Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 15.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1421/2015

Требование: О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на улучшение жилищных условий, обязании представить список граждан.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица является вдовой ветерана ВОВ, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет с более поздней даты, чем обращалась.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-1421/2015


Докладчик: Нестерова А.А.
Судья: Алексеева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Максимовой И.А.,
при секретаре судебного заседания И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску С. к администрации Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить список граждан с указанием о принятии на учет на улучшение жилищных условий с указанной даты, поступившее по апелляционной жалобе С. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований С. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

установила:

С. со ссылкой на ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" обратилась в суд с иском к администрации Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, в котором с учетом последующих уточнений просила признать за ней право на меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и обязать администрацию района поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки. Она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ и принята на учет с указанного времени. Однако с заявлением о предоставлении помощи в улучшении жилищных условий она обращалась еще ДД.ММ.ГГГГ, и актом обследования помещения N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией выявлен 80% износ ее жилого дома, в связи с чем на учет должна была быть принята именно с данного времени.
В судебном заседании истец С. не присутствовала, реализовав свое право на участие в деле через представителей Ш. и адвоката Громову Е.Г., которые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района ЧР Л. исковые требования не признал.
Представитель ответчика администрации Моргаушского района ЧР Т. исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отдела социальной защиты населения Моргаушского района КУ ЧР <данные изъяты> Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Минстроя Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовали, представили заявления о рассмотрении дела без их участия.
По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное в апелляционном порядке истцом С. на предмет его отмены.
Оспаривая решение суда, истец С. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с заявлением в сельскую администрацию о предоставлении помощи в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов", однако ответа в установленный срок не получила, на очередь на улучшение жилищных условий не была поставлена, а необоснованно была включена в список нуждающихся в капитальном ремонте. Полагает, что поскольку на ее заявлении имелась резолюция главы сельского поселения "поставить в очередь", то она с указанного времени должна была быть поставлена в очередь для обеспечения жильем. Принятие истца на учет только ДД.ММ.ГГГГ ущемляет ее права, т.к. сведения о ее принятии на учет должны быть поданы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца С. адвоката Громовой С.А., М. и Ш., поддержавших апелляционную жалобу, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст. ст. 2, 4 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок и требования для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. ст. 52, 53 Жилищного кодекса РФ.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно пунктам 7, 42 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 33 вышеуказанного Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).
В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
- - каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Судом установлено, что С., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
В собственности С. находится жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец С. обратилась в администрацию Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района ЧР с заявлением о предоставлении помощи в улучшении жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Моргаушского района от 28 декабря 2007 года N, с участием С. было проведено обследование указанного жилого дома N по <адрес>. Износ дома определен в 80%. На основании акта обследования помещения межведомственной комиссией вынесено заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГГГ истец под N включена в список вдов участников Великой Отечественной войны, желающих провести капитальный ремонт жилых домов по Моргаушскому району ЧР. Стоимость ремонта определена в размере <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района ЧР от 06 марта 2014 года N, с участием С. было проведено обследование данного жилого дома и на основании акта обследования помещения межведомственной комиссией вынесено заключение N от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещения ветхим и непригодным для дальнейшего проживания.
Постановлением администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района от 05 июня 2014 года N С. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Моргаушского района ЧР в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики направлена информация о численности ветеранов войны, состоящих на учете ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлен дополнительный список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года, по состоянию на 01 сентября 2014 года по Моргаушскому району, в который включена С., вдова умершего участника Великой Отечественной войны, поставленная на учет 05 июня 2014 года. С. в списке по Моргаушскому району ЧР стоит под N.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из отсутствия в материалах дела доказательств возникновения права истца на улучшение жилищных условий в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" с 29 апреля 2010 года. При этом заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которой дом С. не признан непригодным для проживания, истцом не обжаловалось.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда ошибочными, основанными на неправильной оценке имеющихся в деле доказательств.
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации Моргаушского района ЧР от 28.12.2007 года N, приняла решение о необходимости проведения капитального ремонта в принадлежащем С. доме N <адрес>.
Такой вывод комиссия сделала на основании акта обследования помещения N от 11.05.2010 года выявившего, что раствор для кирпичной кладки дома применен низкого качества, в результате чего происходит его выветривание и образуются пустые швы; пол и чердачные перекрытия имеют значительные прогибы, зазоры и щели; кровля протекает на большей ее части; оконные и дверные блоки поражены гнилью и притворяются неплотно.
Между тем, комиссия определила 80-ти процентный износ кирпичного дома, свидетельствующий о непригодности жилого дома для постоянного проживания. Кроме того, вывод о признании дома пригодным для проживания, как требует "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, комиссия также не сделала.
Актом обследования спорного жилого дома межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признавшей помещение ветхим и непригодным для дальнейшего проживания, установлены аналогичные повреждения: вертикальные трещины стен подполья, разрушение кладки наружной версты, выкрошивание раствора в швах подпорных кирпичных столбов, прогиб балки, вертикальные трещины стены, выветривание раствора из швов кирпичной кладки, прогибы, перекосы ступеней, недопустимые провисы чердака, следы протечек, недопустимые прогибы уровня первого этажа, местами прогнившие, пластинчатая ржавчина кровли. Износ дома определен как 70,6%.
Таким образом, совокупностью имеющихся в деле доказательств достоверно установлено, что жилое помещение, в котором проживает истец, уже на момент его осмотра межведомственной комиссией 11 мая 2010 года являлось неблагоустроенным и непригодным для проживания, поскольку не отвечало установленным для жилых помещений требованиям.
Судебная коллегия находит, что акт визуального обследования дома от 11.05.2010 г. не содержит сведений о наличии соответствующего заключения, которое подтверждало бы пригодность жилого помещения для проживания.
При этом в силу п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания указанный дом должен был быть отнесен межведомственной комиссией к непригодным для постоянного проживания жилым домам в связи с установлением его 80-процентного износа.
Определяя правовые основания удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия исходит из того, что в процессе судебного разбирательства установлены факты и обстоятельства, свидетельствующие о непригодности жилого помещения для дальнейшего проживания в нем истца по состоянию на 11.05.2010 г., в связи с чем С. подлежала включению с указанной даты в сводный список лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2015 года и принять по делу новое решение, которым признать С. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ "О ветеранах" с 11 мая 2010 года и обязать администрацию Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района ЧР поставить С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.05.2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 30 января 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать С. имеющей право на меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Обязать администрацию Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики поставить С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.05.2010 года.

Председательствующий
М.А.БЛИНОВА

Судьи
А.А.НЕСТЕРОВА
И.А.МАКСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)