88-91).
В целях установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном доме N 96 по ул. Луначарского в г. Перми Кооперативом 02.09.2011 заключен договор с ООО "Взлет-Урал" N 049-Р/2011. Пунктом 3.1 договора стоимость работ согласована в сумме 340706,73 руб. (л.д. 119-120). Актами по форме КС-2 от 19.12.2011 N 1-2 Кооператив принял и платежными поручениями от 28.09.2011, 25.11.2011 и 21.12.2011 оплатил работы ООО "Взлет-Урал" стоимостью 328604,18 руб., предусмотренные договором N 049-Р/2011 (л.д. 121-125).
По результатам проверки использования межбюджетных трансфертов, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов (акт от 08.04.2013, 28.06.2013) Министерство финансов установило, что работы по установке термометров в оправе прямых и угловых (1 комплект) (пункт 24 раздела 2 акта по форме КС-2 от 19.12.2011 N 2) не выполнены. По расчету проверяющего стоимость невыполненных работ составила 2368,40 руб. (л.д. 114-118).
Истец, указывая на нецелевое использование Кооперативом бюджетных средств, причинение бюджету города Перми убытков в сумме 96854,42 руб. (101952,02 руб. x 95%), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом совокупности необходимых условий для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) оспариваемого решения арбитражного суда в связи со следующим.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу разъяснений, данных в п. 10 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу ст. 65 АПК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие совокупности условий, а именно: противоправность действий ответчика, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, и непосредственно наличие и размер убытков. Отсутствие какого-либо из перечисленных выше элементов исключает возможность возложения гражданской ответственности на сторону.
Избрание истцом такого способа защиты как взыскание убытков при недоказанности обстоятельств, являющихся основанием для применения гражданско-правовой ответственности в порядке ст. 15 ГК РФ, не может повлечь удовлетворение заявленных исковых требований.
Из материалов дела следует, что Плательщик после получения заявки перечислил Кооперативу 19.09.2011 на банковский счет 2 088 725,48 руб., а после предоставления отчета об использовании средств - оставшиеся 2 826 198,50 руб. (л.д. 41-44 том 1).
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) регламентированы отношения, связанные с оказанием Фондом финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В исполнение данного Закона решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок N 74).
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 185-ФЗ определено понятие "предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда". Это предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 74 финансовая поддержка на капитальный ремонт - это безвозмездное и безвозвратное предоставление средств бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах при осуществлении капитального ремонта общего имущества.
В силу пункта 2.3 Порядка N 74 заявителями на получение финансовой поддержки могут быть товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив или, если они не созданы в многоквартирном доме, - управляющая организация (далее - ТСЖ, ЖСК или иные управляющие организации).
Финансовая поддержка предоставляется в случае принятия собственниками помещений обязательства по финансированию капитального ремонта за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту (пункт 3.4.2 Порядка N 74 в редакции, действовавшей до принятия решения Пермской городской Думы от 26.03.2013 N 7).
Частью 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ к видам работ по указанному выше капитальному ремонту многоквартирных домов отнесены, в частности, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). То же предусмотрено пунктом 3.3 Порядка N 74.
Согласно пункту 5.2 Порядка N 74 в редакции, действовавшей до 01.01.2013, перечисление средств финансовой поддержки производится при условии выполнения обязательств по финансированию капитального ремонта собственниками помещений и/или заявителем за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту (с учетом предоставленной рассрочки). Первый платеж в размере 65% суммы финансовой поддержки перечисляется после представления заявителем договора на выполнение работ по капитальному ремонту (для выплаты аванса подрядной организации по договору) (пункт 5.3.1); второй платеж (на оставшуюся сумму) - после представления: документов, подтверждающих оплату собственниками помещений и/или заявителем за счет собственных (заемных) средств доли стоимости капитального ремонта в полном объеме; отчета об использовании перечисленных средств на основании и с приложением актов приемки всех выполненных работ по договору по формам КС-2, КС-3, подписанного членами приемочной комиссии, в том числе функциональным органом (то есть Департаментом) и Технадзором (пункт 5.3.2).
