Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2015 N 12АП-13194/2014 ПО ДЕЛУ N А12-34751/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N А12-34751/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "16" марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Каплина С.Ю., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красноармейского района Волгограда (ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290, адрес местонахождения: 400112, г. Волгоград, ул. Остравская, 4а)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 ноября 2014 года по делу N А12-34751/2014 (судья Кулик И.В.)
по заявлению Администрации Красноармейского района Волгограда (ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290, адрес местонахождения: 400112, г. Волгоград, ул. Остравская, 4а)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580, адрес местонахождения: 400066, Волгоград, ул. Новороссийская, 5)
о признании недействительным предписания от 17.07.2014 г. N 1238,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов Красноармейского района Волгограда (адрес местонахождения: 400112, г. Волгоград, ул. Остравская, 4а),

установил:

Администрация Красноармейского района Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 1238 от 17.07.2014 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее -Положение).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, Администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Производство по делу приостанавливалось до рассмотрения кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А12-23871/2014 по заявлению администрации о признании недействительными и отмене акта проверки от 05.06.2014 N 945 и предписания от 05.06.2014 N 945 об устранении выявленных нарушений обязательных требований Положения о признании помещения жилим помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведено обследование многоквартирного дома N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда, по результатам которого принято заключение от 17.06.2013 N 1696 о техническом состоянии указанного дома. Заключение Инспекции от 17.06.2013 N 1696 направлено в Администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией в соответствии с Положением.
На основании приказа о проведении проверки от 20.05.2014 N 945 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации с целью рассмотрения заключения Инспекции от 17.06.2013 N 1696 о техническом состоянии многоквартирного жилого дома N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда.
В ходе контрольных мероприятий у Администрации запрошены документы, подтверждающие рассмотрение заключения Инспекции в установленном Положением порядке.
Установив отсутствие соответствующего решения межведомственной комиссии (в виде заключения), Инспекция выдала Администрации предписание от 05.06.2014 N 945, согласно которому Администрации в срок до 04.07.2014 следует устранить выявленные нарушения обязательных требований Положения, а именно: рассмотреть на межведомственной комиссии Администрации заключение Инспекции от 17.06.2013 N 1696 о техническом состоянии многоквартирного дома N 89 по ул. Удмуртская в г. Волгограде и принять решение в виде заключения в соответствии с требованиями пункта 47 Положения; направить в орган местного самоуправления для принятия решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; заключение межведомственной комиссии направить в Инспекцию.
Результаты внеплановой проверки зафиксированы в акте проверки от 05.06.2014 г. N 945.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 05.06.2014 г. N 945 и актом проверки от 05.06.2014 г. N 945, Администрация обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2014 г. по делу N А12-23871/2014 в удовлетворении требований администрации о признании недействительным предписания от 05.06.2014 г. N 945 отказано, в части требования об оспаривании акта проверки производство по делу прекращено.
Предметом рассмотрения в рамках дела N А12-23871/2014 являлась проверка законности предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 1238 от 17.07.2014 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которое было выдано Администрации, в связи с неисполнением ранее выданного предписания от 05.06.2014 г. N 945.
Предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 1238 от 17.07.2014 г. содержит аналогичные требования, что и предписание от 05.06.2014 г. N 945.
Оценка правомерности выданного предписания Инспекции от 05.06.2014 г. N 945 была дана в решении суда от 16.09.2014 г. по делу N А12-23871/2014, вступившим в законную силу 06.11.2014 г.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Коллегией АС Поволжского округа от 24 февраля 2015 года решение арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного суда по N А12-23871/2014 оставлено без изменения.
По доводу о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не отнесены к компетенции Администрации, а отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, коллегия апелляционной инстанции считает указать следующее.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания, установлены Положением.
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с постановлением администрации Волгограда от 06.05.2006 N 1043 "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда" полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов делегированы администрациям районов Волгограда, в связи, с чем администрациями районов Волгограда созданы межведомственные комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов (далее -комиссия).
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 46 указанного Положения установлено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В связи с чем, вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений - коллегиальный орган, не являющийся самостоятельным юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
В силу законодательно установленного порядка проведение обследования (оценки) общего имущества и жилых помещений на предмет пригодности для проживания может быть инициировано на основании указанных обращений, в том числе заключения контролирующего органа.
В данном случае, Инспекцией проведено обследование многоквартирного дома N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда, по результатам которого принято заключение от 17.06.2013 N 1696.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее - Положение о государственном жилищном надзоре).
На основании пункта 4 Положения о государственном жилищном надзоре государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Согласно пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При выявлении в ходе контрольных мероприятий оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (наличие признаков ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований) Инспекция в целях реализации возложенных на нее задач обязана составить заключение о пригодности дома для проживания и направить его в соответствующую межведомственную комиссию для проведения оценки в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 Положением.
Исходя из данного Положения Инспекция имеет право и обязанность по проверки технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома.
Проводя проверку по дому N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда, инспекцией выявлены повреждения конструктивных элементов жилого здания, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом доме.
В связи с чем, руководствуясь Положением, в адрес Администрации сопроводительным письмом от 25.06.2013 направлено заключение от 17.06.2013 N 1696 о техническом состоянии многоквартирного жилого дома для его рассмотрения на межведомственной комиссии и принятия решения в установленном Положением порядке, по вопросу пригодности (непригодности) жилого дома для проживания.
Согласно протоколу от 11.04.2014 N 4 заседания межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов на территории Красноармейского района Волгограда, для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо предложить собственникам жилых помещений представить в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Согласно писем Администрации от 25.04.2014 N 1924и в адрес собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда, для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо представить в срок до 26.05.2014 в Администрацию заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного дома.
Из чего следует, что Администрацией не исполнены требования первоначального предписания, в котором указано на необходимость рассмотреть заключение инспекции и принять решение в виде заключения в соответствии с требованиями п. 47 Положения.
Установив факт непринятия межведомственной комиссией на основании заключения Инспекции от 17.06.2013 N 1696 соответствующего решения, предусмотренного пунктом 47 Положения, Инспекция пришла к выводу о нарушении межведомственной комиссией требований пунктов 46, 47 Положения, а также о необоснованном затягивании рассмотрения вопроса о пригодности жилого дома для проживания граждан и несвоевременном проведении необходимых ремонтно-восстановительных работ, что может послужить основанием для возникновения чрезвычайных ситуаций.
При указанных обстоятельствах, следует вывод о правомерности выдачи инспекцией повторного предписания, обжалуемого в рамках настоящего дела.
Таким образом, заключение Инспекции от 17.06.2013 N 1696 о техническом состоянии многоквартирного дома N 89 по ул. Удмуртская г. Волгограда подлежало рассмотрению межведомственной комиссией Администрации в предусмотренный Положением тридцатидневный срок, с принятием одного из установленных пунктом 47 Положения решения, либо решения о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, а возложение обязанностей по проведению дополнительного обследования на собственников помещений является неправомерным.
Давая оценку представленным в материалы дела, обстоятельствам и представленным доказательствам коллегия апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание N 1238 от 17.07.2014 г., которое вынесено в связи с проверкой выявленных нарушений ранее, является правомерным и соответствующим нормам закона регулирующие данные правоотношения.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе о том, что Администрацией исполнены требования первоначального предписания, не соответствуют действительности, потому как, доказательств совершения действий указанных в предписании от 05.06.2014 г. N 945 и соответствие их закону не представлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 ноября 2014 года по делу N А12-34751/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи
С.Ю.КАПЛИН
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)