Согласно пункту 5.4 Порядка N 74 если стоимость фактически выполненных работ по договору снизилась по сравнению со стоимостью, указанной в заявке на предоставление финансовой поддержки (в том числе в результате конкурсного отбора подрядной организации), то сумма финансовой поддержки пропорционально уменьшается.
В целях проведения капитального ремонта по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме N 96 по ул. Луначарского в г. Перми Кооперативом 23.08.2011 заключены договоры с ООО "Лифт-Сервис": N 153-ПМ на выполнение работ по замене 3-х лифтов, отработавших нормативный срок. Стоимость работ согласована в размере 4 750 050 руб. (л.д. 139-151). Актами по форме КС-2 от 24.10.2011 и 22.11.2011 Кооператив принял и платежными поручениями от 21.09.2011, 26.12.2011 и 15.02.2012 (л.д. 157-159) оплатил работы ООО "Лифт-Сервис" стоимостью 4 750 050 руб. по замене лифтов, предусмотренные договором от 23.08.2011 N 153-ПМ. Копия акта от 24.10.2011 на работы стоимостью 3 684 802,72 руб. представлена в материалы дела (л.д. 153-156). Наличие актов о приемке работ на остальную сумму подтверждается актом встречной проверки от 08.04.2013 (л.д. 113) и истцом не оспаривается.
В соответствии с указанными актами приемка работ, выполненных подрядчиком ООО "Лифт-Сервис", состоялась в присутствии директора ООО "Доверенные лица". Осуществление последним технического надзора за работами по капитальному ремонту и замене лифтов и проверка им приемки выполненных работ подтверждается также актом от 15.11.2011 на оказание услуг по осуществлению технического надзора. Данные услуги стоимостью 94950 руб. оплачены Кооперативом в рамках договора от 23.08.2011 N 4л (л.д. 204-205).
Согласно акту по форме КС-2 от 24.10.2011 N 1 (л.д. 156) в стоимость оплаченных работ по договору от 23.08.2011 N 153-ПМ вошла стоимость оборудования "Лифт пассажирский г/п 400 кг на 9 ост. 3 шт. x 685554,31 руб.". Вместе с НДС стоимость установленного подрядчиком лифтового оборудования составила 2 426 862,26 руб. (685554,31 руб. x 3 x 1,18).
Между тем, согласно пункту 4.24 данной Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1, стоимость материальных ресурсов может определяться:
- в базисном уровне цен - по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции - федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;
- в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.
Пунктом 4.25 Методики N 15/1 предусмотрено, что определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.
В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.
Свободная (рыночная) цена складывается в том числе из прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации.
Таким образом, исходя из указанной Методики, стоимость материальных ресурсов, помимо закупочной цены, может включать в себя расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам.
Кроме того, соответствии с указанной Методикой определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций - производителей продукции, между тем, обязанность истца по предъявлению подрядчику требований о поставке оборудования именно по цене организации-производителя из указанной Методики не следует.
Также суд первой инстанции верно указал на то, что договором долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 09.09.2011 N 2/2011 обязанность Кооператива по применению Методики N 15/1 не предусмотрено. Вопреки доводам Департамента, такая обязанность не установлена и пунктом 5.2 Порядка N 74. В данном пункте говорится об обязанности Департамента перечислить средства финансовой поддержки лишь при условии представления проектной документации, разработанной в соответствии с Методикой N 15/1. Обязанность Кооператива заключить договор в соответствии с конкретными стоимостными нормативами ни Порядком N 74, ни договором от 09.09.2011 N 2/2011 не предусмотрена. Таким образом, при заключении Кооперативом договоров с подрядными организации действует принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ.
Также из материалов дела следует, что в комиссии по отбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 96 по ул. Луначарского принимал участие представитель от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (реорганизовано в форме слияния с Департаментом), который также голосовал за признание победителем конкурса ООО "Лифт-Сервис" и ООО "Доверенные лица".
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что материалами дела не подтверждается и противоправное поведение ответчика, которое могло бы привести к причинению вреда (нарушение им каких-либо нормативных правовых актов либо условий договора от 09.09.2011 N 2/2011).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков, поскольку совокупность условий для применения гражданско-правовой ответственности материалами дела не подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Данные доводы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года по делу N А50-5584/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)